НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЯВЛЕНИЯМИ ЖИВОЙ/НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ
картотека по окружающему миру (старшая группа)

Светлана Юрьевна Прокопьева

НАБЛЮДЕНИЕ ЗАЯВЛЕНИЯМИ ЖИВОЙ/НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nablyudenie_kartoteka.docx292.69 КБ

Предварительный просмотр:

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА

ЯВЛЕНИЯМИ ЖИВОЙ/НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.

Тема: НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ВЕТРОМ.

Цель: Продолжать учить определять силу ветра; расширять знания детей о

неживой природе.

Оборудование: компас, флюгер.

Ход наблюдения:

Водно-мотивационный этап.

Воспитатель загадывает детям загадку.

Летит без крыльев и поет,

Прохожих задевает,

Одним проходу не дает,

Других он подгоняет. (Ветер.)

Основная часть.

Воспитатель задает детям вопросы.

- Как образуется ветер? (Воздух нагревается от земли, поднимается вверх, а

холодный воздух опускается вниз. Такое передвижение воздуха, создает

ветер.) - Какие бывают ветры по силе? (Сильные и слабые.) - Как называются

сильные ветры? (Ураган, тайфун, смерч.) - Сегодня есть ветер? Какой он по

силе?

Исследовательская деятельность: Определить направление ветра с

помощью компаса и флюгера. (Куда повернул флюгер — оттуда и ветер, а по

стрелке компаса определяется сторона света.) Как определить силу ветра? (С

помощью бумажки и секундомера.) Как определить с какой стороны дует

ветер? (С помощью компаса: если с севера — холодный, если с юга —

теплый.)

Трудовая деятельность: Уборка участка от веток и камней.

Цель: продолжать учить работать сообща, получать радость от выполненной

работы.

Подвижная игра: «Коршун и наседка».

Цель: учить слушать команды воспитателя; развивать внимание.                                                         «Ветер».

Цель: закреплять представления о связях в природе; учить внимательно

слушать команды воспитателя.

Рефлексия. За чем мы наблюдали? Что мы с вами узнали о ветре? С помощью чего можно узнать направление ветра? Что мы хорошее сделали на участке? (Ответы детей).

Тема: НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЛИСТОПАДОМ.

Цель: расширять знания о сезонных изменениях в природе; формировать

способность выражать наблюдаемое в своей речи.

Оборудование: уборочный инвентарь.

Ход наблюдения:

Водно-мотивационный этап.

В тишине осенних рощ

Золотистый льется дождь. (Листопад.)

Весной вырастают,

А осенью опадают. (Листья.)

Падают с ветки

Золотые монетки. (Листочки.)

Основная часть.

Воспитатель задает детям вопросы.

- Все ли деревья изменили окраску листьев? - Какими были летом деревья,

кусты? - Как они изменились с приходом осени? - Какого цвета листья на

березе? (Золотисто-желтые.) На рябине? (Красные.) - У какого дерева

раньше других меняется окраска листьев? (У березы.) - У каких деревьев

дольше всех сохраняются листья во время листопада? (У березы.)

Листопад! Листопад!

Лес осенний конопат!

Налетели конопушки,

Стали рыжими опушки,

Ветер мимо пролетал,

Ветер лесу прошептал:

— Ты не жалуйся врачу,

Конопушки я лечу,

Все рыжинки оборву,

Побросаю их в траву.

Воспитатель предлагает детям понаблюдать за опавшими листьями.

- Какое значение имеет листопад? (Приспособление к зимнему холоду,

защита деревьев от поломок, выброс не нужных веществ с листьями.) - Все

листочки падают одинаково? (Нет.) - Дерево тоже умирает с опавшими

листьями? (Растение продолжает жить; в пазухе каждого листа золотистая

почка, которая дает весной молодой побег с готовыми листьями.)

Исследовательская деятельность: Найти листочки, которые, сорвавшись,

сразу падают вниз. Найти листочки, которые летят, медленно покачиваясь из

стороны в сторону. Найти листочки, которые летят, цепляясь за ветки.

Составить из опавших листьев узор на асфальте.

Трудовая деятельность: Помощь дворнику в уборке листьев на участке

детского сада.

Цель: закреплять умение работать сообща, добиваясь выполнения задания

общими усилиями.

Подвижная игра: «Лиса и зайцы».

Цель: формировать представление об образе жизни и повадках животных.

«Хищник — добыча».

Цели: упражнять в установлении связи «хищник — добыча»; развивать

быстроту бега, ловкость.

Рефлексия. Про что мы сегодня с вами узнали? Как изменились деревья с приходом осени? - Какого цвета листья становятся с приходом осени? Что происходит с деревьями кога на нем не осталось не одного листочка? Когда листья падают с деревьев как это называется?

 Тема: НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПЕРЕЛЕТНЫМИ ПТИЦАМИ.

Цель: расширить представления о перелетных птицах; воспитывать

познавательный интерес к птицам.

Оборудование: карточки-схемы, на которых изображены угол, прямая линия, пологая дуга, хаотично, скученно расположенные точки.

Ход наблюдения:

Водно-мотивационный этап.

Птицы на юг улетают

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали. (М. Ивенсен)

Журавли летят, курлычут.

Шлют последнее «прощай».

За собою лето кличут,

Забирают в теплый край.

Основная часть.

Воспитатель проводит с детьми беседу, задает вопросы.

- Как изменилась жизнь птиц с приходом осени? (Корма для птиц становится

все меньше, начинает холодать — птицы собираются в стаи, пробуют свои

силы и тренируют птенцов, готовят их к отлету.) - Расскажите о своих

наблюдениях за поведением птиц летом и осенью. (Летом для птиц

достаточно корма, они выводят и вскармливают птенцов. А осенью птицы

ведут себя беспокойно, собираются в стаи и летят в теплые края.) - Что

происходит осенью с кормом для птиц? (Корма для птиц становится все

меньше и меньше; сначала пропадают насекомые, затем увядают растения,

уменьшается количество плодов и семян.) - Подумайте, с чем связаны сроки

отлета насекомоядных и зерноядных птиц осенью? (Насекомоядные птицы

улетают раньше, чем зерноядные, так как исчезают насекомые, а птицам

нечем уже питаться; затем улетают те птицы, которые едят плоды, семена,

зерно.) - Почему осенью птиц становится мало? (С конца августа птицы

начинают улетать на юг, так как холодает, и исчезают насекомые.) - Как

птицы готовятся к отлету? (Собравшись в стаи, они стремительно носятся в

воздухе, упражняясь перед дальним полетом.) - Назовите первый признак

приближения осеннего перелета птиц. (Усиливается гомон птиц, они

собираются в стаи.) - Какие птицы позже всех улетают на юг? (Утки, гуси —

водоплавающие, улетают последними, так как пока водоемы не замерзли, им

есть чем питаться.) - Знаете ли вы, как выстраиваются птицы при перелете на

юг? (Во время перелета птицы придерживаются определенного порядка. Так

им удобней и легче лететь. Журавли летят клином — углом. Цапли и гуси —

шеренгой. Утки выстраиваются в линию (друг за другом), некоторые стаи

уток летят в виде пологой дуги, а мелкие — насекомоядные птицы — летят

скученной стаей.)

Предложить детям собраться вместе для «перелета»: построиться клином,

прямой линией и т.д.

Видели ли вы отлет журавлей осенью? (Они летят углом, двумя

расходящимися назад рядами, с длинными вытянутыми шеями, громко

курлыча. Иногда удается увидеть, как передовой журавль — вожак —

меняется местами со своим соседом. Один из них подлетает под другого и

занимает его место.)

Исследовательская деятельность: Предложить детям рассмотреть

карточки-схемы, на которых изображены: угол, прямая линия, пологая дуга,

хаотично, скученно расположенные точки. Дать ответ, к какому виду птиц

относится каждая карточка-схема.

Трудовая деятельность: Сбор семян различных растений для подкормки

птиц зимой.

Цель: воспитывать сочувствие, сопереживание по отношению к птицам.

Подвижная игра: «Гуси-лебеди».

Целъ: совершенствовать технику бега, добиваясь естественности, легкости и

точности выполнения задания.

«Найди свой дом».

Цели: развивать физические качества — быстроту, ловкость;

совершенствовать ориентировку в пространстве.

Рефлексия.Про что мы сегодня с вами узнали? Как изменилась жизнь птиц с приходом осени?  Что происходит осенью с кормом для птиц? Почему осенью птиц становится мало? Как птицы готовятся к отлету? Что мы сделали с вами сегодня для птиц?

Тема: НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ГОЛУБЯМИ.

Цель: продолжать закрепление знаний о птичьем мире; уточнять, чем

питаются и где живут птицы, как человек ухаживает за ними, почему дикие

голуби занесены в Красную книгу.

Оборудование:

Ход наблюдения:

Водно-мотивационный этап.

Воспитатель загадывает детям загадки, предлагает ответить на вопросы.

Символ мира – это он
И отличный почтальон.
А ещё и в дождь, и в холод
Путь домой отыщет …
(Голубь)  

Он живет на площадях,
На деревьях, и ветвях.
Он воркует, не поет,
Бодро семечки клюет.

Основная часть.

- Какие птицы чаще всего прилетают на участок? - Где они живут? - Что они

любят клевать? - Кто их кормит? Где живут голуби?

Еще у древних людей голубь считался символом мира и дружбы. Птица,

редкая по красоте, очень легко приучается, быстро привязывается к человеку.

Но у голубя есть и другое качество — он прекрасный почтальон. Человек

давно заметил природную особенность голубя находить свое гнездо, свой

дом даже на больших расстояниях. А вы знаете, что дикие голуби занесены в

Красную книгу? В природе почти не осталось диких голубей, вот и в наших

краях дикий голубь не встречается. - Какие перья в крыльях согревают голубя? - Почему голубей называют сизарями? - Почему голубь парит?

Исследовательская деятельность: Сравнить голубя и дятла.

Трудовая деятельность: развешивание кормушек на территории детского

сада.

Цель: учить выполнению трудовых действий.

Подвижная игра: «Летают, прыгают, плавают».

Цели: упражнять детей в беге; закреплять названия рыб, птиц, зверей.

Индивидуальная работа: «Сбей кеглю».

Цели: учить бросать мяч в цель; развивать меткость, внимание.

Рефлексия. Про что мы сегодня с вами узнали? Какие голуби занесены в красную книгу? Кем считается голубь у людей? Что мы сделали с вами для птиц? Зачем мы их развешали?

Тема: НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПЕРВЫМ СНЕГОМ.

Цель: учить замечать изменения в природе, видеть прекрасное.

Оборудование: лопаты.

Ход наблюдения:

Водно-мотивационный этап.

Воспитатель загадывает детям стихотворную загадку.

С неба звезды падают,

Лягут на поля.

Пусть под ними скроется

Черная земля.

Много-много звездочек

Тонких, как стекло;

Звездочки холодные,

А земле тепло! (Снежинки.)

В народе говорят: «Снег, выпавший на зеленую листву, стаивает в

ближайшие два-три дня», «Первый снежок — належек; первый прочный снег

выпадает ночью».

— Третье свое дело завершает осень: раздев лес, сковав воду, прикрывает

землю снежным покровом. Неуютно вокруг: исхлестанные дождями, голые,

черные стоят деревья. На земле присыпанной снегом, все остановилось в росте. Но это еще не зима — предзимье. Еще нет-нет и выдается солнечный денек. И, ух ты, как обрадуется солнышку все живое! Глядишь, из-под корней вылезают комарики, мушки взлетает в воздух. Снег стаял... А ночью снова мороз ударит. Пока он еще невелик — а зевать не велит.

Основная часть.

Воспитатель задает детям вопросы.

- Как долго лежит первый снег? (Два-три дня.) - Какой он на ощупь?

(Мокрый.) - Когда выпадает первый прочный снег? (Ночью.)

Исследовательская деятельность: Поймать снежинку на ладошку и

рассмотреть ее. Сравнить две снежинки. Определить место, где снег быстрее

тает. Найти место, где снег еще не растаял.

Трудовая деятельность: Утепление снегом корней деревьев.

Цель: закреплять представление о защитных свойствах снега.

Подвижная игра: «Раз, два, три — беги!»

Цель: развивать быстроту бега, ловкость, слаженность коллективных

действий, смекалку.

Индивидуальная работа: «Попади в обруч».

Цели: упражнять в умении действовать по сигналу; закреплять умение

метать предметы в цель.

Рефлексия. За чем мы свами сегодня наблюдали? Что мы узнали о снеге? Чем отличаются снежинки? Где снег тает быстрей?

Тема: НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ВОДОЙ.

Цель: формировать представления об агрегатном состоянии воды в осенний

период.

Оборудование: инвентарь для уборки, баночка с водой.

Ход наблюдения:

Водно-мотивационный этап.

В море я всегда солёна,                                                                                                                                 А в реке я пресна.                                                                                                                                    Лишь в пустыне, раскаленной                                                                                                                      Мне совсем не место. (Вода)    

                                                                                                                                                                       Мы говорим: она течет;                                                                                                                                Мы говорим: она играет;                                                                                                                                                    Она бежит всегда вперёд,                                                                                                                                   Но никуда не убегает.
Основная часть.
Воспитатель задает детям вопросы.

- Какие свойства воды вам знакомы? - Есть ли форма у воды? - Прозрачная

ли вода в реке, озере, море, луже? - Что станет с водой, если ее вынести на

мороз?

Вода прозрачная. Сквозь нее видны предметы. Вода жидкая – у нее нет своей

формы, он принимает форму предмета, в который ее наливают. На ровной

поверхности вода растекается лужей. Вода бесцветная, безвкусная, без

запаха. Чистая вода — прозрачная, мутная и грязная — не прозрачная. Толь-

ко грязная вода пахнет плохо. Вода замерзает тогда, когда температура

воздуха становится ниже О °С.

Исследовательская деятельность: Воспитатель предлагает детям провести

опыт.

Налить в стеклянную банку воды, плотно закрыть крышкой и оставить на

морозе. Вскоре банка расколется, а вместо нее будет кусок льда.

Замороженная вода — лед — занимает больше места, чем вода жидкая,

поэтому льду в банке стало тесно, и он разорвал ее. Лед появляется на лужах,

реках, прудах, как только ударит первый мороз. С каждым морозным днем

ледяная корка становится все толще. Что станет со льдом, если его внести в

теплое помещение? (Он растает.)

Трудовая деятельность: Уборка участка детского сада.

Цели: закреплять навыки работы с лопатами, носилками; учить

рационально организовывать свой труд, работать в коллективе дружно.

Подвижные игры: «Пас», «Холодно — горячо».

Цели: упражнять в ударе по мячу внутренней частью подъема ноги;

добиваться выполнения правильной техники в освоенных ранее видах

ходьбы.

Индивидуальная работа: Выполнение упражнений на сохранение

равновесия.

Цель: воспитывать выносливость.

Рефлексия. За чем мы свами сегодня наблюдали? Что мы узнали о воде? Что происходит с водой, когда температура воздуха становится ниже О °С?

Что станет со льдом, когда его занести в тепло?      

                                                                                                                               Тема: НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СНЕГОПАДОМ.                                                                Цель: формировать преставление о свойствах снега; закреплять знания о           сезонном явлении – снегопаде; развить чувство прекрасного.                 Оборудование: листы бумаги на каждого ребенка, лопатки.                                          Ход наблюдения:                                                                                                            Водно-мотивационный этап.                                                                                                 Воспитатель загадывает детям загадку.                                                                                  Не вымыт, а блестит,                                                                                                                     Не поджарен, а хрустит. (Снег)

Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При

сильном ветре у них обламываются лучи и грани, а белые цветы и звезды

обращаются в снежную пыль. А когда мороз не сильный, снежинки

скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает

крупа. Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного

мороза, образуют хлопья.

Слой за слоем ложится на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый,

потом что между снежинками содержится много воздуха.

А хрустит снег оттого, что под тяжестью нашего тела ломаются звездочки и

лучики.

Основная часть.

Воспитатель задает детям вопросы.

- При какой погоде снежинки образуют снежную пыль, крупу, хлопья? Почему снег хрустит под ногами? - Почему снег бывает рыхлый?

Исследовательская деятельность: Поймать летящую снежинку на чистый      

лист бумаги, рассмотрев, определить свойства снега (снежинка, пыль, крупа,

хлопья).

Трудовая деятельность: засыпка снегом корней деревьев на своем участке.

Цель: развивать умение работать сообща.

Подвижная игра: «Снежная карусель»

Цель: учить действовать по сигналу воспитателя, постепенно убыстряя темп

бега в хороводе.

Индивидуальная работа: развитие движений.

Цель: учить метать снежки вдаль.

Рефлексия. За чем мы свами сегодня наблюдали? Что мы узнали о снегопаде? Какие бывают снежинки? Почему снег хрустит?

Тема: НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ДОЖДЕВЫМИ ЧЕРВЯМИ.

Цель: познакомить с дождевым червем, его образом жизни, условиями для жизни, средой обитания. 

Оборудование: грабельки, перчатки.

Ход наблюдения:

Водно-мотивационный этап.

«Два веселых старичка, увидали червячка.

И возник у них вопрос: где он прячет хвост, где нос?

И куда запрятал ножки, чтобы бегать по дорожке?»

Воспитатель: «Дождевые черви обитают на всех континентах, кроме Антарктиды. Они рыхлят и перемешивают землю, способствуя проникновению в нее теплого воздуха и влаги. Питаются они отмершими растениями, заглатывают вместе с почвой, извлекают из них необходимые для своей жизни вещества. Тело червей состоит из колец и может достигать до 25 см. А почему же дождевые черви огромными количествами выползают на поверхность?  Это значит, что ему нечем дышать. Такое обычно случается после обильных дождей. Земля забивается влагой, и ему совсем нет кислорода. По приходу холодов, дождевой червь уходит глубоко в почву».

Основная часть.

Воспитатель узнает, кто из ребят видел дождевых червей раньше. Где это было? Почему черви называются дождевыми? Когда легче всего можно их обнаружить? - Где обитают дождевые черви? -Чем питаются дождевые черви? -Почему дождевых червей можно увидеть только после дождя? Какую пользу приносят дождевые черви?  Воспитатель предлагает ребятам собирать всех дождевых червяков, которые оказались на пешеходной дорожке, и переносить их в безопасное место: на клумбу, под дерево, на огород.

Трудовая деятельность: Предложить детям рыхление почвы вокруг растений.

Цель: развивать умение работать сообща.

Подвижная игра: «Голова-хвост».

Цель: учить действовать по сигналу воспитателя.

Дидактическая игра «Я иду в поход и беру с собой».

Рефлексия. За чем мы свами сегодня наблюдали? Почему их называют дождевыми? Что мы узнали о дождевых червях? Какую пользу они приносят?

Тема: НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПАУКАМИ.

Цель: продолжать расширять представления об особенностях внешнего вида

пауков, их жизни; формировать интерес к окружающему миру.

Оборудование: лупа, горшочки, лопатки.

Ход наблюдения:

Водно-мотивационный этап.

— У тебя, скажи, паук,

Сколько ног и сколько рук?

Отвечай-ка, паучок,

Сколько рук и сколько ног?

Когда лапы на дорожке

Ходят — это мои ножки,

Лапы вяжут паутинку,

Будто руки ткут холстинку.

Если я крадусь за мошкой,

Мои лапы — это ножки.

Если попадутся мухи,

Зацепилась за сучок,

В новом месте, на осинке

Свяжет сети ... (паучок).

Основная часть.

Воспитатель задает детям вопросы.

- Какую пользу приносят пауки? (Поедают насекомых.) - Чем пауки ловят

насекомых? (Плетут для них сети.) - Как часто плетут пауки паутину?

(Каждый день, так как она легко повреждается ветром и дождем.) - На кого

охотятся пауки? (На мух, бабочек, комаров, жучков.) Пауки — хищники? (Да, они питаются другими насекомыми — мухами,

комарами, жучками и бабочками.) - Когда у пауков появляются малыши? (В

конце лета.) - Где выводятся новорожденные паучки? (Мама - паучиха в

укромном месте вяжет из паутины плотный кокон и откладывает в него

несколько сот яичек. Скоро из них вылупляются, новорожденные паучки.

Они живут все вместе в уютном теплом гнездышке, мама - паучиха кормит

малышей насекомыми, а кокон защищает их от холода, дождя, ветра.) - Куда

исчезают пауки осенью? (С наступлением зимних холодов паучки

забиваются в щелки коры, расщелины, старых пней и засыпают до весны.)

- Как по поведению пауков можно предсказать погоду? (Перед непогодой

пауки не раскидывают сетей для ловли насекомых; а если паук принимается

за работу над новыми сетями или заделывают изъяны в старой паутине —

жди сухих солнечных дней.) - Из скольких частей состоит тело паука? (Из

двух — головогрудь и брюшко.)

Исследовательская деятельность: Взять лупу и рассмотреть паука. (На

голове у паука есть глаза и рот, а грудка опирается на четыре пары ног.)

Трудовая деятельность: Пересадка цветущих растений с участка в группу

(бархатцы).

Цели: продолжать учить осторожно, окапывать вокруг цветка; вместе с

землей аккуратно пересаживать цветы в горшочки; воспитывать любовь к

растениям.

Подвижные игры: «Один — двое», «Пройди бесшумно».

Цели: учить ходить четко, ритмично, с хорошей осанкой и координацией

движений; использовать ходьбу как средство воспитания выносливости.

Индивидуальная работа: Продолжительный бег в медленном темпе.

Цель: развивать ловкость, выносливость, вырабатывать правильное дыхание.

Рефлексия. За чем мы свами сегодня наблюдали? Что мы узнали о пауках? Из каких частей состоит паук? Что пауки делают перед плохой погодой? Зачем они раскидывают паутину? Где они обитают во время зимы? Что мы с вами  делали с цветами?

Тема: НАБЛЮДЕНИЕ ЗА КАМНЯМИ.                                                                                             Цель: формировать представление о камнях как части неживой природы.                                     Оборудование: камни, лупа.                                                                                                                    Ход наблюдения:                                                                                                               Водно-мотивационный этап.                                                                                            Ребята у каждого человека есть любимое дело, которым он любит заниматься в свободное время. У меня тоже есть такое, называется коллекционирование. Вы знаете, что это такое? Коллекционирование — это собирание каких-либо предметов. А что именно я коллекционирую вы отгадайте загадку.                               Его в горах полным - полно.
Он часто падает на дно
Ущелья со скалы крутой.
Он твёрдый, маленький, большой.
По форме разным он бывает.
Его с дороги убирают.
(Камень)                                                                                                                            Основная часть.                                                                                                           Воспитатель задает детям вопросы: - Какие бывают камни? – Назовите рассыпчатые камни? (Мел, уголь, графит, кремний.) - Назови твердые камни. - Какими камнями легче рисовать на асфальте? - К какой природе они относятся? Почему? - Какие камни прочнее? - Как вы думаете, человек где- нибудь использует их? - Могут ли камни издавать звуки? - Сравните камни на участке и в овраге. - Почему в овраге камни более круглые и гладкие? (Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок, — острые углы исчезают, камешек становится округлым.)                                   Исследовательская деятельность: Рассмотреть камень через лупу. Что видно? (Трещины, узоры, кристаллики.)                                                                                 Трудовая деятельность: Сбор камней на участке и выкладывание из них композиции.                                                                                                                          Цели: учить трудиться сообща; развивать творческое воображение. Подвижная игра: «Камень, ножницы, бумага».                                                                                  Цели: учить внимательно слушать воспитателя; развивать усидчивость.          «Ловкая пара».                                                                                                                   Цель: учить бросать мяч под углом.                                                                          Рефлексия. За чем мы свами сегодня наблюдали? Что мы узнали о камнях? Чем камни обличаются? Что мы рассмотрели через лупу? Что мы с вами сделали из камней?

                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наблюдения за явлениями неживой природы весной

Наблюдения за явлениями неживой природы весной...

Наблюдение за явлениями неживой природой "Весна"

Наступила весна.Дети это чувствуют и помагаем  детям наблюдать за природой....

Консультация для воспитателей на тему "Организация наблюдений за явлениями живой и неживой природы в осенний период"

Консультация для воспитателей на тему "Организация наблюдений за явлениями живой и неживой природы в осенний период"...

Консультация "Привлечение родителей к совместным с детьми наблюдениям за зимней природой, погодой, явлениями, изменениями в природе."

Зима – благоприятное время для прогулок, игр и наблюдений. Какая красота кругом! Снег покрыл землю словно белым покрывалом и Вам хочется отправиться с ребенком на прогулку, где Вы вместе с ним с...

Конспект открытого НОД по познавательному развитию мир природы в старшей группе «Живая-неживая природа».

Конспект открытого НОД по познавательному развитию мир природы  в старшей группе  «Живая-неживая природа»....