Конспект занятий для детей старшей группы на тему Помощники в путешествии (глобус, карта, транспорт)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Тимофеева Наталия Николаевна

Конспект занятий для детей старшей группы на тему: Помощники в путешествии (глобус, карта, транспорт)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №111 «Умка» Чувашская Республика город Чебоксары

Воспитатель: Тимофеева Наталия Николаевна

Конспект занятий для детей старшей группы на тему: Помощники в путешествии (глобус, карта, транспорт)

Цель: Познакомить детей с глобусом-моделью земного шара, картой.

Дать элементарные представления о том, что существуют разные области земли, которые отличаются по своим природным условиям и обозначаются на глобусе по-разному.

Обобщать и систематизировать представления детей о способах и особенностях передвижения человека на разном транспорте.

Развивать внимание, активную мыслительную деятельность. Воспитывать бережное отношение к Земле- своему дому, уважительное

отношение к работникам транспортных профессий.

Материал: Глобус, карта, иллюстрации с изображениями различных видов транспорта.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание картин, чтение стихов, отгадывание загадок, наблюдение на улице за транспортом, работа с раскрасками «транспорт», беседа «как вести себя в общественном транспорте», «как вести

Словарная работа: глобус, карта, земля, материки, океан, транспорт.

Методические приемы: беседа, вопросы, эксперимент, работа с дидактические игры, подведение итога.

Ход мероприятия:

Воспитатель: Ребята, мы весь этот год будем с вами путешествовать, побываем в разных местах нашей республики, страны. Как вы думаете без чего не обойтись в путешествии?

Дети дают разнообразные ответы, кто какой опыт имеет.

– Да, ребята, вы все правы, но еще нам в дороге пригодится карта. Карта – это уменьшенный образ земного шара, расположенный на плоскости. Карты бывают разные (Географические, физические, экономические, дорожные). Карту составить не просто. Каждая точка, каждая линия на карте – результат огромного, многолетнего труда, совершенного тысячами землепроходцев, отважных путешественников и исследователей. Давайте вместе посмотрим на карту и попытаемся найти нашу страну – Россию. Она

отмечена на карте границами.

– В какой республике мы живем?

– У нашей республики тоже есть карта (Показ карты).

– А на какой планете мы живем? (Земля).

– Что на Земле есть? (реки, горы, леса, поля, моря, города)

– Первые представления человека о Земле могут показаться сейчас наивными и смешными. Земля представлялась неподвижной и плоской, подобно блину или тарелке. Раньше многие люди пускались в опасный путь, чтобы найти край Земли. Но дойти до него никому не удавалось.

– Какова же форма Земли? (Ответы детей).

– После кругосветных путешествий великих мореплавателей люди окончательно утвердились в том, что Земля имеет шарообразную форму. И ученые изобразили нашу Землю в виде глобуса. Вот он посмотрите (показ глобуса).

– На нем наглядно показано расположение материков и океанов Земли. Материками называют большие участки суши, разделенные океанами. Их на Земле всего шесть: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия и Антарктида. Мировой океан Земли разделен на четыре океана: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый. Цвет глобуса поможет узнать, где на Земле располагаются горы, суша, океаны. Несмотря на свою привлекательность и достоверность изображения Земли, глобус не всегда удобен в путешествии, не положишь с собой в дорожную сумку. Так как глобус неудобно брать с собой и люди изобрели карту. Поэтому мы тоже будем иногда брать карту в путешествие.

– Давайте подробнее познакомимся с картой нашей республики, какого цвета больше всего на нашей карте?

– Зеленого.

– Значит, в нашей республике чего больше?

– Деревьев.

– Правильно, а еще у нас есть реки, озера, поля. Ребята, скажите, какая

река протекает через город Чебоксары?

– Река Волга.

– Правильно, река Волга. Посмотрите на карте. Значит карта – это условное изображение земной поверхности в определенном масштабе. Путешественники, попадавшие в неведомые земли, описывали все, что видели: горы и леса, моря и реки, людей и их хозяйство, и делали отметки на картах, чтобы увиденное ими могли найти и другие.

– Для того чтобы вам было все понятно, давайте попробуем сделать план-схему нашей группы.

Детей делят на 4 группы и они отмечают на большом листе бумаги, каждый свой участок, а затем переносят на ватман все, что стоит в групповой комнате, а воспитатель следит за масштабом и делает условные знаки. Карту вывешиваю на видное место.

– А еще путешествуют по-разному: пешком, на велосипеде, мотоцикле. А еще не чем?

Дети называют виды транспорта.

– А как одним словом можно назвать средство передвижения? (Транспорт).

– Отгадайте загадки, а я узнаю различаете ли вы виды транспорта.

– Дом по улице идет,

   На работу нас везет,

   Не на курьих тонких ножках,

   А в резиновых сапожках (автобус).

   Ходит город-великан

   На работу в океан (корабль).

   Стальная стрекоза летит,

   Жужжит, над городом кружит (вертолет).

– Нам хорошо надо знать виды транспорта, чтобы выбрать удобный в путешествие, поэтому, давайте потренируемся сейчас и выполним задание:

Задание  «Разбери картинки по видам транспорта» (воздушный, водный, подземный, грузовой, легковой, специальный) (самолет, вертолет, ракета, корабль, катер, лодка, шлюпка, паром, пароход, яхта, метро, грузовик, самосвал, такси, автобус, трамвай, поезд, машины – милицейская, скорая помощь, поливная, олени, собаки, верблюд, лошадь).

– Так же мы должны хорошо знать кто чем управляет. Я начну предложение, а вы закончите:

Автобусом управляет … (водитель)

Грузовиком управляет … (шофер)

Поездом управляет … (машинист)

Вертолетом управляет … (вертолетчик)

Самолетом управляет … (летчик)

Кораблем управляет … (капитан)

Мотоциклом управляет … (мотоциклист)

Велосипедом управляет … (велосипедист)

Итог: Молодцы, ребята, вот теперь можно отправляться в любое путешествие.

Давайте повторим:

– Что такое глобус?

– Что такое карта?

– Какие виды транспорта вы знаете?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей старшей группы на тему: Опытно – экспериментальная деятельность ( опыты с воздухом).

В процессе занятия дети знакомятся со свойствами воздуха, у детей воспитываются дружеские взаимоотношения.Это занятие способствует развитию познавательной активности детей в процессе экспериментирован...

Конспект занятия для детей старшей группы по теме: «Знакомство с русским святым Сергеем Радонежским»

Конспект занятия  для детейстаршей  группы по теме:«Знакомство с русским святымСергеем Радонежским»...

Конспект занятия для детей старшей группы по теме: «Знакомство с русским святым Сергеем Радонежским»

Конспект занятия для детей старшей группы по теме: «Знакомство с русским святым Сергеем Радонежским»...

Презентация дя детей старшей группы на тему: " Помощники в путешествии карта и глобус"

В этой презентации дети познакомятся с картой и моделью нашей земли - глобус. О том, как люди раньше представляли нашу планету Земля, для чего ее нужно беречь....