НОД "Свойства дерева и металла"
план-конспект занятия по окружающему миру

Воронова Татьяна Анатольевна

Познакомить детей со свойствами дерева и металла.

Задачи:

1. уточнить и конкретизировать представления детей, что есть вещи, сделанные из металла, а есть – из дерева;

2. используя прием сравнения, познакомить с качествами этих материалов (металл тверже, звонче дерева, он тонет в воде, не горит, магнитится, холоднее на ощупь, покрывается ржавчиной; дерево мягче, глуше, не тонет в воде, горит, не магнитится, теплее, гниет) ;

3. познакомить детей с магнитом и его свойством: притягивать металлические предметы;

4. находить вещи, сделанные из дерева и металла в ближнем окружении;

5. познакомить с инструментами (молоток, пила, рубанок, топор);

6. развивать познавательный интерес у детей;

7. пополнять словарный запас детей;

8. развивать логическое мышление (что было, если бы, тактильную память.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_svoystva_dereva_i_metalla.docx1023.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 27 «Улыбка»

Конспект

 непосредственной образовательной деятельности

 «Свойства дерева и металла»

Подготовила и провела

воспитатель

Воронова Т.А.


Тема: «Свойства дерева и металла»

Цель: Познакомить детей со свойствами дерева и металла.

Задачи:

1. уточнить и конкретизировать представления детей, что есть вещи, сделанные из металла, а есть – из дерева;

2. используя прием сравнения, познакомить с качествами этих материалов (металл тверже, звонче дерева, он тонет в воде, не горит, магнитится, холоднее на ощупь, покрывается ржавчиной; дерево мягче, глуше, не тонет в воде, горит, не магнитится, теплее, гниет) ;

3. познакомить детей с магнитом и его свойством: притягивать металлические предметы;

4. находить вещи, сделанные из дерева и металла в ближнем окружении;

5. познакомить с инструментами (молоток, пила, рубанок, топор);

6. развивать познавательный интерес у детей;

7. пополнять словарный запас детей;

8. развивать логическое мышление (что было, если бы, тактильную память.

Демонстрационный материал: металлические пластины, деревянные бруски, металлическая и деревянная стружка, опилок, гвозди, доска, молоток, лупа, колокольчики, таз с водой, металлические и деревянные предметы, спички, свечка, магниты, ложки, ржавый гвоздь, удочки, «волшебная рукавица», ноутбук.

Раздаточный материал: металлическая пластина, деревянный брусок, лупа, магнит.

Ход занятия

I. Сегодня на занятии мы будем говорить о разных предметах. Помогите разделить все эти предметы на две группы. Почему вы сделали такой выбор? (На одном столе – деревянные предметы, а на другом – металлические).

(Показываю металлическую пластину и деревянный брусок)

Из чего она сделана? (Из металла)

Если пластина - из металла, про нее можно сказать и так: пластина металлическая (т/ж с деревянным бруском – деревянный)

Итак, сегодня мы познакомимся с металлом и деревом, с их свойствами. Чем они отличаются друг от друга?

Я предлагаю побыть сегодня учеными.

II. Отправляемся в лабораторию.

Сядьте поудобнее, лицом к своему столу. У вас на подносах - все необходимое для сегодняшнего занятия. Возьмите в руки металлическую пластину и деревянный брусок. Потрогайте металл и дерево, подержите их в руках. Есть ли разница в ощущениях? (Выставляю карточку – модель к каждому свойству или качеству.)

Опыт № 1 «Отгадай наощупь»

Металл  какой(Гладкий)

А дерево какое(Шероховатое, шершавое, не гладкое)

Как вы думаете, что теплее, холоднее на ощупь? (металл холодныйдерево теплее)

Что было бы, если наш дом был сделан из метала?

Опыт № 2 «Твердое - мягкое»

Давайте определим, что тверже, а что мягче?

Что за инструмент? (Молоток)

Для чего?

1) Возьмем гвоздь и попробуем вбить его в металлическую пластину. Получается? Почему нет? (Металл твердый)

А теперь забьем гвоздь в деревянный брусок.

Что происходит? Почему? (Дерево мягче)

Давайте рассмотрим под лупой металлическую пластину и деревянный брусок. (Дерево менее плотное, оно состоит из маленьких частичек, которые неплотно прилегают друг к другу) Металл - наоборот.

IMG_4624IMG_4625

Дерево мягче, а металл тверже.

Физкультминутка

 «Солнышко лучистое» (аудио)

Опыт № 3 «Тяжелое - легкое»

Определите на вес, что легче, тяжелее? (Металл тяжелыйдерево легкое)

Опыт № 4 «Тонет - не тонет»

В таз с водой кладем деревянный брусок и металлическую пластину.

Что произошло? Почему? (Металл тяжелый - тонетдерево легкое - не тонет)

IMG_4656

Показываю ржавый гвоздь. Что с ним случилось? (ржавчина)

(Металл ржавеет, а дерево может сгнить от постоянного нахождения в воде)

Опыт № 5 «Горит - не горит»

Над пламенем свечи зажигаю деревянную щепку- горит, затем пытаюсь зажечь металлический гвоздь- не получается. (дерево горит, а металл нет.)

Проблемная ситуация: почему спички деревянные?

Опыт №6 «Что звонче?»

Давайте послушаем, как звучат деревянные и металлические предметы.

Посмотрите, у меня в руках ложки. Они какие? (металлические) А эти? (деревянные) Они сделаны из (дерева)

Сейчас я ударю одной металлической ложкой о другую металлическуюдеревянной ложкой о деревянную.

IMG_4626

Догадайтесь, когда удар будет звонче. (Металл звонче, чем дерево.)

Попробуйте сами (колокольчики,ложки)

Послушайте, как звучат 2 колокольчика и 2 деревянные ложки.

Опыт №7 «Волшебная рукавица»

Я в магазине купила волшебную рукавицу. Почему предметы прилипают к рукавице? А почему не все предметы прилипли? Я пользуюсь магнитом. Предметы магнитятся.

IMG_4413

Все ли предметы магнитятся? (Нет, только металлические, а деревянные не имеют этого свойства)

И/у «Найдите с помощью магнита металлические предметы на столе»

Почему не взяли эти предметы? (Они сделаны из дерева)

И/у «Рыбалка» (аудиозапись песни «Любитель рыбалов»).

-Ребята, я предлагаю вам сходить на рыбалку, а с чем ходят на рыбалку? (с удочками). А удочки у нас не простые, вместо крючков магниты.

-А вот и наш водоём, но что мы там видим? (рыбки, гвозди, гайки).

Предложить детям выловить не рыб, а мусор. По очереди дети очищают водоём от мусора.

-Вот так с помощью магнита можно сделать доброе дело.

4. –Какое свойство магнита вы сегодня узнали? (магнит притягивает металл)

III. Теперь давайте вспомним все свойства металла и дерева (по карточкам – моделям).

И/у «Найдите в группе металлические, деревянные предметы»

Докажите свой выбор.

Понравилось ли вам быть учеными? Если да, то позвоните в колокольчик, а если нет – постучите деревянными ложками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Свойства дерева и металла.

ГБОУ АО «Сольвычегодский детский дом №2»      НОД «Познание» (интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Безопасность», «Музыка», «Труд»)в подготовительной к ш...

Конспект занятия.Тема:"Знакомство со свойствами дерева и металла"(средняя группа)

Конспнкт занятия в средней группе по ознакомлению дошкольников с окружающим и социальной действительностью....

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. «Знакомство со свойствами дерева и металла».

Познакомить детей со свойствами дерева и металла (металл - холодный материал, дерево - теплый, металл прочнее дерева); показать детям, как свойство этих материалов люди используют при изготовлении пре...

Конспект познавательного занятия в старшей группе Тема: “О свойствах дерева и металла. Встреча с Карандашом и Гвоздем-Гвоздовичем”

Программное содержание:I.1. Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева и металла. 2. Продолжать учить узнавать и изучать окружающий мир семи органами чувств. 3. Закрепить правила обращени...

“О свойствах дерева и металла. Встреча с Карандашом и Гвоздем-Гвоздовичем”

Конспект познавательного занятия в старшей группеТема: “О свойствах дерева и металла.  Встреча с Карандашом и Гвоздем-Гвоздовичем”...

Примерный план - конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста в рамках проекьно тематической недели "Дерево и металл"

    Примерный план – конспектнепосредственно – образовательной  деятельности по познавательному развитиюдля детей старшего дошкольного возрастав рамках тематической проектно...

Сравнение дерева и металла

Мудрый Гном приглашает детей в страну предметов, где опытным путём они сравнивают свойства дерева и металла....