«Путешествие в страну волшебных теней».
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Скрягина Татьяна Данииловна
Краткая аннотация к работе: данная непосредственно-образовательная
деятельность по программе «Мир открытий» Петерсон Л. Г. направлена на
ознакомление детей с процессом образования тени, ее свойств. Дети путем проведения простейших опытов устанавливают, какими свойствами обладает тень, каким образом она образуется. На протяжении всего занятия дети работают в команде на общий результат: помочь снежинке – грустинке найти ее тень. 
Все цели НОД реализуются через игровую ситуацию.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_obrazovaniem_teni.docx10.7 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий образовательной ситуации в технологии

деятельностного подхода Л. Г. Петерсон

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Возрастная группа: 2 младшая группа (3 – 4 года).

Тема: «Знакомство с образованием тени».

Название: «Путешествие в страну волшебных теней».

Образовательная цель: развитие у детей познавательного интереса в процессе детского экспериментирования.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить детей со свойствами тени, через экспериментальную деятельность.
  • Способствовать формированию у детей представлений о световом луче.
  • Создать условия для формирования начальных представлений о теневом театре.
  • Повторить и закрепить знания детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник) и соотносить их с силуэтом.

Развивающие:

  • Развивать универсальные умения: фиксировать затруднение в деятельности, выявлять его причину, ставить цель, выбирать способы преодоления затруднения.
  • Создавать условия для развития двигательной активности детей в динамической паузе.
  • Способствовать формированию связной речи, умению строить простейшие выводы.
  • Содействовать развитию наблюдательности, любознательности, мыслительной деятельности.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности.
  • Содействовать воспитанию отзывчивости, желание прийти на помощь.

Предварительная работа: разучивание потешки «Тень-тень-потетень»; дидактические игры «Найди пару», «Подбери силуэт».

Дидактические материалы: снежинка – грустинка; снежинки геометрических фигур по количеству детей и их силуэты (тени); карточки для фиксации опытов; снежинки для экспериментирования из салфетки, пластмассы, слюды (прозрачная); персонажи (лиса, ежи, медведь, заяц) для теневого театра.

Оборудование: «чудесная коробка» с отверстием на крышке; ширма-экран теневого театра; 2 фонаря (маленький и большой); обручи (тучи); стол, покрытый белой тканью – сугроб, снежинки и тарелки (зеленая, красная) для рефлексии; магнитофон и музыка для физкультминутки; мольберт.

Краткая аннотация к работе: данная непосредственно-образовательная
деятельность по программе «Мир открытий» Петерсон Л. Г. направлена на
ознакомление детей с процессом образования тени, ее свойств. Дети путем проведения простейших опытов устанавливают, какими свойствами обладает тень, каким образом она образуется. На протяжении всего занятия дети работают в команде на общий результат: помочь снежинке – грустинке найти ее тень. 
Все цели НОД реализуются через игровую ситуацию.

Ход образовательной ситуации:

Организационный момент

Дидактическая задача: создать условия для снятия телесных зажимов.

- Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте поздороваемся с ними. Они хотят посмотреть, как мы умеем играть.

- Давайте нашим гостям подарим улыбки. И пусть у всех будет хорошее настроение.

Если каждый улыбнется,

Утро доброе начнется!

- Присаживайтесь, ребятки, на стульчики.

Глазки смотрят на меня.

Ушки слушают меня.

Ножки подружите.

Ручки положите.

  • Введение в игровую ситуацию

Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

- Ребята, а что такое сюрприз?

- От кого вы получаете сюрпризы?

-Какое у вас становится настроение?

- Ребята, сегодня я приготовила вам сюрприз. Он находится в этой необычной чудесной  коробочке  (показываю детям коробку).

- Коробочка необычная с играми различными. 1,2,3,4,5 предлагаю поиграть!

- Хотите  посмотреть, что же там внутри?  

- Здесь есть отверстие, можно в него заглянуть.

- Что лежит в коробке? Кто хочет посмотреть? Ну, иди, Алиса, посмотри. Что ты увидела?

(Дети – 2-3 человека, по очереди смотрят в коробку, но ничего в ней не видят.)

- Как же так, ведь я для вас приготовила сюрприз. Почему ничего не видно? (говорю расстроено)

- Ребята, что нужно сделать, чтобы в коробке стало светлее?

- А попробую - ка я пошевелить коробку, а вы закройте крепко глазки.

(Включаю в коробке фонарик и снова её закрываю. Предлагаю детям ещё раз заглянуть в коробку. В коробке: снежинка и фонарик.)

- Что вы увидели?

- Почему мы теперь увидели снежинку?  

- А почему стало светло в коробке?

- Да, в коробке стало светло, и свет нам помог увидеть снежинку.

- Вот какая снежинка спряталась в коробочке (достаю снежинку).

- Расскажите, какая снежинка?

- Ребята, а снежинка – грустинка потеряла свою тень. Она очень, очень хочет найти свою тень.

- Хотите помочь снежинке найти ее тень. Сможете?  

  • Актуализация знаний

Дидактические задачи: актуализировать знания детей о существовании тени.

- Вы хотите отправиться в волшебную страну теней и узнать много интересного про них?

- И снежинку – грустинку с собой возьмем.

(Под стульями находятся снежинки разной геометрической формы ( круглые, квадратные и треугольные.)

- У меня для вас есть подсказки. У вас под стульями лежат снежинки. Возьмите их. Карина, какой формы у тебя снежинка?

Показываю геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник).

- У кого еще есть круглая снежинка.

- Покажите, у кого квадратные снежинки. А треугольные у кого?

- А сейчас я вам предлагаю подобрать тени к своим снежинкам по форме, которые находятся в тучках.

На полу в обручах (тучках) : в 1 – тени треугольных снежинок, во 2 – квадратных, в 3 – круглых.

- Какие вы молодцы! Смогли подобрали тень к каждой снежинке.  Вот мы с вами  и попали в страну теней! Присаживайтесь на стульчики.

  • Затруднение в игровой ситуации

Дидактические задачи: создать затруднение в деятельности; формировать опыт фиксации затруднения и понимания его причины под руководством воспитателя.

 (Показываю снежинку из салфетки, пластмассы, слюды (прозрачная)).

- Ребята, посмотрите, сколько здесь красивых, разных снежинок!

- Но где же их тени? Вы  видите тени снежинок?

- А как получить их тень. Вы знаете?

- Вы смогли получить тень снежинок?

- Почему не смогли?

- Мы не можем помочь снежинкам, потому что не знаем, как получить их тень.

- Значит, что нам надо узнать?

- Мы не знаем, но как можем узнать?

  • Открытие нового знания (умения, способа действия)

Дидактические задачи:

  • формировать представление детей об образовании тени, ее свойств, о способах ее выявления;
  • формировать интерес детей к решению проблемной ситуации, опыт эмоционального переживания радости открытия.

- Хотите мы с вами попробуем сделать так, чтоб появилась тень!

- На экран направим свет от фонарика, а под лучи света разместим снежинку - грустинку.

- Посмотрите, что появилось на ширме?

-  Как получилась тень нашей снежинки?  

- Да, мы свет фонарика направили на снежинку,  снежинка мешает свету и не даёт дойти ему до экрана, вот и получилась тень. Посмотрите, снежинка стала веселинкой!

- Ребята, а если выключить свет, тень образуется?

- Давайте проверим. 

- Получилась тень?

- Почему не получилась?

- Без света тень не образуется.

- А как образуется, что для этого нужно?

Фиксация опыта «Образование тени» на мольберте.

- Ребята, а вы хотите посмотреть, какие тени у других снежинок. Иди, Саша, Арсений, выбирайте снежинки.

- Ну – ка, Саша, поиграй снежинкой, покажи, где ее тень. Вот, у Сашиной снежинки такая тень. А теперь ты, Арсений, поиграй снежинкой, посмотрим какая у нее тень. Вот, у Арсениной снежинки такая тень.

- Одинаковые тени ваших снежинок?

- У каждой снежинки своя тень.

Фиксация опыта «У каждой снежинки своя тень» на мольберте.

- Хотите сейчас мы превратимся в снежинок. Покажем, как красиво они кружатся в воздухе. Вы станете моими тенями.

- Ребятки, посмотрите, ко мне на ладошку упала снежинка. Она совсем прозрачная, безцветная. Посмотрим, какая у нее тень?

- Получилась тень у прозрачной снежинки?

- Оказывается, прозрачная снежинка пропускает свет. Тень не образуется.

Фиксация опыта «У прозрачной снежинки нет тени» на мольберте.

  • Включение нового знания в систему знаний и умений ребенка

Дидактические задачи: закрепить знания об образовании тени, ее свойств.

- А еще с помощью тени  можно придумывать и показывать интересные театры, где с помощью света оживают  предметы. Давайте вернемся в детский сад и покажем нашим гостям теневой театр.

- Раз, два, три – повернись, в детском саду окажись! Вот мы и в группе.

- А теперь хотите быть артистами?

- Давайте оживим картинки, с помощью света и обыграем потешку «Тень-тень-потетень».

Предлагаю детям выбрать персонажей потешки.

Тень - тень - потетень, выше города плетень.

Сели звери под плетень, похвалялися весь день.

Похвалялася лиса, всему свету я краса.

Похвалялся зайка, поди догоняй ка.

Похвалялися ежи, у нас шубы хороши.

Похвалялся медведь, могу песни я петь.

- Спасибо, ребята, вы были настоящие артисты!

  • Осмысление

Дидактические задачи: зафиксировать детьми достижение цели, создать ситуацию успеха, формировать адекватную возрасту самооценку детей.

- Ребята, где мы сегодня были?

- Что делали?

- Вам удалось помочь снежинке – грустинке найти ее тень?

- Почему удалось? Что мы узнали?

- Если бы мне не узнали, как получается тень, то не смогли бы помочь снежинке – грустинке.

- А что еще интересного узнали про тень? (вспомнить фиксацию опытов)

- А теперь, ребята, кому было легко помогать снежинке - грустинке найти ее тень, то возьмите снежинку на снежном сугробе и положите ее на зеленую тарелочку.

- У кого возникали трудности – на красную тарелочку.

- Это путешествие по стране волшебных теней показало, как вы хорошо справились с заданиями, что многое умеете. Вы внимательные.

Комментарии к сценарию (использованная литература):


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи с элементами эмоционального воспитания. "Путешествие в страну Волшебного Огня". Для детей среднего возраста.

Закрепить умение детей анализировать поступки, находить причины неправильных поступков, конструктивными способами решать конфликты, способствовать снятию психоэмоционального напряжения в условиях небл...

"Путешествие в страну волшебных красок"

Компексное занятие по нетрадиционной технике рисования .Данное мероприятие являлось итогом работы кружков "Волшебная кисточка"  руководителя ИЗО-студии и  кружка "Веселая ритм...

"Путешествие в страну волшебных гномов"

конспект непосредственно образовательной деятельности в младшей группе...

Путешествие в страну волшебных красок

Это открытое интеграционное занятие дл детей старшей группы дошкольного возраста....

Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ « Путешествие в страну волшебных красок»

Задачи:·        Развитие сенсорно-перцептивной сферы;·        Развитие произвольности поведения;·...

Путешествие в страну волшебных гномов

Непосредственно - образовательнойдеятельности с детьми второй младшей группына тему: Путешествие в страну волшебных гномов...

Методическая разработка Семейная речевая викторина "Путешествие в страну Волшебных слов"

                                           Методическая разработка Семейная р...