Занятие "Зимующие птицы" с использованием ИКТ.
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Лутхова Ольга Михайловна

Цель: Дать детям представление о видах питания  зимующих птиц, упражнять в установлении сходства и различия между птицами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zim.ptitsy.docx17.76 КБ
Файл zimuyushchie_ptitsy.pptx1.6 МБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Пуштулимская школа

 Занятия НОД                             по теме  «Зимующие птицы» в  младшей группе с использованием ИКТ.

                         

                                                          Воспитатель: Лутхова О.М..

Задачи:

1.Расширение глагольной лексики детей младшего дошкольного возраста.

2. Закрепить понятие «зимующие» птицы;

3.Дать детям представление о видах питания зимующих птиц;

4. Упражнять в установлении сходства и различия между птицами.

5. Активизировать в речи обобщающие слова: «зимующие птицы»; умение говорить «громко – тихо», вырабатывать силу голоса;

6. Расширить словарный запас: корм, кормушка, холодно, голодно , клюет, щебечет, посвистывает, воркует, прыгает и т.д.

7. Развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов

8. Продолжать учить детей составлять описательные рассказы о птицах по схеме,

9. Учить детей отгадывать загадки о зимующих птицах.

10. Воспитывать доброту,  заботливое и доброжелательное отношение к птицам.

11. Развивать умение играть вместе со сверстниками.

Оборудование:  картинки с изображением зимующих птиц, карточка – схема «Строение птиц»; разрезные картинки птиц к игре «Собери картинку», набор картинок к игре «Четвертый лишний», запись «Шум леса – голоса птиц», « Звуки природы – зима».  Коробка с угощением для птиц: семена, семечки, сало, ягоды. Кормушка.  Мяч. Снежинки.

Предварительная работа:  беседа о зимующих птицах, наблюдение в природе, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, составление описательных рассказов по схеме. Чтение произведения устного народного творчества «Сорока – сорока»; А. Барто «Синица»; В. Бианки «Лесная газета».

Ход занятия:

- Наступила зима, задуло холодом, запорошила снегом землю, заморозила реки и озера. Наступило самое трудное время в жизни птиц. Ребята, а всех ли птиц мы можем встретить на улице зимой? (Нет, некоторые птицы улетают в теплые края)

-Как мы их называем? -  (Перелетные)

-Но не всем птицам страшна зима. А как называются птицы, которые остаются зимовать? – (зимующие Слайд 1)

В это время влетает Воробей: Был сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму, что к чему?

Воспитатель: Тише, тише не шуми. Ты кто такой лучше расскажи.

Воробей:

Я - смелый и храбрый
птенец-воробей,
Живу, не боясь
ни зверей, ни людей.   
Везде, где хоть кто-нибудь
что-то жует,
Птенец-воробей
свою крошку найдет.  

Воспитатель: Так какую новость ты нам принес?

Воробей: Так я говорю, был сегодня я в лесу, одни птицы улетели, другие остались, тихо в лесу, ничего не пойму.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем воробью разобраться, какие птицы остались в лесу и почему. Садись воробей с нами. А вы, ребята, мои загадки отгадайте.

 1. Чик-чирик! К зернышкам прыг!

    Клюй, не робей! Кто это?.         (Воробей Слайд2)

Выставить картинку воробья.

- Посмотрите и скажите, какого цвета оперение воробья?  Какой он? (он маленький коричневого и серого цвета).

2. Верещунья - белобока, А зовут ее?   (Сорока Слайд3)

- Какая сорока? Опишите ее. (Сорока крупная птица с черно-белым оперением)

3.  Красногрудый, чернокрылый, Любит зёрнышки клевать,

    С первым снегом на рябине он появится опять.    (Снегирь Слайд4)

- Опишите его. (у снегиря на голове черная шапочка, серая спинка, а грудка- красная)

4. Непоседа. Невеличка, желтая почти вся птичка.                                                              Любит сало и пшеничку. Кто узнал её?                   ( Синичка .Слайд 5)

(Появляется картинка с изображением синички) - Как она выглядит? (на голове черная шапочка, спинка желто-зеленая, брюшко желтое, крылья и хвост – серые)

5. Окраской – сероватая, повадкой - вороватая.

    Каркунья  хрипловатая.                 (Ворона.Слайд6)

(появляется картинка с изображением вороны)

- Опишите ее (черные голова, горло, крылья и хвост, остальное оперение серое)

6. Я – толстый, серый, под ногами я хожу и  по городу кругами

    И напрягаю толстый зоб, очаровать подругу чтоб.    (Голубь.Слайд7)

 (Появляется картинка с изображением голубя)

- Опишите его. (Оперение голубя серое)

- Молодцы, ребята, вы отгадали загадки о птицах. Давайте еще раз их назовем (воробей, сорока, снегирь, голубь, ворона, синица) .

- Как можно назвать, одним словом этих птиц? Почему? (зимующие, потому что они не улетают в теплые края, а остаются зимовать у нас)

- Ребята, давайте хорошо рассмотрим этих птиц: Что у них разное? ( окраска, размер), что у них общего нам поможет схема. Внимательно на неё посмотрите и скажите, что есть у всех птиц? ( есть туловище, голова, крылья, лапки, на голове – глаза и клюв, все части тела покрыты перьями.)

К схеме вызвать «воробья», он называет части птицы, а дети отвечают на вопросы воспитателя.

- Что птица делает клювом? – клюет.                                                                                            – Что делает крыльями? – машет, летает.                                                                                  – Для чего нужны лапки? – ходит, прыгает, держится, гребет…                                    Для закрепления, дети повторяют ответ хором.

Игра «Какой птички не стало?»

На доске — четыре — пять картинок с изображением зимующих птиц.  Воспитатель незаметно для детей убирает одну картинку и спрашивает:

- Какой птички не стало?

Воспитатель:  Теперь , воробей, пошли в лес, посмотрим, что там случилось, почему тихо.  Дети идут в лес. Звучит запись «Звуки природы – зима».                             Холодно зимой в лесу надо нам погреться.

Физ. минутка  « Согреваем ручки ножки».

Не замёрзнут ручки-крошки,

Мы похлопаем в ладошки.

Вот как хлопать мы умеем,

Вот как ручки мы согреем!

(хлопают в ладоши).

 Ножки тоже мы погреем, мы потопаем скорее:

Топ – топ – топ.

Мы согреем щеки, шею.

Не боимся мы метели,

Воспитатель: А вы знаете, как зимующие птицы подают голоса?

Игра « Кто как голос подает?»

Воробей – что делает? – чирикает, как? – чик – чирик!

Ворона  -                           каркает -             кар – кар!

Сорока -                            стрекочет -        ча – ча- ча!

Синица -                           щебечет -           синь- синь- синь!

Снегирь -                          посвистывает-   рюм-рюм-рюм!

Голубь -                           воркует -               груу- груу- груу!  

Молодцы, ребята, помогите мне определить лишнюю птицу.

Игра « Четвертый лишний».

Необходимо выделить лишнее слово и объяснить свой выбор.

Снегирь – воробей – петух – ворона.

Голубь – ворона – синица – ласточка….

Воспитатель: Ну, что , воробей, помогли мы тебе разобраться, какие птицы остались в лесу. Какие птицы зимой остались в лесу? (зимующие). Помогли мы птичкам, разморозили их, собрали, вспомнили, как они голос подают, а теперь пришла пора поиграть немного, и ты воробей с нами поиграй.

Физ.минутка « Птичий танец» с использованием мультимедийной презентации.

- Ребята, легко ли птицам зимой в лесу? Почему? Им холодно и голодно.  ( Птицам тяжело найти себе корм под снегом.  Они прилетают ближе к людям за помощью, взрослые делают кормушки и насыпают в них корм.) -  Ребята, давайте вспомним, чем питаются птицы?

Посмотрите, у меня в коробочке различные угощения для птиц: пшено, овес, семечки, хлебные крошки, сало, ягоды, яблоко. Дети рассматривают угощения и называют: Чем можно угостить птиц?

Игра: «Птичья столовая»

Воробей – хлебные крошки,

Снегирь – ягоды рябины и калины, семена шишек,

Синичка – любит сало,

Ворона. Сорока и голубь – всеядные. Все птицы клюют зернышки, семечки, крошки.

Мы будем подкармливать птиц, наше угощение   положим им в кормушку.                                            

Воробей: спасибо, ребята, теперь я всем расскажу, почему не все птицы улетают и что они едят. Скажу, чтобы к вам на кормушку прилетали, что вы заботитесь о птичках и подкармливаете их.

Воспитатель: До свидания,Воробей! Нам, ребята, тоже пора возвращаться в детский сад. Один, два, три, повернись. В детский сад возвратись!

Итог: О каких птицах мы говорили? Как сказать, одним словом? Приготовили для них угощение. Я надеюсь, что вы всегда будете помнить, как трудно птицам зимой и будете им помогать.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Зимующие птицы. Презентацию подготовила Лутхова О.М.

Слайд 2

Я весь день ловлю жучков, Уплетаю червячков. В тёплый край я не улетаю , Здесь под крышей обитаю, Чик – чирик ! Не робей, Я бывалый…

Слайд 3

Маленькая голова, Шея дюже коротка, Лапки словно ей подстать , Любит очень ворковать!

Слайд 4

Не сидит она на месте, На хвосте разносит вести. Может, в них и мало прока. Но горда собой…

Слайд 5

Особа всем известная, Она – крикунья местная. Увидит тучку тёмную, Взлетит на ель зелёную И, смотрит, словно с трона, Красавица – ворона.

Слайд 6

Я по дереву стучу, Червячка добыть хочу, Хоть и скрылся под корой – Всё равно он будет мой !

Слайд 7

Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это …

Слайд 8

Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Чёрненькая шапочка И полоска шарфика .

Слайд 9

Кто там прыгает, шуршит, Клювом шишки потрошит? Голоском речистым, чистым « Клё ! Клё ! Клё !» – Поёт со свистом.

Слайд 10

Днём спит, Ночью летает, Прохожих пугает

Слайд 11

Всю ночь летает – Мышей добывает. А станет светло – Спать летит в дупло .

Слайд 12

Эти птички с хохолком И красивые притом, На рябину прилетели. Птички эти- …

Слайд 13

Игра «Четвёртый лишний»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия для детей дошкольного возраста в совместной деятельности с родителями по развитию речи с использованием образовательных электронных ресурсов краеведческого характера. Занятие «Мой родной город» с использование программного обеспечения POWER POINT

Наличие дефектов речи мешает ребенку овладевать навыками выразительного общения, умением правильно и грамотно выражать свои мысли. Поэтому так важно, чтобы родители и воспитатели уделяли в...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Система работы по формированию представлений и понятий с использованием моделирующей деятельности. Презентация опыта работы по формированию экологических понятий с использованием модулей.

Формирование понятий - одна из задач образования, которая должна решаться в детском саду. Чтобы усвоить такие понятия, как "животное", "рыбы", "птицы", "насекомые" ребёнку необходимо отвлечься от особ...

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной группе с использованием ИКТ- технологий. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».

- Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;-Уточнить и закрепить знания д...