«Птицы на кормушке»
проект по окружающему миру (старшая группа)

           В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, птицы погибают  вовремя морозов и снегопадов из-за недостатка еды. Зимой  подкормка птиц - самый эффективный способ помочь пичужкам. Птицы довольно успешно могут противостоять холодам, но только в том случае, если вокруг много походящего корма.                                        

    Кормушка может спасти жизнь многим десяткам птиц. Задача взрослых воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, развивать желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы. Необходимо, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме.Таким  образом, формирование у детей заботливого, гуманного отношения к птицам, а с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта. Проект способствует созданию условий для общения ребенка с миром природы, развитию умения обобщать наблюдаемые явления, делать выводы. Привлечение родителей к участию способствует укреплению   связей между педагогами – детьми – родителями. Поэтому,  проект «Птицы на кормушке»  можно считать своевременным и актуальным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №21 «Рощица»

«Птицы на кормушке»

(проект)

Выполнили: воспитатели Белик А.Ю.

Мысковский городской округ

2022

Содержание

Введение………………………………………………………………………....3

  1. Паспорт проекта………………………………………………………......3
  2. Актуальность проекта…………………………………………………….3
  3. Этапы реализации проекта…………………………………………...…..6
  4. План реализации проекта…………………..………………………..…...7
  5. Итоги работы над проектом ……………………………………………12

Вывод…………………………………………………………………………….15

Литература……………………………………………………………………….16

Приложения………………………………………………………………….......17

Введение

        Введение ФГОС требует реализации в образовательном процессе ДОУ принципа интеграции, как условия повышения качества дошкольного образования. Одним из актуальных и эффективных методов, реализующих данный принцип, является метод проектов. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Представляем вашему вниманию  реализацию одного из своих проектов – «Каждой пичужке – своя кормушка».

        Паспорт проекта

Тип проекта: познавательно-творческий.

Участники проекта: воспитанники подготовительной группы компенсирующей направленности, родители воспитанников, воспитатели группы, учитель-логопед.

Срок реализации проекта: краткосрочный - 3 месяца (ноябрь, декабрь, январь).

Образовательные области: социально-коммуникативная, речевая, познавательная, художественно-эстетическая, физическая.

        Актуальность

           В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, птицы погибают  вовремя морозов и снегопадов из-за недостатка еды. Зимой  подкормка птиц - самый эффективный способ помочь пичужкам. Птицы довольно успешно могут противостоять холодам, но только в том случае, если вокруг много походящего корма.                                        

    Кормушка может спасти жизнь многим десяткам птиц. Задача взрослых воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, развивать желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы. Необходимо, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме.

        Таким  образом, формирование у детей заботливого, гуманного отношения к птицам, а с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта. Проект способствует созданию условий для общения ребенка с миром природы, развитию умения обобщать наблюдаемые явления, делать выводы. Привлечение родителей к участию способствует укреплению   связей между педагогами – детьми – родителями. Поэтому,  проект «Птицы на кормушке»  можно считать своевременным и актуальным.

       Проблема
            Недостаток знаний детей о зимующих птицах.
Отсутствие у детей навыка в умении подкармливать  птиц в зимнее время года.
            Гипотеза

       Помогая зимой птицам, мы не даем им погибнуть от холода и голода, а они, запоминая места кормления, возвращаются к нам через год. Если регулярно, изо дня в день в зимнее время года вести подкормку на своих кормушках, то птичьи столовые будут посещать максимальное количество птиц, а значит, пернатым будет легче пережить зиму.

Цель проекта: формирование  основ  экологической культуры старших дошкольников через повышение уровня экологической активности и развитие заботливого отношения к зимующим птицам.

 Задачи проекта: 

1. Расширять и систематизировать  знания детей о зимующих птицах  нашего края, их приспособленности к среде обитания в разные времена года.

2.  Учить сравнивать, анализировать и устанавливать причинно- следственные связи между природными явлениями, делать обобщения.

3. Закреплять умение передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности.

4. Активизировать и расширять словарный запас детей по теме проекта.

5. Формировать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.

6. Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.

7. Формировать навыки совместной детско-взрослой деятельности, развивать творчество, фантазию.

 8. Продолжать учить детей с помощью взрослых находить интересную и полезную информацию о птицах, работая с информационными ресурсами.

9. Привлекать родителей к участию в педагогическом процессе ДОУ.

Ожидаемый результат:

 Дети:

  1. Повышение  уровня  знаний детей о птицах родного края.
  2. Формирование  умения  сравнивать, анализировать,        устанавливать простейшие причинно-следственные связи,      делать обобщения.
  3.  Развитие чувства  любви ко всему живому через     продуктивную деятельность.
  4. Формирование  ответственности  и забота о пернатых     друзьях, желание помогать им в зимний период (изготовление      кормушек, подкормка птиц зимой).

  Родители: 

1. Появление интереса,  и заинтересованность в  участии  в проекте.

2. Активное участие в изготовлении кормушек  для птиц совместно с детьми.

3. Желание подкармливать птиц рядом со своим домом.  

4. Активное участие вместе с детьми  в    мероприятиях в рамках проекта.

5. Повышение уровня экологической культуры и информированности.

 Педагоги:

1. Обогащение экологической среды группы стимулирующим и активизирующим  дидактическим    материалом.

2. Сбор и систематизация  всего материала по теме проекта.

3. Удовлетворение от проведенной работы и результатов проекта.

4. Повышение социально-профессиональной компетентности и          личностного потенциала.

5. Повышение экологической грамотности всех субъектов эколого- образовательного пространства.

Этапы  реализации проекта: 

1. Подготовительный этап:

- Определение уровня знаний детей о зимующих птицах.

- Определение темы проекта, задач, методов.

- Подбор необходимой литературы по данной теме.

- Привлечение родителей к реализации проекта.                                                            

2. Основной:
- Реализация проекта через разные виды совместной деятельности педагога с детьми;
- Проведение опытов, наблюдений, бесед, чтение, рассматривание иллюстраций, творческая, продуктивная деятельность.
- Работа с родителями
: консультации,  буклеты, изготовление кормушек.
3. Заключительный этап:
- Подведение итогов проекта
- Обработка и оформление материалов проекта.
- Анализ результативности проекта.

План реализации проекта 

Формы содержания

работы

Задачи

Ответственный

Познавательное развитие

Беседа «Птицы»

 Беседа «Зимующие птицы».

НОД «Что ты знаешь о зимующих птицах?»

Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и энциклопедии

Просмотр  мультимедийных  презентаций «Зимние гости», «Зимующие птицы», «Чем накормим птиц зимой?»,  «Трудно птицам зимовать»

Викторина «Что ты знаешь о зимующих птицах?»

-определить уровень знаний детей о зимующих птицах.

-пополнить знания детей о зимующих птицах

 

 

-развивать познавательный интерес.

-закрепить  уровень знаний детей о зимующих птицах.

Воспитатель

Художественно-эстетическое развитие

 Рисование - «Снегири и синицы»

Лепка «Птичья столовая» Аппликация «Птицы на кормушке»

Оригами «Птицы

прилетели» (коллективная)

Конструирование из бросового материала «Кормушка из коробки»

Создание листовок для родителей «Покормите птиц зимой»

 Оформление альбома: «Зимующие птицы»

-учить передавать внешний вид снегирей;

 -закреплять навыки лепки разными способами;

-совершенствовать  умения детей создавать композицию из отдельных деталей;

-развивать мышление, мелкую моторику рук;

-развивать творческие способности детей;

 

-воспитывать эмоциональный отклик на результаты творческой деятельности;

Речевое развитие 

Оформление уголка книги (подбор книг о птицах).

Чтение художественной литературы: В. Звягиной «Воробей»,  Т. Евдошенко,

 Л. Воронкова «Птичьи кормушки», В.Сухомлинский «Как синичка меня будит», 

«Берегите птиц»,

 Ю.Никонова «Зимние гости», Г. Скребицкий и

В. Чаплина «Чем дятел зимой кормится», «Зимние гости», Б. Брехт «Зимний разговор через форточку»

 

Заучивание стихотворения «Воробей» Н. Рубцова

Пальчиковая игра

«Мы кормушку смастерили»

Дидактические игры «Верю – не верю», «Зимующие птицы», «Покормим птиц», «Сколько птиц на кормушке», «Четвертый лишний», «Дорисуй птицу»,   «Кто на кормушке».

Решение проблемных ситуаций «Что произойдет,  если не подкармливать птиц зимой?», «Что делать птицам?» и др.

-пополнить литературный запас;

-активизировать словарь;

 -развивать познавательный интерес;

-развивать мышление, речь

 

-развивать память, внимание, выразительную речь

-закрепить полученные детьми знания о жизни птиц зимой, уточнить знания детей о зимующих птицах (чем они питаются);

-воспитывать заботливое отношение к птицам.

 

Социально-коммуникативное развитие

Дидактические игры: «Птички на кормушках», «Что едят птицы»,  «Каких птиц зимой не увидишь» «Угадай по описанию»   

-закрепить полученные детьми знания о жизни птиц зимой, уточнить знания детей о зимующих птицах (чем они питаются);

 Физическое развитие

Подвижные игры: «Стайка», «Воробушки и кот», «Птички и кот», «Совушка», «Филин и пташки».

- Развивать двигательную активность детей.

Трудовые поручения: Подкормка  птиц, очистка и наполнение кормушки.

-учить подбирать корм с учётом того, какие птицы прилетают на участок. Предложить пояснить, почему особенно важно подкармливать птиц после сильного снегопада и гололёда.  Поощрять стремление заботиться о птицах.

Наблюдения

За птицами на участке.

За птицами на кормушке. Рассматривание птичьих следов.

Правила поведения возле кормушек.

Работа с родителями

Консультация для родителей  «Как из чего сделать кормушку для птиц».

«Приучите птиц зимой к своему окну, чтоб без песен не пришлось вам встречать весну»

Памятка «Как подкармливать  птиц».

Создание буклета «Покормите птиц зимой»

Изготовление кормушек для птиц совместно с детьми;

Подкормка птиц вместе с детьми на прогулке;

Совместное творчество с детьми  альбома «Зимующие птицы нашего края»

Призыв к участию в экологической акции «Покормите птиц зимой!»

Картотека пословиц и поговорок о птицах

Подведение итогов.

-закрепить полученные детьми знания о жизни птиц зимой, уточнить знания детей о зимующих птицах (чем они питаются);

-развивать у детей наблюдательность.

 

-включать родителей в воспитательно-образовательный процесс

Обработка и оформление материалов проекта.

  

Продукт проектной деятельности.

-Презентация проекта. 

-Выставки рисунков, аппликаций, поделок детей. 

-Буклеты для родителей  «Покормите птиц зимой». 

-Изготовление кормушек.

-Размещение кормушек на участке и подкормка птиц в течение зимнего периода.

 -Выставка познавательной и художественной литературы «Мир          зимующих птиц».

       Итоги работы над проектом.

            Для успешной реализации проекта,  в группе созданы условия по формированию у дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц. Книжный уголок был пополнен книгами, иллюстрациями, энциклопедиями по данной теме. Оформлен альбом «Зимующие птицы». Дети под руководством педагога и самостоятельно изучали эту литературу,  искали информацию о том, чем можно подкармливать  птиц в зимний период и как изготовить кормушки. Воспитанники в группе с большим интересом рассказывали, что они узнали нового, отгадывали загадки, читали стихи.

            В непосредственно образовательной деятельности с детьми было проведено познавательное занятие «Зимующие птицы», на котором дети расширили свои представления о птицах.  С детьми были  организованы  беседы, в ходе которых воспитанники систематизировали знания о зимующих птицах, о необходимости подкормки птиц в зимний период. Во время презентации «Зимние гости» через интерактивную игру «Что едят птицы» уточнили,   каким кормом можно кормить птиц, а каким нельзя.  В игре  «Угадай по описанию»   верный ответ подтверждался птичий пением. 

Воспитанники узнали, что нельзя оставлять в кормушке чёрный хлеб, солёное сало, жареные семечки – вместо помощи это может нанести  птицам вред. Чтобы поддержать  интерес  воспитанников к теме «Птицы» и закрепить их знания, были оформлены дидактические игры «Зимующие птицы»,  «Сколько птиц на кормушке»,  «Дорисуй птицу»,   «Кто на кормушке»,  «Верю – не верю», «Птички на кормушках», «Каких птиц зимой не увидишь», «Угадай по описанию». Заботливое отношение к птицам воспитывали через составление рассказов по иллюстрациям, из личного опыта. Решали проблемные ситуации «Что произойдет,  если не подкармливать птиц зимой?» Воспитанники передавали свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности:  рисование («Снегири и синицы»), лепка («Птичья столовая»), аппликация («Птицы на кормушке»), ручной труд - детско-взрослая конкурсная работа «Снегири на ветке», конструирование кормушек из бросового материала «Кормушка из коробки» и размещение их на территории групповой площадки.

            Для родителей были приготовлены консультации «Как из чего сделать кормушку для птиц»,  памятки «Как подкармливать  птиц», буклеты «Покормите птиц зимой», чтобы они тоже приняли  активное участие в проекте и оказали помощь детям в природоохранной деятельности. Для привлечения  жителей района   к подкормке птиц в зимнее время воспитанники нарисовали и развешали листовки «Покормите птиц».

             Своё заботливое отношение  к птицам,  желание помогать им  в холодное  и голодное время мы освещаем в социальных  сетях. Таким образом, мы обращаем внимание неравнодушных людей на зимующих птиц.
Ссылка на сайт «Одноклассники»
https://ok.ru/profile/580473284497/statuses/154905453513617                                             МБДОУ № 21 Рощица  - Заметки  OK.RU.  

            Новые кормушки из дерева вместе с папами  и дедушками сделали  Егор, Миша, Саша  и  Кирилл. Семьи Егора Владимирова и Саши  Поважнина приняли участие в муниципальном конкурсе «Каждой пичужке – наша кормушка», где семье  Егора Владимирова  было присуждено второе место. Слава и Кирилл с мамами собрали кормушки из фанерного конструктора. Все кормушки   разместили  на территории групповой площадки  и на экологической тропе детского сада в видовой точке «Птичья столовая».  Семья Минаевых не только сделали кормушку из бросового материала, но и привлекли регулярной подкормкой птиц, что позволило наблюдать за их поведением, снимать интересное видео, делиться в чате группы.  Родители вместе с воспитанниками приняли активное участие в пополнении  «Кладовой для корма». Было заготовлено много разного вида корма: семечки, пшено, овес,  сушеные ягоды рябины и др.  «Кладовая для корма» находится в центре природы, чтобы дети самостоятельно могли взять его на прогулку и покормить своих пернатых друзей. Наполнение кормушек воспитанники осуществляют ежедневно,  в одно и то же время, разнообразным кормом, ориентируясь на памятки.

            Наблюдения за пернатыми подопечными происходят,  как запланировано,  так  и спонтанно. Одна из кормушек размещена за стеклянной дверью, что позволяет наблюдать за пернатыми  в любое время суток. Наблюдая за птицами, воспитанники пришли к выводу: в холодную погоду на кормушку прилетает больше пернатых гостей. Нашу кормушку посетили синицы, щеглы, снегири, голуби. Наблюдая за птицами, можно увидеть характер птиц, их повадки. А можно придумать сказку про Жадного Снегиря. Ежедневно наполняя кормушки в одно и то же время,  воспитанники заметили, что к этому часу птицы собираются в ожидании угощения. Если регулярно, изо дня в день в зимнее время года вести подкормку на своих кормушках, то птичьи столовые будут посещать максимальное количество птиц. Опытным путём  установили предпочтительные виды корма для разных птиц: синиц, воробьёв, голубей, щеглов, снегирей, дубоносов. Сделали выводы, какой корм им больше нравится. Поэтому можно сказать, что  наша исследовательская работа ведётся  ежедневно.

            В ходе реализации проекта выявились активные участники. Они каждый день из дома приносили различный корм и кормили птиц.  Некоторые воспитанники нашей группы   свои  кормушки  развесили  возле своих домов, они с родителями подкармливали  птиц, наблюдали за их поведением и рассказывали всем детям в детском саду,  какие птицы прилетали на кормушки. Всего на территории детского сада вывешено 18 кормушек: 12  кормушек из тетрапака и 4 деревянных и 2 фанерных.

             По результатам этого проекта, мы пришли к выводу, что познавательные интересы у воспитанников  стали шире. Систематизировались знания детей о зимующих птицах  нашего края, их приспособленности к среде обитания в разные времена года, их пользе для человека. У воспитанников чаще стала проявляться забота о пернатых     друзьях, появилась ответственность   и желание помогать им в зимний период. И хотя наш проект закончен, мы с воспитанниками продолжаем заботиться о пернатых.

       Таким образом, наша гипотеза подтверждается, если постоянно подкармливать зимующих птиц то, тем самым мы помогаем им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, и сохраняем их численность. Можно сказать уверенно, что дети, родители нашей группы всегда будут оказывать помощь птицам!

Литература

От рождения до школы примерная основная    общеобразовательная программа дошкольного образования       под руководством Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.       Васильевой 2-е

Издание М МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2012г

1.    Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст]. — М: Просвещение, 1991 — 160 с: ил.

2.    Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст]: метод, пособие для воспитателей ДОУ и педагогов нач. шк. / М. Д. Маханева. М. : АРКТИ, 2004. - 320 с. –(Развитие и воспитание ребенка).

3.    Николаева, С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников [Текст]: кн. для воспитателей дет. Сада / С. Н. Николаева. М. : Мозаика-Синтез, 2004. - 96 с.

4.    Николаева, С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве : методика работы с детьми подготов. группы дет. сада [Текст]: пособие для воспитателя  дошкольного образовательного учреждения / С. Н. Николаева. М.: Просвещение, 2002. - 144 с.

                                                                                                              Приложение

НОД Занятие  «Что ты знаешь о зимующих птицах?»

Программное содержание: Познакомить детей с зимующими птицами. Учить образовывать множественное число существительных; употреблять существительные в уменьшительно-ласкательной форме. Развивать наблюдательность, память, логическое мышление, умение составлять описательный рассказ. Воспитывать любовь к птицам, желания помочь им.

Оборудование: предметные картинки с изображением зимующих птиц, схема.

Предварительная работа с детьми: рассматривание птиц, беседы о зимующих и перелетных птицах, дидактические игры.

Пальчиковая игра

Мы кормушку смастерили.

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь - сосед,

Будет вам зимой обед!

В гости в первый день недели

Две синицы прилетели,

А во вторник - снегири,

Ярче утренней зари!

Три вороны были в среду

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краев –

Десять жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

 А в субботу на пирог

Прилетело семь сорок.

Викторина

«Что ты знаешь о зимующих птицах?»

  1. Какие птицы собирают себе на зиму запасы? (Очень немногие: совы собирают себе про запас в дуплах убитых мышей, сойка – желуди, орехи)
  2. Какая наша птица может двигаться по вертикальному стволу и вверх и вниз головой? (Поползень)
  3. Какие птицы двигаются по вертикальному стволу только вверх головой? (Дятел, пищуха)
  4. Что птицам страшнее голод или холод зимой? (голод)
  5. Какие птицы перекочевывают на зиму к жилью человека? (Синица большая, сорока, ворона, галка)
  6. Какую пользу человеку приносит синица зимой, когда все насекомые спят? (Зимой синицы разыскивают в щелях и скважинах насекомых, яйца, личинки и поедают их)
  7. Какие виды воробьев гнездятся у нас? (Домовой и полевой)
  8. Название какой зимующей птицы созвучно с названием танца? (Чечетка)
  9. Почему тушка мертвого клеста даже в тепле долго не разлагается? (Клесты питаются семенами хвойных деревьев. Все тело их пропитывается смолой. Смола сохраняет тело от тления)
  10. Какая птица резко меняет цвет своего оперения? (Куропатка: летом она серая, а зимой белая)
  11. Назовите зимующих птиц, на голове которых есть хохол? (Свиристель, чечетка )
  12. Какие птицы выводят птенцов в лютый мороз? (Клесты, зимородки)
  13. Сколько разных синиц живет в наших местах? (Шестьбольшая, гаичка, московка, хохлатка, лазоревка, длиннохвостая)
  14. Какие птицы живут у нас только зимой? (Чечетка, свиристель, полярная сова)
  15. Чем можно объяснить, что ласточки, стрижи, мухоловки на зиму улетают на юг, а синицы, дятлы и поползни остаются? (Мухоловки, стрижи и ласточки ловят насекомых в воздухе, а осенью насекомые забираются в убежища, то есть становятся для этих птиц недоступными. Синицы, дятлы и поползни приспосабливаются к добыванию насекомых, их личинок, куколок и яиц из зимних убежищ)

Картотека пословиц и поговорок о птицах

Видно птицу по полету.

Сколько кукушка ни кукуй, а к зиме улетать.

Старого воробья на мякине не проведешь.

Лучше синица в руке, чем журавль в небе.

Не сули журавля в небе, дай синицу в руки.

Всякая ворона свой зябок набивает.

Воля птичке дороже золотой клетки.

Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.

Лес без птиц и птицы без леса не живут.

Знает птица, что без Родины не годится.

Всякая птица своим пером гордится.

Всякая птица по-своему поет.

Всякая птица своим клювом сыта.

У каждой пташки — свои замашки.

Воробей сразу на взлет, а грачу разбег нужен.

Вороненку гнездо — родимая хата.

Немного синица ест, пьет, да весело живет.

Сорока без причины не стрекочет.

Сорока весть на хвосте принесла.

Воробьи под кровлю, а совы на ловлю.

Кабы куст был не мил, соловей гнезда не вил.

Соловей берет пением, а человек — умением.

Соловей месяц поет, а ворона круглый год каркает.

Дидактическая игра «Верю – не верю»

 Задачи: закрепить полученные детьми знания о жизни птиц зимой.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям ряд фраз, на которые они должны ответить: «верю» или «не верю» отвечает тот ребенок,  кому воспитатель бросает мяч.

  • Клесты выводят птенцов зимой.
  • У синицы желтая грудка.
  • У воробья большой сильный клюв. (Не верим!) А у кого такой клюв?
  • У сороки длинный черный хвост.
  • У свиристеля на голове хохолок.
  • Снегирь любит сало. (Не верим!) Какая птица любит сало?
  • Ворона питается остатками пищи.
  • Клесты любят семена шишек.

Памятка

«Чем можно и чем нельзя подкармливать птиц зимой»

По данным орнитологов, из-за недостатка корма в зимнее время гибнет более половины городских птиц. Зачастую пернатые переживают зиму только благодаря подкармливающим их людям. Но, к сожалению, неправильная помощь человека, как и ее отсутствие, приводят к гибели птиц.

Чем можно кормить птиц

Семена подсолнечника (нежареные и несоленые)

От этого высокопитательного продукта, богатого растительными жирами, не откажутся почти все зимующие птицы.

Злаки: просо, овес, пшеница

Эти продукты богаты белками и углеводами и являются основой зимнего рациона многих пернатых. Зерновые смеси отлично подойдут голубям, воробьям, уткам, щеглам и зеленушкам.

Несоленое сало и сливочное масло

Это лакомство особенно придется по вкусу синицам, поползням и другим насекомоядным птицам в сильные морозы и снегопады.

Кусочки свежих или сушеных местных фруктов и ягод

Такому десерту больше всех обрадуются дрозды, свиристели и снегири.

Дробленые орехи (нежареные и несоленые)

Кроме синиц и воробьев на это блюдо слетятся дятлы и сойки, если кормушка находится неподалеку от леса.

Семена тыквы, дыни, арбуза (нежареные и несоленые)

Можно сушить и запасать их для птиц летом и осенью, в сезон этих плодов.

Сало, масло и жирные семечки не должны преобладать в рационе птиц. Сбалансируй меню зерном и фруктами. Избыток жиров вызывает у пернатых заболевания печени и поджелудочной железы. Жирной пищей лучше подкармливать в сильные морозы и снегопады, но не постоянно.

Чем нельзя кормить птиц

Важно, чтобы еда, которую вы предлагаете отведать птицам, была свежей и натуральной. Пернатым ни в коем случае нельзя скармливать испорченные, заплесневевшие, забродившие, жареные и соленые продукты. Такой корм может быть для них смертельно опасным. Неподходящая пища приводит к недостатку в организме важных веществ, истощению, ожирению и болезням, из-за чего у птиц снижается скорость реакции на хищников и устойчивость к ненастной погоде и заболеваниям.

Испорченная крупа

У крупы есть определенный срок годности, по истечении которого она уже не подходит в пищу для птиц. Стоит помнить, что зерно портится при неправильном хранении. В испорченной крупе заводятся жучки, плесень и бактерии, которые могут стать причиной болезней у птиц. Всегда следи за тем, чтобы зерна были сухими, без сильных запахов и потемнений. Обязательно убирай из кормушки остатки мокрых, слипшихся, плесневеющих или прорастающих зерен.

Соленое

Любые соленые продукты — от семечек до сала — вредны для птиц. У пернатых нет потовых желез, поэтому всю лишнюю соль из организма выводить придется почкам, которые могут не выдержать такой нагрузки.

Хлеб и выпечка

Кормить птиц исключительно хлебом и хлебобулочными изделиями — все равно, что кормить человека одними конфетами. Пернатым необходимы белки и жиры, а хлеб — это в первую очередь углеводы. Он наполняет желудок птицы и заглушает чувство голода, но не обеспечивает достаточного количества калорий для выживания зимой. Поэтому хлеб не может являться основной пищей пернатых.

Кроме того, хлеб и выпечка часто содержат большое число искусственных добавок, которые не идут на пользу птицам. Можно изредка угощать птиц бутербродом из цельнозернового пшеничного хлеба с семечками, сливочным маслом или салом, чтобы вместе с лакомством пернатым доставались питательные вещества. Никогда не давай птицам хлеб с плесенью.

Памятка

«Из чего делать кормушки для птиц?»

Если вы хотите купить готовую кормушку для птиц или сделать ее своими руками, вам стоит обратить внимание на то, что птичья столовая должна соответствовать некоторым требованиям:

Безопасная
Кормушка создана для помощи птицам – поэтому стоит позаботиться о том, чтобы на ней не было острых краев или узких отверстий, где пичуга может застрять. Если делаете кормушку из пластика – заклейте или оплавьте края, а еще лучше – используйте дерево. От металла лучше отказаться – лапки пернатых соседей могут примерзнуть.

Экологичная
Можно сделать кормушку из пластиковой бутылки или пакета из-под молока, но такие столовые, как правило, быстро размокают или засоряются. Пластик нужно периодически очищать и сразу сделать края безопасными, а кормушки из тетра-пака придется менять каждые 2–3 недели. Отличным вариантом станет деревянная кормушка или любая другая многоразовая альтернатива.

Легкая в уходе
Кормушку нужно регулярно чистить, чтобы корм в ней не портился и не скапливались бактерии. Если дно будет широким и доступ к нему будет открыт – вы сможете без труда убрать остатки корма и насыпать новый, а после окончания сезона подкормки тщательно помыть кормушку.

Наполняемая постоянно
Птицы отлично запоминают места подкормки и ежедневно прилетают туда, чтобы пообедать. Лучше наполнять кормушку постоянно, чтобы пернатые не тратили силы впустую, но даже если ваша кормушка иногда будет пустовать – ничего страшного. Ведь у птиц в голове есть целая карта мест, где они могут перекусить. Лучше всего, чтобы еда в кормушке была вечером и птицы могли поесть перед холодной ночью. А если у вас не всегда получается класть корм, вы можете объединиться с соседями и друзьями, которые тоже будут наполнять кормушку.

С продуманной конструкцией
На дне кормушки нужно предусмотреть бортики, чтобы корм не высыпался, а сверху строение закрыть крышей – так вы не только продлите срок годности корма внутри, но и спрячете пичуг от хищников вроде ястребов.

Удобная для птиц
На открытом месте птицам кормиться не очень уютно – повсюду их поджидают опасности. Лучше всего разместить птичью столовую недалеко от кустов или среди деревьев – так пернатым будет комфортнее. Высота должна быть удобной для наполнения кормушки, а пища – доступной для птиц.

Какие материалы выбрать для изготовления кормушки?

Пластик
Акрил и полипропилен устойчивы к перепаду температур и хорошо поддаются очистке. Акрил еще и обладает высокой прозрачностью – отличный вариант для тех, кто любит фотографировать птиц и наблюдать за ними.

Металл
Если выбирать кормушку из металла, подойдет только металлическая сетка – если большая площадь кормушки будет из этого материала, птицы могут примерзнуть к ней лапками.

Дерево
Дерево – классический и подходящий материал для изготовления кормушки. Перед вывешиванием домик стоит покрыть антисептиком или лаком для того, чтобы защитить от погодных условий и плесени, но стоит обратить внимание на состав – покрытие должно быть безопасно для птиц. Например, отработанное масло не подойдет для внутреннего покрытия кормушки.

Памятка

«Приучите птиц зимой к своему окну, чтоб без песен не пришлось вам встречать весну»

Чем кормить птиц? Зимой птицам нужна высококалорийная пища. Основу наполнения кормушки должны составлять сырые несоленые семена и орехи. Синицы, поползни и снегири оценят сливочное масло и сало (главное – не соленое). А дятлы и сойки порадуются желудям. Можно добавлять свежие фрукты и сухофрукты, ягоды, а также цельное зерно – например, просо или кукурузу. В небольших количествах подойдет и белый подсушенный хлеб, но растительные корма все равно лучше. Чем больше разных кормов вы положите в кормушку, тем больше будет видовое разнообразие пернатых гостей.

Памятка

«Как подкармливать птиц»

1.Кормушки лучше делать самые простые – из пакетов из–под молочных продуктов. А также из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку.

2.Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.

3.Следите, чтобы корм в кормушке был постоянно.

4.Кормушки нужно держать в чистоте.

5.Следите, чтобы в кормушке не было снега.

6.Помните, что основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало. Нельзя давать чёрный хлеб.

Правила поведения возле кормушек.

Громко не кричать.

Не сорить, не оставлять газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты,

жестяные банки и коробочки.

Корма в кормушках должно быть немного, только нужного птицам.

Памятка для родителей

Изготовление кормушки для птиц

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1806815/aa8f1d7c-8a35-4592-8482-9c593ed78d5d/s1200?webp=false

https://i.ytimg.com/vi/7pSRIAt5WVs/maxresdefault.jpghttps://sc04.alicdn.com/kf/HTB185daayrxK1RkHFCcq6AQCVXaS.jpg

https://a.allegroimg.com/s512/119413/e83170e24efbaa715f2e3255407ehttps://a.allegroimg.com/s512/11e192/bcb2a77c45758df6eafbedaeff92



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №21 «Рощица»

«Птицы на кормушке»

(проект)

Выполнили: воспитатели Белик А.Ю.

Мысковский городской округ

2022

Содержание

Введение………………………………………………………………………....3

  1. Паспорт проекта………………………………………………………......3
  2. Актуальность проекта…………………………………………………….3
  3. Этапы реализации проекта…………………………………………...…..6
  4. План реализации проекта…………………..………………………..…...7
  5. Итоги работы над проектом ……………………………………………12

Вывод…………………………………………………………………………….15

Литература……………………………………………………………………….16

Приложения………………………………………………………………….......17

Введение

        Введение ФГОС требует реализации в образовательном процессе ДОУ принципа интеграции, как условия повышения качества дошкольного образования. Одним из актуальных и эффективных методов, реализующих данный принцип, является метод проектов. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Представляем вашему вниманию  реализацию одного из своих проектов – «Каждой пичужке – своя кормушка».

        Паспорт проекта

Тип проекта: познавательно-творческий.

Участники проекта: воспитанники подготовительной группы компенсирующей направленности, родители воспитанников, воспитатели группы, учитель-логопед.

Срок реализации проекта: краткосрочный - 3 месяца (ноябрь, декабрь, январь).

Образовательные области: социально-коммуникативная, речевая, познавательная, художественно-эстетическая, физическая.

        Актуальность

           В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, птицы погибают  вовремя морозов и снегопадов из-за недостатка еды. Зимой  подкормка птиц - самый эффективный способ помочь пичужкам. Птицы довольно успешно могут противостоять холодам, но только в том случае, если вокруг много походящего корма.                                        

    Кормушка может спасти жизнь многим десяткам птиц. Задача взрослых воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, развивать желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы. Необходимо, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме.

        Таким  образом, формирование у детей заботливого, гуманного отношения к птицам, а с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта. Проект способствует созданию условий для общения ребенка с миром природы, развитию умения обобщать наблюдаемые явления, делать выводы. Привлечение родителей к участию способствует укреплению   связей между педагогами – детьми – родителями. Поэтому,  проект «Птицы на кормушке»  можно считать своевременным и актуальным.

       Проблема
            Недостаток знаний детей о зимующих птицах.
Отсутствие у детей навыка в умении подкармливать  птиц в зимнее время года.
            Гипотеза

       Помогая зимой птицам, мы не даем им погибнуть от холода и голода, а они, запоминая места кормления, возвращаются к нам через год. Если регулярно, изо дня в день в зимнее время года вести подкормку на своих кормушках, то птичьи столовые будут посещать максимальное количество птиц, а значит, пернатым будет легче пережить зиму.

Цель проекта: формирование  основ  экологической культуры старших дошкольников через повышение уровня экологической активности и развитие заботливого отношения к зимующим птицам.

 Задачи проекта: 

1. Расширять и систематизировать  знания детей о зимующих птицах  нашего края, их приспособленности к среде обитания в разные времена года.

2.  Учить сравнивать, анализировать и устанавливать причинно- следственные связи между природными явлениями, делать обобщения.

3. Закреплять умение передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности.

4. Активизировать и расширять словарный запас детей по теме проекта.

5. Формировать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.

6. Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.

7. Формировать навыки совместной детско-взрослой деятельности, развивать творчество, фантазию.

 8. Продолжать учить детей с помощью взрослых находить интересную и полезную информацию о птицах, работая с информационными ресурсами.

9. Привлекать родителей к участию в педагогическом процессе ДОУ.

Ожидаемый результат:

 Дети:

  1. Повышение  уровня  знаний детей о птицах родного края.
  2. Формирование  умения  сравнивать, анализировать,        устанавливать простейшие причинно-следственные связи,      делать обобщения.
  3.  Развитие чувства  любви ко всему живому через     продуктивную деятельность.
  4. Формирование  ответственности  и забота о пернатых     друзьях, желание помогать им в зимний период (изготовление      кормушек, подкормка птиц зимой).

  Родители: 

1. Появление интереса,  и заинтересованность в  участии  в проекте.

2. Активное участие в изготовлении кормушек  для птиц совместно с детьми.

3. Желание подкармливать птиц рядом со своим домом.  

4. Активное участие вместе с детьми  в    мероприятиях в рамках проекта.

5. Повышение уровня экологической культуры и информированности.

 Педагоги:

1. Обогащение экологической среды группы стимулирующим и активизирующим  дидактическим    материалом.

2. Сбор и систематизация  всего материала по теме проекта.

3. Удовлетворение от проведенной работы и результатов проекта.

4. Повышение социально-профессиональной компетентности и          личностного потенциала.

5. Повышение экологической грамотности всех субъектов эколого- образовательного пространства.

Этапы  реализации проекта: 

1. Подготовительный этап:

- Определение уровня знаний детей о зимующих птицах.

- Определение темы проекта, задач, методов.

- Подбор необходимой литературы по данной теме.

- Привлечение родителей к реализации проекта.                                                            

2. Основной:
- Реализация проекта через разные виды совместной деятельности педагога с детьми;
- Проведение опытов, наблюдений, бесед, чтение, рассматривание иллюстраций, творческая, продуктивная деятельность.
- Работа с родителями
: консультации,  буклеты, изготовление кормушек.
3. Заключительный этап:
- Подведение итогов проекта
- Обработка и оформление материалов проекта.
- Анализ результативности проекта.

План реализации проекта 

Формы содержания

работы

Задачи

Ответственный

Познавательное развитие

Беседа «Птицы»

 Беседа «Зимующие птицы».

НОД «Что ты знаешь о зимующих птицах?»

Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и энциклопедии

Просмотр  мультимедийных  презентаций «Зимние гости», «Зимующие птицы», «Чем накормим птиц зимой?»,  «Трудно птицам зимовать»

Викторина «Что ты знаешь о зимующих птицах?»

-определить уровень знаний детей о зимующих птицах.

-пополнить знания детей о зимующих птицах

 

 

-развивать познавательный интерес.

-закрепить  уровень знаний детей о зимующих птицах.

Воспитатель

Художественно-эстетическое развитие

 Рисование - «Снегири и синицы»

Лепка «Птичья столовая» Аппликация «Птицы на кормушке»

Оригами «Птицы

прилетели» (коллективная)

Конструирование из бросового материала «Кормушка из коробки»

Создание листовок для родителей «Покормите птиц зимой»

 Оформление альбома: «Зимующие птицы»

-учить передавать внешний вид снегирей;

 -закреплять навыки лепки разными способами;

-совершенствовать  умения детей создавать композицию из отдельных деталей;

-развивать мышление, мелкую моторику рук;

-развивать творческие способности детей;

 

-воспитывать эмоциональный отклик на результаты творческой деятельности;

Речевое развитие 

Оформление уголка книги (подбор книг о птицах).

Чтение художественной литературы: В. Звягиной «Воробей»,  Т. Евдошенко,

 Л. Воронкова «Птичьи кормушки», В.Сухомлинский «Как синичка меня будит», 

«Берегите птиц»,

 Ю.Никонова «Зимние гости», Г. Скребицкий и

В. Чаплина «Чем дятел зимой кормится», «Зимние гости», Б. Брехт «Зимний разговор через форточку»

 

Заучивание стихотворения «Воробей» Н. Рубцова

Пальчиковая игра

«Мы кормушку смастерили»

Дидактические игры «Верю – не верю», «Зимующие птицы», «Покормим птиц», «Сколько птиц на кормушке», «Четвертый лишний», «Дорисуй птицу»,   «Кто на кормушке».

Решение проблемных ситуаций «Что произойдет,  если не подкармливать птиц зимой?», «Что делать птицам?» и др.

-пополнить литературный запас;

-активизировать словарь;

 -развивать познавательный интерес;

-развивать мышление, речь

 

-развивать память, внимание, выразительную речь

-закрепить полученные детьми знания о жизни птиц зимой, уточнить знания детей о зимующих птицах (чем они питаются);

-воспитывать заботливое отношение к птицам.

 

Социально-коммуникативное развитие

Дидактические игры: «Птички на кормушках», «Что едят птицы»,  «Каких птиц зимой не увидишь» «Угадай по описанию»   

-закрепить полученные детьми знания о жизни птиц зимой, уточнить знания детей о зимующих птицах (чем они питаются);

 Физическое развитие

Подвижные игры: «Стайка», «Воробушки и кот», «Птички и кот», «Совушка», «Филин и пташки».

- Развивать двигательную активность детей.

Трудовые поручения: Подкормка  птиц, очистка и наполнение кормушки.

-учить подбирать корм с учётом того, какие птицы прилетают на участок. Предложить пояснить, почему особенно важно подкармливать птиц после сильного снегопада и гололёда.  Поощрять стремление заботиться о птицах.

Наблюдения

За птицами на участке.

За птицами на кормушке. Рассматривание птичьих следов.

Правила поведения возле кормушек.

Работа с родителями

Консультация для родителей  «Как из чего сделать кормушку для птиц».

«Приучите птиц зимой к своему окну, чтоб без песен не пришлось вам встречать весну»

Памятка «Как подкармливать  птиц».

Создание буклета «Покормите птиц зимой»

Изготовление кормушек для птиц совместно с детьми;

Подкормка птиц вместе с детьми на прогулке;

Совместное творчество с детьми  альбома «Зимующие птицы нашего края»

Призыв к участию в экологической акции «Покормите птиц зимой!»

Картотека пословиц и поговорок о птицах

Подведение итогов.

-закрепить полученные детьми знания о жизни птиц зимой, уточнить знания детей о зимующих птицах (чем они питаются);

-развивать у детей наблюдательность.

 

-включать родителей в воспитательно-образовательный процесс

Обработка и оформление материалов проекта.

  

Продукт проектной деятельности.

-Презентация проекта. 

-Выставки рисунков, аппликаций, поделок детей. 

-Буклеты для родителей  «Покормите птиц зимой». 

-Изготовление кормушек.

-Размещение кормушек на участке и подкормка птиц в течение зимнего периода.

 -Выставка познавательной и художественной литературы «Мир          зимующих птиц».

       Итоги работы над проектом.

            Для успешной реализации проекта,  в группе созданы условия по формированию у дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц. Книжный уголок был пополнен книгами, иллюстрациями, энциклопедиями по данной теме. Оформлен альбом «Зимующие птицы». Дети под руководством педагога и самостоятельно изучали эту литературу,  искали информацию о том, чем можно подкармливать  птиц в зимний период и как изготовить кормушки. Воспитанники в группе с большим интересом рассказывали, что они узнали нового, отгадывали загадки, читали стихи.

            В непосредственно образовательной деятельности с детьми было проведено познавательное занятие «Зимующие птицы», на котором дети расширили свои представления о птицах.  С детьми были  организованы  беседы, в ходе которых воспитанники систематизировали знания о зимующих птицах, о необходимости подкормки птиц в зимний период. Во время презентации «Зимние гости» через интерактивную игру «Что едят птицы» уточнили,   каким кормом можно кормить птиц, а каким нельзя.  В игре  «Угадай по описанию»   верный ответ подтверждался птичий пением. 

Воспитанники узнали, что нельзя оставлять в кормушке чёрный хлеб, солёное сало, жареные семечки – вместо помощи это может нанести  птицам вред. Чтобы поддержать  интерес  воспитанников к теме «Птицы» и закрепить их знания, были оформлены дидактические игры «Зимующие птицы»,  «Сколько птиц на кормушке»,  «Дорисуй птицу»,   «Кто на кормушке»,  «Верю – не верю», «Птички на кормушках», «Каких птиц зимой не увидишь», «Угадай по описанию». Заботливое отношение к птицам воспитывали через составление рассказов по иллюстрациям, из личного опыта. Решали проблемные ситуации «Что произойдет,  если не подкармливать птиц зимой?» Воспитанники передавали свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности:  рисование («Снегири и синицы»), лепка («Птичья столовая»), аппликация («Птицы на кормушке»), ручной труд - детско-взрослая конкурсная работа «Снегири на ветке», конструирование кормушек из бросового материала «Кормушка из коробки» и размещение их на территории групповой площадки.

            Для родителей были приготовлены консультации «Как из чего сделать кормушку для птиц»,  памятки «Как подкармливать  птиц», буклеты «Покормите птиц зимой», чтобы они тоже приняли  активное участие в проекте и оказали помощь детям в природоохранной деятельности. Для привлечения  жителей района   к подкормке птиц в зимнее время воспитанники нарисовали и развешали листовки «Покормите птиц».

             Своё заботливое отношение  к птицам,  желание помогать им  в холодное  и голодное время мы освещаем в социальных  сетях. Таким образом, мы обращаем внимание неравнодушных людей на зимующих птиц.
Ссылка на сайт «Одноклассники»
https://ok.ru/profile/580473284497/statuses/154905453513617                                             МБДОУ № 21 Рощица  - Заметки  OK.RU.  

            Новые кормушки из дерева вместе с папами  и дедушками сделали  Егор, Миша, Саша  и  Кирилл. Семьи Егора Владимирова и Саши  Поважнина приняли участие в муниципальном конкурсе «Каждой пичужке – наша кормушка», где семье  Егора Владимирова  было присуждено второе место. Слава и Кирилл с мамами собрали кормушки из фанерного конструктора. Все кормушки   разместили  на территории групповой площадки  и на экологической тропе детского сада в видовой точке «Птичья столовая».  Семья Минаевых не только сделали кормушку из бросового материала, но и привлекли регулярной подкормкой птиц, что позволило наблюдать за их поведением, снимать интересное видео, делиться в чате группы.  Родители вместе с воспитанниками приняли активное участие в пополнении  «Кладовой для корма». Было заготовлено много разного вида корма: семечки, пшено, овес,  сушеные ягоды рябины и др.  «Кладовая для корма» находится в центре природы, чтобы дети самостоятельно могли взять его на прогулку и покормить своих пернатых друзей. Наполнение кормушек воспитанники осуществляют ежедневно,  в одно и то же время, разнообразным кормом, ориентируясь на памятки.

            Наблюдения за пернатыми подопечными происходят,  как запланировано,  так  и спонтанно. Одна из кормушек размещена за стеклянной дверью, что позволяет наблюдать за пернатыми  в любое время суток. Наблюдая за птицами, воспитанники пришли к выводу: в холодную погоду на кормушку прилетает больше пернатых гостей. Нашу кормушку посетили синицы, щеглы, снегири, голуби. Наблюдая за птицами, можно увидеть характер птиц, их повадки. А можно придумать сказку про Жадного Снегиря. Ежедневно наполняя кормушки в одно и то же время,  воспитанники заметили, что к этому часу птицы собираются в ожидании угощения. Если регулярно, изо дня в день в зимнее время года вести подкормку на своих кормушках, то птичьи столовые будут посещать максимальное количество птиц. Опытным путём  установили предпочтительные виды корма для разных птиц: синиц, воробьёв, голубей, щеглов, снегирей, дубоносов. Сделали выводы, какой корм им больше нравится. Поэтому можно сказать, что  наша исследовательская работа ведётся  ежедневно.

            В ходе реализации проекта выявились активные участники. Они каждый день из дома приносили различный корм и кормили птиц.  Некоторые воспитанники нашей группы   свои  кормушки  развесили  возле своих домов, они с родителями подкармливали  птиц, наблюдали за их поведением и рассказывали всем детям в детском саду,  какие птицы прилетали на кормушки. Всего на территории детского сада вывешено 18 кормушек: 12  кормушек из тетрапака и 4 деревянных и 2 фанерных.

             По результатам этого проекта, мы пришли к выводу, что познавательные интересы у воспитанников  стали шире. Систематизировались знания детей о зимующих птицах  нашего края, их приспособленности к среде обитания в разные времена года, их пользе для человека. У воспитанников чаще стала проявляться забота о пернатых     друзьях, появилась ответственность   и желание помогать им в зимний период. И хотя наш проект закончен, мы с воспитанниками продолжаем заботиться о пернатых.

       Таким образом, наша гипотеза подтверждается, если постоянно подкармливать зимующих птиц то, тем самым мы помогаем им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, и сохраняем их численность. Можно сказать уверенно, что дети, родители нашей группы всегда будут оказывать помощь птицам!

Литература

От рождения до школы примерная основная    общеобразовательная программа дошкольного образования       под руководством Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.       Васильевой 2-е

Издание М МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2012г

1.    Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст]. — М: Просвещение, 1991 — 160 с: ил.

2.    Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст]: метод, пособие для воспитателей ДОУ и педагогов нач. шк. / М. Д. Маханева. М. : АРКТИ, 2004. - 320 с. –(Развитие и воспитание ребенка).

3.    Николаева, С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников [Текст]: кн. для воспитателей дет. Сада / С. Н. Николаева. М. : Мозаика-Синтез, 2004. - 96 с.

4.    Николаева, С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве : методика работы с детьми подготов. группы дет. сада [Текст]: пособие для воспитателя  дошкольного образовательного учреждения / С. Н. Николаева. М.: Просвещение, 2002. - 144 с.

                                                                                                              Приложение

НОД Занятие  «Что ты знаешь о зимующих птицах?»

Программное содержание: Познакомить детей с зимующими птицами. Учить образовывать множественное число существительных; употреблять существительные в уменьшительно-ласкательной форме. Развивать наблюдательность, память, логическое мышление, умение составлять описательный рассказ. Воспитывать любовь к птицам, желания помочь им.

Оборудование: предметные картинки с изображением зимующих птиц, схема.

Предварительная работа с детьми: рассматривание птиц, беседы о зимующих и перелетных птицах, дидактические игры.

Пальчиковая игра

Мы кормушку смастерили.

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь - сосед,

Будет вам зимой обед!

В гости в первый день недели

Две синицы прилетели,

А во вторник - снегири,

Ярче утренней зари!

Три вороны были в среду

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краев –

Десять жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

 А в субботу на пирог

Прилетело семь сорок.

Викторина

«Что ты знаешь о зимующих птицах?»

  1. Какие птицы собирают себе на зиму запасы? (Очень немногие: совы собирают себе про запас в дуплах убитых мышей, сойка – желуди, орехи)
  2. Какая наша птица может двигаться по вертикальному стволу и вверх и вниз головой? (Поползень)
  3. Какие птицы двигаются по вертикальному стволу только вверх головой? (Дятел, пищуха)
  4. Что птицам страшнее голод или холод зимой? (голод)
  5. Какие птицы перекочевывают на зиму к жилью человека? (Синица большая, сорока, ворона, галка)
  6. Какую пользу человеку приносит синица зимой, когда все насекомые спят? (Зимой синицы разыскивают в щелях и скважинах насекомых, яйца, личинки и поедают их)
  7. Какие виды воробьев гнездятся у нас? (Домовой и полевой)
  8. Название какой зимующей птицы созвучно с названием танца? (Чечетка)
  9. Почему тушка мертвого клеста даже в тепле долго не разлагается? (Клесты питаются семенами хвойных деревьев. Все тело их пропитывается смолой. Смола сохраняет тело от тления)
  10. Какая птица резко меняет цвет своего оперения? (Куропатка: летом она серая, а зимой белая)
  11. Назовите зимующих птиц, на голове которых есть хохол? (Свиристель, чечетка )
  12. Какие птицы выводят птенцов в лютый мороз? (Клесты, зимородки)
  13. Сколько разных синиц живет в наших местах? (Шестьбольшая, гаичка, московка, хохлатка, лазоревка, длиннохвостая)
  14. Какие птицы живут у нас только зимой? (Чечетка, свиристель, полярная сова)
  15. Чем можно объяснить, что ласточки, стрижи, мухоловки на зиму улетают на юг, а синицы, дятлы и поползни остаются? (Мухоловки, стрижи и ласточки ловят насекомых в воздухе, а осенью насекомые забираются в убежища, то есть становятся для этих птиц недоступными. Синицы, дятлы и поползни приспосабливаются к добыванию насекомых, их личинок, куколок и яиц из зимних убежищ)

Картотека пословиц и поговорок о птицах

Видно птицу по полету.

Сколько кукушка ни кукуй, а к зиме улетать.

Старого воробья на мякине не проведешь.

Лучше синица в руке, чем журавль в небе.

Не сули журавля в небе, дай синицу в руки.

Всякая ворона свой зябок набивает.

Воля птичке дороже золотой клетки.

Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.

Лес без птиц и птицы без леса не живут.

Знает птица, что без Родины не годится.

Всякая птица своим пером гордится.

Всякая птица по-своему поет.

Всякая птица своим клювом сыта.

У каждой пташки — свои замашки.

Воробей сразу на взлет, а грачу разбег нужен.

Вороненку гнездо — родимая хата.

Немного синица ест, пьет, да весело живет.

Сорока без причины не стрекочет.

Сорока весть на хвосте принесла.

Воробьи под кровлю, а совы на ловлю.

Кабы куст был не мил, соловей гнезда не вил.

Соловей берет пением, а человек — умением.

Соловей месяц поет, а ворона круглый год каркает.

Дидактическая игра «Верю – не верю»

 Задачи: закрепить полученные детьми знания о жизни птиц зимой.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям ряд фраз, на которые они должны ответить: «верю» или «не верю» отвечает тот ребенок,  кому воспитатель бросает мяч.

  • Клесты выводят птенцов зимой.
  • У синицы желтая грудка.
  • У воробья большой сильный клюв. (Не верим!) А у кого такой клюв?
  • У сороки длинный черный хвост.
  • У свиристеля на голове хохолок.
  • Снегирь любит сало. (Не верим!) Какая птица любит сало?
  • Ворона питается остатками пищи.
  • Клесты любят семена шишек.

Памятка

«Чем можно и чем нельзя подкармливать птиц зимой»

По данным орнитологов, из-за недостатка корма в зимнее время гибнет более половины городских птиц. Зачастую пернатые переживают зиму только благодаря подкармливающим их людям. Но, к сожалению, неправильная помощь человека, как и ее отсутствие, приводят к гибели птиц.

Чем можно кормить птиц

Семена подсолнечника (нежареные и несоленые)

От этого высокопитательного продукта, богатого растительными жирами, не откажутся почти все зимующие птицы.

Злаки: просо, овес, пшеница

Эти продукты богаты белками и углеводами и являются основой зимнего рациона многих пернатых. Зерновые смеси отлично подойдут голубям, воробьям, уткам, щеглам и зеленушкам.

Несоленое сало и сливочное масло

Это лакомство особенно придется по вкусу синицам, поползням и другим насекомоядным птицам в сильные морозы и снегопады.

Кусочки свежих или сушеных местных фруктов и ягод

Такому десерту больше всех обрадуются дрозды, свиристели и снегири.

Дробленые орехи (нежареные и несоленые)

Кроме синиц и воробьев на это блюдо слетятся дятлы и сойки, если кормушка находится неподалеку от леса.

Семена тыквы, дыни, арбуза (нежареные и несоленые)

Можно сушить и запасать их для птиц летом и осенью, в сезон этих плодов.

Сало, масло и жирные семечки не должны преобладать в рационе птиц. Сбалансируй меню зерном и фруктами. Избыток жиров вызывает у пернатых заболевания печени и поджелудочной железы. Жирной пищей лучше подкармливать в сильные морозы и снегопады, но не постоянно.

Чем нельзя кормить птиц

Важно, чтобы еда, которую вы предлагаете отведать птицам, была свежей и натуральной. Пернатым ни в коем случае нельзя скармливать испорченные, заплесневевшие, забродившие, жареные и соленые продукты. Такой корм может быть для них смертельно опасным. Неподходящая пища приводит к недостатку в организме важных веществ, истощению, ожирению и болезням, из-за чего у птиц снижается скорость реакции на хищников и устойчивость к ненастной погоде и заболеваниям.

Испорченная крупа

У крупы есть определенный срок годности, по истечении которого она уже не подходит в пищу для птиц. Стоит помнить, что зерно портится при неправильном хранении. В испорченной крупе заводятся жучки, плесень и бактерии, которые могут стать причиной болезней у птиц. Всегда следи за тем, чтобы зерна были сухими, без сильных запахов и потемнений. Обязательно убирай из кормушки остатки мокрых, слипшихся, плесневеющих или прорастающих зерен.

Соленое

Любые соленые продукты — от семечек до сала — вредны для птиц. У пернатых нет потовых желез, поэтому всю лишнюю соль из организма выводить придется почкам, которые могут не выдержать такой нагрузки.

Хлеб и выпечка

Кормить птиц исключительно хлебом и хлебобулочными изделиями — все равно, что кормить человека одними конфетами. Пернатым необходимы белки и жиры, а хлеб — это в первую очередь углеводы. Он наполняет желудок птицы и заглушает чувство голода, но не обеспечивает достаточного количества калорий для выживания зимой. Поэтому хлеб не может являться основной пищей пернатых.

Кроме того, хлеб и выпечка часто содержат большое число искусственных добавок, которые не идут на пользу птицам. Можно изредка угощать птиц бутербродом из цельнозернового пшеничного хлеба с семечками, сливочным маслом или салом, чтобы вместе с лакомством пернатым доставались питательные вещества. Никогда не давай птицам хлеб с плесенью.

Памятка

«Из чего делать кормушки для птиц?»

Если вы хотите купить готовую кормушку для птиц или сделать ее своими руками, вам стоит обратить внимание на то, что птичья столовая должна соответствовать некоторым требованиям:

Безопасная
Кормушка создана для помощи птицам – поэтому стоит позаботиться о том, чтобы на ней не было острых краев или узких отверстий, где пичуга может застрять. Если делаете кормушку из пластика – заклейте или оплавьте края, а еще лучше – используйте дерево. От металла лучше отказаться – лапки пернатых соседей могут примерзнуть.

Экологичная
Можно сделать кормушку из пластиковой бутылки или пакета из-под молока, но такие столовые, как правило, быстро размокают или засоряются. Пластик нужно периодически очищать и сразу сделать края безопасными, а кормушки из тетра-пака придется менять каждые 2–3 недели. Отличным вариантом станет деревянная кормушка или любая другая многоразовая альтернатива.

Легкая в уходе
Кормушку нужно регулярно чистить, чтобы корм в ней не портился и не скапливались бактерии. Если дно будет широким и доступ к нему будет открыт – вы сможете без труда убрать остатки корма и насыпать новый, а после окончания сезона подкормки тщательно помыть кормушку.

Наполняемая постоянно
Птицы отлично запоминают места подкормки и ежедневно прилетают туда, чтобы пообедать. Лучше наполнять кормушку постоянно, чтобы пернатые не тратили силы впустую, но даже если ваша кормушка иногда будет пустовать – ничего страшного. Ведь у птиц в голове есть целая карта мест, где они могут перекусить. Лучше всего, чтобы еда в кормушке была вечером и птицы могли поесть перед холодной ночью. А если у вас не всегда получается класть корм, вы можете объединиться с соседями и друзьями, которые тоже будут наполнять кормушку.

С продуманной конструкцией
На дне кормушки нужно предусмотреть бортики, чтобы корм не высыпался, а сверху строение закрыть крышей – так вы не только продлите срок годности корма внутри, но и спрячете пичуг от хищников вроде ястребов.

Удобная для птиц
На открытом месте птицам кормиться не очень уютно – повсюду их поджидают опасности. Лучше всего разместить птичью столовую недалеко от кустов или среди деревьев – так пернатым будет комфортнее. Высота должна быть удобной для наполнения кормушки, а пища – доступной для птиц.

Какие материалы выбрать для изготовления кормушки?

Пластик
Акрил и полипропилен устойчивы к перепаду температур и хорошо поддаются очистке. Акрил еще и обладает высокой прозрачностью – отличный вариант для тех, кто любит фотографировать птиц и наблюдать за ними.

Металл
Если выбирать кормушку из металла, подойдет только металлическая сетка – если большая площадь кормушки будет из этого материала, птицы могут примерзнуть к ней лапками.

Дерево
Дерево – классический и подходящий материал для изготовления кормушки. Перед вывешиванием домик стоит покрыть антисептиком или лаком для того, чтобы защитить от погодных условий и плесени, но стоит обратить внимание на состав – покрытие должно быть безопасно для птиц. Например, отработанное масло не подойдет для внутреннего покрытия кормушки.

Памятка

«Приучите птиц зимой к своему окну, чтоб без песен не пришлось вам встречать весну»

Чем кормить птиц? Зимой птицам нужна высококалорийная пища. Основу наполнения кормушки должны составлять сырые несоленые семена и орехи. Синицы, поползни и снегири оценят сливочное масло и сало (главное – не соленое). А дятлы и сойки порадуются желудям. Можно добавлять свежие фрукты и сухофрукты, ягоды, а также цельное зерно – например, просо или кукурузу. В небольших количествах подойдет и белый подсушенный хлеб, но растительные корма все равно лучше. Чем больше разных кормов вы положите в кормушку, тем больше будет видовое разнообразие пернатых гостей.

Памятка

«Как подкармливать птиц»

1.Кормушки лучше делать самые простые – из пакетов из–под молочных продуктов. А также из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку.

2.Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.

3.Следите, чтобы корм в кормушке был постоянно.

4.Кормушки нужно держать в чистоте.

5.Следите, чтобы в кормушке не было снега.

6.Помните, что основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало. Нельзя давать чёрный хлеб.

Правила поведения возле кормушек.

Громко не кричать.

Не сорить, не оставлять газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты,

жестяные банки и коробочки.

Корма в кормушках должно быть немного, только нужного птицам.

Памятка для родителей

Изготовление кормушки для птиц

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1806815/aa8f1d7c-8a35-4592-8482-9c593ed78d5d/s1200?webp=false

https://i.ytimg.com/vi/7pSRIAt5WVs/maxresdefault.jpghttps://sc04.alicdn.com/kf/HTB185daayrxK1RkHFCcq6AQCVXaS.jpg

https://a.allegroimg.com/s512/119413/e83170e24efbaa715f2e3255407ehttps://a.allegroimg.com/s512/11e192/bcb2a77c45758df6eafbedaeff92


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогический проект "Птицы на кормушке"

проект  направлен на получение детьми  младшего возраста знаний о трудностях жизни птиц зимой...

Конспект художественно-творческой деятельности Аппликация (коллективная работа) "Птицы у кормушки» Тема: «Покормите птиц зимой» Возраст: старшая группа

Данный материал представляет собой конспект хуожественно-творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Задачи, решаемые в ходе деятельности расписаны по образовательным областям в рамка...

В рамках ежегодного Всероссийского проекта Союза охраны птиц России (СОПР), в нашем детском саду, прошла акция «ПОКОРМИТЕ ПТИЦ!». Номинация—”Кормушка для пичужки”.

[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"13943769","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"1394377...

Творческий отчет "Птицы на кормушках" по окружной экологической акции "Сохраним мир птиц!"

Много пернатых друзей, спасаясь от холодов и бескормицы, давно мигрировали в теплые края. Но немало птиц остается с нами: голуби, синицы, воробьи, дятлы, снегири, вороны, сороки, свиристель. С наступл...

Беседа на тему: «Птицы в холодное время года» в рамках организации тематического дня во второй младшей группе «Птицы на кормушке».

Беседа на тему: «Птицы в холодное время года» в рамках организации тематического дня во второй младшей группе «Птицы на кормушке». Цель: Воспитывать у детей заботливо...

Окружная экологическая акция "Сохраним мир птиц".Отчет об участии в конкурсе "Птицы на кормушках".2021

Ежегодно  наша группа участвует в экологической акции «Сохраним мир птиц!», целью которой служит объединение детей и взрослых в желании оказать помощь птицам,   а ...

Консультация для родителей "Кормушка для птиц своими руками. Что положить птицам в кормушку"

Консультация для родителей "Кормушка для птиц своими руками. Что положить птицам в кормушку"...