НОД "Этажи леса"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Ушакова Ольга Александровна

Программное содержание:

- познакомить детей с ярусами в лесу;

- сформировать понятие о взаимосвязи образа жизни, внешнего строения обитателей леса со средой проживания;

- сформировать элементарные понятия о различных биоценозах-дубрава, березняк, еловый лес, смешанный лес.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etazhi_lesa.docx16.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ознакомлению с природой

«Этажи леса»

старший дошкольный возраст

Программное содержание:

- познакомить детей с ярусами в лесу;

- сформировать понятие о взаимосвязи образа жизни, внешнего строения обитателей леса со средой проживания;

- сформировать элементарные понятия о различных биоценозах-дубрава, березняк, еловый лес, смешанный лес.

Ход НОД.

Ребята, я хочу поговорить с вами о лесе. Знаете ли вы, что такое лес? Если я скажу, что лес это просто очень много деревьев,  буду ли я права? Что кроме деревьев еще есть в лесу? (провести краткую беседу с детьми).

Ребята, а как вы думаете, все ли леса одинаковые?

Есть лес, где из деревьев растут одни березы. Кто знает, как называется такой лес? (Березняк). Этот лес очень светлый, солнечный. А есть лес еловый. В нем всегда полумрак. Ели очень высокие и густые. Они дают тень. Как называется лес, в котором из деревьев растут одни дубы? (Дубрава). Дубы могучие деревья. Они стоят далеко друг от друга. Но чаще всего мы привыкли видеть леса, в которых рядом с сосной растет береза, рядом с елью - сосна. В таком лесу встречаются и липы, и дубы, и клены. Это – смешанный лес.

 Как вы думаете, с чем можно сравнить лес? (ответы детей). Лес – это дом, большой для многих животных, птиц, насекомых. И не просто дом, а многоэтажный. Посмотрите какую картинку я для вас приготовила. Давайте посчитаем все этажи. Правильно , их пять. Но может быть и меньше, если лес молодой.

Верхний этаж- это верхушки самых высоких деревьев- сосен, елей, дубов. Четвертый- кроны деревьев пониже: клена, березы, осины, рябины. Третий – кусты и совсем молоденькие деревья(подлесок). А два нижних этажа – травы, цветы и мхи.

 Во всяком лесном  «доме» есть и свой «подвал». Тут прячутся корни зеленых обитателей леса.

На каждом из пяти этажей квартиры и в каждой – свои жильцы. Есть жильцы даже в «подвале», и они очень довольны своими темными квартирами. Давайте заселим лесной «дом». Как вы думаете, кто живет в «подвале»? (Мыши, кроты, землеройки). Еще там живут червяки, личинки насекомых и даже различные бактерии. Они очень маленькие и увидеть их мы не сможем. Но бактерии нужны лесу. Они перерабатывают как настоящие фабрики, отмершие части растений, животных и создают плодородный слой земли, который богат питательными веществами.

 На первом этаже живут различные насекомые- жуки, муравьи, бабочки. Такие птицы как рябчик, тетерев, козодой, строят себе гнезда. Живут различные животные: еж, кабан, лиса, заяц и другие.

Третий этаж заселен в основном многими певчими птицами.

 Четвертый – заселяют дятел, сойка, белка.

Ну,  а на самом верху разместились иволга и крупные хищные птицы, например, ястреб. ( по ходу рассказа воспитатель выставляет необходимые картинки и размещает их на всех этажах. Можно просто использовать иллюстрации для показа детям).

Давайте, с вами пофантазируем и представим, что лесные обитатели вздумали нарушить закон природы и расселились, где кому захотелось. Что было бы если б белка захотела жить в норке крота?

Чем питается белка? (орехами, шишками)

Они где растут? (на деревьях)

Что помогает белке легко прыгать с ветки на ветку? (цепкие коготки, хвост).

 А чем питается крот? (личинками, червяками, которые находятся под землей).

У крота нет глаз. Короткие лапки-копалки, которыми он разгребает землю. Смог бы он залезть на дерево? Сможет ли белка копать подземные ходы?

Значит, ребята, каждый лесной обитатель живёт там, где ему предназначено природой. Он приспособлен только к своему местообитанию. Поэтому никогда нельзя приносить из леса домой лесных жителей: ежа, птенцов, бельчат. Им хорошо только у себя дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект "Лес - это богатство. Правила поведения в лесу" Рисование на тему "Что я видел в лесу".

Данный материал помогает систематезировать знания детей о лесе и его жителях....

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области "Познание" "Что растёт в лесу?" Кто растёт в лесу?"

Цель: Уточнить представления о лесе как о сообществе, в котором живут растения (деревья, кусты, травы, грибы) и животные (звери, птицы, насекомые, земноводные). Учить устанавливать простейшие причинно...

Беседа о лесе и правилах поведения в лесу

Материал об обитателях леса:деревьях,насекомых,птицах,зверях,,грибах,ягодах,растущих в лесу и бережном отношении к ним,о правилах поведения в лесу....

Природоведческая акция "В лесу родилась ёлочка - и пусть в лесу живёт!"

Перед Новым годом люди, как правило, украшают свое жилище. Новогодние ели – главные фавориты зимнего праздника. Мы должны призывать сберечь хвойные деревья от массовой вырубки и провести природоохранн...

Природоведческая акция "В лесу родилась ёлочка - и пусть в лесу живёт!"

Цель акции важна и благородна: привлечение внимания населения и, в первую очередь, дошкольников, к проблеме вырубки ёлок в канун Нового года....

Природоведческая акция «В лесу родилась ёлочка - и пусть в лесу живёт!»

Двухнедельный праздник не стоит целой жизни замечательного дерева...

Природоведческая акция «В лесу родилась ёлочка – и пусть в лесу живёт!»

Перед Новым годом люди, как правило, украшают свое жилище. Новогодние ели – главные фавориты зимнего праздника. Мы должны призывать сберечь хвойные деревья от массовой вырубки и провести природоохранн...