"Хлеб - всему голова"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя, старшая группа)

Толстихина Нина Сергеевна

На занятии дети закрепляют знания о том, как хлеб попал на наш стол. Из чего  получается мука, как мама замешивает тесто.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл heb_vsemu_golova.docx20.87 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательное  развитие. Ознакомление детей с природой.

«Хлеб — всему голова»

     Известно, что ознакомление детей с природой даёт наиболее оптимальные результаты при условии, если оно будет носить действенный характер. По этому поводу К.Д. Ушинский писал, что использование не  сложных экспериментов, проводимых с предметами, объектами живой и неживой природы, дает детям возможность исследовать их свойства и признаки, развивать умение самостоятельно думать, а затем выражать свои мысли.

Задачи педагогов и родителей:

- как можно раньше пробудить в ребенке любовь к родной земле, с первых шагов формировать черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества;

- воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за свою Родину;

- развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

     Для личностного развития каждого ребенка огромное значение имеет приобщение к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает гордость за землю, на которой живешь, уважение к ней.

     Основы гражданственности и патриотизма в дошкольном возрасте можно сформировать лишь при условии целенаправленной и систематической работы, основанной на принципе сотрудничества детей и взрослых. Для реализации поставленной задачи мы обратились к проектной деятельности. Технология проектирования — уникальное средство, позволяющее реализовать принцип оптимального соотношения между развитием детей под влиянием взрослого и развитием, обусловленным собственной активностью ребенка. Проект  в педагогике понимается как конкретное практическое дело, поэтапное движение к цели. В основе метода проектов лежит развитие познавательных интересов детей, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, анализировать процесс и результат своей деятельности.

     Проанализировав основные задачи воспитания старшего дошкольного возраста, мы разработали проект «Хлеб — всему, голова», который знакомит детей с процессом выращивания хлеба, формирует представление о содержании труда людей, участвующих в его изготовлении. Занятия, включенные в проект, помогут воспитать в детях бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду, понимание того, что труд каждого делает нашу жизнь и страну богаче.

     Хлебом и солью встречали и провожали русские люди всякого желанного гостя и подносили хлеб-соль дорогому, любимому человеку, которому желали показать почтение и покорность. Мы знаем, что в хлебе заложен труд земледельцев, в нем пот и кровь предков. Хлеб — общее богатство, и мы должны испытывать к нему уважение.

«Как хлеб растет»

(занятие в старшей группе)

Задачи:

- рассказать откуда берется хлеб, как его делают, кто его растит и печет;

- при помощи исследовательской деятельности рассмотреть муку и определить ее свойства;

воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

Оборудование: иллюстрации этапов выращивания хлеба, тарелки с мукой, колоски и зерна пшеницы, мнемотаблица.

Воспитатель. Здравствуйте, ребята, что вы сегодня ели на завтрак?

Дети отвечают.

- А вчера?

Дети отвечают.

- А что было на обед?

Дети отвечают.

-Ребята, меню все время меняется, а какой продукт постоянно на столе и утром и вечером?

- Правильно, каждый день у нас на столе и в детском саду, и дома хлеб. Ребята, а вы любите хлеб? Какой хлеб вы любите?

Дети отвечают.

Давайте с вами подумаем и назовем много слов,  каким бывает хлеб?

Дети. Вкусный, мягкий, черствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный.

Воспитатель. Хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный. Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришел?

Дети отвечают.

- А как он в магазин попал, хотите, расскажу?

Рассказ воспитателя сопровождается иллюстрациями.

- Весной, когда снег растает, на поля выходят трактора, которые пашут землю, чтобы она стала рыхлая, мягкая. Затем зернышки хлеба сажают в землю. Посмотрите, какие они маленькие, желтые, пузатые. Специальными машинами — сеялками зерно сеют в землю. Потом при теплом солнышке, летних дождях вырастают вот такие колоски. В колосках зерно не одно, а много. Зерна собирают машины и отвозят на мельницу. Там их перемалывают в муку. Сейчас мы с вами рассмотрим ее. Я предлагаю вам взять свои стульчики и пройти к столам, на которых находятся тарелочки с мукой.

Дети занимают места за столами.

- Посмотрите, перед вами мука. Скажите мне, какая она по цвету? Дети. Белая.

 Воспитатель. Потрогайте ее руками. Какая она на ощупь?

Дети: Мягкая, пушистая.

Воспитатель. Пересыпьте ее из одной ладони в другую. Легко мука пересыпается?

Дети отвечают.

- Мука сухая, рассыпчатая. Разровняйте ее пальчиками, а теперь сделайте из нее горку. Теперь аккуратно очистите ваши руки от муки, затем вытрите их влажными салфетками. Посмотрите внимательно на мнемотаблицу и при ее помощи давайте все вместе назовем свойства муки. Мука белая по цвету, на ощупь мягкая, легко пересыпается. Из этой муки в пекарне пекут хлеб, булки. Ребята, а кто из вас видел дома, как мама делает тесто?

- Посмотрите, вот что нужно для приготовления теста, давайте назовем это вместе.

Дети. Мука, вода, соль, дрожжи, немного сахара, яйца.

Воспитатель приглашает детей сделать пальчиковую гимнастику, стоя возле стульчиков.

Пальчиковая гимнастика

«Тесто»

Тесто замесили мы,       Дети сжимают, разжимают кулачки.

Сахар не забыли мы,      Имитируют посыпание.

Пироги пшеничные         Соединяют ладони вместе.

В печку посадили мы.     Вытягивают руки вперед, вверх ладонями.

Мы печем пшеничные    Имитируют лепку пирожков.

Пироги отличные.

Кто придет к нам пробовать.   Поднимают и опускают плечи.

Пироги пшеничные?

 Мама, папа, брат, сестра, Показывают ладонь, загибают пальцы.

Пес лохматый со двора...

И другие, все кто может,

Пусть приходят с ними тоже.

Наша мама говорит:

— Крошки, что останутся,

Воробьям достанутся.

И. Токмакова

Воспитатель. Когда тесто замешано, его кладут в форму и ставят в печь. Когда хлеб готов, его грузят в машины и везут в магазин. Ребята, а что еще пекут из муки?

Дети  отвечают.

- Сегодня мы с вами узнали, сколько людей выращивают хлеб и заботятся о том, чтобы у нас с вами он каждый день был на столе. Хлеб — самое главное богатство нашей Родины. Недаром в народе говорят: «Хлеб — всему голова».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" - конспект тематического занятия (тема: "Хлеб - всему голова!" автор Мельцаева Надежда Федоровна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №8 с. Новое" Суздальский район, Владимирская область

Данное занятие "В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" проводилось в рамках тематической недели "Хлеб - всему голова!" .Цель - воспитывать уважение к труду хлеборобов и бережное отно...

"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"

"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"  Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...

"Хлеб-всему голова"" Осенний праздник хлеба в подготовительной группе

Цель: Продолжать расширять знания  детей  о хлебе: процесс выращивания (кто его выращивает, люди  каких профессий помогают  хлеборобам; какие  орудия и машины используются при...

Методическая разработка. Сценарий тематического дня в д/с "Хлеб всему голова", для детей подготовительной группы "Откуда хлеб пришёл?"

Формирование у детей первичных представлений о людях и объектах окружающего мира. Уточнять и расширять знания детей о труде людей, выращивающих хлеб, об уборке урожая....

Конспект занятия в старшей группе по окружающему миру: "Хлеб-всему голова!".Стихи и загадки о хлебе.

Знакомить детей с простой системой- от маленького зернышка,посаженного в землю, до румяного душистого каравая хлеба на столе. Познакомить с трудом хлебороба; учить ценить хлеб как основное богатство....

Сценарий мероприятия,посвящённое Всемирному дню хлеба: «Хлеб — всему голова» с интерактивной игрой "От зерна до хлеба"

Этот сценарий с интерактивной игрой поможет подготовиться и провести интересное мероприятие....