Проект по экологии "Зеленый мир"
проект по окружающему миру

Павлова Елена Анатольевна
Содержание 1. Введение.............................................................................................. -Аннотация проекта.......................................................................... -Анализ ситуации ................................................................................. -Постановка проблемы......................................................................... -Цель, задачи........................................................................................... -Участники проекта.................................................................................. -Сроки реализации................................................................................... 2. Этапы реализации проекта............................................................... -Взаимодействие с родителями............................................................ -Ожидаемые результаты проекта............................................................ -Описание достигнутых (предполагаемых) образовательных результатов..................................................................................................... -Перспективы дальнейшего развития проекта...................................... -Литература............................................................................................... -Приложения............................................................................................

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zelenyy_mir.docx24.94 КБ

Предварительный просмотр:

Долгосрочный экологический социальный проект «Зеленый мир – наш общий дом»

        Содержание        

        

1. Введение..............................................................................................        

-Аннотация проекта..........................................................................

-Анализ ситуации .................................................................................

-Постановка проблемы.........................................................................

-Цель, задачи...........................................................................................

-Участники проекта..................................................................................

-Сроки реализации...................................................................................

2. Этапы реализации проекта...............................................................

-Взаимодействие с родителями............................................................

-Ожидаемые результаты проекта............................................................

-Описание достигнутых (предполагаемых) образовательных результатов.....................................................................................................

-Перспективы дальнейшего развития проекта......................................

-Литература...............................................................................................

-Приложения............................................................................................

Где было пустое место, где не было ничего,

Пусть каждый посадит дерево и не забудет его.

В. Берестов.

Введение

Аннотация проекта

        Проект направлен на формирование экологической культуры детей и взрослых, предназначен для реализации с детьми старшего дошкольного возраста в условиях детского сада.

        Вид проекта: исследовательский, детско-родительский.

        На протяжении многих веков человечество живет рядом с удивительными живыми существами - деревьями. Состояние этих растений, внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают. Мы так привыкли к их соседству, что редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на Земле. Каждый знает, что деревья - это легкие Земли, источник кислорода воздуха, а значит, источник здоровья людей. Важно не только знать  и уметь использовать эти чудесные свойства деревьев, но и необходимо научиться сохранять то, что нам дает природа. Деревья окружают нас постоянно, однако большинство современных детей и взрослых не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес дошкольники проявляют к животным и ярким, красивоцветущим растениям. Деревья порой не представляют такого интереса, ведь они считают их неживыми существами, а значит малоинтересными. А ведь экологическое воспитание начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которым ребенок сталкивается каждый день. Деревья - прекрасный объект для фенологических наблюдений. Это так интересно – наблюдать, как из маленького семечка сначала проклюнется маленький росточек, а потом будет расти и постепенно вырастет большое красивое дерево, которое будет жить сотни лет!

Анализ ситуации

        Не раз мы были свидетелями варварского отношения к деревьям, когда взрослые или подростки и даже маленькие дети просто так ломают ветки, вырезают на стволе свои имена, повреждают кору во время сбора березового сока. Зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Ребенок же в дошкольном возрасте способен осознанно понять и принять элементарные сведения о пользе деревьев для насекомых, птиц, животных, человека и правилах поведения в природе. Природу нельзя изучать по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества.

Выращивание растений и наблюдение за ними – очень увлекательный и познавательный процесс. Развитие растения от прорастания семечка до  появления первых плодов или цветов – это волшебство природы. Наука подтверждает, что растения, выращенные из семян, имеют некоторые преимущества. Эти растения крепче, здоровее, обильнее цветут. Не говоря уже об удовольствии от процесса, когда из маленькой косточки вырастает прекрасный цветок или дерево. Требуется много времени и терпения, прежде чем  вырастает полноценное растение.

Постановка проблемы.

        Дети мало проявляют интерес к деревьям, не знают, как они вырастают, не предполагают, где прячутся их семена. Мы исследовали, какие деревья растут вокруг детского сада, у своего дома, в городе и выяснили, что деревьев очень мало. Тогда возникла проблемная ситуация: «Сможем мы вырастить деревья из семян?» У детей появилась возможность посадить свое собственное дерево из семечка и ухаживать за ним.

        В связи с этим был разработан и реализован проект «Зеленый мир – наш общий дом», участие в котором позволило расширить и систематизировать знания детей о семенах, деревьях и особенностях их жизнедеятельности.

Цели и задачи проекта

Цель: Формировать у детей исследовательские способности в процессе изучения жизнедеятельности деревьев, их взаимосвязи с окружающей средой.  

Задачи:

1. Уточнить и расширить представления детей о развитии, строении, функциях и назначении частей деревьев (корень, ствол, ветки, листья).

2. Развивать у детей познавательный интерес, любознательность к миру живой природы, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки через поисково-исследовательскую деятельность.

3. Развивать способность к прогнозированию будущих изменений семян деревьев.

4. Способствовать развитию трудового навыка по посадке, выращиванию и уходу за проросшими всходами  деревьев.

5. Воспитывать бережное и осознанное отношение к деревьям ближайшего природного окружения, прививать любовь к деревьям, к природе родного края, города.

6. Вовлечь родителей в мини-исследования в роли помощников и консультантов.

Участники проекта

Дети средней, старшей и подготовительной к школе групп, родители, педагоги.

Сроки реализации проекта: с 21.12.2021 г по 25.12.2022 г

Этапы реализации проекта

Содержание практической деятельности

1 этап - организационный 

- Выбор состава команды, ее  названия, логотипа, девиза.

- Изучение методической литературы.

-Подбор справочной, детской художественной литературы, мультипликационных  и видеофильмов.

- Подбор дидактических, словесных, подвижных игр.

- Чтение литературных произведений, просмотр мультипликационных фильмов, видеофильмов, рассматривание иллюстраций, картин.

- Беседы с детьми: «Что мы знаем о деревьях?» (Модель трех вопросов: Что я знаю? Что хочу узнать? Как узнать?),  «Правила поведения в парке, лесу»

- Целевая прогулка «Какие деревья растут на территории и вокруг территории детского сада?»,

- Выбор вместе с детьми деревьев для посадки.

- Подготовка материала: подборка изображений деревьев, растущих на территории детского сада, сбор информации и иллюстраций о  деревьях, которые планируем посадить.

- Проблемные ситуации: «Сможем мы с вами провести исследование: прорастить семена деревьев?», «Что будет, если исчезнут все деревья?», «Как продлить жизнь дереву?»

- Изготовление модели трудовой деятельности: алгоритм посадки и лист наблюдений за ростом деревьев.

- Беседа с родителями, связанная с реализацией проекта.

- Создание  предметной развивающей среды.

2 этап - основной

- Цикл наблюдений за прорастанием ростков и ростом деревьев.

        На этом этапе используются методы  и формы организации детской деятельности, которые затрагивают все пять образовательных областей, согласно ФГОС ДО.

План действий

Действие

Сроки

Беседы с детьми: «Что мы знаем о деревьях?»,  "Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой".

Рассматривание альбома «Деревья».

 Д/и "Угадай, какой наш дом?", "Кто где живет?", "К названному дереву - беги!", "Лесник", "Найди дерево по семенам".

 Просмотр обучающих видеофильмов.

Чтение энциклопедий.

Рассматривание иллюстраций "Деревья нашего края".

Рисование листьев по трафарету, их раскрашивание. "Раскрась весенние листья". 

Просмотр развивающего видеофильма  для детей «Как из желудя вырос дуб».
Наблюдения за деревьями.

Посадка  семян в кассеты,  в стаканчики, парники.

Проведение исследования.

Фиксирование результатов исследования в дневнике.

Апрель

Разучивание стихотворения «Ветром деревце качало».

Беседа «О деревьях». 

Д/и «С какого дерева плоды и листья?»,  "Назови лиственные деревья. Назови хвойные деревья". «С какого дерева плоды и листья?».

Игровые задания: «Заштрихуй дерево, не выходя за контур», «Обведи рисунки точно по линиям».

Составление рассказов о деревьях, с помощью иллюстраций, схем (совместно с родителями).  

Д/и «Что где растет».

Поручение «Полив росточков».

Фиксирование результатов исследования в дневнике. 

Май

Просмотр мультфильмов.

 Чтение стихотворений: Н. Миркграф «Дерево», М Садовский «Посади сосну».

Д/и «Что сначала, что потом?»

Развитие графических навыков. «Как падают осенние листья?»
Поделки из природного материала.

Игра– имитация «Дерево».

Поручение «Полив росточков», «Рыхление почвы»

Фиксирование результатов исследования в дневнике.

Июнь

Проблемная ситуация «Что будет, если исчезнут все деревья?», «Как продлить жизнь дереву?»

Лепка коллективная «Могучий дуб».

Сказки: «Голубой дуб», «Мечта дерева».

Д/и "Разложи по порядку".

Слушание:  Русские народные песни «Во поле береза стояла», «На горе-то калина».

Июль

Рисование с натуры «Ветка клена».

П/игры: «Если бы я был деревом…», «Я - дерево-мама», «Раз, два, три- к дереву беги».

Пальчиковая гимнастика: «Елка».

Сказка-кроссворд "Жил-был дуб".

Игра « Добрые слова».

Игра «С какого дерева плоды и листья?».

Август

Пересадка саженца в грунт.

Рассказы: Л. Толстой «Старик сажал яблони», «Как ходят деревья».

Просмотр обучающих видеофильмов.

Фиксирование результатов исследования в дневнике.

Физкультминутки: «Дерево», «Две больших сосны», «Выросли деревья в поле».

Дидактическое упражнение «Набери желудей».

Игра «Что где растет».

Сентябрь

 Чтение  стихотворений Н.Григорьева «Ожидание», «Мы сажали на полях», «Садовник".

Составление рассказа по картине «Разве дереву не больно?!»

Д/и «Скажи со словом много», «Подбери слово», «Назови ласково».

Аппликация с элементами рисования «Красивое дерево» (совместно с родителями).

Исследование -  «Какие деревья растут у моего дома?», «Какие деревья растут в нашем городе?» (совместно с родителями).

Фиксирование результатов исследования в дневнике наблюдения.

Октябрь

Беседа по картине «Посадим дерево».

Наблюдения за деревьями осенью".

Конструирование: «Экологические знаки» (совместно с родителями).

Чтение  стихотворений В. Берестов «Где было пустое место…», Серова «Мечты дуба», И. Токмакова «Дуб».

Речевая игра "Дерево — это..."

Ноябрь

Рассматривание репродукций картин И. Шишкина, И. Левитана «Дуб», «Березовая роща».

Беседы: «Свойства древесины», «Какие деревья растут вокруг детского сада?», «Кому лучше?» (условия для роста), «Где спрятались семена?».

Игра «Что сначала, что потом?»

Экологическая игра "Если бы я был деревом…"

Декабрь

Взаимодействие с родителями        

- Помочь детям посадить дома семена деревьев.

- Найти вместе с детьми справочный материал про деревья, названия которых ребенок не знает.

- Изготовление паспорта дерева совместно с детьми.

- Участие в фотовыставке «Самое красивое дерево около нашего дома».

- Посещение ярмарки саженцев в цветочном магазине, на рынке.

- Сочинение стихов, сказок, рассказов о деревьях совместно с детьми.

3 этап - заключительный (1 неделя)

- Изготовление паспорта дерева.

- Оформление выставки творческих работ: «Ветка рябины», «Красивое дерево», «Могучий дуб».

- Оформление фото выставки  «Самое красивое дерево около нашего дома».

- Создание природоохранного знака  «Осторожно! Молодые саженцы!».

-  Заполненный лист наблюдений за ростом деревьев.

- Рассказы детей о результатах своей деятельности: «Что я узнал и что научился делать».

Ожидаемые результаты и продукты проекта:

- Выращенные деревья для озеленения родного детского сада, города.

- Фотовыставка «Самое красивое дерево около нашего дома».

- Книга «Про зеленых друзей» (стихи, загадки, рассказы, сочиненные детьми и родителями).

- Выставка творческих работ.

- Экологический знак «Осторожно! Молодые саженцы!».

Итоговое мероприятие

- Посадка саженцев деревьев на территории детского сада.

Описание достигнутых (предполагаемых) образовательных результатов

Предполагаемые результаты

        -Дети узнают названия незнакомых им деревьев, у детей повысится интерес к особенностям жизнедеятельности деревьев ближайшего окружения: строении, развитии, росте, приспособлению к среде, об их красоте и пользе.

        -Дети приобретут навыки исследовательской деятельности, научатся искать пути разрешения проблемной ситуации, умение прогнозировать результаты эксперимента.

        -Приобретенные навыки трудовой деятельности помогут в формировании экологического самосознания: выращивая ддеревья, дошкольники и взрослые участвуют в преумножении природного богатства, у них появиться желание вырастить и посадить новые деревья.

        -У детей и взрослых повысится уровень экологической воспитанности, понимание значимости бережного и заботливого отношения к живому, сдерживание в поведении негативных поступков по отношению к деревьям.

        -Становясь непосредственными участниками образовательного процесса, родители обогатят свой педагогический опыт, испытают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.

Заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта.

        Проект практически применим и может быть использован в работе другими педагогами.

        При высокой заинтересованности детей проект может быть продолжен: может быть предложено дальнейшее знакомство детей с жизнедеятельностью деревьев в разные сезоны, наблюдение и исследование за жизнью одного дерева, выращивание рассады других растений.

Литература

1. Н. А. Рыжова «Экологический проект «Мое дерево»», «Карапуз», 2006.

2. О. В. Дыбина «Неизведанное рядом», Москва, «ТЦ Сфера», 2010.

3. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа» Москва, «Карапуз», 2010.

4. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М.: МОЗАИКА_СИНТЕЗ, 2010. – 112 с.

5. Рыжова Н.А. Экологический проект «Моё дерево». – М.: «КАРАПУЗ ДИДАКТИКА», ТЦ «СФЕРА», 2006. – 256 с., 8 л. ил.

6. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001. – 432 с.

11. Шишкина В.А. Прогулки в природу: Учебно-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 112 с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...