Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию детей старшей группы «Добрые дела живут на белом свете»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Гульнара Мадарисовна Лукманова

Интеграция ОО: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Цель: формирование коммуникативных навыков и воспитание нравственных качеств у детей старшей группы через организацию совместной образовательной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 47»

Конспект НОД

по социально-коммуникативному развитию

детей старшей группы  

«Добрые дела живут на белом свете»

составила: Г. М. Лукманова,

воспитатель,

первая квалификационная категория

ГО Верхняя Тура

 2022г.        

 

Интеграция ОО: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Цель: формирование коммуникативных навыков и воспитание нравственных качеств у детей старшей группы через организацию совместной образовательной деятельности.

Задачи:

  • обучающие - учить устанавливать причинно-следственные связи, упражнять в подборе слов-антонимов; упражнять в грамотном построении ответов на заданные вопросы;
  • воспитательные -  сформировать позитивное отношение к себе и к сверстникам;  учить детей проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи; учить детей преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе, внутренне раскрепощаться; понимать, что вежливые слова помогают людям в общении;
  • развивающая - способствовать развитию навыков совместной деятельности в коллективе и умению согласовывать свои действия с действиями партнёра, развивать речевые навыки старших дошкольников.

Форма проведения: занятие-путешествие.

Материалы и оборудование: аудиозапись песни В.Я. Шаинского «Облака», Б.И. Савельева «Если добрый ты» (песня кота Леопольда), Ю. М. Чичкова «Волшебный цветок»; облака из бумаги; цветок из бумаги с разноцветными лепестками, на самых ярких и красивых изображены цифры от 1 до 5; отрез голубой ткани для речки; дощечки для мостика; макет замка; сердечки (сюрпризы для детей); игрушечные очки, мяч, иллюстрации для решения проблемных ситуаций.

Предварительная работа: разучивание стихотворения «Добрым быть совсем не просто».

Ход:

Организационная часть:

Воспитатель приглашает детей в круг.

Воспитатель: Доброе утро, дорогие дети, я рада видеть вас. К нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними. Сегодня у нас необычное занятие, мы с вами отправимся во Дворец Доброты. Хотите?

Ответы детей: да, хотим!

Воспитатель: Хорошо! А скажите, вы сегодня здоровались друг с другом?

Ответы детей: Да, здоровались.

Воспитатель: Как можно поприветствовать друг друга?

Ответы детей: Здравствуй! Привет! Доброе утро! Добрый день!

Воспитатель: Всё верно, ребята.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»
«Доброе утро!» солнцу и птицам.
«Доброе утро!» улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым!
Пусть доброе утро длится до вечера!

Воспитатель: А еще можно приветствовать друг друга без слов. Давайте попробуем.

- Протянем и пожмем друг другу руку.

- Обнимем друг друга.

- Кивнём головой.

- Прикоснемся щечкой.

- Как вам больше понравилось здороваться?

Ответы детей:…

Воспитатель: А сейчас  я приглашаю вас в  путешествие. Там, на опушке Радости, у Приветливой Речки, рядом с Улыбчивой поляной, в Заботливой чаще стоит Дворец Дружбы. А вот на чём мы туда отправимся, попробуйте догадаться? (Звучит минусовка песни В.Я. Шаинского «Облака»).

Воспитатель предлагает детям присесть на облака, расположенные на ковре. Дети садятся на «облака» (вырезанные шаблоны из бумаги).

Воспитатель: Сядьте поудобнее, закройте глаза, глубоко вдохните и выдохните. Представьте, что вы сидите на пушистом облаке, похожем на мягкую гору пушистых подушек. Ваши облака медленно поднимаются в небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Вы проплываете мимо ласкового лучика солнышка, которое касается вас своими лучами. Оно решило поиграть с вами. Щекочет ваши носики и ушки, погрейтесь под его лучиками. А теперь откроем глазки.

Основная часть:

Воспитатель: Ах, какой красивый волшебный цветок вырос на нашем пути (звучит отрывок из песни о волшебном цветке).

Воспитатель: Если вы по порядку выполните все задания, то мы попадем во Дворец Доброты, в котором нас ждет приятный сюрприз.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, на самых красивых лепестках цветка расположены цифры. Давайте по порядку отрывать лепестки, с какого начнем?

Ответы детей: с первого.

Дети находят лепесток с цифрой 1.

Воспитатель: На вашем пути встречается  Приветливая речка (выложенный отрез голубой ткани виде речки). На первом лепестке задание: «Переправиться через речку вам поможет мостик Вежливости. Пройдёт по мостику только тот, кто ответит на вопросы. За каждый правильный ответ, вы можете брать по одной дощечке».

Вопросы к детям:

- Какие слова говорят при встрече?

- Как можно «по-доброму»  попрощаться с другом?

- Кого можно назвать добрым человеком?

- Что нужно сделать, чтобы человек улыбнулся?

- Что мы говорим, когда нечаянно друг друга обидим?

- Плачет девочка, как её успокоить?

- Что ты скажешь, если тебе помогли?

- Вы с другом нечаянно столкнулись. Тебе больно. Что ты скажешь?

- Как ты попросишь у друга игрушку?

- Кто должен уступать место в транспорте?

- У тебя одно яблоко, а друг просит угостить его, что ты сделаешь?

Дети отвечают на вопросы и строят мостик. Проходят и садятся на стульчики, которые стоят полукругом.

Воспитатель: отрываем следующий лепесток 2, на нем нарисован мячик.

Воспитатель: Посмотрите, дети, какой красивый мячик, но почему-то он грустный. Почему? (С ним никто не играет.) А вы хотите поиграть с мячиком?

Ответы детей: Да

Воспитатель: Я буду бросать мяч, и называть недобрые дела. А вы, поймав его, должны сказать наоборот.

Разорвать – склеить.

Толкнуть – обнять.

Ударить – приласкать.

Намусорить – убрать.

Поломать – починить.

Грустить – радоваться.

Плакать – улыбаться.

Нагрубить – извинится.

Ссориться – мириться.

Промолчать при встрече – поздороваться.

Бросить в птиц камнем – покормить птиц.

Воспитатель: Молодцы! Вот и мяч развеселили.

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы немножко отдохнем.

Физкультминутка

По тропинкам доброты вместе мы шагаем,

И про добрые дела никогда не забываем.

Всем всегда поможем дружно, потому что это нужно.

Добрым быть веселей, улыбнись нам поскорей.

Мы в ладошки хлопаем раз, два, три.

На наши добрые дела посмотри.

Воспитатель: Ребята, отрываем следующий лепесток. Под какой цифрой?

Ответы детей: цифрой 3.

Воспитатель: на этом лепестке волшебного цветка вам предлагается игра «Объясни ситуацию». У меня на столе лежат картинки, которые перевернуты вниз. Вы еще не знаете, что на них изображено. Каждый из вас возьмет картинку, рассмотрит ее и объяснит, какой поступок на ней изображен – добрый или плохой.

Дети по очереди раскладывают картинки и объясняют.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Справились и с этим заданием. Подойдите ко мне и встанем в круг. На лепестке с цифрой 4 заготовлено задание. И мы сейчас его постараемся выполнить.

Задание называется «Волшебные очки». В этом футляре хранятся очки. Тот, кто их одевает, видит в окружающих только хорошее. Вы, конечно, тоже хотите их примерить. Итак, по очереди. Вначале очки одену я. Ой, я увидела, какой сегодня Матвей П. молодец. Он дал играть своей машинкой Саше. А что увидите вы?

Дети по очереди надевают очки и высказываются о положительных качествах сверстников.

Воспитатель: На нашем волшебном цветке остался лепесток с цифрой..…

Ответы детей: с цифрой 5.

Воспитатель: На нем задание «Доскажи словечко». Я начну, а вы заканчивайте, подняв руку, отвечайте.

- Растает ледяная глыба от слова теплого (Спасибо)

- Зазеленеет старый пень, когда услышит (Добрый день)

- Если ругают за шалости, надо сказать (Простите, пожалуйста)

- Если друг попал в беду (Помоги ему)

- Решай споры словами, а (не кулаками)

- Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь (Здравствуйте)

- В разных странах на прощанье говорят (До свидания)

- Если больше есть не в силах, скажем маме мы (Спасибо)

Воспитатель: Давайте никогда не будем забывать добрые и вежливые слова, будем чаще их говорить друг другу.

Воспитатель: Вот мы и выполнили все задания и пришли ко Дворцу Доброты.

Воспитатель: Ребята, скажите, как вы думаете, какие люди живут во Дворце Доброты? Каким лучше быть добрым или злым?

Ответы детей: добрые, улыбчивые, вежливые, всегда помогают друг другу и т.д.

Дети читают стихи втроем по частям.

Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет,

Надо только добрым быть,

И в беде друг друга не забыть!

Если доброта как солнце светит

Радуются взрослые и дети!

Воспитатель: Поэтому, дети, будьте добры со всеми. Давайте построим «Пирамиду дружбы и добра» (подаю детям свою ладонь, они кладут сверху свои ладошки).

Воспитатель: Чувствуете, как тепло моих рук нежно переходит к вашим рукам? Скажите, чтобы  вы хотели пожелать друг другу?

Воспитатель: А вот и обещанный сюрприз за правильно выполненные задания (шкатулка с картонными сердечками, в средине которых – конфетка).

Заключительная часть:

Воспитатель: Ребята, вам понравилось сегодня на занятии? А что запомнилось больше всего?

Рефлексия: (коммуникативная)

Ребятки, у вас на столах лежат смайлики, которые означают то, как вы поработали сегодня на занятии. Смайлик, который улыбается, означает, что вы отлично поработали на занятии, не отвлекались, не ленились, выполняли все задания, помогали товарищам, не шумели, играли во все игры. Смайлик, который не улыбается, означает, что вы немного ленились и отвлекались, не всегда отвечали на вопросы и не всегда участвовали в играх. Грустный смайлик, означает, что вы ленились, отвлекались, отвлекали своих товарищей, не выполняли задания, не отвечали на вопросы. Поднимите тот смайлик, который покажет, как вы сегодня поработали на занятии. Молодцы!

Воспитатель:  Дети иногда сорятся, обижают друг друга, а потом сами страдают от этого. Давайте забудем все обиды, и будем совершать только добрые дела. Относится к своим товарищам с добром, любовью, уважением. А в знак примирения и дружбы сделаем бумажные сердечки и подарим тому, кого мы, когда-либо обидели.

Дети вырезают сердечки.

(Звучит песенка Кота Леопольда «Если добрый ты!»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие в старшей группе "Добрые дела живут на белом свете"

Конспект занятий в старшей группе по развитию речи *Аннотация (краткое описание помещаемого материала) *Аннотация (краткое описание помещаемого материала) *Аннотация (краткое описание п...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Добрые дела живут на белом свете"

К сожалению,нравственное воспитание детей всё чаще в нашей жизни отодвигается на второй план, считается многими родителями неважным, даже в какой-то степени "несовременным". Поэтому наиважнейшей ...

«Добрые дела живут на белом свете.»

Развитие коммуникативных способностей детей.Формирование навыкрв общения друг с другом....

Конспект НОД в старшей логопедической группе Тема «Добрые дела живут на белом свете»

Конспект НОД в старшей логопедической  группе Тема «Добрые дела живут на белом свете»Цель:1Воспитывать у детей духовно- нравственные качества: доброту, вежливость, уважение.2 Воспитывать дружески...

Тема « Добрые дела живут на белом свете»

Цель: 1Воспитывать у детей  духовно- нравственные качества: доброту, вежливость, уважение.2 Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное отношение к окружающим.3Учить дет...

«Добрые дела живут на белом свете» Конспект педагогического мероприятия с детьми 5-7 лет

Обобщение представлений детей о доброте как о ценном качестве человека, развитие социальны чувств, взаимопомощи....