«Организация прогулки и режимных моментов в ДОУ»
методическая разработка по окружающему миру

Дильмухаметова Альмира Махмудовна

Прогулка- очень важный режимный момент жизнедеятельности детей в ДОУ.  В данном пособии собраны и систематизированы метадические материалы ведения прогулки в соответствии с режимом дня.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Боровичок» п. Колтубановский Бузулукского района Оренбургской области

Лекция№2 Практикум для воспитателей

«Школа молодого «Боровичка»

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРОГУЛКИ В ДЕТСКОМ САДУ ПО ФГОС

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=f7e98b7055b9d247957224e2b33a1159-l&n=13

Подготовила:

                     старший воспитатель

МДОБУ «Детского сада «Боровичок»

п. Колтубановский

                                  Дильмухаметова А.М

п. Колтубановский,2022

Гармоничное развитие малышей во время пребывания в дошкольной образовательной организации преимущественно обеспечивается в режимных моментах, одним из наиболее важных среди которых является прогулка — регламентированное нормами СанПиН 2.4.1.3049-13 групповое пребывание на свежем воздухе, реализуемое с целью укрепления и сохранения здоровья. Ежедневная организация прогулки в детском саду по ФГОС необходима для обеспечения:

  • комплексного закаливающего воздействия на организм малышей в природных (естественных) условиях;
  • последовательного повышения уровня психофизической подготовленности дошкольников к неблагоприятным условиям внешней среды, в т.ч. воздействую болезнетворных бактерий;
  • активизации подвижности, которая, в свою очередь, способствует ускорению обменных процессов, укреплению мышечной системы, улучшению аппетита, повышению внимательности;
  • выработке значимых умений и навыков – ловкости, выносливости, целеустремленности;
  • расширению знаний об окружающем мире, что достигается в ходе ведения трудовой, игровой, экспериментальной, исследовательской работы;
  •  развитию впечатлительности, готовности к коллективному взаимодействию, любознательности.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОГУЛКИ В ДЕТСКОМ САДУ ПО ФГОС: ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Ввиду того, что групповое пребывание дошкольников на свежем воздухе является важным режимным моментом, порядок организации прогулок в детском саду по ФГОС регламентируется актуальными нормативными документами государственного и локального значения, в первую очередь — СанПиН 2.4.1.3049-13 с изменениями от 4 апреля 2014 г., утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 26 от 15 мая 2013 г. , Постановлением         Главного         государственного санитарного врача Российской         Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» от 28.09.2020 года; СанПиН 1.2.3685-21 № 2 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» от 28.01.2021 года., Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 № 32 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения".

Рекомендуемая продолжительность прогулок (дневной, проводимой перед обедом, и вечерней, организуемой после полуденного сна) составляет 3-4 часа в день, но установление четких временных рамок остается правом ДОУ ввиду необходимости учета установленного распорядка дня, климатических условий, групп здоровья воспитанников. Независимо от регионального компонента воспитатели обязаны:

  1. Обеспечивать максимально долгое (в переделах установленных временных рамок, с перерывами на прием пищи и здоровый сон) пребывание дошкольников на свежем воздухе в летний период времени для достижения стойкого оздоровительного эффекта.
  2. В холодное время года во избежание переохлаждения систематически заводить детей на короткий обогрев (5-7 минут) в теплое помещение (отапливаемый тамбур), проверяя состояние лица и рук воспитанников, уточняя, у кого из малышей замерзли ноги.
  3. Принимать во внимание возрастной фактор: прогулки с дошкольниками младше 4 лет запрещено проводить при температуре ниже -15 градусов, с детьми возраста 5-7 лет — при падении ртутного столбика до -20 и ниже. Запретом на проведение прогулок также является достижение скорости ветра показателя в 15 м/с и более. Решение о сокращении или отмене прогулок принимает заведующий по учебно-воспитательной работе в ДОУ после фактической оценки погодных условий.

Организация и проведение прогулки в детском саду по ФГОС предусматривает необходимость осуществления систематической санитарной обработки территории ДОУ.  Для реализации педагогических задач и соблюдения нормативных требований (п. 2.1. СанПиН 2.4.1.1249-03) оптимальным организационным решением является зонирование территории детского сада на групповые участки, которые должны быть должным образом озеленены и обустроены, а также обустройство общей физкультурной площадки с оборудованием для подвижных игр, гимнастическими и спортивными снарядами, беговой дорожкой с полосой препятствий, ямой для прыжков. По периметру группового участка рекомендована высадка неплодоносящего кустарника, лишенного острых веток и шипов.

С целью облегчения организационных усилий педагогов на всех групповых площадках с учетом возраста воспитанников рекомендуется установить специальные заборчики для лазанья, бревно на гибких креплениях, предназначенное для тренировки равновесия, горку и другой развивающий инвентарь, который должен быть хорошо обработан и закреплен, характеризоваться максимальной безопасностью и выглядеть привлекательно. Чтобы гарантировать комфортное проведение прогулок при резкой смене погодных условий дополнительно следует установить крытые беседки, где смогут одновременно укрыться от дождя, резких порывов ветра, снегопада все дети из группы и воспитатель.

СанПиН 2.4.1.1249-03 устанавливает требования и к обработке участка. Данная обязанность возлагается на дворника, воспитателей и их помощников, которые ежедневно за час до прихода малышей должны убирать групповые зоны для прогулки, а также облагораживать территорию ДОУ по мере ее загрязнения. В летние дни, когда наблюдаются температурные экстремумы, необходимо поливать участок не менее двух раз в день, а в зимнюю пору стоит обустроить ледяные сооружения (снежные фигуры, каток, горку), привлекая к безопасной части работы детей.

Чтобы обеспечить безопасность воспитанников во время пребывания на свежем воздухе, непосредственно перед проведением прогулки в детском саду по ФГОС ответственный педагог осматривает групповой участок на предмет наличия опасных предметов. В ходе прогулочной активности дошкольников воспитатель обязан отслеживать:

1.Погодные условия и состояние воздуха. В случае возникновения предпосылок приближения урагана или ливня, появления запаха сторонних газов следует немедленно организовать вывод детей с участка в групповое помещение до выявления обстоятельств.

2.Положение дошкольников на участке, особенно при использовании игровой инвентаря и оборудования.

3.Уровень опасности предметов и объектов, с которыми взаимодействуют малыши. При нахождении дошколятами острых, колющих предметов и всего, что несет потенциальную опасность здоровью и жизни, необходимо в срочном порядке провести извлечение и утилизацию.

Во время прогулки, чтобы избежать возникновения рисковых ситуаций, рекомендуется обучать детей правилам безопасного поведения в природных условиях, а также принципам взаимодействия с незнакомыми предметами. Ответственный педагог не может покидать пределы участка и оставлять воспитанников без присмотра. В случае возникновения чрезвычайной ситуации (самовольный уход ребенка, травматизм) необходимо привлечь к присмотру за детьми другого сотрудника ДОУ, срочно уведомить администрацию о случившемся, при необходимости – обратиться за помощью к медицинской сестре и организовать оперативную доставку пострадавшего в травмпункт.

ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ ПРОГУЛКИ В ДЕТСКОМ САДУ

Досуг дошкольников на свежем воздухе неизменно связан с необходимостью предварительной подготовки, которая ввиду возрастного фактора может усложнять порядок организации и проведения прогулки в детском саду по ФГОС. Непосредственно перед выходом на улицу следует помочь воспитанникам выполнить простые гигиенические процедуры (посещение туалета, очищение носа), после — препроводить в раздевальную комнату. Согласно СанПиН 2.4.1.3049-13 в раздевальных помещениях, рекомендуемая площадь которых должна составлять 18 кв. м (или определяться из расчета 1 кв. м на ребенка, но не менее 6 кв. м суммарно), должны быть оборудованы индивидуальные шкафчики с соответствующей маркировкой, а также места для безопасного просушивания верхней одежды и обуви.

При наличии соответствующих организационных условий, к числу которых следует отнести наличие лавок, скамеек или стульчиков, сборы на улицу можно осуществлять в сжатые сроки, следуя стандартному алгоритму

Алгоритм одевание детей при организации прогулки в детском саду по ФГОС

1.Воспитатель разделяет дошкольников на подгруппы, включая в первых малышей со слабо сформированными навыками самообслуживания и склонных к медлительному выполнению действий.

2.Педагог выполняет гигиенические процедуры с первой подгруппой детей и проводит их в раздевалку, помогая одеваться. В это время младший воспитатель или няня выполняют гигиенические манипуляции со второй группой дошколят.

3.Под присмотром воспитателя первая группа малышей выходит на прогулку и ожидает деток из второй подгруппы, которым помогает одеваться помощник воспитателя или няня, у входа или на участке. Воспитанники помогают педагогу выносить указанные игрушки или инвентарь, которые будут использоваться для организации трудовой, исследовательской, игровой деятельности.

Аналогичным образом организуется возвращение детей с прогулки, сразу после которой в осенне-зимний период организуется сушка одежды и обуви, летом – мытье ног. Дошкольников с ослабленным здоровьем рекомендуется выводить на свежий воздух с первой подгруппой, а заводить обратно в помещение – со второй, чтобы минимизировать интенсивность воздействия на неокрепший организм факторов окружающей среды.

При организации прогулки в детском саду по ФГОС важно давать воспитанникам на тренировку навыков самообслуживания, чтобы последовательно способствовать их совершенствованию. Важно ежедневно напоминать малышам порядок надевания одежды, для наглядности целесообразно создать простые схемы и развесить их в раздевалке. При условии целевого педагогического воздействия малыши быстро учатся одеваться самостоятельно, нуждаясь в незначительной помощи со стороны взрослых – застегнуть пуговицу, повязать шарф поверх куртки или пальто. Чтобы ускорить прогресс, следует приобщать дошколят к оказанию взаимопомощи, учить вежливо указывать друг другу на допущенные недостатки и благодарить за оказанные услуги, а также проводить разъяснительные работы с родителями о важности привития навыков самообслуживания в домашних условиях.

Чтобы обеспечить малышам комфортные ощущения во время активности на свежем воздухе, важно обеспечить соблюдение требований к одежде:

  1. В любое время года обувь и одежда ребенка должна соответствовать актуальным погодным условиям, не сковывать свободы движений, препятствовать перегреву или переохлаждению – это важно систематически доносить до родителей.
  2. При незначительных колебаниях температуры в весенне-осенний период (+3 – -3 градуса) и отсутствии сильного ветра важно проследить, чтобы на малышах было одето три слоя одежды: первый — белье, второй — колготы и водолазка, свитер, третий – гамаши или теплые брюки, утепленная куртка, непромокаемые ботинки, шапка и шарф, перчатки.
  3. При установлении минусовой температуры в пределах от - 4 до -10 градусов на дошкольников надевают три слоя одежды, пуховик или теплое пальто, утепленную шапку, варежки, зимние сапоги. При более низких температурах количество слоев одежды увеличивается до четырех-пяти в зависимости от ее характеристик.
  4. В летнее время малыши не допускаются на прогулку без головных уборов, выполненных из дышащих материалов и обеспечивающих достаточный уровень защиты от солнца.

Не менее важным аспектом, обеспечивающим комфорт прогулочной активности для дошколят и воспитателей, является правильная организация хранения вещей в индивидуальных шкафах. Важно доносить до воспитанников и их родителей принципы размещения одежды:

  • шапка и шарф, кофты и свитера, теплые штаны и колготы складываются на верхнюю полку;
  • пальто, куртка или пуховик с варежками на резинке, продетой через рукава, вешается на крючок;
  • обувь, поверх которой кладутся теплые носки, размещают на нижней полке.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОГУЛКИ В ДОУ ПО ФГОС

Содержательная деятельность на свежем воздухе является любимым времяпровождением дошкольников, поэтому методика проведения прогулки в ДОУ по ФГОС имеет первостепенное значение. Содержание прогулочной активности определяется согласно программе по ознакомлению малышей с окружающим миром и строится в рамках календарного планирования с учетом:

  • Погодных условий. В холодное время года целесообразно начинать прогулку с подвижных игр или выполнения трудовых поручений, помогающих поддерживать оптимальную температуру тела, в дождливые дни — с малоподвижных видов деятельности, позволяющих находится под крышей (игры, рассказы, наблюдения), в жаркие дни — с экспериментов с водой.
  • Предыдущих видов деятельности. Если прогулке предшествовала активная интеллектуальная работа, целесообразно предоставить дошкольникам возможности удовлетворить возрастную потребность в движении и выплеснуть эмоции во время подвижных игр. Если перед выходом на улицу дети были вовлечены в физическую или музыкальную активность, можно сразу приступить к наблюдениям, выполнению проектов, развивающим спокойным играм.

Залогом полезной и увлекательной прогулки, соответствующей требованиям ФГОС ДО и позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи, является использование и последовательна смена структурных компонентов, представленных в таблице.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРОГУЛКИ В ДОУ ПО ФГОС

Обязательные структурные элементы прогулки

Описание и рекомендации

Наблюдение

Заранее планируемая практика наблюдения за явлениями, предметами, объектами, которая может проводиться с коллективом или отдельными группами детей, является важным элементом прогулочной деятельности. Активному всестороннему развитию дошкольников способствует наблюдение за:

  • объектами живой природы — растениями и птицами на участке, животными – во время прогулок за пределами ОУ;
  • природными явлениями – движением облаков в разное время года, дождем, выпадением и таянием снега;
  • трудом взрослых – дворника, водителя, строителя и т.д.

В соответствии с рекомендуемой методикой проведения прогулки в ДОУ по ФГОС наблюдения реализуются по следующему алгоритму:

  1. Установление факта (облака движутся по небу).
  2. Формирование связей между частями объекта.  
  3. Накопление впечатлений, полученных в ходе наблюдений (облака движутся друг за другом, большие облака движутся медленнее, чем маленькие).
  4. Проведение сопоставлений (облака движутся при наличии ветра).
  5. Подведение итогов (осенью облака двигаются стремительно, а летом — медленно).

С целью накопления у детей значимого жизненного опыта и расширения знаний об окружающем мире во время прогулки проводят разные виды наблюдений:

  1. Кратковременные, призванные сформировать первичные представления о предметах и объектах (как выглядит воробей, какие звуки издает).
  2. Долгосрочные, способствующие расширению имеющихся знаний (сезонные изменения лиственных деревьев, стадии роста цветка, процесс изменения снега в течение зимних месяцев).

При организации наблюдений обязательным условием является учет возрастного фактора. С младшими дошкольниками, для которых характерна значительная рассеянность внимания, наблюдения проводят в течение 7-10 минут, с воспитанниками старшей и подготовительных групп — 15-25. Созерцание окружающей природы осуществляется ежедневно, с обязательной сменой объектов наблюдения и длительности данного вида активности для поддержания высокой заинтересованности малышей. Наблюдения в группе детей 2 - 4 должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными.

Для детей 5 -7 лет наблюдения должны составлять от 15 до 25 минут.

Организуя наблюдения, воспитатель должен всегда соблюдать данную последовательность:

•        установление фактов;

•        формирование связи между частями объекта;

•        накопление представлений у детей;

•        проведение сопоставления;

•        выводы и установление связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.

Двигательная активность (спортивные и подвижные игры)

С целью сохранения и укрепления детского здоровья, профилактики интеллектуального напряжения и формирования моральных качеств при организации прогулки в детском саду согласно ФГОС значительное место отводят игровой активности,  а именно:

  • подвижным играм, связанным с бегом, прыжками, метанием предметом, обходом препятствий, удержанием равновесия;
  • народным играм;
  • играм с элементами спортивной активности (эстафеты, городки, ведение мяча по правилам баскетбола);
  • играм с водой;
  • малоподвижным играм с интеллектуальной составляющей (угадывание предмета по описанию, поиск общих характеристик).

При организации игровой деятельности на прогулке воспитателю важно принимать во внимание погодные условия, возрастной фактор и время пребывания на свежем воздухе. Длительность проведения подвижных игр:

  • на утренней прогулке составляет 6-10 минут для воспитанников младшей группы, 10-15 — средней и 20-25 — старшей и подготовительной;
  • на вечерней прогулке — 10-15 минут для младших дошкольников, 12-15 минут — для деток постарше.  

Чтобы обеспечить максимальную активность воспитанников, содержание двигательной активности подбирают с учетом возрастных умений:

  • с детьми младшей группы рекомендуется проводить игры с текстовым сопровождением, предусматривающие повторение однотипных действий;
  • средняя группа — ролевые игры с предварительной подготовкой;
  • старшая и подготовительная группа — спортивные соревнования, эстафеты, сюжетно-развлекательные игры.

Кластер двигательной активности заканчивается постепенным снижением уровня активности через виды малоподвижные забавы. Актуальные методические рекомендации предусматривают необходимость разучивания 3-4 новых игр с воспитанниками ежемесячно с их последующим повторением.  

 Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества.

Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если же дети идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до ее окончания.

Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства. Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью. В жаркую погоду проводятся игры с водой.

 Каждый месяц разучивание 2-3 п/и (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год).

Продолжительность п/и для детей 2 – 4 лет – 6-10 минут. Рекомендуются игры с текстом (подражание действиям воспитателя).

В группе детей 4 -5 лет воспитатель распределяет роли среди детей (роль водящего выполняет ребенок, который может справиться с этой задачей).

Продолжительность п/ и для детей 5 – 7 лет – 10-15 минут. Для детей этого возраста проводятся игры- эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования.

Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами, такие, как кегли, а в старших группах - элементы спортивных игр: волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей.

Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование. Перед входом в помещение они вытирают ноги. Раздеваются дети тихо, без шума, аккуратно складывают и убирают вещи в шкафчики. Надевают сменную обувь, приводят костюм и прическу в порядок и идут в группу.

Индивидуальная работа по различным направлениям развития

С целью обеспечения оптимальных условий для гармоничного возрастного развития во время прогулки воспитатель проводит непродолжительные индивидуальные занятия познавательной, логопедической, физической, социально-личностной направленности. Индивидуальная работа с воспитанниками отражается в индивидуальном плане, она может включать беседы, игры с различными предметами, разучивание скороговорок, выполнение упражнений для развития ловкости, внимательности, равновесия.

Материалы и оборудование, необходимые для ведения индивидуальной педагогической работы, воспитатель готовит заблаговременно.

Индивидуальная работа на прогулке тщательно планируется. Индивидуальная работа направлена не только на совершенствование физических качеств, но и на развитие психических процессов, закрепление материала по всем разделам программы, формирование нравственных качеств.

Это может быть разучивание или отработка физкультурного упражнения с одним или несколькими отстающими детьми, отработка звукопроизношения, заучивание стихов, потешек, слов и мелодии песни, которую разучивали на музыкальном занятии, беседа.

 Важно, чтобы ребенок, с которым ведется индивидуальная работа, понимал ее необходимость и охотно выполнял предложенные задания.

Трудовая деятельность

Планирование трудовой деятельности дошкольников во время пребывания на свежем воздухе — важная составляющая методики проведения прогулки в ДОУ по ФГОС. При условии, что трудовые поручения являются посильными, увлекательными и разнообразными, данный вид деятельности помогает сплотить детский коллектив, развить значимые навыки — целеустремленность, готовность к взаимопомощи, ответственность, инициативность.

Трудовая деятельность во время прогулки может организовываться через:

  • выполнение индивидуальных трудовых поручений – данная форма работы требует времени, но подходит для малышей всех возрастных групп;
  • работу в группах;
  • коллективный труд.

С учетом возраста трудовая активность в группах детского сада реализуется следующим образом:

  1. Воспитанникам младшей группы педагог дает простые поручения, включающие 1-2 действия (принести один цветок и листик для гербария). Дети работают в непосредственной близости, но отношения взаимозависимости при этом отсутствуют. Групповая деятельность полностью контролируется воспитателем.
  2. Детей средней группы воспитатель предварительно делит на подгруппы, проговаривая задачи и особенности их исполнения для каждой, после чего систематически контролирует качество работы каждого «трудового отряда».

Перед детьми старшего дошкольного возраста ставится задача, после чего воспитатель инициирует коллективное обсуждение порядка действий, помогает в распределении ролей, пока дети самостоятельно реализуют поставленную трудовую задачу с незначительной помощью со стороны педагога.

 Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке. Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными, а по длительности – не превышали 5-15 минут для детей 2 -4 лет и 15- 20 для детей 5 -7 лет.

Формами организации труда детей являются:

  • индивидуальные трудовые поручения;
  • работа в группах;
  • коллективный труд.

Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада.

Дети 2 -4 лет получают индивидуальные поручения, состоящие из одной-двух трудовых операций. Например, взять корм для птиц и положить в кормушку. Воспитатель поочередно привлекает к кормлению птиц всех детей. Или, например, сбор камушков для поделок. Работу организует как «труд рядом», при этом дети не испытывают никакой зависимости друг от друга

Дети 4 - 5 одновременно могут работать в двух подгруппах и выполнять разные трудовые поручения. При этом требуется постоянное внимание воспитателя к качеству работы; показ и объяснение всего задания, последовательные этапы выполнения работы.

 Дети 5 – 7 лет владеют вышеперечисленными формами организации трудовой деятельности и овладевают коллективным трудом.

Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы.

 Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу.

У детей 5 – 7 лет необходимо сформировать умение принять трудовую задачу, представить результат ее выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно заниматься трудовой деятельностью (при небольшой помощи воспитателя), оценивать результаты своего труда. Индивидуальные поручения становятся длительными, например, собрать и оформить гербарий.

При организации трудовой деятельности важно помнить, что инвентаря должно быть по количеству детей.

Самостоятельная активность

Самостоятельная прогулочная деятельность детей организуется под контролем воспитателя при полном обеспечении безопасности. Данный элемент прогулки способствует формированию инициативности, коммуникативных навыков, использованию различных видов пособий с учетом их назначения.

Самостоятельная деятельность детей - свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Во время самостоятельной деятельности на прогулке дети отражают впечатления, полученные в процессе ООД, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых, развиваются взаимоотношения между детьми: объединение их для совместных игр, воспитание бережного отношения к игрушкам, приучение к порядку в игровом пространстве.

Самостоятельная игровая деятельность на прогулке осуществляется под контролем и руководством педагога. На прогулке воспитатель может видеть и учитывать индивидуальные особенности детей. Прогулка способствует более легкому установлению доброжелательного общения ребенка со взрослым, укреплению его доверия к воспитателю.

Дети сами выбирают, чем им заняться, воспитатель при этом играет роль направляющего детской деятельности.

Дети 2 – 4 лет еще не могут занимать себя долго, поэтому самостоятельная деятельность в этом возрасте носит непродолжительный, периодичный характер и нуждается в постоянном направлении воспитателя.

С возрастом у детей меняются интересы: начиная с 4-х лет дети предпочитают общество сверстника. Поэтому в самостоятельной деятельности появляется больше разнообразия, однако на протяжении всего дошкольного детства основной деятельностью ребенка остается игровая.

Во время прогулки дети старшего возраста могут самостоятельно организовать подвижные игры, выученные с воспитателем, могут придумать новые игры, за основу взяв сюжет из прочитанного произведения, из просмотренного фильма или из жизни. Также во время прогулки большое внимание детей уделяется сюжетно-ролевой игре, содержание которой усложняется с возрастом детей. Таким образом решаются задачи социально-коммуникативного развития детей. Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.

Выносной материал для прогулок

Предметы и материалы необходимые для проведения занятий на улице воспитатель определяет исходя из плана проведения прогулки.

По сезонам привлекаются различные варианты выносного материала. Правильный подбор дополнительного оборудования и инструментов способствует развитию положительной мотивации ребят к познавательной деятельности, физической активности, тяги к труду.

Варианты выносного материала:

•        Для песочницы: совочки, ведёрки, формочки, ситечки, машинки (грузовики, экскаваторы). Для украшения построек из песка пригодятся флажки, кубики, пластиковые окошки и др.

•        Для подвижных игр и спортивных упражнений: наборы для лапты, городков, маски, кегли, мячи, скакалки, резиночки, обручи, в зимнее время — санки и ледянки.

•        Для наблюдений: сачки-ветроуказатели, вертушки, цветные стёкла (безопасные, лучше пластиковые), солнцезащитные очки, лупы.

•        Для игр: куклы, игрушечные коляски или санки, машинки, кубики, набор кукольной посуды, набор для игры в магазин, наборы для игр с водой.

•        Для творческой деятельности: листы бумаги или картона, раскраски, краски и кисти для рисования, пластилин.

•        Для развития речи: книги для чтения и обсуждения, альбомы и открытки с иллюстрациями для рассматривания.

Следует отметить, что порядок реализации структурных элементов прогулки, длительность которых (за исключением самостоятельно активности дошкольников) не должна превышать 7-15 минут, может варьироваться воспитателем с учетом погодных условий, распорядка дня, самочувствия и настроения детей и других факторов. Во время ведения прогулочной деятельности ответственному педагогу важно уделять особое внимание малоинициативным детям, имеющим сниженную потребность в физической активности, воспитанникам с ОВЗ, чтобы предупредить длительное нахождение на свежем воздухе без движений, несущее высокие риски для здоровья.

ВИДЫ ПРОГУЛОК В ДЕТСКОМ САДУ ПО ФГОС

Необходимость переосмысления устоявшихся традиций дошкольного образования, продиктованная изменениями социального характера, обуславливает целесообразность проведения различных видов прогулок в детском саду по ФГОС. Помимо прогулочной активности, организуемой с использованием устоявшихся структурных компонентов, активному всестороннему развитию воспитанников способствует проведение:

1.Тематических прогулок, которые могут быть продолжением выбранного инфоповода дня, например, праздничного или памятного события, или выстраиваться по принципу доминирования отдельного вида детской деятельности — игровой, исследовательской, проектной.

2.Прогулок-походов (проводятся не чаще 1-2 раз в ход, предусматривают обязательный выход за территорию на расстояние не более двух километров).

3.Развлекательных прогулок, организуемых со сказочным персонажем.

4.Прогулок-событий.

5.Спортивных прогулок.

6.Трудовых акций.

7 Прогулок-квестов.

В условиях важности сохранения высокого познавательного интереса у поколения малышей, растущих в стремительно меняющемся мире, воспитатель вправе активно экспериментировать с формами прогулочной деятельности, сохраняя обязательные структурные компоненты данной структурной единицы режима дня – организованную активность дошкольников под руководством педагога, взаимодействие малышей без вмешательства (но под контролем) взрослого, самозанятость ребенка. Не менее важный момент — сохранить оптимальное соотношение между игровой и остальными видами деятельности, ввиду того, что первая как основной способ знакомства малышей с миром должна оставаться приоритетной.

Особое внимание должно быть уделено организации целевых прогулок в ДОУ по ФГОС, подчиненных, как заложено в названии, единой цели – изучению комплекса предметов или явлений (например, знакомство с осенним лесом). Проведение целевых прогулок с младшими школьниками осуществляется раз в неделю, с воспитанниками постарше — дважды в неделю. Во время прогулочной деятельности, предусматривающей выход за территорию детского сада, у педагога появляется возможность акцентировать внимание младших дошколят на отдельных предметах, объектах и их роли в общественной жизни (транспорт, школа, магазин), ознакомить с правилами культурного и безопасного поведения воспитанников старшей и подготовительной групп. Дополнительным плюсом целевых прогулок является развитие выносливости малышей, привитие навыков движения в колонне с соблюдением правил, установленных воспитателем, овладение другими значимыми практическими умениями.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Боровичок» п. Колтубановский Бузулукского района Оренбургской области

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

        

        

        

ДАНМАЛЫ – ИДЕЯ ОСЕННИХ ПРОГУЛОК И ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ

Подготовила:

                     старший воспитатель МДОБУ

                    «Детского сада «Боровичок»

         п. Колтубановский

                                  Дильмухаметова А.М

п. Колтубановский,2020

Осенью воспользуйтесь природными материалами, чтобы провести необычное занятие или прогулку с дошкольниками и собрать данмалы из осенних листьев. Эта деятельность привлечет внимание детей и поможет отвлечься от негативных переживаний воспитанникам, которые долго не посещали детский сад из-за режима самоизоляции. Возьмите за образец готовый сценарий первого занятия.

        

КАКИЕ ЗАДАЧИ ПОМОГУТ РЕШИТЬ ДАНМАЛЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

Занятия с данмалами – это вид арт-терапии, который нравится детям и который могут использовать не только педагоги-психологи, но и воспитатели. Ведь данмалы помогают решать разные развивающие и воспитательные задачи.

СПРАВКА

 

Данмала – это мандала из природных материалов, круглая мозаика из цветов и листьев. Она переводится как «тот, кто дает гирлянды из цветов»

Работа с данмалами особенно полезна гиперактивным, тревожным и импульсивным детям и воспитанникам в негативном эмоциональном состоянии. Когда дети создают данмалу, у них развивается воображение, творческие способности, мелкая моторика рук, повышается концентрация внимания и снижается общий уровень тревожности. Воспитанники осваивают новый для них способ успокоиться, снять стресс и справиться со сложными эмоциями, который они могут использовать во время самостоятельной деятельности.

В ходе создания данмалы дети начинают чувствовать радость от своего участия в общем деле, стремятся помогать друг другу, интересуются результатом совместной работы. Это формирует у них дружеские, доброжелательные отношения, навык взаимопомощи. С помощью данмал воспитанники учатся выражать себя и свои чувства, использовать символический язык рисунка, чтобы передавать свой внутренний мир.

Как подготовиться к занятию с данмалами

Осенью в хорошую погоду лучше проводить занятия с данмалами на улице. Для этого найдите на территории детского сада безветренное и доступное место, где родители и другие воспитанники смогут увидеть результат работы, похвалить детей. Объявите дошкольникам, что это место – их природная мастерская, где они – мастера.

СОВЕТ

 

Используйте живые цветы только впериод, когда они уже отцветают. Напоминайте детям, что к растениям нужно относиться бережно

Если погода пасмурная, занятие можно провести в помещении в мини-группах по 3–4 человека. Вам понадобится заранее собрать природные материалы и подготовить широкие плоские тарелки, в которых дети будут выкладывать данмалы. В список природных материалов также можно добавить плоды, например, гроздья рябины.

Перед первым занятием расскажите детям о мандалах, познакомьте с их видами, в том числе с данмалами. Не углубляйтесь в философский смысл, говорите о визуальной стороне мандал и о творчестве. Покажите воспитанникам готовые образцы мандал и данмал, чтобы они сами проанализировали их структуру и способы, как они составлены. Так детям будет проще впоследствии создавать мозаику из листьев по собственному замыслу на занятиях и прогулках.

СОВЕТ

 

Если на занятии присутствует много детей, выбирайте крупные листья, например, кленовые. Так периметр данмалы будет больше и дети не помешают друг другу, когда будут ее выкладывать

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ЗАНЯТИЕ С ДАНМАЛАМИ

Занятие с данмалами требует усидчивости и концентрации, поэтому в начале проведите дыхательное упражнение, чтобы настроить детей на работу. Затем вместе соберите материалы и обсудите, какие из них будете использовать и как будет выглядеть данмала. Ее рисунок можно продумать заранее или формировать в процессе работы.

Выкладывайте данмалу из центра или от окружности, в зависимости от задумки. Если результат не нравится детям, можно разобрать данмалу и дать им возможность придумать новый узор.

Во время работы важно не торопить и не оценивать детей. Вначале они часто повреждают мозаику из листьев, ведь для того, чтобы аккуратно ее составить, нужна ловкость. Хвалите их за удачи и направляйте в процессе работы. В конце занятия повторите дыхательное упражнение и обсудите с детьми их эмоции и чувства, которые они испытали, когда составляли данмалу.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ С ДАНМАЛАМИ

Участники: дети 5–7 лет

Цель: стабилизировать эмоциональный фон старших дошкольников в начале учебного года, снизить их импульсивность, тревожность, напряженность.

Задачи:

  • познакомить дошкольников с данмалами и научить их создавать;
  • развивать у них внимание, воображение, творческое и пространственное мышление, мелкую моторику рук, глазомер, коммуникативные навыки;
  • воспитывать усидчивость, аккуратность, желание доводить дело до конца, взаимопомощь.

Продолжительность: 20 минут, во время прогулки с перерывом на динамическую паузу (по усмотрению).

Вступление

Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня я приглашаю вас в мастерскую природы. В мастерской мы будем собирать мандалы. Мандала –  необычное слово, которое означает «круг». В мире существует много видов мандал (показывает картинки с образцами разных видов мандал: из песка, камней; вышитые, раскрашенные). Их можно создавать по-разному: например, раскрашивать готовые картинки, рисовать красками или карандашами на бумаге, лепить из пластилина. Можно создавать мандалы из листьев и цветов, камней, песка.  Можно плести их из ниток или вышивать на ткани. Все элементы в мандалах расположены симметрично друг другу – с обеих сторон круга они одинаковые. Мы с вами будем составлять данмалы – это мозаика из листочков, цветов, лепестков и других частей растений (показывает образец). Для этого давайте соберем на территории детского сада красивые осенние листья. Старайтесь находить одинаковые листочки, чтобы наши данмалы были симметричными, одинаковыми с разных сторон

Дети собирают листья и другие природные материалы. Педагог помогает им и направляет их. Когда дети соберут листья, педагог предлагает им встать в круг и проводит упражнение «Я здесь»

НАЧАЛО РАБОТЫ

Педагог: Ребята, давайте встанем в круг. Мы все вместе оказались у волшебного места – мастерской природы. Перед тем как зайти туда, давайте проведем упражнение «Я здесь». Каждый ребенок по очереди называет себя по имени, например, «Соня – здесь». После этого педагог просит детей выполнить дыхательное упражнение.

Педагог: А сейчас давайте подышим особенным образом, чтобы настроиться на работу в мастерской природы. Сделаем глубокий вдох через нос и наберем побольше воздуха. Вдыхайте спокойно, не надувайте щеки и не поднимайте плечи. А теперь сделаем губы трубочкой и медленно, через рот, выпустим воздух.

Педагог повторяет дыхательное упражнение 3–5 раз, а потом спрашивает у каждого ребенка, что он сейчас чувствует. Это необходимо для того, чтобы отследить, с какими чувствами дети приступают к работе. После этого педагог просит детей рассмотреть природные материалы, которые они собрали, выбрать парные из них. Он предлагает рисунок первой данмалы и рассказывает, как ее выкладывать – из центра или наоборот.

ОКОНЧАНИЕ РАБОТЫ

Когда данмала готова, все снова встают в круг – вокруг нее. Педагог спрашивает детей, какие чувства они испытывали, когда работали над данмалой, что чувствуют сейчас. Можно предложить назвать данмалу. После этого педагог с детьми повторяет дыхательное упражнение.

Педагог: Молодцы, ребята! Давайте похлопаем себе и скажем друг другу спасибо за то, что мы вместе сделали такую красивую данмалу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по организации и проведению режимных моментов в разновозрастной группе.

Материал будет полезен воспитателю, помощнику воспитателя, руководителю физ.воспитания. Подробно расписаны все режимные моменты в ДОУ (утренний прием, гимнастика, организация умывания ,  организа...

Организация и проведение режимных моментов в ДОУ с целью повышения познавательной активности дошкольников.

Дошкольные учреждения сегодня - это удивительные, не похожие друг на друга островки радости. А педагогов ДОУ нельзя не назвать Марьями Искусницами, да Василисами Премудрыми. Ведь они своим  творч...

Конспект организации и проведения режимных моментов в средней группе.

Конспект    организации и проведения режимных моментов      в I и II половину дня     в средней группе...

Выступление на городском семинаре «Организация закаливания в режимных моментах» (из опыта работы)

Когда говорят о здоровом образе жизни, то закаливание – это первое, что приходит в голову. Особенно оно важно для маленьких детей, ведь их организм еще не может быстро и адекватно реагировать на разли...