Познавательно-исследовательский проект «Сибирская ягода»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Леонтьева Елена Викторовна

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о сибирских лесных ягодах и их пользе для здоровья человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_sibirskaya_yagoda.doc128 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательский проект

«Сибирская ягода»

Паспорт проекта

Название и тип проекта

Познавательно-исследовательский проект «Сибирская ягода»

Автор-разработчик

Воспитатель Леонтьева Елена Владимировна

Участники проекта

Воспитатели, родители, дети 6-7 лет

Сроки

Долгосрочный, сентябрь – декабрь

Основания для разработки проекта

  1. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020).
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (СП 2.4.3648-20).
  4. Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года (утверждена Правительством РФ от 29.05.2015г., № 996-р).
  5. Государственная программа РФ «Развитие образования» (2018 - 2025 годы). Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642.
  6. Национальный проект «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16).
  7. Программа развития МБДОУ Детский сад «Рябинушка»
  8. Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ Детский сад «Рябинушка».
  9. Рабочая программа воспитателя Леонтьевой Е.В.

Цель проекта

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о сибирских лесных ягодах и их пользе для здоровья человека.

Задачи проекта

  1. Создать условия для формирования у детей представлений о сибирских ягодах: морошке, клюкве, бруснике, голубике, чернике.
  2. Обогатить знания дошкольников о внешним виде ягод, местах произрастания, о полезных свойствах, об использовании в медицине, быту, в промышленности.
  3. Формировать умение различать и называть каждый вид сибирской ягоды.
  4. Развивать осознанное отношение к здоровому питанию.
  5. Способствовать формированию умения дошкольников использовать накопленный опыт в практической деятельности.
  6. Развивать познавательную активность, любознательность, наблюдательность.
  7. Воспитывать эмоционально-ценностное и бережное отношение к природе и разумному использованию её ресурсов.
  8. Организовать партнерское взаимодействие с родителями по вопросам формирования у детей знаний о сибирских ягодах.

Этапы проведения проекта

I этап. Организационный

 Цель: Создание условий для реализации проекта, включающих психолого-педагогическое обеспечение, методическое обеспечение и организацию развивающей предметно-пространственной среды.

II этап. Практический

Цель: Разработка и реализация образовательных и досуговых мероприятий, обеспечивающих формирование у детей представлений о сибирских лесных ягодах и их пользе для здоровья человека.

III этап. Аналитико-обобщающий

 Цель: Анализ и обобщение результатов проекта.

Планируемые результаты проекта

Для детей:

  1. Имеет представление о сибирских лесных ягодах как о здоровых продуктах питания, необходимых для развития детского организма.
  2. Знает различные ягоды, умеет их отличать друг от друга.
  3. Способен рассказать о пользе ягод для здоровья детей и взрослых.
  4. Развит интерес и бережное отношение к окружающей природе.
  5. Развиты навыки исследовательской деятельности: наблюдательность, умение сравнивать, сопоставлять, рассуждать, делать выводы.

Для воспитателя:

1. Разработан учебно-методический комплект по ознакомлению детей с сибирскими лесными ягодами: конспекты образовательной деятельности, беседы, проблемные и игровые ситуации, презентация, сценарий викторины, консультации для родителей, дидактический и иллюстративный материал.

2. Проведены образовательные и досуговые мероприятия по формированию у детей представлений о ягодах нашего края.

3. Пополнена предметно-пространственная среда в группе по теме проекта.

4. Организовано конструктивное взаимодействие с родителями по обогащению познавательной сферы дошкольников на основе регионального содержания.

Для родителей:

  1. Сформированы педагогические знания и практические навыки по формированию у своих детей представлений о лесных ягодах Сибири.
  2. Установлено единство с воспитателем в вопросах познавательного развития своего ребенка.
  3. Развито желание участвовать в совместных с педагогами ДОУ образовательных и досуговых мероприятиях.

Продукты проекта

  1. Презентация «Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о сибирских лесных ягодах и их пользе для здоровья человека».
  2. Фотовыставка о мероприятиях в рамках проекта.

3. Конспект итоговой образовательной деятельности «Ягоды – дары Сибири»

Пояснительная записка

В соответствии с ФГОС ДО одной из задач познавательного развития дошкольников является формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. (Раздел II, п. 2.6.).

Целенаправленно и системно начинать работу по данному направлению рекомендуется уже с дошкольного возраста. Именно в этот период закладывается фундамент эмоционального отношения к окружающему миру, накапливаются яркие впечатления, развиваются познавательные действия и познавательная активность.

А чтобы поддержать эту активность, необходимо опираться на любознательность детей, которая наиболее ярко проявляется в процессе ознакомления с природой родного края.

Проблема

В процессе знакомства детей с родным краем и богатством природных ресурсов Сибири, используя метод проблемных задач, наблюдения и развивающие образовательные ситуации, я сделала вывод: у детей недостаточный запас знаний о природных ресурсах (ягодах) нашего края, дети любят пробовать на вкус, но никогда не задумывались о местах произрастания ягод, целебных свойствах и их применения в жизни человека.  

К тому же, у многих детей была плохо развита элементарная способность анализировать, выявлять простейшие зависимости и причинно-следственные связи в природе.

В связи с этим возникла необходимость разработать познавательно-исследовательский проект, в котором обратить особое внимание на формирование у старших дошкольников представлений о сибирских лесных ягодах.

Актуальность данного направления определяется тем, что необходимо серьёзно заниматься формированием знаний у детей о природе родного края, о влиянии природы на здоровье человека.

Дети должны знать, что северные ягоды – это замечательный подарок короткого сибирского лета, кладезь витаминов и множества полезных веществ, помогающих восстановить здоровье и укрепить иммунитет.

Изучая информацию о ягодах, ребенок будет находиться в позиции исследователя и совместно с воспитателем искать решение различных проблемно-поисковых ситуаций. В процессе поиска у дошкольника сформируются представления о полезных свойствах и местах произрастания ягод, их применении.

Познавательно-исследовательская деятельность в рамках проекта даст детям реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта природы, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Обогатится опыт каждого ребенка, активизируются его мыслительные процессы, он научится анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать.

Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о сибирских лесных ягодах и их пользе для здоровья человека.

Задачи:

  1. Создать условия для формирования у детей представлений о сибирских ягодах: морошке, клюкве, бруснике, голубике, чернике.
  2. Обогатить знания дошкольников о внешним виде ягод, местах произрастания, о полезных свойствах, об использовании в медицине, быту, в промышленности.
  3. Формировать умение различать и называть каждый вид сибирской ягоды.
  4. Развивать осознанное отношение к здоровому питанию.
  5. Способствовать формированию умения дошкольников использовать накопленный опыт в практической деятельности.
  6. Развивать познавательную активность, любознательность, наблюдательность.
  7. Воспитывать эмоционально-ценностное и бережное отношение к природе и разумному использованию её ресурсов.
  8. Организовать партнерское взаимодействие с родителями по вопросам формирования у детей знаний о сибирских ягодах.

Новизна данного проекта заключается в усовершенствовании образовательного процесса путем применения комплекса современных форм, методов и средств педагогической деятельности:

- различных современных технологий;

- развивающего обучения;

- деятельностного подхода;

- индивидуально-личностного взаимодействия с детьми.

В результате, мною решаются важнейшие современные задачи:

- во-первых, осуществляется такое взаимодействие с детьми, при котором происходит не передача готовых знаний, а организация деятельности, в процессе которой дети самостоятельно узнают что-то новое путём решения доступных проблемных и поисковых ситуаций;

- во-вторых, современные технологии в рамках развивающего обучения ориентируют педагогический процесс на потенциальные возможности каждого ребенка и на реализацию этих возможностей;

- в-третьих, благодаря различным формам, методам и средствам взаимодействия происходит включенность дошкольников не только в познавательную, но и в активную социально-коммуникативную, речевую и физическую деятельность.

Мониторинг сформированности представлений

у детей о сибирских ягодах

Для диагностики знаний, умений и навыков по теме проекта у воспитанников возможно использование следующего перечня вопросов к ним.

Цель: выявление приобретенных знаний детей о сибирской ягоде:

- Как выглядит растение, плод?

- Где растет?

- В какое время года созревает ягода?

- Как правильно собирать ягоду?

- Кто в природе питается ягодами?

- Какая на вкус ягода?

- Что можно приготовить из ягод?

Материально-техническое обеспечение проекта

Обеспечение

Ресурсы

Материально-техническое обеспечение

- компьютер, проектор для показа презентаций и видеофильмов;

- музыкальный центр;

- фотографии по теме проекта;

-  книги о ягодах и здоровом питании;

- цифровые презентации;

- материалы для изготовления атрибутов, костюмов к тематическим мероприятиям, занятиям и играм.

Применяемые технологии

В проекте применяются современные технологии деятельностного и личностно-ориентированного характера:

- личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская);

- технология проблемного обучения (Дж.Дьюи, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, В.Т. Кудрявцев);

- технология моделирования (О.Г. Романенко, Н.Ю. Борякова, Ю.М. Горвиц);

- элементы технологии ТРИЗ (Г.С. Альтшуллер, И.Н. Мурашковска, А. Гин);

- информационно-коммуникационные технологии (И.И. Комарова, А.В. Туликов)

Системная паутинка проекта

Познавательное развитие

Ведущая деятельность - познавательно-исследовательская.

 Формы: наблюдения, экскурсии, решение проблемных ситуаций, моделирование, реализация проекта, игры с правилами.

Социально-коммуникативное развитие

 Ведущая деятельность - игровая деятельность.

 Формы: игры с правилами,

сюжетные игры,

Коммуникативная деятельность.

Формы: беседы, ситуативный разговор, речевая ситуация, составление и отгадывание загадок.

Речевое развитие

Ведущая деятельность – речевая.

 Формы: беседы (диалог)

ситуативный разговор (диалог), речевая ситуация, составление и отгадывание загадок (монолог), сюжетные игры, игры с правилами.

Художественно-эстетическое развитие

Ведущая деятельность -  изобразительная  деятельность.

 Формы: мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, реализация проектов.

Конструирование из разного материала.

Формы: мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, реализация проектов,

Физическое развитие

Ведущая деятельность – двигательная.

 Формы: подвижные игры с правилами;  игровые упражнения, соревнования, подвижные дидактические игры.

Режимные моменты

Интеграция разных видов деятельности.

Рабочий план реализации проекта

Разработка этапов проекта

Для того, чтобы получить качественные образовательные результаты, были разработаны этапы проекта и определены цели по каждому этапу.

I этап. Организационный

 Цель: Создание условий для реализации проекта, включающих психолого-педагогическое обеспечение, методическое обеспечение и организацию развивающей предметно-пространственной среды.

II этап. Практический

Цель: Разработка и реализация образовательных и досуговых мероприятий, обеспечивающих формирование у детей представлений о сибирских лесных ягодах и их пользе для здоровья человека.

III этап. Аналитико-обобщающий

 Цель: Анализ и обобщение результатов проекта.

Этапы проекта

Этап

Мероприятия

Сроки

Организационный

Изучение научной и методической литературы по теме

Сентябрь

Мониторинг с целью выявления уровня сформированности  представлений у дошкольников о сибирских ягодах (водная диагностика)

Сентябрь

Разработка рабочего плана проекта

Сентябрь

Составление различных картотек

Сентябрь

Пополнение РППС группы по теме проекта

Сентябрь и далее по необходимости

Пополнение аудиотеки и видеотеки по ознакомлению детей с сибирскими ягодами (видеосюжеты, отрывки из мультфильмов, виртуальные экскурсии).

Сентябрь и далее по необходимости

Консультации для родителей:

«Значение познавательно-исследовательской деятельности для развития дошкольников», «Знакомим детей с полезными свойствами сибирских ягод», «Дидактические игры с детьми, направленные на ознакомление детей с ягодами нашего края»

Сентябрь

Изучение опыта других педагогов по вопросам ознакомления детей с полезными региональными  природными продуктами.

Сентябрь

Практический

Создание в группе развивающего Центра «Природа родного края»

Октябрь

Мастер-класс для родителей «Игры-эксперименты по изучению сибирских ягод с детьми»

Октябрь

Совместное с родителями и детьми изготовление атрибутов и пособий для игр, развлечений и других мероприятий в рамках проекта

Октябрь-ноябрь

Проведение серии игр-экспериментов по изучению и выявлению пищевых свойств и качеств ягод (вид, цвет, вкус, структура и пр.).

Октябрь-ноябрь

Проведение ситуативных разговоров, бесед о ягодах, их произрастании, пользе для здоровья, применении и др.

Октябрь-ноябрь

Разработка и проведение НОД: «Приключения в лесу», «Волшебные ягоды», «В лес за здоровьем»,

Октябрь-ноябрь

Проведение проблемных и игровых ситуаций: «Что нужно, чтобы ягода уродилась?», «Можно ли вырасти сильным и здоровым без ягод?» и др.

Октябрь-ноябрь

Проведение дидактических игр: «Угадай ягоду», «Угадай на вкус», «Собери пазл», «Какая ягода лишняя?» и др.

Октябрь-ноябрь

Рассматривание иллюстраций в альбомах, журналах, книгах.

Просмотр цифровых презентаций.

Октябрь-ноябрь

Организация сюжетно-ролевых игр: «Готовим вкусное варенье», «В лес за ягодами», «Чаепитие», «Лесная аптека».

Октябрь-ноябрь

Занятия в «Творческой мастерской»: рисунки и поделки из ягод.

Октябрь-ноябрь

Изготовление лэпбуков с детьми на тему сибирских ягод, книжки-малышки «Сказки о ягодах»

Ноябрь

Экскурсии на кухню детского сада. Наблюдение за процессом приготовления варенья, морса, пюре и других блюд из ягод.

Ноябрь

Проведение викторины с детьми и родителями «Знаешь ли ты ягоды родного края?»

Ноябрь

Конкурс творческих работ для детей и родителей на тему «Наши любимые ягоды»

Ноябрь

Обобщающий

Открытое итоговое образовательное мероприятие «Ягоды – дары Сибири»

Декабрь

Мониторинг с целью выявления уровня сформированности  представлений у детей о ягодах (итоговая диагностика)

Декабрь

Анкетирование родителей

Декабрь

Фотовыставка о мероприятиях в рамках проекта.

Декабрь

Презентация «Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о сибирских лесных ягодах и их пользе для здоровья человека».

Декабрь

Анализ и оценка деятельности.

Подготовка отчетов.

Соотнесение полученных результатов с планируемыми результатами.

Декабрь

Литература

  1. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. - Москва: ТЦ Сфера, 2011.
  2.  Андриенко, Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 1.- С.10-12.
  3. Бабаева Т., Кларина Л. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. – СПб: Детство-Пресс, 2012.
  4.  Батова И.С. Познавательно-исследовательская деятельность детей. Опыты и эксперименты с веществами. – Волгоград, Учитель, 2016.
  5. Бутылкина Л.Ю., Баракова И.М., Дучко А.Н. Познавательное развитие детей дошкольного возраста (3-7 лет). ФГОС. – СПб.: Детство-Пресс, 2017.
  6. Веракса Н.Е., Галимов О.П. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников - для работы с детьми 4-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2012.
  7. Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н. Ребенок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  8. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
  9. Зыкова О.А. Экспериментирование с живой и неживой природой.-М.:«ЭЛТИ-КУДИЦ», 2012.
  10.  Иванова А.И. Организация детской исследовательской деятельности. – М.: Сфера 2017.
  11.  Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  12. Рыжова Н.А.  Исследования природы в детском саду. В 2-х частях. Картотека воспитателя. – М.: Русское слово, 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский педагогический проект «Влияние сезонных изменений на жизнь животных нашего края» в старшей группе детского сада.

Познавательно - исследовательський проект об изменениях поведении животных в осенне-зимний период проводился с детьми старшей группы с целью установить причинно-следственные связи между изменениями в ...

Краткосрочный познавательно-исследовательский, творческий проект «Новый год» в подготовительной группе «Сказка»

Представляю вам проект, который очень заинтересовал детей, их родителей,  и в котором они с удовольствием участвовали! Проект связан с музейной педагогикой, которую  я стараююсь использовать...

Познавательно - исследовательский, творческий проект "Первоцветы Кубани - первые весточки весны!"

Закреплять и сстематизировать знания детей о первых весенних цветах, растущих унас в станице....

Экологический проект «Секреты воды» Тип проекта: познавательно-исследовательский. Продолжительность проекта: краткосрочный (05.12 -20.12).

Муниципальное дошкольное образовательное  учреждениедетский сад № 18 «Рябинушка» города Кулебаки   [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14033891","at...

Познавательно – исследовательский творческий проект для детей средней группы «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность» на тему «Магия песка»

Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и создать развивающую, познавательную, безопасную предметн...

Непосредственно образовательная деятельность ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Ознакомление с природой +познавательно-исследовательская деятельность Тема: «Чудо ягода–рябина».

Расширить представления о плодах рябины, их роли в природе и жизни человека;  обогащать и активизировать словарь детей (кисть, гроздь рябины, хина). Развивать речь, мышление, памят...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...