Воздух. Свойства. Экспериментирование.
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)

Качанова Валерия Владимировна

Знакомство с понятием "воздух", что такое ветер, какие свойства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экспериментированию в младшей группе.

Тема: «Воздух вокруг нас».

Цель: Формирование у детей представления о воздухе.

Задачи: - развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; - развивать умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы; - способствовать расширению знаний детей об окружающем нас воздухе (воздух невидимый, бесцветный, без запаха, имеет вес); - активизировать речь и обогащать словарь детей.

Материал: целлофановые пакеты, одноразовые стаканчики, коктейльные трубочки, мыльные пузыри, воздушные шары.

 Предварительная работа: игры с шарами, игры с бумажными картонками, наблюдение за ветром.

Работа над словарем: прозрачный, невидимый, бесцветный.

Интеграция:

1. Познание: - способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха; - расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных и растений; - развивать у детей способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; - развитие органов зрения, обоняния, сенсорных способностей.

 2. Коммуникация: - способствовать развитию свободного общения со взрослыми и детьми; - воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей;

 3. Социализация: - развивать у детей навыки сотрудничества через организацию опытов; - развитие сообразительности и умения решать поставленную задачу.

4. Здоровье: - закрепить элементарные представления о значении чистого воздуха для здоровья человека; - развивать начальное экологическое сознание детей; - формировать умение у детей делать глубокий вдох, удерживать воздух и медленно его выдыхать.

5. Безопасность: закрепление правил безопасного проведения эксперимента с воздухом.

6. Труд: воспитывать уважительное отношение к труду людей науки.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у меня в руке? (Воздушный шарик). - Какого цвета у меня воздушный шар? (Красного цвета). - Правильно, у меня в руке красивый красный шарик. Давайте поиграем с шариком. (Вдруг шарик стремительно полетел и сдулся).

Воспитатель: Что же с шариком произошло? Как вы думаете, что находилось внутри воздушного шарика? Чем шарик был наполнен?

Дети: Воздухом.

Воспитатель: Почему шарик сдулся?

Дети: Воздух вышел.

Воспитатель: Ребята, а вы увидели, как вышел воздух? Дети: Нет. Воспитатель: Действительно, мы воздух не видим, но он вокруг нас. Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы шарик стал снова круглым и упругим?

Дети: Надуть его.

 Воспитатель: Правильно, надуть. Возьмите себе по шарику и надуйте его. - Посмотрите, какие у вас красивые, разноцветные шарики получились. Что внутри ваших шаров находится? (Воздух). - Как вы думаете, что такое воздух? (Ответы детей). Давайте вместе выясним все про воздух. Мы сейчас проведем несколько опытов, чтобы в этом убедиться. А помогут нам в этом различные предметы.

Воспитатель: Воздух вокруг нас повсюду. Попробуйте поймать руками воздух (дети пробуют ловить воздух).

Воспитатель: Получилось поймать воздух?

Дети: Нет

Физкультминутка

Воздух-невидимка, (руки вверху, вправо-влево).

Выходи гулять! (зовут).

 Воздух-невидимка, (руки вверху, вправо-влево).

Как тебя поймать? (Хлопки руками в разных местах).

 Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)

Чистого-пречистого воздуха найду! (Потирают руки).

Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте).

Самого полезного воздуха найду! (Руки накрест к плечам)

Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)

Самого кристального воздуха найду! (фонарики)

Воспитатель: Ребята, я придумала, как нам поймать воздух и посмотреть какой он.

  1. Опыт с полиэтиленовыми пакетами

Воспитатель: Подойдите к столу, возьмите пакет. Посмотрите, что в нём? (он пуст). Теперь набираем воздух в пакет. Зачерпывающим движением дети, по примеру воспитателя, пытаются поймать воздух в пакет. - Посмотрите, какой теперь стал пакет? (Полный) - Что вы поймали? (Воздух). - Ребята, покажите, сколько воздуха в ваших пакетах. Посмотрите, какого цвета воздух в вашем пакете? Дети: Он бесцветный.

Воспитатель: Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается?

Дети: Внутри находится воздух.

Воспитатель: Откройте пакет, посмотрите, вы видите воздух? (Нет). Ребята, посмотрите на свою руку через пакет. Вы видите руку? (Да).

Воспитатель: Давайте проверим, действительно ли внутри находится воздух? – Я свой пакет осторожно проткну острой палочкой и нажму на него руками. Что вы слышите?

Дети: Шипение.

Воспитатель: Это выходит воздух, мы его не видим, а чувствуем. Вывод: Значит, воздух какой? (прозрачный, бесцветный). Воздух прозрачный, он не имеет цвета, невидимый.

Воспитатель: Интересно, а есть ли воздух внутри нас, давайте проверим. Присаживайтесь за столы, на которых лежат трубочки и шарики.

  1. Опыт с движением воздуха. (Дети присаживаются за столы, на которых лежат трубочки, стоят стаканчики с водой).

Воспитатель: Ребята, а можно ли почувствовать воздух? Давайте выясним это. Возьмите трубочку и подуйте в неё на ладошку. Вы чувствуете воздух? (Да). Вывод: Воздух нельзя увидеть, но его можно чувствовать. Воздух прозрачный, невидимый, не имеет формы.

3. Опыт с водой: Выдувание воздуха через трубочку в воду.

Воспитатель: А как увидеть воздух? Возьмите стаканчики с водой и опустите трубочку в воду. А теперь дуйте в трубочку.

Воспитатель: Что, вы увидели? (Пузыри). - Как вы думаете, пузыри это что? Дети: Воздух, который выходит из нас.

Воспитатель: Воздухом мы дышим через нос или через рот, а потом его выдыхаем. Можно ли увидеть воздух, который мы выдыхаем? Попробуем! Погрузите трубочку в стакан с водой и подуйте в нее. Куда плывут пузырьки? Вверх или вниз?

Дети: Воздушные пузырьки поднимаются вверх.

Воспитатель: Потому что воздух легкий, он легче воды. Когда весь воздух выйдет, пузырьков не будет. Вывод: Воздух легче воды. Значит, мы дышим воздухом? Воздух нам нужен чтобы дышать, жить, воздух находится в нас, и он не видимый.

4.Опыт с мыльными пузырями

Воспитатель: Оказывается, в воздух можно ещё и поиграть, а помогут нам в этом мыльные пузыри. В этих баночках находится мыльная пена, когда мы дуем, она наполняется воздухом и получаются мыльные пузыри.

Дети дуют мыльные пузыри.

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, что мы сегодня узнали?

Дети: Узнали, что такое воздух, что он прозрачный, невидимый, бесцветный, движется и находится вокруг нас.

 За активное участие воспитатель дарит детям по шарику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Свойства воздуха" Детское экспериментирование.

Использование в моей  работе с детьми метода - эксперимент, нашло много положительных откликов среди детей и их родителей.  Дети, "превращаясьв ученых",  с удовольствием участвуют в опы...

Конспект Непосредственно образовательной деятельности для детей дошкольного возраста с ОВЗ (легкая умственная отсталость) четвертый год обучения (6-7 лет) по теме «Воздух» (детское экспериментирование)

Цель: Формирование знаний о свойствах воздуха, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.Задачи:Коррекционно-образовательные:–Учить выделять основные свойства воз...

Воздух. Свойства воздуха!

Исследовательская работа...

Открытое занятие в средней группе «Воздух. Свойства воздуха»

Данный конспект расчитан для детей среднего дошкольного возраста...

Тема: «Воздух и его свойства» (экспериментирование)

Программное содержание: 1. Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни всего живого; развивать логическое мышление, речь.2. Закрепить у детей умение давать ответ ...

Проект на тему "Вода и её свойства". Экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников.

«Умейте открывать перед ребёнком в окружающем мире что - то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что - то недосказанное, чтобы ребёнк...

ОД "Неделя капельки и воздуха-невидимки» Экспериментирование с воздухом и игры с водой"

План воспитательно – образовательной работы на летний оздоровительный период Дата:Тема недели: «Неделя капельки и воздуха-невидимки» Экспериментирование с воздухом и игры с водой.Цел...