Экологическое воспитание "Эколята -дошколята"
статья по окружающему миру (подготовительная группа)

Хайбулина Резида Минирашитовна

Экологическое воспитание дошкольников. Краткий отчет о проделанной работе по проекту "Эколята - дошколята" в подготовительной группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное  образовательное  учреждение

детский  сад  № 3  с.Стерлибашево муниципального  района

Стерлибашевский  район  Республики  Башкортостан

"Эколята - дошколята"

"Как прекрасен этот мир, посмотри!"

Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда… Есть твёрдое правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету.

Антуан де Сент-Экзюпери

Основы экологического образования входят в программы для детских дошкольных учреждений, начиная с 60-х годов прошлого века. Но если тогда основной упор делался на привитие детям элементарных основ экологической грамотности, то сейчас — на формирование экологической культуры с самого раннего детства. Это положение отражено в «Программе воспитания и обучения в детском саду», формулирующей две главные задачи:

  • воспитание любви к природе родного края, умения понимать и чувствовать её красоту, бережно относиться к растениям и животным;
  • и формирование у них ряда представлений о явлениях живой и неживой природы.

Дошкольники в силу особенностей своего возраста очень органично воспринимают все знания, которые связаны с природой. Ведь маленькие дети ощущают себя частью природы, у них ещё не развилось потребительское отношение к ней. Поэтому главная задача — сделать так, чтобы ощущение неразрывной связи с окружающим миром, возникшее в раннем детстве, осталось на всю жизнь.

На занятиях по экологии используются различные формы обучения. Основные направления деятельности:

1.Специально подготовленные занятия. Здесь главную роль играет воспитатель. Это могут быть:

  • экскурсии,
  • беседы с воспитателем о природе, животных, растениях,
  • чтение художественной литературы,
  • рассказы об особенностях ухода за животными
  • проведение опытов, эспериментов

2. Совместная деятельность дошкольников и воспитателя. Дети принимают активное участие во всём происходящем на занятиях. Сюда относятся:

  • различные тематические игры,
  • викторины,
  • рисование и конструирование,
  • наблюдение,
  • ответы на вопросы детей,
  • обсуждение прочитанных книг, просмотренных диафильмов и мультфильмов,
  • работа в живом уголке, если он есть;
  • подготовка экологических праздников и т. д.

3. Самостоятельная работа детей. Применение полученных дошкольниками экологических знаний на практике. Например, они могут самостоятельно (но под присмотром воспитателя) поливать цветы, кормить животных в живом уголке если он есть, собирать гербарии или коллекции.

И сегодня я хочу познакомить вас со своим опытом работы по эологическому воспитанию детей нашей группы.

Цель проекта: обобщение и систематизация экологических знаний, вовлечение детей в творческую деятельность.

Задачи: 

  • Формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе;
  • Развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них;
  • Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле;
  • Вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;
  • Формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
  • Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов и явлений, устанавливать простейшие связи между ними;
  • Развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках, рассказах

Все элементы экологического уголка меняются в соответствии со временем года.

Чтобы вызвать у детей интерес к наблюдениям и экспериментам, мы познакомили воспитанников с Эколятами - защитниками природы. Просмотрели познавательный мультфильм с участием Эколят.

В нашем экспериментальном уголке  поселились Эколенок- Елочка, Эколенок -Тихоня, Эколенок -Умница и Эколенок -Шалун.

Они помогают ребятам, знакомят с книгами о природе, животных. Рассказывают о природных явлениях. Помогают проводить опыты и эксперименты, учат детей наблюдать.

Знакомство дошкольников с природой, наблюдения за природными явлениями, опыты и эксперименты экологической направленности, уход за растениями – всё это способствует  формированию у детей основ экологической культуры.

В течении года нами были проведены опыты, эксперименты с воздухом, водой, песком, глиной, магнитом.  Был изготовлен Лэпбук "Волшебница вода". Просмотр презентаций, познавательных видео о явлениях природы, сбор природного материала (листья, шишки, желуди). Совместно с родителями пополняли экспериментальный уголок.

Родители купили для группы микроскоп. С помощью которого мы изучали крупинки песка, сахара, соли, кусочек губки. Что вызвало необычайный интерес у воспитанников.

Также проводились беседы о временах года,  «Что такое природа? », «Живая и не живая природа», «Планета Земля в опасности», «Туристы и природа»,  «Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека», «Чем помочь природе зимой»,  «Какой бывает вода?», «Север царство льда и снега», «Что такое позёмка?», «Кто оставил следы на снегу?»

.Читали стихи, отгадывали загадки, изучали приметы, рассматривали картины великих художников, слушали музыкальные произведения «Времена года» П.И.Чайковского и т.д

Проводили экологические игры «Живая и не живая природа», «Природа и человек», «Что было бы, если из леса исчезли…»,  «Зелёная аптека», «Узнай целебную траву», «Как хлеб на стол пришёл?»,  «Узнай животное по загадке», «Узнай по описанию», «Чей хвост», «Где живёт такое животное?» Игра – викторина «Знаешь ли ты зимующих птиц?», «Это правда или нет», «Природа и человек»,  «Иней, лёд, морозные узоры на стекле».

Снег и лед - вода, изменившая свое состояние под воздействием температуры.

Была проведена акция «Поможем зимующим птицам» (конкурс кормушек)

Особенно детям нравилось проводить опыты и эксперименты, в которых они сами принимали активное участие с большим удовольствием.  Как говорил  Конфуций:  «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я  запомню, дай мне сделать - и я пойму»

Прилагается Презентация проекта:

1.Слайд. Опыт:  «Как появляется дождь?»

2.Слайд.  «Волшебный микроскоп»

3.Слайд. Опыты с предметами «Тонет - не тонет»

4 Слайд. Эксперимент с магнитом

5.Слайд. Опыты с глиной и песком

6.Слайд. Опыты с водой

7.Слайд. Акция  «Собери макулатуру - спаси дерево»

8 и последующие слайды  Проект  «Огород на окне»

D:\Desktop\IMG_20210331_111534.jpgВоспитатель: Хайбулина Р.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Дошколята против мусора"

Проблема загрязнения окружающей среды мусором очень актуальна для меня и моих детей. Поэтому появилась необходимость разработать проект «Дошколята против мусора». Участниками проекта стали...

Экологический проект "Дошколята-эколята".

Проект реализован летом во второй младшей группе группе....

Проект по экологическому воспитанию " Дошколятам о пластике"

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Баганский детский сад № 1 «Колокольчик»  Номинация «Педагогический проект по экологическому воспитанию до...

Сборник экологических сказок «Дошколятам – эколятам!»

Картотека экологических сказок для детей дошкольного возраста...

Сборник экологических сказок «Дошколятам – эколятам!»

Сборник экологических сказок«Дошколятам – эколятам!»Экологическая сказка «Родник»С давних пор на дне оврага жил весёлый и щедрый родничок. Чистой студёной водой он поил к...

Экологический проект: «Дошколята-защитники природы»

В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей природной среды возникла каждого человека. Экология, не только наука, это мировоззрение молодого поколения, ответственность за будущее общего для...