Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Этот загадочный космос…»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Листопад Елизавета Владимировна

Воспитывать интерес к космосу, нашей планете Земля, любовь к ней и желание беречь её.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etot_zagadochnyy_kosmos.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад «Ёлочка»

 

Конспект

образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

«Этот загадочный космос…»

Листопад Елизавета Владимировна,

старший воспитатель

 с. Покосное

Братского района, Иркутской области

2021 г

Цель: Расширять знания о космосе, солнечной системе, планете Земля. Продолжать закреплять знание о первом космонавте Ю. Гагарине.

Развивать память, воображение, внимание, расширение и активизация словаря существительными, прилагательными и глаголами по теме.

Воспитывать интерес к космосу, нашей планете Земля, любовь к ней и желание беречь её.

Задачи:

- уточнить представления детей о космосе и космических объектах,

- содействовать развитию чувства композиции, наблюдательности.  

- вызвать интерес к теме, желание узнать новое о Космосе.  

Материал: иллюстрации с портретом Ю. Гагарина,  космическими кораблями и аппаратами, межпланетными станциями, космоса (звезды, галактики, кометы), солнечной системой, с собаками - космонавтами Белкой и Стрелкой и так далее. Картон, клеевая кисть, гуашевые краски, клей-карандаш, салфетка, ножницы  на каждого ребенка.

Словарная работа: вселенная, космос, невесомость, луноход, космонавт, астронавт, атмосфера, космические аппараты и другие.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, энциклопедий, чтение рассказов о космосе, дидактические и сюжетно – ролевые игры «Космос».

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное.

Методика проведения:

Организационный момент

Воспитатель включает не громко музыку (инструментальная космическая), читает стихотворения, привлекая внимание детей:

Светятся звезды, светятся…

Даже порой не верится,

Что так велика Вселенная.

В небо смолисто-черное

Гляжу, все, забыв на свете…

А все - таки это здорово,

Что ночью нам звезды светят.

Дети возле воспитателя, организованы в круг для беседы

- Воспитатель: Дети, весь необъятный мир, который находится за пределами Земли, называют космосом. Космос называют и другим словом – Вселенная.

- Воспитатель: Наблюдали ли вы за ночным небом? Как вы представляете себе размеры Вселенной? Что вы там видели? Что вы почувствовали в это время? (ответы детей)

- Воспитатель: космосу, или Вселенной, нет конца и предела. Вселенная наполнена бесчисленным множеством звезд, планет, комет и других небесных тел. В космосе носятся тучи космической пыли и газа. В этой межзвездной пустыне царит космический холод и мрак. В космосе нет воздуха.

Усаживаются на стульчики. Просмотр видео фильма созданного самим воспитателем из иллюстраций, фот, видеофрагментов.

Воспитатель: А с чего – же все начиналось?  Включает фильм. (Закадровый текст) Загадочный мир звёзд и планет с давних времен притягивал внимание людей. Звёздное небо видел каждый, огромное количество звёзд, которое на первый взгляд, невозможно сосчитать. Чего только нет на небе – туманности, звёзды, планеты, галактики. Звезды кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся очень далеко от земли. На самом деле звезды – это огромные раскаленные газовые шары. Ещё в далёкие времена, наблюдая за ночным небом, люди заметили, что звёзды располагаются в определенном порядке и их можно объединить в созвездия, которым они дали название. Самое известное созвездие – Большая медведица, которая похожа на ковш, рядом с большой медведицей находится малая медведица. На самом её конце сверкает Полярная звезда.  Полоса звёзд, кольцом охватывающая небо – Млечный путь. Это скопление миллионов звёзд, которые составляют нашу галактику. Галактика  - это большое скопление звёзд, они бывают разной формы.

Знакомство с солнечной системой. Дети подходят к макету солнечной системы, расположенной в уголке «космос»

Воспитатель: Как вы думаете, что такое солнце? Какое оно?  (ответы детей). 

Воспитатель: Солнце – это ближайшая к нам звезда. Если бы мы оказались на другой звезде, то увидели бы наше Солнце в виде маленькой звездочки. На самом деле Солнце – это огромный раскаленный шар, излучающий тепло и свет. От Земли до солнца 150 миллионов километров, свет от Солнца идёт к нам со скоростью 300 тысяч километров в секунду. На Солнце жизни нет, но оно дает нам жизнь: людям, растениям, животным. Люди начали изучать Солнце более двух тысяч лет назад. Наблюдать Солнце в телескоп небезопасно – можно ослепнуть от яркого света. Поэтому астрономы используют в телескопах специальные фильтры. Температура в недрах Солнца достигает 15 миллионов градусов, а поверхность нагрета до 60000 градусов.

Что такое звёзды?

 Если спросят вас –

Отвечайте смело:

Раскалённый газ.

И ещё добавьте,

Что притом всегда

Ядерный реактор –

Каждая звезда!   

          (Р.Алдонина)

Дети перемещаются за столы

Воспитатель: Солнце не одиноко, у него есть семья – это планеты. Семья солнца называется Солнечной системой. В ней 9 планет. Планеты – это небесные тела, которые намного меньше звезд. Они не излучают свет, а пользуются теплом и светом Солнца. В семье Солнца, т. е. в Солнечной системе царит порядок: никто не толкается, не мешает друг другу. Каждая планета имеет свою дорожку, по которой она кружит  вокруг Солнца (рассматривание предложенных иллюстраций).

Сколько планет в нашей Солнечной системе?

Кто знает название этих планет?

Как называется наша планета?

Какая она по счету от Солнца? (ответы детей).

Воспитатель: Самая близкая к Солнцу планета – Меркурий. Следующая – Венера. А за Венерой, расположилась наша планета – Земля. За ней – Марс, за ним Юпитер, потом Сатурн, Уран, Нептун и последняя планета Плутон. Плутон находится очень далеко от Солнца, и к нему не доходят тепло и свет, поэтому там очень холодно и кругом один лед. Давайте повторим еще раз название планет.

Рассматривание иллюстраций и беседа о Земле.

Воспитатель: Вот как выглядит наша планета из космоса (показ иллюстрации)

А кто знает, как называется воздух, который окружает нашу планету? (атмосфера)

Воспитатель: Земля единственная планета в Солнечной системе, на которой существует жизнь. Воздух, которым мы дышим, и который окружает нашу планету, называется – атмосфера (показ иллюстрации) Если бы  не было атмосферы, то на Земле не было бы и жизни. В ней много кислорода, которым мы дышим, а еще она защищает нас от жгучих солнечных лучей, рассевает их и не дает сжечь все живое на Земле. Но для жизни пригодна лишь небольшая часть атмосферы, которая находиться над землей. Чем выше, тем слой атмосферы разряженнее, т.е. там уменьшается количество кислорода. Большую часть планеты покрывает вода: океаны и моря. Суша, это материки, состоит из камней, песка, земли. Но пригодный для жизни слой земли тоже небольшой. Под ним находится магма и ядро нашей планеты (показ иллюстраций). Нашу Землю надо беречь. Почему ее надо беречь и от чего?  Как называется спутник Земли? Спутник Земли луна, она ярко сияет на ночном небе, в бинокль можно наблюдать на луне тёмные пятна. Это кратеры, которые образовались на луне от падения на её поверхность комет и метеоритов. На луне нет ни воды, ни воздуха. Учёные отправили на луну космические аппараты, которые доставили на неё луноходы (показ иллюстрации), которые управлялись с Земли по радио. Они фотографировали поверхность Луны, брали образцы грунта, изучали их. Но человеку хотелось большего – самому ступить на поверхность Луны. И вот американские космонавты 1969 году достигли луны и ступили на её поверхность. Всего на луне побывало 12 астронавтов в составе 6 экипажей.

 В России есть праздник - «День космонавтики». Этим днем считается 12 апреля. В этот день много лет назад в космос полетел первый в мире космический корабль – спутник «Восток» с человеком на борту. Перед этим на космическом корабле в космос полетели две собаки – Белка и Стрелка. Они благополучно вернулись  назад. И тогда в космос полетел человек. Кто знает, как его звали?

Дети: Юрий Гагарин (видео фрагмент полета Ю. Гагарина в космос)

 В иллюминатор он увидел солнце, которое светило в сотни раз ярче, чем на земле. Удивительным по яркости был  узор  звезд, рассыпавшихся на темном небосводе. Гагарин увидел нашу Землю, на освещенной стороне хорошо небосводе. Гагарин увидел нашу Землю, на освещённой стороне хорошо просматривались крупные реки, горы, большие озера, моря. На темной стороне было видно большое скопление огоньков – это были города. Юрий Гагарин облетел Землю всего один раз и пробыл в Космосе чуть больше часа. Сейчас космонавты проводят в космосе много дней. Они живут на космических станциях, работают, проводят разные эксперименты, следят за приборами, проводят ремонт оборудования (показ иллюстраций).

Воспитатель: И  так, ребята, кто мне расскажет, что такое космос и где он находится?

Ответы детей.

- Воспитатель: Как называют человека, который летит в космос?

-Дети: Космонавт.

-Воспитатель: Хорошо. А как звали первого человека, который полетел в космос?

Ответы детей.

- Воспитатель: Да, его звали Юрий Гагарин. Он в космос полетел, наверное, на самолете? Или на вертолете?

-Дети: Нет.

- Воспитатель: Ну, тогда на воздушном шаре?

-Дети: Нет, на ракете.

- Воспитатель: На какой такой ракете?

-Дети: Он сел в космический корабль и полетел.

-Воспитатель: Конечно же, в космическом корабле. Скажите, а что он увидел в космосе?

-Дети: Планеты.

-Воспитатель: Да, а какую планету?

-Дети: Нашу.

-Воспитатель: Как же называется наша планета?

-Дети: Земля.

-Воспитатель: Молодцы. А сейчас и мы с вами отправимся в космос, только у нас нет транспорта. Давайте сделаем ракету и отправимся в космос. Но сначала надо подзаправиться.

Динамическая пауза «Ракета»

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете.

На носки поднимись,

А потом руки вниз.

1,2,3, потянись,

Вот летит ракета ввысь!

Воспитатель: Встаем, отправляемся на аэродром и поиграем в игру «Самолеты».

- Воспитатель: Ну, вот и прилетели на свои места. У вас на столе лежат разные геометрические фигуры. Из них мы составим ракету. Воспитатель показывает образец.

- Воспитатель: А теперь попробуйте сами составить свой космический корабль.

(Дети выполняют задание. Получается разные летательные аппараты).

- Воспитатель: Молодцы, запустим ракеты в космос. Что мы видим в космосе?

-Дети: Планеты, звезды.

-Воспитатель: Давайте нарисуем звезды и планеты краской. Берем кисти, краску и начинаем рисовать.

Дети рисуют звезды путем примакивания. (После завершения работы дети раскладывают свои композиции на столе)

Рефлексия

- Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие  замечательные получились ракеты. Сегодня, мы, как настоящие космонавты побывали в космосе. Понравилось вам?

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Этот День Победы»

    С каждым годом все дальше от нас тот памятный день – День Победы в Великой Отечественной войне, но ценность подвига наших солдат никогда не меркнет. Путь к победе был долгим...

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Этот загадочный космос»

Цель проекта: формирование у детей элементарных представлений о космосе, астрономии. Развитие предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы....

Викторина для детей старшего дошкольного возраста «Этот загадочный космос»

Пробудить у детей интерес к изучению темы «Космос».Закреплять знания детей о планетах, о  солнечной системе. Обогащать  и расширять  представления  детей о космической ...

Конспект НОД по познавательной деятельности с детьми старшей группы Тема: «Этот загадочный космос»

Цель: Расширять и углублять представления детей о космосе.Задачи:Закрепить знания о планетах солнечной системы.Расширять запас слов, связанных с понятием «Космос».Совершенствовать диалогич...