Познавательно-исследовательский проект "Птицы нашего края".
материал по окружающему миру (старшая группа)

Мишина Галина Анатольевна

 Большинство современных детей, особенно жителей крупных городов, редко общаются с природой. А ведь в любом городе можно найти интересные для наблюдения природные объекты, одним из которых являются птицы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelno.docx18.51 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательский проект «Птицы нашего края»

 

Актуальность: Большинство современных детей, особенно жителей крупных городов, редко общаются с природой. А ведь в любом городе можно найти интересные для наблюдения природные объекты, одним из которых являются птицы.

Цель проекта: Расширение и углубление представлений детей о птицах нашего края. Воспитать бережное отношение к пернатым друзьям, приучать заботиться о птицах.

Задачи:

-Формировать представления детей о птицах;

-Воспитывать интерес к птицам, желание оберегать их;

-Расширять кругозор детей;

-Расширять и активизировать словарь детей по теме;

-Развивать наблюдательность, зрительное и слуховое внимание, память;

 

Есть птицы, хорошо знакомые всем людям. Это вороны, галки, воробьи, синицы, грачи и некоторые другие. Есть птицы, о которых мы знаем и лишь слышим их голоса в лесу. А есть и такие, о которых мы никогда не слышали, может быть, уже и не услышим - такими редкими они стали. Но мы, люди, не можем позволить им уйти - с потерей хотя бы одного вида, беднее становится не только природа, уходит частичка и нашей с вами жизни. Не допустить, чтобы такое произошло, могут люди, любящие и понимающие природу, уважающие её законы. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нём для себя что- то новое чтобы рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

В процессе образовательно–воспитательного процесса стало понятно, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Дети часто путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей плохо развито чувство заботы о птицах. Именно поэтому я решила реализовать проект «Птицы – нашего края»! Это поможет расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года - зимой.

Очень важно учить детей замечать красоту живой природы: любоваться природой, пёстрым оперением птиц, радоваться их пению. В общении с живой природой воспитывается у детей любовь к родному краю.

Изучению этой темы способствуют:

возможность наблюдать птиц в любое время года, устанавливать взаимосвязь особенностей их поведения с сезонными изменениями в природе;

большой выбор и доступность детской литературы о птицах;

широко представленное в иллюстрациях разнообразие видов птиц, что позволяет на богатом наглядном материале формировать у детей познавательную деятельность и речь;

возможность воспитания у детей бережного отношения к природе через проявление заботы о птицах: кормление птиц зимой, изготовление совместно с родителями кормушек, скворечников.

Тип проекта: познавательно – исследовательский.

 

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный.

- обсуждение цели, задачи с детьми

- определение знаний детей о птицах;

- создание необходимых условий для реализации проекта: детская художественная литература для чтения и самостоятельного рассказывания, подбор сюжетных картинок и иллюстраций, оформление дидактических, подвижных и игр;

 

II этап – основной (практический).

- внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о птицах, проведение бесед с воспитанниками, обсуждение проблемных ситуаций;

    - чтение художественной литературы, загадок, заучивание стихотворений, пословиц;

- рассматривание альбомов, иллюстраций, фотографий, книг, энциклопедии;

приобщение к художественной литературе:

Рассказы К. Д. Ушинского «Ласточка», М. Горький «Воробьишко».

Сказка В. Даля «Ворона», сказка «Грач, росток и гусеница».

Стихи: Александрова А. «Скворцы», А. Яшин «Покормите птиц зимой», В. Берестов «Птицы».

В. Бианки «Синичкин календарь», С. Микитов «Снегири».

Разучивание поговорок: «Всякая птица своим пером гордится», «У каждой пташки свои замашки».

Загадки- отгадки «Почтальон Печкин спешит к нам в гости».

Серия бесед по темам:

«Птицы, какие они? Какое значение имеют птицы в жизни человека?».

«Учитесь жалеть и беречь».

«Правила поведения в природе».

«Самая печальная книга природы – Красная книга».

Разрешение проблемных ситуаций:

«Что бы вы сделали, если бы увидели.».

«Почему птицы могут летать по воздуху, а человек нет?»

Рассматривание картин «Грачи прилетели», «Птицы прилетели», «Птичья столовая».

Социально-коммуникативное развитие.

Дидактические игры:

«Четвёртый лишний», «Угадай по описанию»,«Вопрос-ответ».

Игры: «Кому мяч попадёт, тот птицу назовёт», «Летает, плавает, бежит».

«Сколько птиц спряталось в рисунке?».

«Чей клюв?».

Пальчиковые игры:

«Воробьи»,«Птички», «Веселое путешествие», «Грачевник»,«Зимующие птицы»,«Сколько птиц в кормушке нашей?», «Снегири».

 Подвижные игры:

«Гуси-лебеди», «Воробышки и автомобиль», «Собачка и воробьи».

«Не боимся мы кота», «Снегири», «Перелёт птиц»,«Займи гнездо», «Совушка – сова»

Художественно-эстетическое развитие:

Рисование - «Синица»;

Лепка - « Птицы»;

Аппликация – «Птицы на кормушке».

Совместный труд воспитателя с детьми:

- нaблюдение зa птицaми на кормушке,

- подкормкa зимующих птиц.

 

III этaп. Зaключительный.

Результaты реализaции проектa:

 - работа над проектом позволила повысить познавательный интерес и уровень знаний воспитанников о птицах родного края;

- дети нaучились правильно подкармливать птиц, отличать перелётных птиц от зимующих, состaвлять описaтельный рaсскaз о птицaх по схеме, по иллюстрaциям;

- на протяжении реализации проекта у детей развивалась связная, фразовая речь, совершенствовался грамматический строй речи, навык словообразования;

  • у многих детей появилось заботливое отношение к птицам (дети кaждый день, собирaясь нa прогулку, нaпоминaли взять корм и покормить птиц). 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Как наши предки выращивали хлеб". Автор - педагог Тарасенко Валентина Владимировна

НОД дает детям старшей группы представление о том, как выращивали хлеб в старину,  последовательностью трудовых действий, орудиями труда, народными традициями....

Технологическая карта по познавательно-исследовательской деятельности " Природа нашего края"

Цель: создать условия для формирования первичных представлений о растительном мире Прибайкалья.  Задачи: Организовать деятельность по закреплению знаний детей о природе Организовать коммуника...

Иновационно познавательно - исследовательский проект "Природа родного края".

Перед педагогами ДОУ стоят важные задачи экологического образования, направленные на формирование у дошкольников  системы представлений о предметах и явлениях природы, формирова...

Познавательно-исследовательский проект "Птицы нашего края"

Обоснование актуальности проектаВзаимоотношение человека с природой и её обитателями – актуальный вопрос современности. Эксплуататорское отношение к природе, загрязнение окружающей среды отрицат...

Познавательно-исследовательская деятельность «Птицы родного края», старший дошкольный возраст

Программно-методические материалы по актуальным проблемам педагогического сопровождения совместной проектной и исследовательской деятельности  взрослых и детей дошкольного возраста....

Познавательно-исследовательский проект «Природа родного края»

Проектная деятельность - это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослымы открывать новый практический опыт, добывать его эксперементальным, п...

Познавательно-исследовательский проект: «РАСТЕНИЯ РОДНОГО КРАЯ»

В соответствии с ФГОС ДО, познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, их любознательности, познавательной мотивации; формирование познавательных действий, развитие воображения и тво...