Коллекционирование
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа)

Проскурякова Ксения Евгеньевна

Коллекционирование как эффективный спопоб поддержки детской инициативы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kollektsionirovanie_252.docx28.2 КБ
Файл kollektsionirovanie_sayt.pptx2.83 МБ

Предварительный просмотр:

КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ

1 слайд: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рады приветствовать Вас. Разрешите представить Вашему вниманию свою работу по теме «Коллекционирование как эффективный способ поддержки детской инициативы».

Дети дошкольного возраста не способны справиться с коллекционированием самостоятельно. Поэтому детское коллекционирование подразумевает участие в этом процессе и взрослых тоже. Главную роль в этом играют родители и педагоги.

Задача взрослых - не только увлечь ребёнка идеей создания коллекции, но и всячески помогать ему в этом.

2 слайд:   Понятие  «КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ»

3 слайд:  Почему коллекционирование?

1. В детях изначально заложена страсть к собирательству, к поиску;

2. собирая коллекцию, ребенок занимается познавательно- исследовательской деятельностью, расширяет свой кругозор;

3. развивается избирательность интересов;

4. ребенок тренирует память, внимание, целеустремленность, интеллект, у него развивается аккуратность, бережливость;

5. показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересными экспонатами, ребенок учится общению, умению поддержать беседу;

6. коллекции являются составляющей частью предметно-развивающей среды;

7. коллекционирование украшает нашу жизнь, делает ее полнее и разнообразнее.

Преобладающим мышлением детского возраста являются наглядно-действенное и наглядно-образное.

Из этого следует, что детские коллекции должны быть визуальными и поддающимися манипуляциям. Если предметы коллекции нельзя взять в руки, поменять местами и провести с ними иные манипуляции, то такая коллекция перестает быть интересной.

4 слайд: Достоинством работы по коллекционированию можно считать его интегрированность, так собранные детьми коллекции можно использовать в разных видах непрерывной образовательной деятельности:

А) Познавательная

- развитие познавательных процессов (сравнение, классификация, систематизация);

- ФЭМП– временные представления, счетные операции;

- ознакомление с окружающим миром – расширение и систематизация представлений детей по темам коллекций.

Б) Игровая (игры-викторины, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры).

В) Коммуникативная (тематические беседы, обсуждения; умение устанавливать контакты со сверстниками, со взрослыми; развитие речи).

Г) Продуктивная (реализация детских проектов; опытно-экспериментальная деятельность, оформление выставок коллекций.)

Д) Трудовая (оформлении коллекции и размещении объектов, ручной труд)

Е) Художественно-эстетическая:  изготовление различных продуктов детского творчества (рисунки, аппликация, макеты, конструирование и т. д.)

Ж) Чтение научно-познавательной, художественной литературы по теме коллекции.

5 слайд:                                                  Виды коллекций

Коллекции доступные для дошкольников могут быть самыми

разнообразными. Выделяют следующие группы коллекций:

Коллективные (групповые)  это коллекции, собранные в группе с помощью

воспитателей, детей и родителей. Инициатором групповых коллекций выступает

педагог. Тематика коллективных коллекций отражает программное содержание

познавательного развития, подчинена реализации комплексно- тематического

планирования работы с детьми и интеграции различных образовательных

областей. Коллективное коллекционирование осуществляется в рамках

подготовки к праздникам.

Домашние - это коллекции собранные дома или с помощью родителей.

Хранятся они дома и дети приносят их в детский сад для временной выставки.

Достоинство домашних - демонстрация семейных традиций, объединение

поколений.

Индивидуальные – это детские «сокровищницы», в них собраны самые

разнообразные вещи, причем каждая из этих вещей имеет огромную ценность и

значимость для ребенка. Педагоги, а особенно родители должны очень корректно

обращаться с ней (нельзя использовать, а тем более брать что- то из коллекции

без согласия ребенка). Очень важно дать ребенку самому «управлять» своей

коллекцией, искать экспонаты, расставлять их, делать отбор на выставку.

Ухаживать за ней должен тоже он сам.

Индивидуальные коллекции определяются разными мотивами, поэтому можно

условно выделить несколько видов коллекций: эмоциональные, познавательные,

социальные.

Эмоциональные коллекции – наиболее распространённые в жизни

дошкольника, отмечаются активным началом и быстрым угасанием интереса к

коллекции. Главное – эффективно использовать эмоциональную коллекцию,

закрепив в сознании и душе ребенка состояние радости, удовлетворения от процесса

познания. Во время действия коллекции рассматривать собранный материал и проводить беседы по нему. Разумно пополнять коллекцию, использовать материал в

продуктивном плане (сделать коллаж, панно, составить из наглядного материала

разные классификации).

Познавательные коллекции отражают устойчивые познавательные

интересы конкретных детей. Поэтому данные коллекции стабильны по тематике,

связано это с углублением, расширением конкретной темы. («Камни», «Удивительный мир ракушек»).

Социальные коллекции – форма проявления социальных потребностей,

особенно в старшем дошкольном возрасте. Ребенок стремится расширить свои

социальные контакты, у него проявляются симпатии к определённым сверстникам,

желание общаться именно с ними, стремление завоевать их признание, уважение

и дружбу. Совпадение интересов влечет за собой совместные обсуждения и

разговоры, игры, обмен экспонатами. При этом происходит взаимообогащение

как социальной, так и познавательной сферы детей, что очень важно.

Временные - это коллекции, собранные на определенные темы, на короткое

время. К временным коллекциям можно отнести сезонные коллекции на темы:

«Золотая осень», «Подарки Снежной Королевы», что помогает детям лучше

запомнить признаки времен года.

Длительные – это коллекции природного материала, бумаги, тканей,  фантиков, открыток, фотографий и т.д., экспонаты которых можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть, это очень привлекает детей.

Особый интерес представляют коллекции лингвистической направленности:

«Вежливые слова», «Осенние слова» (зимние, весенние, летние), «Сладкие слова», «Фразеологические обороты». Педагог слова осени фиксирует на желтых кленовых листьях; слова зимы – на снежинках, снеговиках; на зеленых березовых

листьях – весенние слова; на цветочках и бабочках – летние слова. «Вежливые

слова» и «Фразеологические обороты» иллюстрируются сюжетными картинками.

Благодаря коллекционированию, дети знакомятся с индивидуальными коллекциями взрослых (педагогов и родителей). Ребенок имеет возможность

познакомиться с культурой собирания, правильном хранении экспонатов, научиться бережному отношению к ним.

6 слайд:                              Этапы работы по коллекционированию

1 этап -Подготовительный

  • Чтобы помочь родителям понять, что собирательство чего-либо дело необычное, интересное проводятся такие формы работы, как родительские собрания, консультации, на которых формируется представление:

– о значимости коллекции;
– о том, что может быть предметом коллекционирования.
– рассказываем и показываем видеоролики о способах коллекционирования.

  • Проводится анкетирование родителей (с целью выявить: проявляется ли в семьях интерес к коллекционированию какого-либо рода).
  • Накопление запаса конкретных представлений о коллекционировании у детей. Для системной и планомерной работы с детьми старшего возраста разработала перспективный план совместной деятельности с использованием коллекций. Непосредственно совместная деятельность проходит 1-2 раза в месяц в форме НОД, художественно-творческой деятельности, индивидуальной работы, самостоятельной деятельности детей, беседы с детьми по выявлению интересов и потребностей. Используемые средства: книги, коллекции, иллюстрации, дидактические игры, презентации.
  • Встречи с интересными людьми (привлекались сотрудники детского сада и родители, которые рассказывали о своих коллекциях) с целью поддержки у детей интереса к коллекционированию;
  • Посещение музеев, выставок (пока на уровне детского сада: мини-музей народного творчества, совместно собирали коллекцию хохломской посуды, и предметов быта в русской избе; музей «Куклы в национальных костюмах», «Волшебный мир театра», выставки разных коллекций.)

7 слайд: ФОТО: Мастер-классы для родителей, совместная деятельность с детьми, посещение музеев и выставок в ДОУ и других дошкольных учреждениях.

8 слайд: Фото: коллекции педагогов, с которыми знакомили детей.

9 слайд:               2 этап – Основной

  • Создание предметно-развивающей среды, (собраны коллекции по темам: «Камни», «Машинки хотвилс», «Киндер-игрушки», «Открытки», «Календарики», «Домашние животные», «Дикие животные», «Природный материал», «Бросовый материал»,  положено начало коллекций «Брелоки», «Куклы», «Пуговицы», «Фигурки оригами», «Картинки с животными», «Картинки с птицами», «Картинки с насекомыми». Используются экспонаты коллекций в дидактических, сюжетно-ролевых играх), коллекции находятся в свободном доступе для детей;
  • побуждение детей к получению информации об объектах коллекционирования;
  • чтение художественно-познавательной литературы, энциклопедий;
  • включение коллекций в организацию совместной деятельности с детьми (игры, НОД);
  • работа по формированию у детей бережного отношения к коллекции.

10 слайд: Фото с семейными коллекциями.

11 слайд: 3 этап – Заключительный

  • организация выставок коллекций; выставок творческих работ детей;
  • презентация отдельных экспонатов коллекций или коллекции в целом (приглашение ребят из других групп с целью познакомить и заинтересовать;
  • проведение совместных итоговых мероприятий. (открытые занятия «Деньги», Викторина «Удивительный мир камней».

12 и 13 слайд: Презентация детских коллекций

14 слайд: Родители – активные участники образовательного процесса:

- совместное посещение выставок, музеев;

- беседы с детьми по интересам;

- помощь детям в поиске познавательного материала по предметам коллекции;

- оказание помощи в создании самой коллекции,

- чтение познавательной и художественной литературы,

- проведение мастер –классов по семейной коллекции в детском саду;

- помощь в оформлении выставки собственного ребёнка или своей собственной.

15 слайд:                        ВЫВОД

Коллекционирование – это эффективный способ поддержки детской самостоятельности и инициативы, развития познавательной активности, который может сделать жизнь ребенка в детском саду более осмысленной и интересной, а процесс взаимодействия с родителями воспитанников — более эффективным.  

           

16 слайд:                                          Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Коллекционирование эффективный способ поддержки детской инициативы Подготовила : воспитатель Проскурякова К.Е.

Слайд 2

Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению. Коллекционирование – доступный детям вид деятельности, учитывающий их индивидуальные интересы и удовлетворяющий потребности в «собирательстве сокровищ».

Слайд 3

коллекционирование Собирательство, поиск Познавательно – исследовательская деятельность Избирательность интересов Развитие психических процессов Учатся общению Предметно-развивающая среда Украшает жизнь

Слайд 4

Использование коллекций в разных видах деятельности: Познавательная деятельность Игровая деятельность Коммуникативная деятельность Продуктивная деятельность Трудовая деятельность Художественно-эстетическая деятельность Чтение научно-познавательной литературы

Слайд 5

Виды коллекций Коллективные (групповые ) Домашние Индивидуальные Эмоциональные Познавательные Социальные Лингвистической направленности Длительные Временные

Слайд 6

Педагогическая деятельность по организации коллекционирования происходит в три этапа: I этап ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ - Накопление запаса конкретных представлений о коллекционировании у детей и родителей. - Анкетирование родителей. - Встречи с интересными людьми. - Посещение музеев, выставок.

Слайд 8

Знакомство с коллекциями педагогов

Слайд 9

II этап ОСНОВНОЙ - Создание РАЗВИВАЮЩЕЙ предметно-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ среды; - Побуждение детей к получению информации об объектах коллекционирования; - чтение художественно-познавательной литературы, энциклопедий; - включение коллекций в организацию совместной деятельности с детьми (игры, НОД); - работа по формированию у детей бережного отношения к коллекции.

Слайд 10

Просмотры семейных коллекций и рассказы о истории их создания

Слайд 11

III этап – Заключительный - организация выставок коллекций, выставок творческих работ детей; - презентация отдельных экспонатов коллекций или коллекции в целом. - проведение совместных итоговых мероприятий. (открытые занятия «Деньги», Викторина «Удивительный мир камней».

Слайд 12

Детские коллекции

Слайд 13

Презентация личных коллекций детей

Слайд 14

Родители – активные участники образовательного процесса: - совместное посещение выставок, музеев; - беседы с детьми по интересам; - помощь детям в поиске познавательного материала по предметам коллекции; - оказание помощи в создании самой коллекции, - чтение познавательной и художественной литературы, - проведение мастер –классов по семейной коллекции в детском саду; - помощь в оформлении выставки собственного ребёнка или своей собственной.

Слайд 15

Вывод: Коллекционирование – это эффективный способ поддержки детской самостоятельности и инициативы, развития познавательной активности, который может сделать жизнь ребенка в детском саду более осмысленной и интересной, а процесс взаимодействия с родителями воспитанников — более эффективным.

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы "Воспитание у детей интереса к коллекционированию"

В статье представлен опыт работы с детьми по созданию коллекций. Самый верный способ привлечь внимание детей к чему-либо - самому взрослому проявить к этому интерес....

Коллекционирование в группе детского сада.

Методическая разработка о пользе коллекционирования в ДОУ....

Коллекционирование как средство развития творческих способностей детей.

Рекомендации по развитию креативности детей дошкольного возраста с помощью коллекционирования....

Коллекционирование

Статья о коллекционировании...

Коллекционирование - как средство развития психических процессов и речи детей

Использование коллекционирования для формирования психических процессов и развития речи детей....

Коллекционирование как форма организации образовательного процесса

Малыши-дошкольники, как правило, еще не способны коллекционировать что-либо целенаправленно. И задача взрослых не только увлечь детей идеей создания коллекции, но и всячески помогать им в этом. ...

Коллекционирование в семье

Рекомендации родителям о совместном проведении времени с ребенком....