Конспект ООД "День снятия блокады" для старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ технологий
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Большова Юлианна Викторовна

Конспект ООД "День снятия блокады" для старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ технологий, презентация 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_snyatiya_blokady.docx23.53 КБ
Файл prezentatsiya_blokada_leningrada.pptx2.64 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД «День снятия блокады» для старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ технологий

Воспитатель: Большова Юлианна Викторовна

Цель:
- расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.
Задачи:
- Познакомить детей с жизнью людей в это время. 
- Обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города;
- Развивать способность чувствовать, сопереживать, умение слушать окружающих, воспитывать чувство патриотизма. 
- Рассказать детям о жизни взрослых и детей в тяжелые военные годы.
- Воспитывать уважительные отношения к исторической памяти своего народа, к ветеранам войны.
- Формировать любовь к родному городу.
- Расширять и закреплять понятия «блокада», «прорыв блокады», «кольцо блокады».
- Развивать интонационную выразительность речи при чтении стихов.


Предварительная работа:
1. Рассматривание иллюстраций блокадного Ленинграда;
2. Заучивание стихов о Блокаде;
3. Беседы с детьми;
4. Слушание военных песен.
5. Чтение художественной литературы по теме.

Оборудование и материалы:

Компьютер, проектор, магнитофон, интерактивная доска, наглядный материал- «125,0- норма  блокадного хлеба»

Ход Занятия:

Организационный момент 

Воспитатель здоровается. проверяет готовность детей к занятию.

 Вступительное слово воспитателя. Сообщение темы и цели занятия:

        Сегодня мы с вами собрались, чтобы еще раз поговорить о нашем прекрасном городе, Санкт-Петербурге.  Но у него было и другое название- Ленинград, в честь Владимира Ильича Ленина.  Именно с этим названием связана жизнь старшего поколения нашего города - ваших бабушек,  дедушек, прабабушек и прадедушек.

        Это название носил наш город в годы Великой Отечественной войны. И пережившие блокаду называют себя ленинградцами.

        Вы уже, я думаю, много знаете о нашем городе из рассказов родителей, учителей, воспитателей детского сада. Сегодня же мы с вами вспомним одну из самых страшных страниц истории нашего города- годы войны 1941-1945, а именно годы блокады. Узнаем как жил наш город в это время и попытаемся понять, что же помогло выстоять ленинградцам в эти сложные дни.


Беседа, показ презентации: 1 и 2 слайд. Ребята, сегодня, 27 января – памятный день для нашего города. Мы жители этого прекрасного города знаем, что в этот день сняли блокаду Ленинграда. А как вы думаете, что обозначает слово блокада?
Ответы.

 Сегодня день особенный, ребята,
День памяти – торжественный, святой.
71 год со дня снятия блокады,
Отмечает город наш родной.
В тот день, прорвав кольцо блокады,
Наш город из последних сил
Дал бой врагам, отбросив их от Ленинграда,
И в яростных сраженьях победил.
3 слайд. Посмотрите на карту. Наш город находится там, где нарисован красный круг. Слева – Финский залив, справа – Ладожское озеро. А сверху и снизу город окружен черными крестами. Ломаный чёрный крест- это фашистский знак. И называется он «свастика». На всех знаменах, технике фашистов была изображена свастика. За границей свастики земля нарисована коричневой. Это значит, что ее захватили фашисты. А где стояли наши войска, Красная Армия, нарисованы звезды. Посмотрите, враги не просто подошли близко к городу. Фашистам удалось окружить его. А из окруженного города нельзя выехать ни на поезде, ни на машине. И приехать никто не может в окруженный город. Все пути к нему на суше захвачены фашистами. А когда город окружен врагами, это и значит, что он в блокаде.

4 слайд. Немцы подошли к городу так близко, что с крыш высоких домов можно было увидеть их позиции.

5 слайд. Было очень страшно. Когда начинались обстрелы жители прятались в бомбоубежищах.

6 слайд. На заводы пришли женщины, подростки. Они учились работать на станках, потому что на фронте были нужны мины, пушки, пулеметы, гранаты, снаряды.

7 слайд. Маленькие дети жили в детских садах. Так проходили дни: дети кушали, играли, спали, гуляли, если не было бомбежки…

8 слайд. Наступила зима – в тот год суровая и морозная. На улице небывалый мороз. И в домах у горожан такой же мороз. Паровое отопление не действует, потому что нет угля, нет дров, чтобы топить печи. В городе нет электричества. В комнатах темно даже днем, потому что окна без стёкол забивали фанерой, чтобы в комнате «не гулял» ветер. Не ходили трамваи и троллейбусы без электрического тока, а автобусы без бензина. Занесенные снегом, стояли они на улицах с выбитыми стеклами, пробитые осколками бомб и снарядов.

9 слайд. Чтобы хоть как-то согреться, люди делали вот такие временные небольшие нещадно дымящие железные печурки. Их называли «буржуйки». В них вместо дров жгли оставшуюся деревянную мебель (стулья, столы, шкафы, паркет и даже книги – все, что можно было сжечь. Пока топится печь – тепло, кончил топить – опять в комнате холодно, как на улице. Стены комнат покрывались инеем, а в разбитые очередной бомбежкой окна ветер задувал колючий, мелкий, больше похожий на лед снег.

В городе не было электричества. Вот такие крохотные фитильки коптилок освещали комнаты жителей.

10 слайд. Воды в квартирах тоже не было. Замерз водопровод. За водой ходили люди к люкам или к Неве, к специально прорубленным полыньям, с ведрами, с чайниками, с кувшинами, с бидонами, с кастрюлями. Шли цепочкой, один за другим: старики, старухи, женщины, дети.

11 слайд. Главным врагом Ленинграда был голод. В блокадном городе катастрофически не хватало хлеба. Ребята, скажите, какова была норма хлеба в те далекие времена, и каков был этот хлеб на вкус? Каждому жителю выдавались специальные карточки, по ним можно было получить свою норму хлеба, а если карточку потеряешь, то и вообще останешься голодным.

12 слайд. Вот такой кусочек хлеба по карточкам получали люди на целый день! Хлеб готовили из отрубей, он был горький, невкусный, норма была очень маленькая

13 слайд. Работающие получали два таких кусочка…Конечно, этого не хватало. Постоянно хотелось есть, а ведь надо было идти на работу, выпускать снаряды для фронта.


Ребенок: В дыму ленинградское небо,
Но горше смертельных ран.
Тяжёлого хлеба, блокадного хлеба,
Сто двадцать пять грамм.

14 слайд. Но даже в это тяжелое время детям на Новый год дарили радость. Были устроены новогодние елки. И самым дорогим подарком были не игрушки, а малюсенький кусочек сахара!

15 слайд. С наступлением зимы наши бойцы с нетерпением ждали морозов. Каждый день специальная разведывательная группа измеряла толщину льда, чтобы можно было по замершему озеру доставлять все необходимое в осажденный город.

16 слайд. Когда лед немного окреп, в путь сначала отправились конные повозки. (Они легче, чем машины. А тяжелая машина могла провалиться под лед). В город везли мешки с зерном, продуктами.

17 слайд. А из осажденного города вывозили совсем ослабевших людей – стариков, детей и женщин. Только когда лед окреп, поехали грузовики. В город везли продовольствие, военную технику.

18 слайд. Работать на ледовой трассе могли только мужественные люди. Они не жалея себя, гнали грузовики вперед, через пургу под фашистскими обстрелами, чтобы довести так необходимые ленинградцам продукты. И днем и ночью шли машины. Немецкие самолеты и артиллерия постоянно обстреливали и бомбили ледовую дорогу.

19 слайд. Если бы не эта ледовая дорога, не пережил бы суровой зимы Ленинград. Так велико было значение этого пути, что ленинградцы прозвали его «Дорогой жизни».

Ребенок: Дорога жизни узким коридором,
Протянута по Ладожскому льду.
Она спасала наш любимый город,
В том страшном и чудовищном аду.

Воспитатель: Ребята, я вам тоже предлагаю поиграть. Представьте, что вам тоже нужно доставить продукты, а доставлять вы их будете, тоже по дороге жизни. У вас на полу две полосы (квадратики бумаги), нужно аккуратно по квадратикам передвигаться, мимо не наступаем, иначе провалился и главное нужно перевезти продукты с одного берега на другой, ничего не теряя.

20 слайд. Жители города сносили тяготы, а защитники вели ожесточенные бои за освобождение города. В январе 1944 года произошло решительное сражение.

21 слайд. 12 дней и ночей шел кровопролитный бой. Наконец блокада была прорвана!

22 слайд. Блокада прорвана! Люди выходили на улицы, обнимали друг друга, плакали и смеялись, не могли поверить, что смогли дожить до этого прекрасного дня.

23 слайд. «Голос Радио» и салют

24 слайд. Защитники города – и взрослые и дети - были награждены орденами и медалями: «За оборону Ленинграда», «За доблестный труд в годы Великой Отечественной Войны».

25 слайд. На Пискаревском кладбище города Ленинграда – Санкт-Петербурга – памятник «Родина – мать». Родина - мать скорбит о тех, кто погиб от голода и холода в блокадном городе, кто погиб, защищая его. 650 000 жителей Ленинграда похоронены в братских могилах. Тысячи людей в этот памятный день приходят на Пискаревское кладбище, чтобы почтить память всех, кто защитил город, не жалея своей жизни, кто дал нам возможность радоваться мирному небу, кто выполнил свой долг перед Родиной, следуя пословице: «Родина – Мать, умей за нее постоять».

Почтим память о них минутой молчания!

Метроном

26 слайд. Цветок посвящен детям: «Во имя жизни и против войны. Детям – юным героям Ленинграда 1941-1944

А это бетонная площадка, над которой поднимаются две половины несомкнутой дуги. Это памятник солдатам, матросам, летчикам – всем тем, кто не дал врагу сомкнуть кольцо вокруг Ладожского озера, кто спас Ленинград от голодной смерти.

Вот монумент в память павших зенитчиков. Здесь стояла зенитная батарея, защищавшая Дорогу жизни. Много раз бомбили ее фашистские самолеты. Падали убитые герои – зенитчики, на их место становились другие герои, и батарея не умолкала. Грозен и меток был ее огонь, немало вражеских самолетов погибло от ее залпов.

27 слайд. Ленинградцы сдержали натиск немцев, город остался непокоренным и неприступным на протяжении всей войны. Защитникам города на площади Победы посвящен этот монумент.

И, конечно, есть в нашем городе и памятник детям блокадного Ленинграда.

28 слайд. НИЗКИЙ ПОКЛОН И ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ГЕРОЯМ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА И ИХ БЕССМЕРТНОМУ ПОДВИГУ! МЫ ПОМНИМ! МЫ ГОРДИМСЯ!


Воспитатель: Сегодня, 27 января, в день полного освобождения Ленинграда от фашистских захватчиков,
Пронесем же память, об этом героическом подвиге наших великих защитников города через года, через века. Пока мы живы - жива память. Пока жива память - мы будем жить!


Обсуждение увиденного:

Воспитатель:  «Вы посмотрели,  послушали, и узнали еще одну страницу жизни нашего города, увидели как трудно было всем ленинградцам. А как вы думаете, что помогло пережить эти страшные дни, что помогло выжить  и восстановить наш город?»

Я предлагаю вам дома вечером в окошке зажечь свечу памяти или просто фонарик. Это будет символизировать нашу память о той страшной странице истории нашего великого города. 900 дней.

«А сейчас, давайте мы все вместе напишем пожелания для жителей нашего города и, может быть, даже самому городу.» (Учитель на доске записывает лучшие пожелания детей. Кто-то из детей зачитывает  с доски результат работы).

 Подведение итогов,  Рефлексия.

Скажите, пожалуйста,

1.  Что для вас было новое в нашей беседе,

2. Что  запомнилось и произвело на вас  наибольшее впечатление. А дома вы свои впечатления выразить в рисунках. И потом мы сделаем выставку ваших работ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Посмотрите на карту. Наш город находится там, где нарисован красный круг. Слева – Финский залив, справа – Ладожское озеро. А сверху и снизу город окружен черными крестами. Ломаный чёрный крест- это фашистский знак. И называется он «свастика». На всех знаменах, технике фашистов была изображена свастика. За границей свастики земля нарисована коричневой. Это значит, что ее захватили фашисты. А где стояли наши войска, Красная Армия, нарисованы звезды. Посмотрите, враги не просто подошли близко к городу. Фашистам удалось окружить его. А из окруженного города нельзя выехать ни на поезде, ни на машине. И приехать никто не может в окруженный город. Все пути к нему на суше захвачены фашистами. А когда город окружен врагами, это и значит, что он в блокаде.

Слайд 4

Немцы подошли к городу так близко, что с крыш высоких домов можно было увидеть их позиции.

Слайд 5

Было очень страшно. Когда начинались обстрелы жители прятались в бомбоубежищах.

Слайд 6

На заводы пришли женщины, подростки. Они учились работать на станках, потому что на фронте были нужны мины, пушки, пулеметы, гранаты, снаряды.

Слайд 7

Маленькие дети жили в детских садах. Так проходили дни: дети кушали, играли, спали, гуляли, если не было бомбежки…

Слайд 8

Не ходили трамваи и троллейбусы без электрического тока, а автобусы без бензина. Занесенные снегом, стояли они на улицах с выбитыми стеклами, пробитые осколками бомб и снарядов. Наступила зима, в тот год суровая и морозная. Паровое отопление не действует, потому что нет угля, нет дров, чтобы топить печи. В городе нет электричества. В комнатах темно даже днем, так как окна без стёкол забивали фанерой, чтобы в комнате «не гулял» ветер.

Слайд 9

Чтобы хоть как-то согреться, люди делали вот такие временные небольшие нещадно дымящие железные печурки. Их называли «буржуйки» . В них вместо дров жгли оставшуюся деревянную мебель (стулья, столы, шкафы), паркет и даже книги – все, что можно было сжечь. Пока топится печь –тепло, кончил топить – опять в комнате холодно, как на улице. Стены комнат покрывались инеем, а в разбитые очередной бомбежкой окна ветер задувал колючий, мелкий, больше похожий на лед снег. В городе не было электричества. Вот такие крохотные фитильки коптилок освещали комнаты жителей.

Слайд 10

Воды в квартирах тоже не было. Замерз водопровод. За водой ходили люди к люкам или к Неве, к специально прорубленным полыньям, с ведрами, с чайниками, с кувшинами, с бидонами, с кастрюлями. Шли цепочкой, один за другим: старики, старухи, женщины, дети .

Слайд 11

Главным врагом Ленинграда был голод. В блокадном городе катастрофически не хватало хлеба Каждому жителю выдавались специальные карточки. По ним можно было получить свою норму хлеба.

Слайд 12

Вот такой кусочек хлеба по карточкам получали люди на целый день!

Слайд 13

Работающие получали два таких кусочка…Конечно, этого не хватало. Постоянно хотелось есть, а ведь надо было идти на работу, выпускать снаряды для фронта.

Слайд 14

Но даже в это тяжелое время детям на Новый год дарили радость. Были устроены новогодние елки. И самым дорогим подарком были не игрушки, а малюсенький кусочек сахара!

Слайд 15

С наступлением зимы наши бойцы с нетерпением ждали морозов. Каждый день специальная разведывательная группа измеряла толщину льда, чтобы можно было по замершему озеру доставлять все необходимое в осажденный город.

Слайд 16

Когда лед немного окреп, в путь сначала отправились конные повозки. (Они легче, чем машины. А тяжелая машина могла провалиться под лед.) В город везли мешки с зерном, продуктами

Слайд 17

А из осажденного города вывозили совсем ослабевших людей – стариков, детей и женщин. Только когда лед окреп, поехали грузовики. В город везли продовольствие, военную технику.

Слайд 18

Работать на ледовой трассе могли только мужественные люди. Они не жалея себя, гнали грузовики вперед, через пургу под фашистскими обстрелами, чтобы довести так необходимые ленинградцам продукты. И днём и ночью шли машины. Немецкие самолеты и артиллерия постоянно обстреливали и бомбили ледовую дорогу.

Слайд 19

Если бы не эта ледовая дорога, не пережил бы суровой зимы Ленинград. Так велико было значение этого пути, что ленинградцы прозвали его «Дорогой жизни». И даже посвятили ей песню «Ладога»

Слайд 20

Жители города сносили тяготы, а защитники вели ожесточенные бои за освобождение города. В январе 1944 года произошло решительное сражение.

Слайд 21

12 дней и ночей шел кровопролитный бой. Наконец б локада была прорвана!

Слайд 22

Блокада прорвана! Люди выходили на улицы, обнимали друг друга, плакали и смеялись, не могли поверить, что смогли дожить до этого прекрасного дня.

Слайд 24

Защитники города – и взрослые и дети - были награждены орденами и медалями: «За оборону Ленинграда». « За доблестный труд в годы Великой Отечественной Войны».

Слайд 25

На Пискаревском кладбище города Ленинграда – Санкт-Петербурга – памятник «Родина – мать». Родина - мать скорбит о тех, кто погиб от голода и холода в блокадном городе, кто погиб, защищая его. 650 000 жителей Ленинграда похоронены в братских могилах. Тысячи людей в этот памятный день приходят на Пискаревское кладбище, чтобы почтить память всех, кто защитил город, не жалея своей жизни, кто дал нам возможность радоваться мирному небу, кто выполнил свой долг перед Родиной, следуя пословице: «Родина – Мать, умей за нее постоять». Почтим память о них минутой молчания! Метроном

Слайд 26

А это бетонная площадка, над которой поднимаются две половины несомкнутой дуги. Это памятник солдатам, матросам, летчикам – всем тем, кто не дал врагу сомкнуть кольцо вокруг Ладожского озера, кто спас Ленинград от голодной смерти. Вот монумент в память павших зенитчиков. Здесь стояла зенитная батарея, защищавшая Дорогу жизни. Много раз бомбили ее фашистские самолеты. Падали убитые герои – зенитчики, на их место становились другие герои, и батарея не умолкала. Грозен и меток был ее огонь, немало вражеских самолетов погибло от ее залпов. Мемориальный ансамбль «Дорога жизни» Цветок посвящен детям: «Во имя жизни и против войны. Детям – юным героям Ленинграда 1941-1944

Слайд 27

Ленинградцы сдержали натиск немцев, город остался непокоренным и неприступным на протяжении всей войны. Защитникам города на площади Победы посвящен этот монумент. И, конечно, есть в нашем городе и памятник детям блокадного Ленинграда.

Слайд 28

НИЗКИЙ ПОКЛОН И ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ГЕРОЯМ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА И ИХ БЕССМЕРТНМУ ПОДВИГУ! МЫ ПОМНИМ! МЫ ГОРДИМСЯ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Весенние путешествие" конспект интегрированного занятия для старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий"

Создание на занятии условий для оптимального эмоционального, физического развития, используя здоровьесберегающие технологии  (дыхательную, артикуляционную, пальчиковую, гимнастику для глаз, игров...

Конспект ОД для детей старшего дошкольного возраста с использование информационных технологий.

Конспект ОД для детей старшего дошкольного возраста с использованием информационных технологий.Тема «Волшебная страна Математика»...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий "Путешествие в город "Здоровье""

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий "Путешествие в город "Здоровье""...

КОНСПЕКТ праздника для воспитанников старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий «Юные знатоки ПДД»

КОНСПЕКТ праздника для воспитанников старшего дошкольного возрастас использованием здоровьесберегающих технологий«Юные знатоки ПДД»...

Конспект «Насекомые» для детей старшего дошкольного возраста с использованием ТРИЗ-технологии

Задачи с интеграцией образовательных областей:1«Социально-коммуникативное развитие»-воспитывать бережное отношение к природе, насекомым, желание помогать им;-формировать навыки доброжелате...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием игровых технологий В. В. Воскобовича. Тема: «Кругосветное путешествие в страну БУКВАРИИ»

В ходе организованной образовательной деятельности дети «отправляются в кругосветное путешествие» для того, чтобы помочь гусенице Фифе пережить лютую зиму, холод и голод. Для этого и...

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с использованием игровой технологии на тему: «Прогулка в лес».

Краткое описаниеЦель: закрепить знания детей о диких животных с помощью игровых технологий и мнемотаблицы.Задачи:Образовательные:- упражнять в описывании животного при помощи мнемо-таблицы, ...