Организованная образовательная деятельность для детей подготовительной группы по ознакомлению с миром природы "Осень".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Елена Викторовна Жигулова

Данная деятельность направлена на создание социальной ситуации развития в процессе углубления и систематизации представлений детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_osen_16.10.22g.docx24.64 КБ

Предварительный просмотр:

                                                             Жигулова Елена Викторовна

                                                             Воспитатель

МДОУ – д/с № 27 «Сказка»        муниципального образования

                                                             г. Саяногорск

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим для детей 6–7 лет.

Тема «Осень»

Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе углубления и систематизации представлений детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Задачи:

1. Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, использую образные слова и выражения.

2. Закрепить навык образования прилагательного от существительного.      

 3.Формировать у детей интерес и желание изучать сезонные изменения.

4.Познакомить детей с приметами осени, с композитором П.И.Чайковским.

5.Развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.

6.Развивать чувство коллективизма, создать эмоциональное настроение.

7. Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.

Ход ООД:

  1. Приветствие:

Все мы дружные ребята

Мы ребята – дошколята

Никого не обижаем

Как заботиться мы знаем

Никого в беде не бросим

Не отнимем, а попросим

 Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло!

-  Давайте передадим друг другу тепло, веселое настроение.

 Дети, через рукопожатие, «передают» «настроение».

В.: - Ребята, я сегодня хочу загадать, вам загадки, если вы будете внимательно слушать, то сможете их отгадать.

  • Тучи, нагоняет,

                Воет, задувает

                По свету рыщет, поет да свищет (Ветер).

  •         Кто всю ночь по крыше бьет, да постукивает

                И бормочет, и поет, убаюкивает? (Дождь).

  • Листья желтые летят, падают, кружатся

И под ноги просто так. Как ковер ложатся!

Что за желтый снегопад? Это просто…. (Листопад).

  • Вот старушка из сторожки,

        Грязь разводит на дорожке.

        Вязнет в топи мокрый лапоть –

        Все зовут старушку … (Слякоть).

  • По городу дождик осенний гулял

Зеркальце дождик свое потерял

Зеркальце то на асфальте лежит

Ветер подует – оно задрожит (Лужа).

Молодцы! И последняя загадка.

  • Пусты поля, мокнет земля

                Дождь поливает

                Когда это бывает? (Осенью).

Утром мы во двор идём, листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят и летят… летят… летят…

Пролетают паутинки, с паучками в серединке,

И высоко от земли пролетают журавли.

Всё летит! Должно быть, это улетает наше лето.

В.: - А лето, это что?

- Да конечно – это время года.

- А какие времена года вы знаете?

-А если у нас улетело, прошло лето, то какое время года наступило?

- А как мы узнаем, что наступила осень(Ответы детей)

-Да, конечно, мы увидим изменения в природе.

- Ребята, а сейчас я хочу узнать у вас знаете ли вы, какая погода бывает осенью.

Игра "Погода осенью"

Когда идет дождь - дождливая.

Когда дует ветер - ветреная

Холодно - холодная

Пасмурно - пасмурная

Сыро - сырая

Хмуро - хмурая

Ясно - ясная

- Отлично. Вы правильно говорите, о погоде.

Игровое упражнение «Я буду начинать предложение, а вы его заканчивать»

- Люди осенью одеты (во что?)….

- Школьники с портфелями идут (куда?)….Почему осенью? (начало учебного года 1 сентября).

- Листья на деревьях стали (какими?)…

  • «Почему листья желтеют?». В листьях находятся невидимые нашему глазу желтые и зеленые зернышки – заводики. Зеленые зернышки с утра до вечера ловят солнечный свет. Осень, когда солнца мало, зеленые зернышки тают и остаются только желтые и размножаются.

- Цветы на клумбах (что сделали?)….

- Птицы улетают (куда?)….

- Звери делают на зиму (что?) ….запасы.

- Как ещё звери готовятся к зиме…(меняют свою шубку, правильно, чтобы их не было видно на снегу).

-  А что происходит, с некоторыми зверями осенью? (ложатся в спячку).  А какие это звери? (медведь, ёж), они особых припасов на зиму они не делают, заботятся только о теплом домике для себя: еж спит в норке, утепленной мхом, сухой травой; медведь – в берлоге. Они осенью стараются наесться посытнее, чтобы всю зиму спокойно проспать.

- Люди собирают в лесах (грибы, ягоды, орех), полях (пшеницу, свёклу, морковь, капусту) садах (фрукты, садовые ягоды) и огородах (что?)…

Физминутка «Листики»

Мы листик осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю снова сели.

В.: - Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени (Сентябрь, октябрь, ноябрь).

-  Молодцы! Вы правильно назвали месяцы.

В.: - Как может меняться погода осень в течение дня?

- Что людям помогает определить погоду?

- А можно ли предугадать погоду без приборов?

- Раньше у людей не было приборов, они научились определять погоду по разным признакам, которые назывались – приметами.

***Ребята, давным - давно люди стали примечать, что всё в природе происходит не зря, а о чём-то нас предупреждает и что- то значит. И это всё стали называть приметами. 

Например:

 Если птицы низко летают, значит будет дождь.

Чем суше и теплее в сентябре, тем позднее зима наступит.

Гром в сентябре – к теплой осени.

Облака идут низко – к дождю и холоду.

Послушайте, я расскажу вам о приметах осени.

Приметы осени:

Осень подойдет неслышно, тихо встанет у ворот.

В огороде листик вишни, на дорогу упадет.

Это первая примета, что от нас уходит лето.

А вторая куст малины, в нитях белой паутины.

Чуть короче станет день, потемнеют облака,

Словно их накроет тень, станет пасмурной река -

Третья верная примета: осень бродит близко где-то

Ранним утром на поляны, лягут белые туманы.

А потом уж жди, не жди пойдут сильные дожди.

Значит, наступила осень.

В.: – Какие приметы осени перечислены в стихотворении?

– А какой сегодня день? (Ясный, солнечный, ветреный)

Игровое упражнение «Найди и исправь ошибки»

В.: - Послушайте рассказ и скажите, всё ли в нём правильно:

Прошло лето, и наступила осень. Подули холодные ветры, завяли цветы, на деревьях распустились листочки. Звери стали делать запасы на зиму: ёжик – мёд, белка – орешки, медведь – капусту, лисичка яблоки. С юга прилетели птицы.

        Дети надели панамки, и вышли гулять во двор. Они играли в прятки, лепили снеговика и кормили крошками птиц.

В.: - С давних времен люди складывали стихи, песни, пишут музыку.

Ребята, а как называют людей, которые пишут стихи, …. рисуют картины… музыку?

Не знаете? Тогда слушайте.

 Стихи пишут – поэты.

Картины рисуют художники, а музыку – композиторы.

Слайды (портрет П. И. Чайковского и картины русских художников)

Сегодня, я хочу познакомить вас с композитором П. И. Чайковский. (портрет).

Он создал музыкальный альбом о каждом времени года, который так и называется «Времена года». А, как вы думаете, сколько произведений в этом альбоме? Да, 12. А сколько произведений об осени? Да три. А как вы считаете, как они называются?

Сентябрь, Октябрь и Ноябрь. А сейчас у нас какой осенний месяц.

Правильно – сентябрь.

Слушание произведения П. И. Чайковкого «Осеняя песня».

-Какие ощущения у вас возникли, когда вы слушали музыку? Как называется произведение? Кто его написал? (Ответы детей).

3. Заключительная часть:

В.: -Наше занятие подходить к концу.

-Что нового вы узнали сегодня на занятии? С каким композитором познакомились?

-Какое произведение слушали? Что вам понравилось больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе по ознакомлению с миром природы на тему: «Белая береза»

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе по ознакомлению с миром природы на тему: «Белая береза»...

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим и обучение грамоте.Тема: Подготовка к полёту в космос.

1.Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе.                                 ...

Организованная образовательная деятельность детей подготовительной группы «Путешествие в сказочную страну»

Данный материал способствует усвоению нравственных понятий через игровую совместную деятельность. Побуждает детей осознать и оценить поступки героев, способствует пониманию того, дружба доставляет рад...

Конспект организованной - образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема: « Ознакомление с профессией метеоролога»

Организованная-образовательная деятельность по познавательному развитию в подготовительной группе....

Организованная образовательная деятельность детей подготовительной группы по теме «В поисках клада Нептуна»

Организованная деятельность для детей  подготовительной группы.  Цель организованной деятельности: найти клад Нептуна. Дети достигают поставленную цель, решая задачи: см. конспект ОД....

Конспект организованной образовательной деятельности в младшей группе по ознакомлению с миром природы Тема: "Попугай Гоша в гостях у ребят"

Цель. Способствовать формированию элементарных экологических представлений.Задачи.- Расширять и развивать интерес детей к природе;- Дать детям представление о попугаях (о птицах) их строении, чем пита...

Конспект организованной образовательной деятельности в младшей группе по ознакомлению с миром природы Тема: "Попугай Гоша в гостях у ребят"

Цель. Способствовать формированию элементарных экологических представлений.Задачи.- Расширять и развивать интерес детей к природе;- Дать детям представление о попугаях (о птицах) их строении, чем...