конспект по познавательному развитию " в гости к бабушке"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Мельникова Надежда Владимировна
 
Сценарий занятия 
в первой младшей группе
 
 
Тема: «В гостях у Бабушки»
 
Образовательная область: Познавательное развитие
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Составила: Мельникова Надежда 
Владимировна
Воспитатель
                                                                                                  МБДОУ №12
 
 
 
 
Сорочинск  2022
 
СОДЕРЖАНИЕ
 
 
I Пояснительная записка 3
 
II.Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей:
                                                                                                                                1)организационно-методическая информация; 4-6
2)примерный ход специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей;
 7-9
3)дальнейшая разработка темы; 10
III.Список литературы 11
 
IV Приложения                 12
 
 
 
     I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современном мире в период новых технологий и стремительного прогресса, на первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности. В настоящее время у нашего государства возникла необходимость обратить пристальное внимание специальному, целенаправленному формированию познавательных действий и самостоятельности, развитию интеллектуальных операций, обучению детей дошкольного возраста технике и технологии мыслительных действий, процессам самостоятельного познавательного поиска в процессе исследовательски-поисковых действий. Познавательная деятельность – это всегда искание и открытие нового, поиск ранее неизведанных подходов и решений, активное достижение истины, активная, а не созерцательная, пассивная деятельность субъекта в любой ее форме. Тема и содержание занятия соответствует ФГОС дошкольного образования.
В процессе познавательной деятельности формируются такие качества как любознательность, познавательная мотивация, формирование самостоятельных действий. Дошкольники с более развитым интеллектом более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школьному обучению. А это значит, они станут успешными в будущем и востребованными обществом. Современному дошкольнику необходимо уметь самому добывать знания, у него должны быть развиты исследовательские, и аналитические навыки. Педагогу нужно сформировать умения, непосредственно сопряженные с опытом их применений в практической деятельности.
Актуальность занятия для ребенка предполагает реализацию его интересов к объектам его окружающим. Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача на данном занятии - помочь ему сохранить и развить стремление к познанию объектов окружающей природы и мира, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка. Дети учатся думать и отвечать на вопросы, аргументируя свои высказывания. А наблюдательность рождает в ребёнке привычку делать выводы, развивает логику мысли, чёткость и правильность речи. Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Диапазон его зависит от того, насколько тонко ребёнок владеет суммой специальных действий (рассматривание, ощупывание, сравнение, сопоставление, выделение главного и второстепенного и т. д.), влияющих на восприятие и мышление. В процессе познания «задействованы» все таланты, способности познающего субъекта в их единстве и взаимодействии. В процессе познания участвуют органы чувств, память, мышление, воображение, фантазия, интуиция.
II.КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
 
1). ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
 
Организационно-методическая 
информация Содержание
1. Тема образовательной деятель-ности «В гостях у Бабушки»
2. Доминирующаяобразовательная область Познавательное развитие 
3. Виды деятельности детей Коммуникативная деятельность (беседа, ситуативный разговор)
Игровая«Собери цветочки»,
Коммуникативная (Свободное общение по  теме НОД) 
Двигательная:  физминутка
Чтение художественно литературы (восприятие потешек о животных, стихотворение « Ладу-ладу ладушки», «К нам пришла собачка»)
4 Методы и приемы реализации содержания занятия
4.1 Общепедагогические методы и приемы Методы формирования сознания: 
- разъяснение
- беседа
- обьяснение
-обращение к опыту детей 
Методы организации деятельности, общения, опыта поведения: 
- приучение (внимательно слушать и выполнять задание),
- упражнение (запомнить), 
-  просьба:  (повторить).
Методы стимулирования и мотивации деятельности: 
-  наглядность(мягкие игрушки)
-  проблемные( в случае необходимости)
- ситуации успеха( похвалить всех детей);
3.2 Методы и приемы, характерные для специфических видов дея-тельности   Беседа о собачке, кошке.
Игра «Собери цветочки»
Словесные: уточняющие вопросы к детям
Наглядные: игрушки (кошка, собачка, , разноцветные круги,прищепки)
5. Интеграция образовательных областей Социально-коммуникативное :беседа 
Речевое развитие:,чтение стихотворения,потешки.
Физическое развитие: выполнение двигательных упражнений.
6. Возрастная группа Первая младшая
7. Цель Формирование  у детей навыка  познавательного развития;
8. Задачи Планируемые результаты
8.1 Продолжать знакомить с домашними животны-ми; обогатить представление о некоторых из них.
8.2 Учить хором и индивидуально произносить зна-комые потешки; вызвать у детей удовольствие и радость от совместного чтения. Знает и произносит знакомые потешки;
8.3 Учить элементам драматизации.
Умеет изображать повадки животных;
8.3 Развивать мелкую моторику руки, способство-вать развитию воображения. Отвечает на вопросы
8.4 Воспитывать заботливое отношение к живот-ным, эмоционально-положительное отношение к персонажам.
Адекватная  самооценка
9. Возможные затруднения детей и способы их преодоления
Затруднения
Способы преодоления
 
10. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) Макет плоскостного дома, игрушки (собака, кошка), прищепки, цветы  3-х цве-тов(красный, желтый, синий).
 
11. Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты Разучивание потешек. Дидактические игры по различению цвета,  рассматривание игрушек и предметов в  повседневной жизни.
 
 
2).ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
 
Этап Содержание Примечание
I. Вводная часть
1.1
Введение в тему Ребята, сегодня мы с вами не одни, к нам пришли гости.
(воспитатель обращается к гостям)
- Давайте с гостями поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
1.2 Мотивация деятельно-сти детей Приглашаю детей в игровой уголок и показываю макет дома
- Ребят посмотрите что это? (Дом)
- Какой красивый дом. А   что есть у дома ? (Крыша, окошки, дверь).
 - Посмотрите, на двери висит замок, как же мы его от-кроем? 
 -В этом доме живет бабушка, давайте зайдем в гости. Сейчас я надену фартук, платок, очки. Я буду бабушкой. Я при-глашаю вас к себе в гости. ( предлагаю детям сесть)
- Сейчас я расскажу вам, кто  у меня живет.
На двери висит замок
Кто его от-крыть бы смог?
Потянули, покрутили,
Постучали – и открыли!
 
1.3 Целеполагание Научиться рассказывать о животных.
II. Основная часть:
2.1 Актуализация ранее приобретенных знаний - Мой дом сторожит собачка. (Показать игрушку собаки)
- Посмотрите вот она какая.
(Дети рассматривают, показывают, где ушки, носик, лапки.)
- Как лает собачка? (гав – гав)
- Отнесу собачку - пусть дом сторожит. 
 
Показать игрушку   кошки.
- А это кто? (Кошка)
- Правильно – это моя кошечка. Посмотрите, какая она пушистая, погладьте ее. Она очень любит, когда ее гладят, она начинает песни петь. Как киса поет? (мурр… -мурр.., мяу – мяу…)
-Давайте с ней поиграем. 
Физминутка.
 
«К нам пришла собачка,
Умная со-бачка.
С детками играет,
Очень громко лает.»
 
 
 
Физкультминутка:
 
Есть у киски глазки (показывают свои глазки)
Есть у киски ушки (показывают ушки и  шевелят ими)
Есть у киски лапки
Мягкие подушки (сжимают и разжимают кулачки)
Киска, киска, не сердись (грозят пальчи-ком)
Не царапай деток, Брысь!(хлопок в ладо-ши.)
2.2 Добывание (сообщение и приятие) нового зна-ния -Ребята, посмотрите у меня были цветы, но все лепесточки от цветочков отлетели. Вы поможете мне их собрать? Давайте к красному кружочку прикрепим красные лепестки, к синему кру-жочку- синие лепестки, а к желтому кружочку- желтые лепестки.
2.3 Самостоятельная дея-тельность детей по за-креплению нового зна-ния Конструктивно-модельная деятельность: работа с прищепками. Дети собирают цветы для бабушки. Если дети затрудняются, педагог помога-ет.
 
 
III. Заключительная часть
3.1 Анализ и самоанализ деятельности детей Беседа по вопросам.
-Интересно ли было в гостях у бабушки?
-Мне тоже очень понравилось, какие вы сегодня умные, быст-рые, умелые. Молодцы!
- А кого мы с вами  встретили?
-Что мы делали?
-Молодцы, вы сегодня очень хорошо поработали! 
А у меня для вас есть угощение : раздаю оладушки и читаю по-тешку. Ладушки, ладушки
Пекла бабка оладушки
Маслом поливала, деткам давала
Алине дала, Славику дала, Алисе дала
Хороши оладушки
У нашей бабушке!
 
 
3). ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ
 
Культурные практики/ 
виды деятельности детей/
мероприятия Содержание Примечание
I. Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах
1.1 Чтение художественной
литературы Чтение  произведений. В детском саду
 
1.2 Игровая деятельность Игры  по познавательному развитию В детском саду и в семье
1.3 Двигательная деятельность Выполнение упражнений на согласование слова с движением В детском саду
II. Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности
2.1 Ребенок сам Рассматривание  иллюстраций В детском саду
2.2 Ребенок по приглашению педагога игры В детском саду
 
 
 
 
 
III. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1В.В. Гербова – Развитие речи в детском саду.
Вторая  младшая группа. М.: Мозаика – Синтез, 2014 г.
2.Н.Ф. Губанова – Развитие игровой деятельности. 
Вторая  младшая группа. М.: Мозаика – Синтез, 2014 г.
3.О.А. Соломенникова. Ознакомление с природой в детском саду.                               Вторая  младшая группа. М.: Мозаика – Синтез, 2014 г.
 
 
 
IV.ПРИЛОЖЕНИЯ
 
 
На двери висит замок
Кто его открыть бы смог?
Потянули, покрутили,
Постучали – и открыли!
               
 
 
 
«К нам пришла собачка,
Умная собачка.
С детками играет,
Очень громко лает.»
 
 
Физкультминутка:
 
Есть у киски глазки (показывают свои глазки)
Есть у киски ушки (показывают ушки и  шевелят ими)
Есть у киски лапки
Мягкие подушки (сжимают и разжимают кулачки)
Киска, киска, не сердись (грозят пальчиком)
Не царапай деток, Брысь!(хлопок в ладоши.)
 
                                      
                                   Ладушки, ладушки!
                                     Пекла бабка оладушки,
                                     Маслом поливала,
                                     Детишкам давала
                                     Мише дала, Маше дала
                                     Андрюши дала, Никите дала.
                                     Хороши оладушки
                                     У нашей бабушки.
 
 
 
 
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_poznavatelnomu_razvitiyu.docx44.11 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий занятия

в первой младшей группе

Тема: «В гостях у Бабушки»

Образовательная область: Познавательное развитие

  Составила: Мельникова Надежда

Владимировна

Воспитатель

                                                                                                  МБДОУ №12

Сорочинск  2022

СОДЕРЖАНИЕ

I Пояснительная записка        3

II.Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей:        

                                                                                                                                1)организационно-методическая информация;        4-6

2)примерный ход специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей;        

 7-9

3)дальнейшая разработка темы;        10

III.Список литературы        11

IV        Приложения                 12

     I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современном мире в период новых технологий и стремительного прогресса, на первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности. В настоящее время у нашего государства возникла необходимость обратить пристальное внимание специальному, целенаправленному формированию познавательных действий и самостоятельности, развитию интеллектуальных операций, обучению детей дошкольного возраста технике и технологии мыслительных действий, процессам самостоятельного познавательного поиска в процессе исследовательски-поисковых действий. Познавательная деятельность – это всегда искание и открытие нового, поиск ранее неизведанных подходов и решений, активное достижение истины, активная, а не созерцательная, пассивная деятельность субъекта в любой ее форме. Тема и содержание занятия соответствует ФГОС дошкольного образования.

В процессе познавательной деятельности формируются такие качества как любознательность, познавательная мотивация, формирование самостоятельных действий. Дошкольники с более развитым интеллектом более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школьному обучению. А это значит, они станут успешными в будущем и востребованными обществом. Современному дошкольнику необходимо уметь самому добывать знания, у него должны быть развиты исследовательские, и аналитические навыки. Педагогу нужно сформировать умения, непосредственно сопряженные с опытом их применений в практической деятельности.

Актуальность занятия для ребенка предполагает реализацию его интересов к объектам его окружающим. Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача на данном занятии - помочь ему сохранить и развить стремление к познанию объектов окружающей природы и мира, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка. Дети учатся думать и отвечать на вопросы, аргументируя свои высказывания. А наблюдательность рождает в ребёнке привычку делать выводы, развивает логику мысли, чёткость и правильность речи. Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Диапазон его зависит от того, насколько тонко ребёнок владеет суммой специальных действий (рассматривание, ощупывание, сравнение, сопоставление, выделение главного и второстепенного и т. д.), влияющих на восприятие и мышление. В процессе познания «задействованы» все таланты, способности познающего субъекта в их единстве и взаимодействии. В процессе познания участвуют органы чувств, память, мышление, воображение, фантазия, интуиция.

II.КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

1). ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Организационно-методическая

информация

Содержание

1.

Тема образовательной деятельности

«В гостях у Бабушки»

2.

Доминирующаяобразовательная область

Познавательное развитие

3.

Виды деятельности детей

Коммуникативная деятельность (беседа, ситуативный разговор)

Игровая«Собери цветочки»,

Коммуникативная (Свободное общение по  теме НОД)

Двигательная:  физминутка

Чтение художественно литературы (восприятие потешек о животных, стихотворение « Ладу-ладу ладушки», «К нам пришла собачка»)

4

Методы и приемы реализации содержания занятия

4.1

Общепедагогические методы и приемы

Методы формирования сознания:

- разъяснение

- беседа

- обьяснение

-обращение к опыту детей

Методы организации деятельности, общения, опыта поведения:

- приучение (внимательно слушать и выполнять задание),

- упражнение (запомнить),

-  просьба:  (повторить).

Методы стимулирования и мотивации деятельности:

-  наглядность(мягкие игрушки)

-  проблемные( в случае необходимости)

- ситуации успеха( похвалить всех детей);

3.2

Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности

  Беседа о собачке, кошке.

Игра «Собери цветочки»

Словесные: уточняющие вопросы к детям

Наглядные: игрушки (кошка, собачка, , разноцветные круги,прищепки)

5.

Интеграция образовательных областей

Социально-коммуникативное :беседа

Речевое развитие:,чтение стихотворения,потешки.

Физическое развитие: выполнение двигательных упражнений.

6.

Возрастная группа

Первая младшая

7.

Цель

Формирование  у детей навыка  познавательного развития;

8.

Задачи

Планируемые результаты

8.1

Продолжать знакомить с домашними животными; обогатить представление о некоторых из них.

8.2

Учить хором и индивидуально произносить знакомые потешки; вызвать у детей удовольствие и радость от совместного чтения.

Знает и произносит знакомые потешки;

8.3

Учить элементам драматизации.

Умеет изображать повадки животных;

8.3

Развивать мелкую моторику руки, способствовать развитию воображения.

Отвечает на вопросы

8.4

Воспитывать заботливое отношение к животным, эмоционально-положительное отношение к персонажам.

Адекватная  самооценка

9.

Возможные затруднения детей и способы их преодоления

Затруднения

Способы преодоления

10.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Макет плоскостного дома, игрушки (собака, кошка), прищепки, цветы  3-х цветов(красный, желтый, синий).

11.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

Разучивание потешек. Дидактические игры по различению цвета,  рассматривание игрушек и предметов в  повседневной жизни.

2).ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

Этап

Содержание

Примечание

I.

Вводная часть

1.1

Введение в тему

Ребята, сегодня мы с вами не одни, к нам пришли гости.

(воспитатель обращается к гостям)

- Давайте с гостями поздороваемся.

Дети: Здравствуйте!

1.2

Мотивация деятельности детей

 Приглашаю детей в игровой уголок и показываю макет дома

- Ребят посмотрите что это? (Дом)

- Какой красивый дом. А   что есть у дома ? (Крыша, окошки, дверь).

 - Посмотрите, на двери висит замок, как же мы его откроем?

 -В этом доме живет бабушка, давайте зайдем в гости. Сейчас я надену фартук, платок, очки. Я буду бабушкой. Я приглашаю вас к себе в гости. ( предлагаю детям сесть)

- Сейчас я расскажу вам, кто  у меня живет.

На двери висит замок

Кто его открыть бы смог?

Потянули, покрутили,

Постучали – и открыли!

1.3

Целеполагание

Научиться рассказывать о животных.

II.

Основная часть:

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

- Мой дом сторожит собачка. (Показать игрушку собаки)

- Посмотрите вот она какая.

(Дети рассматривают, показывают, где ушки, носик, лапки.)

- Как лает собачка? (гав – гав)

- Отнесу собачку - пусть дом сторожит.

Показать игрушку   кошки.

- А это кто? (Кошка)

- Правильно – это моя кошечка. Посмотрите, какая она пушистая, погладьте ее. Она очень любит, когда ее гладят, она начинает песни петь. Как киса поет? (мурр… -мурр.., мяу – мяу…)

-Давайте с ней поиграем.

Физминутка.

«К нам пришла собачка,

Умная собачка.

С детками играет,

Очень громко лает.»

Физкультминутка:

Есть у киски глазки (показывают свои глазки)

Есть у киски ушки (показывают ушки и  шевелят ими)

Есть у киски лапки

Мягкие подушки (сжимают и разжимают кулачки)

Киска, киска, не сердись (грозят пальчиком)

Не царапай деток, Брысь!(хлопок в ладоши.)

2.2

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

-Ребята, посмотрите у меня были цветы, но все лепесточки от цветочков отлетели. Вы поможете мне их собрать? Давайте к красному кружочку прикрепим красные лепестки, к синему кружочку- синие лепестки, а к желтому кружочку- желтые лепестки.

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

Конструктивно-модельная деятельность: работа с прищепками. Дети собирают цветы для бабушки.

Если дети затрудняются, педагог помогает.

 

III.

Заключительная часть

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

Беседа по вопросам.

-Интересно ли было в гостях у бабушки?

-Мне тоже очень понравилось, какие вы сегодня умные, быстрые, умелые. Молодцы!

- А кого мы с вами  встретили?

-Что мы делали?

-Молодцы, вы сегодня очень хорошо поработали!

А у меня для вас есть угощение : раздаю оладушки и читаю потешку.

Ладушки, ладушки

Пекла бабка оладушки

Маслом поливала, деткам давала

Алине дала, Славику дала, Алисе дала

Хороши оладушки

У нашей бабушке!

3). ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ

Культурные практики/

виды деятельности детей/

мероприятия

Содержание

Примечание

I.

Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах

1.1

Чтение художественной

литературы

Чтение  произведений.

В детском саду

1.2

Игровая деятельность

Игры  по познавательному развитию

В детском саду и в семье

1.3

Двигательная деятельность

Выполнение упражнений на согласование слова с движением

В детском саду

II.

Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности

2.1

Ребенок сам

Рассматривание  иллюстраций

В детском саду

2.2

Ребенок по приглашению педагога

игры

В детском саду

III. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1В.В. Гербова – Развитие речи в детском саду.

Вторая  младшая группа. М.: Мозаика – Синтез, 2014 г.

2.Н.Ф. Губанова – Развитие игровой деятельности.

Вторая  младшая группа. М.: Мозаика – Синтез, 2014 г.

3.О.А. Соломенникова. Ознакомление с природой в детском саду.                               Вторая  младшая группа. М.: Мозаика – Синтез, 2014 г.


IV.ПРИЛОЖЕНИЯ

На двери висит замок

Кто его открыть бы смог?

Потянули, покрутили,

Постучали – и открыли!

               

«К нам пришла собачка,

Умная собачка.

С детками играет,

Очень громко лает.»

Физкультминутка:

Есть у киски глазки (показывают свои глазки)

Есть у киски ушки (показывают ушки и  шевелят ими)

Есть у киски лапки

Мягкие подушки (сжимают и разжимают кулачки)

Киска, киска, не сердись (грозят пальчиком)

Не царапай деток, Брысь!(хлопок в ладоши.)

                                     

                                   Ладушки, ладушки!

                                     Пекла бабка оладушки,

                                     Маслом поливала,

                                     Детишкам давала

                                     Мише дала, Маше дала

                                     Андрюши дала, Никите дала.

                                     Хороши оладушки

                                     У нашей бабушки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию "В гостях у бабушки"

Конспект занятия по познавательному развитию "В гостях у бабушки"...

Конспект НОД по познавательному развитию "В гостях у бабушки Федоры"

Конспект НОД по познавательному развитию "В гостях у бабушки Федоры"...

Конспект ООД по познавательному развитию "В гостях у бабушки Арины". Первая младшая группа.

Конспект ООД по познавательному развитию "В гостях у бабушки Арины". Первая младшая группа.Автор: Шеменева Марина Анатольевна, воспитатель МАОУ СОШ №29 г.Липецка", Цель: формирован...

Конспект по познавательному развитию "В гости к бабушке Федоре"

Конспект по познавательному развитию "В гости к бабушке Федоре"...