Конспект проведения непосредственно образователь-ной деятельности по ознакомлению с окру-жающим с элементами экспериментирова-ния в первой младшей группе по теме: «Волшебница-водица»
план-конспект урока по окружающему миру (младшая группа)

Мубаракшина Лиля Рафиковна

В  конспекте разработан материал по проведению НОД  по ознакомлению с окружающим с элементами экспериментирования "Волшебница-водица" в первой младшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_volshebnitsa-voditsa.docx30.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 26»

Конспект

проведения непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим с элементами экспериментирования в первой младшей  группе

по теме: «Волшебница-водица»

Провела воспитатель

Мубаракшина Л.Р.

                                                         

г.Сатка

2021 г.

Программное содержание

  1. Создать условия для выявления свойств и качеств воды: прозрачная, цветная, льется, теплая, холодная.
  2. Формировать представления детей о свойствах воды - (прозрачная, без запаха, льется, окрашивается, мокрая, теплая).
  3. Формировать интерес к экспериментальной деятельности.
  4. Стимулировать использование исследовательских и поисковых действии
  5. Закрепить знания детей об использовании воды в жизни людей (она нужна    нам, чтобы пить, мыть посуду, поливать растения, стирать бельё и т. д).
  6. Активизировать  речь. Обогащать  словарь детей новыми словами и понятиями  (чистая, прозрачная, льется, цветная, капает, губка, эксперимент, теплая, лёгкая, тяжёлая).
  7. Развивать познавательную активность в процессе самостоятельного выполнения экспериментальной деятельности.
  8. Воспитывать любознательность, любопытство, эстетическое восприятие.
  9. Развивать мелкую моторику кистей рук, координацию движений.
  10. Воспитывать аккуратность при работе с водой;
  11. Способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя.

      Форма проведения: Подгрупповая, практическая деятельность.

Методы и приёмы

  1. Наблюдение, демонстрация опытно-экспериментальной деятельности.
  2. Проблемные вопросы, побуждающие познавательную и речевую активность.
  3. Использование художественного слова.
  4. Экспериментирование, показ способов действий, совместные действия воспитателя и ребенка.
  5. Внезапное появление объекта, создание игровой ситуации, смена деятельности.

                       

Оборудование и материалы

  1. Стаканы с водой (по количеству детей)
  2. Пластмассовые стаканчики (по количеству детей).
  3. Камешки (по количеству детей).
  4. Трубочки для коктейля (по количеству детей).
  5. Кисти (по количеству детей).
  6. Гуашь синяя.
  7. Салфетки бумажные (по количеству детей).
  8. Губки (по количеству детей).
  9. Игрушка Капелька.
  10. Фартуки и нарукавники (по количеству детей).

 Предварительная работа

  1. Чтение художественной литературы 3. Александрова «Капель», К. Чуковский «Мойдодыр», С. Маршак «Дождь», А. Барто «Девочка чумазая»
  2. Разучивание наизусть потешеки «Водичка, водичка».
  3. Дидактические упражнения: «Помоем ручки», «Умоем куклу», «Плавают кораблики», «Поймай ручки» и т.п.
  4. Подвижные игры: «Капельки и тучка», «Солнышко и дождик».
  5. Игры с водой.
  6. Наблюдение за дождем, снегом и поливом комнатных растений.
  7. Рассматривание иллюстраций из цикла «Волшебница Вода».

Ход занятия  - экспериментирования:

Уточнение правил безопасности.

Во время занятия:

-не брать камни в рот.

 -не брызгаться водой.

-не намочить рукава.

-не испачкать руки краской.

Воспитатель: Ребята! Посмотрите, сколько у нас гостей сегодня! Поздоровайтесь с ними.

Дети здороваются.

Воспитатель: «Она прозрачная, без цвета,

Она без запаха всегда.

И мы, конечно, знаем – это

Принцесса жидкостей …

Дети: Вода.

Раздаётся стук в дверь.

Воспитатель: Правильно вода. К нам в гости пришла капелька (показывает).

Поздоровайтесь с ней.

Дети здороваются.

Воспитатель: Капелька принесла нам корзиночки , но не знает что с ними делать и просит вас помочь разобраться  и узнать, что ребята знают о воде. Поможем Капельке?

Дети: Да поможем.

Воспитатель: Приглашаю вас подойти к столу.

На столе стоит большая емкость с водой. Дети и воспитатель располагаются вокруг нее.

Чудеса творит водица,

Не устали мы дивиться –

Кораблям доплыть поможет,

Рыбку спать она уложит.

И желанна каждый час.

Вода – волшебница у нас.

Воспитатель: Посмотрите внимательно, что вы видите?

Дети: Водичку.

Воспитатель: Правильно это вода.

Хоровое и индивидуальное повторение слова «водичка».

Воспитатель: Ребята, как вы думаете можно ли налить воду во что-нибудь: стакан, вазу.

Дети: можно.

Воспитатель выставляет перед каждым ребенком стаканчик и наливает в него воду.

Воспитатель: Скажите, что я сейчас делаю?

Дети: Наливаете воду.

Воспитатель: А вода что делает?

Дети: Льется, переливается из кувшина в стаканчик.

Хоровое и индивидуальное повторение слова «льется».

Воспитатель: Правильно, ее можно перелить из одной посуды в другую. Вода течет. Девочки и мальчики, хотите попробовать перелить воду из одного стакана в другой?

Дети: Да!

Опыт «Вода льётся».

Воспитатель: Ребята, возьмите стаканчик с водой и перелейте ее в пустой стакан.

Дети пробуют аккуратно перелить воду из одного стакана в другой

Воспитатель: Получилось? Вот мы с вами выяснили, что воду можно переливать, и она льётся.

Опыт: «Цвет воды»

Воспитатель: А сейчас в  стакан с водой  опустим ложку. Видно ложку?

Дети: Да!

Воспитатель: Почему вы ее видите? Вода прозрачная, поэтому видно ложку. Это еще одно свойство воды – вода прозрачная.

Воспитатель: Значит вода, у нас какая?

Дети: Прозрачная

Опыт: «Покрасим воду»

Воспитатель: Ребята, вода в наших стаканчиках имеет цвет?

Дети: Нет.

Воспитатель: Посмотрите, как я его буду делать: берем кисточкой немного волшебной краски, добавляем в стаканчик и размешиваем, и смотрим, что же происходит. Какого цвета стала вода?

Дети: цветной и яркой.

Воспитатель: Проверим? Возьмите кисточку, наберите на кисточку краску и размешайте ее в воде.

Дети выполняют задание самостоятельно.

Воспитатель: Посмотрите, что за чудо? Что у нас произошло? Какая вода получилась у вас?

Дети: Вода стала цветная – синяя.

Воспитатель: Арина, в какой цвет у тебя окрасилась вода? А у тебя  Соня?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята мы с вами превратили прозрачную воду в цветную. Значит, воду можно окрасить в любой цвет.

Воспитатель: Ребятишки? А давайте проверим. Опустим ложку в стакан, если ложку не видно, значит вода не прозрачная.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Ребята, видно ложку?

Дети: Нет.

Воспитатель: Правильно, не видно значит, вода не прозрачная стала.

Воспитатель: Капелька принесла нам камешки и трубочки.

Рассыпать на стол, дети рассматривают их.

Воспитатель: А теперь давайте сравним камешки. Камешки все разные.

Сожмите камешки в руке, какие они?

Дети: Твердые.

Воспитатель: Постучите камень о камень.

В руки камешки мы взяли,

Друг о друга постучали,

Наши камешки стучат, вот так, вот так.

Не разбить нам их никак.

Почему нельзя разбить камешки?

Дети: Они твердые и тяжёлые.

Воспитатель: А трубочки какие?

Дети: Лёгкие.

Опыт: «Тонет или плывет»

Воспитатель: Ребята возьмите камешки и опустите их в стаканчик с водой.

Дети выполняют задание самостоятельно.

Воспитатель: Скажите, камешки плавают или опустились на дно стаканчика?

Дети: Камешки опустились на дно стаканчика, они тяжелые.

Воспитатель: Утонули?

Дети: Утонули.

Воспитатель: Почему камни утонули?

Дети: Они тяжелые.

Воспитатель: Ребята, достаньте камешки из воды и положите их на поднос.

Дети выполняют задание самостоятельно.

Воспитатель: А теперь возьмите трубочки и опустите их в воду.

Дети выполняют задание самостоятельно.

Воспитатель: Трубочки тяжелые или легкие?

Дети: Легкие.

Воспитатель: Что с трубочкой?

Дети: Плавает.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, камень тяжелый он упал на дно, а трубочка легкая,  она плавает.

Воспитатель: Мы окунули свои пальчики в воду, какими они стали?

Дети: Они стали мокрыми и камешки стали мокрыми.

Воспитатель: Значит, вода какая?

Дети: Вода мокрая.

Индивидуальное закрепление слова «мокрая».

Воспитатель: А теперь промокните мокрые пальчики салфеткой, какими они стали?

Дети: Пальцы стали сухими.

Воспитатель: А салфетка, стала какой?

Дети: А салфетка стала мокрой.

Воспитатель: Когда вы вынимали камешек из воды, какая была вода

теплая или холодная?

Дети: Вода была теплая.

Воспитатель: Если люди ставят чайник на плиту, чтобы подогреть в нем воду для чаепития, какая вода становится в чайнике?

Дети: Вода в чайнике станет горячей, кипяток.

Воспитатель: Скажите, воду из чайника, который только что закипел, можно трогать?

Дети: Такую воду трогать нельзя, можно обжечься, обвариться и попасть в больницу.

Воспитатель: Ребята, для чего людям нужна вода?

Дети: Вода нужна, чтобы пить, купаться, стирать белье (и т.д.).

Воспитатель: Как вы думаете, можем мы с вами прожить без воды?

Дети: Нет, без воды не прожить.

Воспитатель: А вы знаете ребята, что воду нужно беречь, и когда моешь руки, нужно сразу закрыть кран. Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран.

А сейчас Соня расскажет нам потешку «Водичка, водичка »

Соня читает потешку.

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Зима».

Физкультминутка «Зима».

Солнце землю греет слабо,

(Руки вверх и вниз.)

По ночам трещит мороз,

(Руки на пояс, наклоны в стороны.)

Во дворе у снежной Бабы

(Руки на пояс, поворот вокруг себя.)

Побелел морковный нос.

(Дети показывают нос.)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда,

(Прыжки на месте.)

Вьюга злится,

Снег кружится,

(Дети кружатся.)

Заметает все кругом

Белоснежным серебром.

(Плавные движения руками.)

Воспитатель:

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит

Паром чайника шипит,

Без неё вам не умыться

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить

Без воды нам не прожить!

Мы привыкли, что вода-

Наша спутница всегда!

Опыт «Воду можно собрать»

Воспитатель: Ребята, наша  Капелька  огласилась помочь нам узнать тайны волшебного дождя. Она приглашает нас к столам. У нас на столе лежат губки – это будут наши тучки. Возьмите их в руку и почувствуйте, какие они на ощупь?

Дети:  Сухие и лёгкие.

Воспитатель: А в тарелочках у нас вода, это – реки, моря, океаны из которых тучка пьет водичку. Опускаем в воду свои тучки, тучка наполняется. Посмотрите, как много капелек воды собралось в губке!

Теперь скажите, какая тучка стала?

Дети:  Тяжёлая, мокрая.

Воспитатель: А сейчас поднимите свою тучку-губку и отожмите,  из тучки польётся дождь.

Воспитатель: Соня, скажи, пожалуйста, какой дождик у тебя получился: сильный или слабый?

Дети: Сильный.

Воспитатель: Положите губки на стол и вытрите руки салфеткой.

Дети выполняют задания.

Воспитатель: Молодцы! Нашей капельке так всё понравилось. Она говорит вам большое спасибо. А теперь ей пора возвращаться домой .Скажем ей до свидания.

Дети: До свидания.

Использованная литература:

О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова «Неизведанное рядом»; опыты и эксперименты для дошкольников; творческий центр «Сфера», М., -2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения совместной непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительного дошкольного возраста с использованием интерактивных технологий. Образовательная область - «Познавательное развитие» Тема: « Путешествие в мир бумаги».

Структурное подразделение «Отделение дошкольного образования детей»Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения лицея № 329Невского района Санкт – Петербурга...

Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с элементами ТРИЗ в средней группе на тему: «В музее головных уборов»

Цель:  создание условий для обогащения знаний детей о головных уборах с использованием элементов ТРИЗ.Задачи: 1. Создать условия для побуждения детей к речевой активности.2. Создать условия для р...

План – конспект непосредственно образователь-ной деятельности по речевому развитию детей старшей группы. «Составление описательного рассказа по теме «Весна идёт, весне дорогу!»

Тема    «Составление описательного рассказа «Весна идёт, весне дорогу» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Познавательн...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром по теме: "Волшебница водица"

Конспект занятия по ОО "Познавательное развитие" в рамках занятия по познавательно-исследовательской деятельности и ознакомления с окружающим миром....

Занятие №3 из проекта на тему «Волшебница водица». Конспект занятия для детей старшей группы по ознакомлению с окружающим миром.

Цель: развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира; развивать наблюдательность, учиться анализировать и делать выводы. Расширять представление детей о разнообразии природ...

«Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» Конспект проведения непосредственно организованной образовательной деятельности Тема : «Сказочный лес» с детьми средней группы (4-5 лет) Социокультурная категория - «Дороги добра»

laquo;Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»     Конспект проведения непосредственно организованной образовательной деятельности Тема : «Сказочный лес...