Конспект непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Превращение в фокусников»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Леонтьева Елена Викторовна

Формирование у детей основ знаний и представлений о бумаге, её свойствах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prevrashchenie_v_fokusnikov.docx21.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста  «Превращение в фокусников»

Цель: формирование у детей основ знаний и представлений о бумаге, её свойствах.

Программные задачи:

1. Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой.

2. Формировать и поддерживать интерес детей к окружающему миру, удовлетворять детскую любознательность.

3. Развивать словесно-логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, умение делать умозаключение. Учить самостоятельно, проводить опыты и эксперименты. Формировать у детей умения самостоятельно делать выводы исследований. Объяснить «волшебные явления» с точки зрения химии и физики

4. Продолжать развивать у детей связную речь, продолжать учить детей последовательно излагать свои мысли, обогащать активный словарь.

 

Ход НОД.

Воспитатель: Ребята посмотрите, сколько гостей сегодня у нас. Давайте поздороваемся.

Придумано кем – то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

«Доброе утро!» - солнцу и птицам.

«Доброе утро!» - улыбчивым лицам.

А сейчас улыбнитесь друг – другу и подарите свои улыбки гостям.

Воспитатель:   Ребята,  недавно мы с вами говорили о профессиях, а как вы думаете какая профессия самая загадочная и волшебная (фокусник)

- Давайте вспомним, кто такой фокусник? (Человек, который показывает фокусы) Фокус – это чудо, это сказка, это превращение

- А вы умеете показывать фокусы?

- Хотите, я научу вас некоторым детским фокусам, и вы сможете показать их родным и близким?

Тогда я предлагаю вам совершить путешествие и посетить «Школу фокусников», все согласны отправиться в дорогу? Тогда садимся в поезд и отправляемся в «Школу фокусников»!

Воспитатель: Ребята мы очутились в лаборатории, где фокусники изучают свойства какого-либо материала, с помощью которого будут показывать фокус. Ведь не зная свойств материала – фокус не получится.

      А какой сейчас изучают материал в «Школе фокусников» вам поможет загадка:

Она бывает документом,

Салфеткой, фантиком, конвертом,

Письмом, обоями, ,

Альбомом, книгой и при этом

Она бывает и деньгами.

Что это? Догадайтесь сами! (БУМАГА)  - Расскажите мне, пожалуйста, зачем нам нужна бумага? (Ответы детей_)

Воспитатель: Посмотрите,  какая разная бывает бумага (на столах лежат различные образцы бумаги: альбомная, тетрадная, салфетка, газета, картон? Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы попытайтесь не только их отгадать, но и подобрать к ответу нужный образец бумаги, который лежит у вас на столе.

В школе ученикам помогает, знания их сохраняет (тетрадь) .

Очень жесткий с виду он, а зовут его (картон) .

Очень мягкая на ощупь, вытирает деткам щечки (салфетка) .

Не простое развлеченье, для гуаши, акварели. Детские рисунки в нем, а зовут

его (альбом).

Сохраняют всю на свете информацию в (газете).

Воспитатель:  Молодцы, вы  не только отгадали, но и верно показали.

Ребята, посмотрите, какое необычное дерево растёт в лаборатории! Чем оно необычно? (Листья не настоящие, а бумажные)

- Это дерево поможет нам многое узнать о бумаге. На листьях написаны цифры. Найдите лист с цифрой 1 (Снимаем лист с дерева)

1 «изучи бумагу с помощью рук и глаз»

Гладкая, шершавая, толстая, тонкая, гофрированная, бархатная, прозрачная, мягкая, цветная.

«Возьмите по листу бумаги и поиграйте в игру «Угадай кто я?»

- Ребята, вы знаете такую игру? (Нет)

- А я знаю. Возьмите игрушку в руку. Сейчас я вижу, что у Саши – мишка, у Оли – зайка. Как можно использовать бумагу, чтобы я не угадала вашу игрушку? (Завернуть в бумагу, спрятать за бумагу). Выполняйте.

- Почему сейчас я не вижу вашу игрушку? (Бумага не прозрачная). Верно.

2. «Бумага режется» (схема «ножницы»)

Предложить детям узнать режется бумага или нет. Два вида бумаги: картон, простая альбомная бумага. Попробовать разрезать ножницами сначала бумагу. Бумага разрезалась быстро и легко. При разрезании картона у детей возникли затруднения.  Вывод: картон толще, чем бумага. Бумага режется по легкости в зависимости от толщины.

3. «Бумага пластична и она рвется» (схема «рваная бумага и ее можно сгибать»)

Вывод: картон толще, чем бумага, бумага рвется и сгибается по легкости в зависимости от толщины.

4. «Бумага мнется и издаёт звук» (схема «мятая бумага и нота»)

Смять сначала бумагу, потом картон.

Вывод: чем толще бумага, тем она труднее мнется.

«Бумага издаёт звук» (схема "нота")

Предложила взять разноцветную бумагу и выполнять движение «стирка белья». Бумага шуршала, скрипела.

Вывод: при смятии, трении – бумага издаёт звук.

5. «Бумага намокает» (схема «капля воды») .

Опустить в воду сначала салфетку, затем альбомный листок бумаги. Что произошло?

Вывод: тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени. Бумага боится воды, бумага материал не прочный.

6. «Бумага впитывает жир и тогда вода скатывается» (схема «растительное масло») .

7. «Бумага горит» (схема «спички»)

«Помни правило – ты бумагу и огонь никогда один не тронь»

Поджигать бумагу мы не станем, все знают, что она горит. Ребята, запомните: «Спички детям не игрушка» Вешаем листок на доску

Сейчас мы повторим, что узнали о бумаге (Обращаюсь к листочкам-помощникам, что можно с ней делать, какая она

Молодцы, а теперь настало время отправиться в мастерскую фокусов!

Теперь давайте превратимся в фокусников:

Мы друг другу улыбнулись

Дружно вверх все потянулись

До земли мы поклонились и

Все в фокусников превратились

Колдовать мы начинаем:

Рекс-пэкс-фэкс

Ваша задача в мастерской не только показать фокус, но и отгадать его секрет.

Фокус №1: «Живые цветы»

Воспитатель показывает детям цветок, сделанный из бумаги.

Воспитатель: Как называется этот цветок? (Кувшинка)

Воспитатель: Где он растет? (На озере, на пруду)

Воспитатель: Возьмите по кувшинке и аккуратно положите на поверхность воды. Давайте скажем все вместе: «ЭЙ, ЦВЕТОЧКИ, ПРОСЫПАЙТЕСЬ! ЛЕПЕСТОЧКИ РАСКРЫВАЙТЕСЬ!»

Дети наблюдают за раскрытием лепестков.

Воспитатель: Как вы думаете, а в чем секрет этого фокуса?

Воспитатель: Почему лепестки стали раскрываться? (Дети высказывают свои предположения)

Необходимо подвести детей к правильному ответу: бумага впитывает в себя воду и лепесточки под тяжестью воды раскрываются, и ложатся на поверхность воды.

Наши чудные цветки

Распускают лепестки

Ветерок чуть дышит

Лепестки колышет

Наши чудные цветки

Закрывают лепестки

Головой качают

Тихо засыпают

Дети сидят на корточках. Соединив ладони перед грудью. Начинают медленно вставать, раскрывают руки над головой, раскачиваются и медленно принимают исходное положение.

Фокус №2 «Тайное послание».

Воспитатель: Посмотрите, на этот чистый лист альбомный сейчас я произнесу волшебные слова, закрашу лист бумаги краской и проявиться тайное послание. Не верите? Вам только нужно взять кисть, набрать краску и закрасить лист краской. Дети проводят кисть по бумаге, на которой заранее парафином нанесены рисунки и на цветном фоне начинают проявляться различные картинки: домики, солнышко, цветы Волшебник вместе с детьми «рисует» свой рисунок на листе.

Объяснение волшебника: ребята, такой рисунок Вы можете подготовить сами. Нужно только взять белый восковой карандаш, нарисовать что – то, а потом разукрасить лист бумаги краской. Можно подарить такой «волшебный рисунок» другу или родителям.

Над бумажным над листом

Машет кисточка хвостом.

И не просто машет,

А бумагу мажет,

Красит в разные цвета.

Ах, какая красота!

Воспитатель: Вам понравились фокусы? Теперь вы сможете показать их своим родителям и друзьям, только не забывайте про волшебные слова.

     Ребята, сегодня вы справились со всеми заданиями: отгадали загадки, разгадали свойства бумаги с помощью волшебного дерева, показали фокусы и открыли их секреты. Надеюсь, что вам было интересно и нашим гостям тоже. А сейчас настало время сесть в поезд и отправиться назад в детский сад, но мы обязательно еще не раз вернёмся в «Школу фокусников»!

Литература:

«Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах / составитель Н.В.Нищева, - СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2017.

«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в экспериментальной деятельности» Парциальная программа «Любознайка»

Авторы-составители: Г.П.Тугушева, А.Е.Чистякова; Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2018.

Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Удивительные свойства воздуха»

В конспекте ООД по познавательному развитию для детей старшего возраста собраны увлекательные опыт с песком....

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста « Где родился –там и пригодился!»

закрепить и обобщить знания детей о профессиях в животноводстве, об учреждениях, в которых живут домашние животные.Воспитание заботливого отношения к животным; интереса к животному миру; уважения к тр...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме «Путешествие в страну "Спорта и здоровья»

Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность (ЗОЖ)Тема: "Путешествие в страну "Спорта и здоровья"Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие&ra...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему «Кулинарные традиции православных христиан»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста  на тему «Кулинарные...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие в прошлое»

Данный материал будет актуален при организации воспитательно-образоватлеьного процесса с детьми старшего дошкольного возраста....