ООД в разновозрастной группе среднего дошкольного возраста «Почему опадают листья?»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Видякина Ирина Ивановна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ood_pochemu_opadayut_listya.doc542 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Александровский детский сад «Ягодка»

ООД в разновозрастной группе

среднего дошкольного возраста

«Почему опадают листья?»

                                                             

                                                                Подготовила: воспитатель

                                                                   МБДОУ «Александровский

                                                         детский сад «Ягодка»

                                              Видякина И.И.

Александровка,2022г.

Цель: способствовать расширению знаний детей о явлениях живой и неживой природы, почему листья опадают.

Программные задачи:

Образовательные:

-исследовать строение листа;

-способствовать закреплению знаний о знакомых деревьях, форме их листьев, значении листьев для дерева;

-в ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы;

Развивающие:

развивать внимание, связную речь (словарь: черешок, кромка, , жилки), мыслительные операции (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи);

развивать воображение и творческую активность;

развивать наблюдательность, способность замечать интересные моменты в окружающем мире.

Воспитательные:

-воспитывать        любознательность,        умение        взаимодействовать        друг        с другом.

Оборудование и материалы: мультимедийное устройство, музыкальная фонограмма «Звуки природы «Шум ветра», лупы, листья сухие и только, что опавшие (на каждого ребенка), осенние листочки, картон, клей.

Ожидаемые результаты:

-участвуют в проведении опыта, наблюдают, делают выводы;

-умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи;

-активно        и        доброжелательно        взаимодействуют        со        взрослыми        и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач имеют элементарное представление о строение листа;

-проявляют интерес к природе.

Ход образовательной деятельности

Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Давайте поздороваемся и улыбнемся, подарим друг другу хорошее настроение.

Воспитатель. Ребята, кажите, какое сейчас время года?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. Какие осенние месяцы вы знаете?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. Скажите, как называют осень в сентябре? Почему?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. Как называют осень в октябре и почему?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. Как мы называем осень в ноябре?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. Почему?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. Я вам предлагаю сегодня стать маленькими символами осени

– осенними листочками. Если вы согласны, тогда я объявляю сегодняшний день – Днём осенних листочков.

(Раздается звонок по скайпу - на связи Гена Барбоскин)

Гена Барбоскин. Здравствуйте, ребята! Я знаю, что у вас сегодня День осенних листочков. Поэтому хотел вас попросить о помощи разобраться, почему листья осенью опадают. Вы поможете мне в этом?

Дети. (Ответы детей).

Гена Барбоскин. Заранее спасибо.

Воспитатель. Ребята, как мы сможем Гене помочь? Что можем сделать?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. Для        того        чтобы        помочь        Гене        Барбоскину,        нам нужно выстроить алгоритм исследования.

На магнитной доске дети выстраивают алгоритм исследования листьев.

По очереди берут картинки-знаки и выбирают действия с листьями

Приготовить лупу.

Выбрать лист.

Исследовать.

Составить рассказ.

(звучит фонограмма «Шум ветра»)

Воспитатель. Ребята, посмотрите, сколько листочков надул ветер.

Развивающая игра «Разрезные картинки»

Воспитатель. Соберите разрезные картинки, и мы узнаем какие листочки он нам принес.

Дети собирают разрезные картинки листьев березы, дуба и рябины или тополя

(всего 3 листочка).

Воспитатель. Как называется лист, который вы собрали из разрезных картинок?

Дети. (Ответы детей).

Дидактическая игра «С какого дерева листок»

Воспитатель. Давайте узнаем, с каких деревьев наши листочки. Для этого поделитесь на группы и подойдите к любому из деревьев, найдите лист с того дерева, с которого он осыпался.

Дети подходят к изображению 3 деревьев (по 3 человека) березы, дуба, тополя (рябины), находят листья и приклеивают их к соответствующим деревьям.

Воспитатель. С каких деревья осыпались листья?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель.        Давайте        посчитаем        сколько        листьев        на        березе? Тополе(рябине)? Дубе?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. Для того, чтобы нам изучить листья, предлагаю вам пройти в лабораторию.

Исследование строения листа с помощью лупы

Воспитатель. Возьмите в руку березовый лист. Как называется вот эта часть листа? (показывает черешок).

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. Правильно. Эта часть листа называется черешок. С помощью черешка лист закрепляется на стебле. Подойдите к столам и рассмотрите березовый лист через лупу. Что вы видите на листе?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. Листья пронизаны жилками. По жилкам к листочку передается вода. Пощупайте лист пальцами. Какой он на ощупь?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. Именно жилки делают лист упругим. Отделите лист от прожилок. Что случилось с листом?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. Проведите правым указательным пальцем по главной жилке. Где она проходит?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. От главной жилки отходят более мелкие жилки. Проведите по ним левым указательным пальцем.

Воспитатель. Почему деревья сбрасывают осенью листья?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. Осенью становится холоднее, солнце светит мало, и листья перестают вырабатывать хлорофилл. Деревья готовятся к зиме, сбрасывая листву. Так они защищают себя, потому что если листья не опадут, то зимой ветки могут обломаться от тяжести снега.

Дыхательная упражнение

Осенние листочки на веточках висят,

Осенние листочки детям говорят – Рябиновые: А-а-а!

Осиновые: И-и-и!

Кленовые: О-о-о!

Дубовые: У-у-у!

Эксперимент «Свойства листьев»

Воспитатель. перед вами лежат два листочка: один сухой, другой недавно упавший с дерева. Возьмите в руки и попробуйте их сложить. Что с ними произошло?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. Лист недавно опавший остался прежним, а сухой лист раскрошился. Что можно сказать об этом эксперименте?

Дети. (Ответы детей).

Эксперимент «Как листья опадают»

Воспитатель.  На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по- разному. Для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, проведем эксперимент.

Воспитатель. Возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит, внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился?

Воспитатель. Ребята, что можно сказать об этом эксперименте?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. Ребята, а давайте мы с вами потанцуем с листиками:

(на экране показываются движения, дети по музыку выполняют их)

Листочек качается (движения вправо-влево).

Листочек кружится (дети кружатся вокруг себя).

Листочек летит (дети бегают).

Листочек падает (дети приседают).

Игра «Да – Нет»

Воспитатель.  Я буду задавать вопросы, а вы будете мне отвечать да или нет. Если нужно сказать да - вы будете хлопать. Если нет - руки прячете за спину.

Осенью цветут цветы?

Тучи солнце закрывает?

Колючий ветер прилетает?

Морозы осенью бывают?

Ну, а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну, а что же надо делать – куртки шапки надевать?

Воспитатель. Раз у нас сегодня День осенних листочков, я предлагаю вам быть не только осенними листиками, а стать королями и королевами осенних листочков. Согласны?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. А, что есть у королей и королев, что их отличает от остальных?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. Мы сейчас сделаем свои собственные королевские короны.

(Изготовление короны из сухих листьев, которые клеятся на основу из картона)

Воспитатель. Ребята, пока наши короны сохнут, мы с вами свяжемся с Геной и дадим ответы на его вопросы. Давайте ему позвоним.

(Гудок, на связи Гена Барбоскин)

Воспитатель. Еще раз здравствуй, Гена! Мы многое узнали и сейчас, ребята расскажут об этом.

Дети. (Ответы детей).

(Рассказ детей о том, что узнали).

Гена. Мне понравились ваши ответы, за это я высылаю вам по электронной почте сертификаты и присваиваю вам звание «Юный исследователь». До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно-образовательная деятельность по развитию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста «Почему все люди разные»

Непосредственно-образовательная деятельность  по развитию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста «Почему все люди разные»...

Программа обучения правил дорожного движения в работе в разновозрастной группе дошкольного возраста

Программа обучения правил дорожного движения в работе в разновозрастной группе дошкольного возраста...

Сценарий праздника 8 марта "Мамин день!" разновозрастная группа дошкольного возраста

Сценарий детского праздника, посвященный к Международному женскому дню в ДОУ...

Физкультурный досуг в разновозрастной группе дошкольного возраста "Здравствуй,осень золотая"

Формирование представлений о природных явлениях,внимания и интереса к окружающей действительности...

Оформление развивающей предметно-пространственной среды в разновозрастной группе дошкольного возраста

Фотографии и представление игровых уголков группы дошкольного возраста....

Презентация для детей старшего дошкольного возраста "Почему опадают листья?"

В доступной для детей форме описание природного явления - листопад....