Непосредственно-образовательная деятельность по развитию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста «Почему все люди разные»
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Иванова Александра Ивановна

Непосредственно-образовательная деятельность  по развитию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста «Почему все люди разные»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pochemu_vse_lyudi_raznye.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: создание условий для осознания детьми своего состояния; индивидуальности каждого человека; повышение самооценки; снятие тревожности при вступлении в контакт.

 Задача: формировать умение правильно дифференцировать эмоциональные состояния; распознавать эмоциональное состояние по мимике; понимать свои чувства и правильно «читать» эмоции собеседника.

Ход НОД

I этап. 

Приветствие «Чуткие руки».

Что за чудо – чудеса – раз рука и два рука

(поднимают вверх сначала одну руку,  потом другую руку).

Вот ладошка левая, вот ладошка правая

(смотрят на одну, затем на другую ладонь).

И скажу вам не тая – руки всем нужны друзья.

Сильные руки не бросятся в драку                                                                                                              (согнутые в локтях руки развести в стороны).

Добрые руки    поглядят собаку

(гладят свою одну руку, затем другую).

Умные руки  умеют лечить.

      (гладят щеки).

Чуткие руки умеют любить  (берутся за руки).

II этап.  

Упражнение «Солнышко – тучки»

Психолог

 А теперь садитесь на ковер полукругом. В стране радость наступила осень

Скажите, какое сейчас время года? (осень). Осенью на улице бывает  (что?) солнце, но бывает и (что?) тучи. «Нарисуйте глазами солнце, а теперь тучу. Когда я произнесу слово «солнце», поднимите руки вверх, в стороны, улыбнитесь. Когда я произнесу слово «тучка», сожмитесь в комочек, сделайте лицо хмурым, руки сожмите в кулаки и прижмите к себе.

Рефлексия

Психолог

Что вам больше всего понравилось делать? Почему? (ответы детей).

III этап.

Игра «Пиктограммы»

(распознание эмоционального состояния по мимике).

Для этой игры необходимо изготовить набор карт – пиктограмм.  – изображений людей  в различных эмоциональных состояниях. Нам понадобится два набора карточек: в одном наборе карточки целые,  в другом – разрезанные на части.

Детям дается первый набор карточек, они распознают настроение (эмоции) и дают имя каждой пиктограмме (определяют, какой человек: веселый  или грустный, сердитый или добрый, счастливый или расстроенный). Затем предлагается второй набор, где разрезанные шаблоны перемешаны между собой. Детям предлагается найти и собрать фотографии людей.

 После определения каждой пиктограммы дети разбиваются на пары. У каждого участника совой набор пиктограмм. Один участник берет пиктограмму и, не показывая её другому, называет настроение, которое на ней изображено. Второй должен найти картинку, задуманную своим партнером. После этого две выбранные картинки сравниваются. При несовпадении  можно попросить детей объяснить, почему они выбрали ту или иную пиктограмму для определения настроения.

Игра «Волшебный мешок»

(осознание своего эмоционального состояния и освобождение от отрицательных эмоций.

   Перед этой игрой необходимо обсудить с детьми, какое у каждого их них сейчас    настроение, что он чувствует, может быть, он обижен на кого – либо и т.п.

 Затем детям предлагается сложить в мешок все отрицательные эмоции: злость, обиду, грусть и т п. Этот мешок, со всем плохим, что в нем сеть, выбрасывается. Можно предложить детям самим выбросить этот мешок. Хорошо, если взрослый тоже сложит в этот мешок свои отрицательные эмоции.

Можно использовать ещё один «волшебный» мешок, из которого ребенок может взять себе те положительные эмоции, которые он хочет.

Игра «Мимическая гимнастика»

Эта игра – тренинг выразительности мимики.

Ребенку предлагается выполнить ряд упражнений для мимических мышц лица. Сморщить лоб, поднять брови (удивление), расслабиться. Сохранить лоб гладким  в течение одной минуты. Сдвинуть брови, нахмуриться (сержусь). Расслабиться. Полностью расслабить брови,  закатить глаза,   (а мне все равно – равнодушие). Расширить глаза, рот открыт,  руки сжаты в кулаки, все тело напряжено (страх, ужас). Расслабить веки, лоб, щеки (лень, хочется подремать). Расширить ноздри, сморщить лоб(брезгливость, вдыхаю неприятный запах). Расслабиться. Сжать губы, прищурить глаза (презрение). Расслабиться. Улыбнуться, подмигнуть (весело, вот я какой).

Упражнение с элементами сказкотерапии  «Путешествие в Волшебную страну чувств»

Психолог

А теперь мы отправимся с вами в Волшебную страну чувств.  ( в виде силуэта фигуры человека).  Там есть горы, реки, темные дремучие леса и залитые солнцем луга, есть топкие коварные болота. (Выкладывается из картонных заготовок три дороги).

В эту страну ведут три дороги:

 Одна из них похожа на реку: тихая и  спокойная, помогает быстро достичь страны, но не дает большой силы (выкладывается ткань, имитирующая реку).

 Вторая дорога идет через топкие болота. Она короче первой, но и более сложная и опасная, она дает большие силы (выкладываются картонные круги, имитирующие кочки и болота).

Третья дорога самая короткая,  но и самая сложная. По ней в Волшебную страну отправляются самые смелые путешественники. Она дает больше всего сил в волшебной стране чувств (выкладываются аппликаторы Кузнецова).

 Давайте и мы выберем, по какой дороге в страну чувств отправится каждый из нас. Дети выбирают дорогу и проходят по ней.

Психолог

Жители страны,  любят общаться с путешественниками, гостями своей страны. Они придумали рассказы о себе и просят вас определить, о ком в них говорится? Давайте подумаем,  какое чувство может говорить о себе так, и покажем подходящие карточки.

Психолог зачитывает текст, дети определяют, какое чувство представлено.

Радость

 Я так люблю смеяться, веселиться, танцевать, слушать музыку… когда я появляюсь, все вокруг расцветает, становится ярким, красочным, весенним. Воздух наполняется пением птиц, запахом цветов…

Грусть

Ох, ах, ох, ах… Мой приход сопровождается дождиком, слякотью, лужами, ветром, который свищет по садам… Светлая, печальная, кружусь, скучаю, слезу роняю, о тоске напоминаю…

Интерес        

Легкокрылый, вездесущий

Слушаю, наблюдаю, познаю.

И к нежным вершинам

И к тайным глубинам

Вас приведу.

 Страх

Порой я врываюсь как змея, как тигр. А порой могу подкрасться внезапно, незаметно, застать врасплох, могу стремительно влететь - как гроза… От моего появления всем становится не по себе. На лбу может выступить пот, по спине поползут мурашки, руки становятся липкими и скользкими, а ноги наливаются тяжестью… Отовсюду лезут разные звуки (с, ш., х). Слышны фразы «сейчас съем», «утащу к себе», «страшно».

Психолог

Давайте с вами пофантазируем. Все чувства живут вместе в волшебной стране. Дружат между собой, иногда ссорятся, но потом мирятся, ходят друг к другу в гости, делают подарки. Живут они все в маленьких цветных домиках. Причем каждое чувство живет в домике определенного цвета. Кто – то живет в красном домике, кто – то – в синем, кто – то – в черном, кто – то в зеленом. Каждый день, как только встанет солнце,  жители Волшебной страны занимаются своими делами. Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган. Порывы ветра были настолько сильными, что срывали крыши домов и ломали ветки деревьев. Жители успели спрятаться, но домики спасти не удалось. И вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли из укрытия и увидели, что все домики разрушены. Конечно, все были расстроены, но слезами, как известно, горю не поможешь. Взяв необходимые инструменты, жители вскоре восстановили свои дома. Но вот беда – все краски унес ветер. Давайте мы им поможем и раскрасим домики.
Каждому ребенку предлагается заготовка «Волшебная страна чувств» (рисунок фигуры человека_ и набор карандашей дети выполняют задание.

Психолог

Спасибо вам то лица всех жителей волшебной страны за восстановление страны. Но дело в том, что чувства во время урагана были так напуганы, что забыли, в домиках каких цветов они жили. Давайте возле каждого домика положим цветную карточку, и каждое чувство найдет свой дом.

Каждый ребенок называет чувство, выбирает цвет и соответствующую карточку и кладет ее около домика и комментирует свой выбор.

Психолог

Спасибо. Теперь у каждого чувства есть свой домик, а ведь так важно каждому иметь свой домик. Но как же мы будем путешествовать по Волшебной стране без карты?  Ведь каждая страна наносится на карту. Посмотрите – вот эта карта  Волшебной  страны чувств.  Но она пуста. После восстановления страны карты еще не исправлена. Карту может восстановить только тот, кто восстановил сказочную страну. Возьмите карандаши. Они уже помогли вам восстановить страну, теперь помогут раскрасить карту.

Карта представлена в виде силуэта фигуры человека. Дети раскрашивают карту. После выполнения задания можно попросить прокомментировать, почему они так сделали.

Психолог

Чувства очень благодарны вам за свою страну. Теперь их жизнь станет прежней, и они снова будут веселиться и фантазировать. Их любимая игра – игра с глиной. Из неё они делают разные фигуры. Давайте и мы поиграем в игру «Скульптор»

Игра «Скульптор»

Дети разбиваются по парам,  один в паре – скульптор,  другой – глина. Одна пара «лепит», а другие отгадывают (радостная обезьяна,  злой крокодил удивительный попугай,   испуганный заяц,  грустный ослик).

Выход из сказки

Психолог. Вот и подошло к концу наше сегодняшнее путешествие по волшебной стране чувств.

IV этап.

Упражнение «Доброе тепло»

Давайте встанем в круг и нежно возьмемся за руки. Сейчас по кругу от меня вправо пойдет «тепло» то есть я с закрытыми глазами легонько пожму соседу руку он – следующему и так по кругу. Всем спасибо. И будьте добры всегда друг к другу.

Всем на прощание скажем: «До свидания»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста через использование инновационной технологии О.А. Бизиковой

Дошкольнику, что бы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуникабельным, необходимо овладеть коммуникативной компетенцией и важнейшей ее составляющей – диалогическими умениями. Диалог...

Перспективный план по развитию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.

Развитие коммуникативных навыков детей особенно актуально в наше стремительное время компьютерных технологий. Общение-средство от одиночества в будущем. Важно научить детей общаться друг с другом, со ...

Непосредственно-образовательная деятельность по развитию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста « Ведем диалог»

Занятие по развитию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста « Ведем диалог»...

Непосредственно-образовательная деятельность по развитию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста « Вместе веселее»

Занятие по развитию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста « Вместе веселее»...

Сценарий непосредственно образовательной деятельности по развитию вокальных навыков детей старшего дошкольного возраста «Путешествие Язычка»

Сценарий включает в себя  игры на развитие вокальных навыков дошкольников, которые способствуют напевному, плавному пению без напряжения....

Учебно-Методический материал (старшая группа) по теме: «Игровые методы развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста»

Выпускная работа на факультете по направлению:Педагогика и психология дошкольного образования в рамках реализации ФГОС...

Народная сказка как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Преодоление отставания детей с задержкой психического развития в развитии коммуникативной деятельности и выведения их на уровень оптимальных возрастных возможностей очень актуально. Особенности дошкол...