Совместная деятельность с детьми на точке экологической тропы "Рябиновая аллея"
методическая разработка по окружающему миру

Соснова Юлия Алексеевна

экологическая тропа - одна из соствляющих развивающей среды в детском саду для формирования экологической культуры дошкольников. В данной статье представлен материал совместно работы с детьми на точке экологической тропы "Рябиновая аллея" в все времена года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhurnal.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическая тропа в детском саду

В современном мире экологическое воспитание носит приоритетный характер.

Ознакомление с окружающим миром природы реализуется в рамках образовательной области «Познавательное развитие» и предусматривает решение таких задач, как

-формирование представлений о живой и неживой природе,

-воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного отношения к миру природы.

         Ребенок не полюбит природу, пока не увидит красоту, пока не обрадуется ей, пока не удивится. Сухое понимание природы, рассматривание её на картинках ни к чему не приведет. Не видя красоты вокруг, не воспринимая эту красоту, не радуясь, не восхищаясь, ребенок остается глухим, безучастным к тому, что его окружает. Он знает правила поведения в природе, но легко ломает ветку, ловит сачком бабочку. Чтобы красота затронула душу и сердце ребенка, чтобы он смог её увидеть и ощутить, рядом должен быть взрослый помощник.

Для решения этих задач в детском саду «Ласточка» (с.Ребриха, Алтайский край) был создан экологический комплекс, одним из  составляющих  которого является экологическая тропа. В ходе ее формирования педагоги отталкивались от  естественных условий местоположения детского сада, особенностей его природного окружения, климатических особенностях региона.

Экологическая тропа ДОУ насчитывает 33 точки. Это сиреневая аллея, пруд, муравейник, старая берёза с дуплом, грачевник в тополиной аллее, молодые дубки, живая хвойная изгородь, трухлявый пень, аптечный огород, поле, метеопощадка, птичий столб, поляна «Горный Алтай» и др.  

Вдоль тропинки, огибающей спортивный участок, находится точка экологической тропы «Рябиновая аллея». Она представляет собой  двухрядную живую изгородь. В первом ряду низкорослый кустарник спирея японская, во втором – рябины (с одной стороны аллеи – рябины обыкновенные, с другой -  пирамидальной формы).

Данная точка, в отличие от некоторых других, интересна  в любое время года.

Время года

Содержание наблюдений во время экскурсий

примечания

весна

Наблюдение за почками рябины, сравнение почек рябины с почками других деревьев, например, с березой, т.к. растут рядом (форма, размер почек, на каком дереве раньше появятся листья)

Наблюдение за цветением рябины. Сравнить с другими деревьями (у яблони цветы одиночные, а у рябины собраны в соцветия), соцветия рябины (щитковидные), а соцветия сирени (метёлка) и т.д.

Посадка саженцев рябины, полив саженцев, при этом учить устанавливать связи между состоянием дерева и условиями среды

Можно до того, как распустятся листья(в марте-апреле)поставить ветку рябины и березы в баночку в группе. Наблюдать за набуханием почек, распусканием листьев, вести дневник наблюдений с датами, зарисовками или фото, сделать выводы, а затем проверить свои выводы в природе и сравнить  полученный результат

Проект «Народные приметы, связанные с рябиной»(вести дневники наблюдения связанные с народными приметами)

Детям подготовительной группы  рассказать, что рябина и спирея относятся к одному семейству. Можно реализовать проект «Растения семейства Розовые на территории детского сада» (рябина, спирея, черёмуха, земляника);

Проект «Зачем растениям нужен корень»

лето

Наблюдение за цветом коры, за формой ствола. Закреплять  представления о  частях дерева (крона, ствол, корень, крона ажурная, развесистая, поэтому говорят «кудрявая рябина»). Наблюдение за деревьями и кустарниками (чем похожи, в чем различие).Наблюдение за формой, размером листьев, сравнение с листьями других деревьями. Сравнение ствола и кроны рябины обыкновенной и рябины пирамидальной. Сравнение лиственных и хвойных деревьев.

осень

Наблюдение за цветовой окраской листьев, сравнение с листьями березы, клёна. Учить различать деревья по форме и окраске листьев.

Сбор листьев для поделок, для создания мини-музея.

Наблюдение за плодами рябины. Показать способ приспособления семян к размножению.

Рассказать детям, как и где используют  люди ягоды рябины.(медицина, строительство,  косметология, кулинария) Правила сбора ягод. Вспомнить правила поведения в природе.  

Рассказать, что рябина – природная кормушка для птиц.  Но птицам мало для корма только ягод рябин.

Проект «Почему у рябины листья красные?»

Экспериментирование «Как правильно засушить листья» (положить лист в книгу или под пресс и оставить лист на столе. Посмотреть, что произойдет с листьями через сутки. Сделать вывод.)

«Что прячется внутри ягодки?»(раздавить ягоду над салфеткой, рассмотреть под лупой семена)

Проект «Чем людям полезна рябина?» , «Рябина – лекарственное растение»

Акция «Птичья столовая»

зима

Наблюдение за птицами, прилетающими на рябину и на кормушки , развешанные на рябинах (воробьи, синицы, снегири, свиристели)

Подкормка птиц.

Можно вести дневники наблюдений, где отмечать птиц, прилетающих на рябину (какие птицы, сколько штук. В конце недели, месяца, зимы сделать вывод каких было птиц больше ) или сравнить птиц, прилетающих на рябину и на кормушку.

Можно реализовать проект «Кто обедал на рябинке?»

Экспериментирование «Что прячется внутри ягодки?»(раздавить свежую и сухую ягоду над салфеткой, рассмотреть под лупой семена, сок, мякоть. Сделать вывод, почему зимой  около рябины снег красный)

Экскурсия на  данную точку может носить не только познавательный характер, а также может быть подготовительной работой к занятию по художественно-эстетическому развитию.

Средняя группа  октябрь  рисование «Золотая осень»

                             ноябрь рисование «Укрась платочек растительным орнаментом (ягоды, листья)»

Старшая группа  сентябрь рисование «Осенние деревья»

                              февраль рисование «Деревья зимой»

                                             рисование « Хохломская роспись»

                               март       рисование «Золотая хохлома»

                               апрель   рисование « Как я с мамой иду в детский сад»

Подготовительная  группа сентябрь рисование « Осенний листок»

                                              аппликация «Осенний ковер»

                                              рисование «Осень золотая»

                                октябрь рисование «Папа гуляет со своим ребенком в    парке»

                                                рисование «Ветка рябины»

                                                аппликация «Ваза с цветами и ветками»

                         март     рисование    «Укрась тарелку хохломской росписью»

Во время экскурсии с детьми на данную точку экологической тропы, можно и нужно использовать художественное слово. У имени Рябина есть ласковая народнопоэтическая форма -  Рябинушка. А ещё её называют рябина тонкая, кудрявая, моложавая, одинокая, красная, пышная, румяная. Она похожа на стройную девушку. Многие поэты посвятили ей свои стихи. С

      Рябина – любимый персонаж русского фольклора. В народном календаре есть день «Петр-Павел – рябинники», приходящийся на конец сентября (23 сентября)– время созревания рябиновых ягод. В этот день ветки с плодами связывали в пучки и развешивали над крышами домов. Этот обычай связан с представлениями о рябине как дереве, способном защитить человека от всяких бед. Можно с детьми на данной точке 23 сентября провести фольклорный праздник.

Таким образом, созданная экологическая тропа существенно углубила возможности ДОУ в экологическом воспитании дошкольников – расширении их практических знаний о взаимозависимостях в природе, повысило осознанность соблюдения основных правил поведения человека в природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с детьми по формированию экологических представлений у детей "Кто такие птицы?

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ-ПОЗНАНИЕ . « Кто такие птицы?»Цель:Способствовать расширению и обогащению представлений детей о птицах, имеющих типичное строение (две...

Совместная образовательная деятельность с детьми младшего возраста. Экологическое воспитание.

Тема: «Волшебные превращения воды»Вид деятельности: Познавательно-исследовательская, экспериментирование, игровая, двигательная.Длительность:15-20 минЦель: закрепление  знаний о свойствах в...

Совместная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию "Огород на подоконнике"

Презентация совместной деятельности с детьми второй младшей группы в Центре природы и экспериментирования в рамках проведения Недели экологии в детском саду...

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по нравственно-экологическому воспитанию детей (с участием родителей). "БЕРЕГИТЕ ЁЛОЧКУ - КРАСАВИЦУ" (детское экспериментирование)

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по нравственно-экологическому воспитанию детей (с участием родителей). "БЕРЕГИТЕ ЁЛОЧКУ - КРАСАВИЦУ" (детско...

Конспект совместной деятельности с детьми по экологическому воспитанию

Государственное бюджетное дошкольное  образовательное учреждениедетский сад № 83 Калининского района Санкт-Петербурга...

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по экологическому воспитанию.

Конспект совместной деятельности "Удивительные свойства воды"...

Конспект организации совместной деятельности с детьми старшей группы по развитию экологических представлений с использованием методов мнемотехники, элементов ТРИЗ на тему: "Весна идёт"

Упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием методов мнемотехники, элементов ТРИЗ в логической последовательности....