Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Прогулка в зимний лес».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский сад №7»
Конспект
занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему:
«Прогулка в зимний лес».
Воспитатель: Коняхина Е. И.
г. Никольск
2013 г.
Цель занятия. Обогатить знания детей о жизни птиц и зверей в зимнее время.
Задачи.
Образовательные: систематизировать и закрепить знания детей о жизни зимующих птиц и лесных зверей, умение соотносить следы и животного, который их оставил;
упражнять в прямом и порядковом счете в пределах 10.
Воспитательные: формировать интерес к окружающему миру, эмоционально-целостное отношение к нему; воспитывать бережное, заботливое отношение ко всему живому.
Развивающие: развивать мелкую моторику пальцев руки, самостоятельность, инициативу, меткость, коммуникативные и рефлексивные навыки, мышление.
Предшествующая работа.
Наблюдение за изменениями в природе зимой, чтение стихов и рассказов о зиме, загадывание загадок о птицах и лесных зверях, беседы о жизни птиц и зверей в зимнее время года, рассматривание картин и иллюстраций лесных зверей и зимующих птиц; дидактические игры: «Времена года», «Где чей дом» и др.
Материалы к занятию.
На деревьях посажены снегири, на поляне звери-игрушки — заяц, лиса, на макушке елки ворона; следы зверей; рассказ В. Бианки «Книга зимы», сумочки с орехами, семечками и др. для угощения лесных зверей;
Показатель успешности проведения занятия
В результате проведения занятия у детей систематизировались знания о жизни птиц и зверей в зимнее время, помимо развития таких психических процессов, как память, мышление, речь, воображения, происходило развитие мелкой моторики рук, коммуникативных и рефлексивных умений и навыков, способность к самоанализу.
Ход занятия.
Воспитатель: Дети, сегодня я хочу пригласить вас на прогулку, но не по городским улицам, а в сказочный зимний лес, который я для вас приготовила. Согласны? (Да.) Там мы встретим разных птиц и зверей.
( Воспитатель берёт корзинку с орешками, семечками, зернышками, хлебными крошками, морковкой, бочонок меда.)
- Вы готовы зайти в зимний лес? Тогда отправляемся.
- Что же это за птицы нас встречают первыми? (На ветвях деревьев прикреплены фигурки снегирей, синичек, воробьёв, дятлов).
- Какие это птицы? (Зимующие)
- Чем они питаются зимой? (Семенами растений)
- Как вы думаете, им трудно приходится зимой? (Да)
- Ребята мы можем помочь птицам перезимовать? (Да)
- Что мы можем для этого сделать? (Повесить кормушки и подкармливать их)
- А как вы думаете, что любят птички? (Зёрна, Семечки, сало…)
Воспитатель предлагает детям угостить птиц. Дети достают из корзинки зерна, крошки, семечки и насыпают в кормушки.
- Посмотрите по сторонам, как красиво в лесу? Дети, а по каким признакам можно определить, что пришла зима? (Ответы детей.)
- Молодцы! Послушайте, какая тишина в снежном царстве, и какой замечательный морозный воздух! Вы, чувствуете? Чем пахнет в зимнем лесу? (Воздух пахнет свежестью, чистотой, прохладой.)
Воспитатель. Не слышно в лесу веселого щебетанья птиц, не часто можно встретить на тропинках лесных зверей. Однако о том, что звери выбегали на полянку говорят вот такие таинственные знаки и черточки. А что это за знаки, точки, запятые мы сейчас узнаем.
Дети слушают рассказ В. Бианки «Книга зимы».
Белым ровным слоем покрыл снег всю землю. Поля и лесные поляны теперь как гладкие чистые страницы какой-то огромной книги. Днем идет снег. Кончится — страницы чистые. Утром идёшь — белые страницы покрыты множеством таинственных знаков, черточек, точек, запятых.
Вопросы к детям:
Как думаете, кто оставил эти таинственные знаки?
Чтобы лучше рассмотреть следы лесных зверей и птиц, дети подходят и рассматривают рисунки следов.
Воспитатель. А это чей след? Сейчас, давайте мы будем загадывать загадки о зверях и птицах, а фигурки отгаданных животных ставить на нужный след.
Дети по очереди загадывают загадки, рассказывают об особенностях « зимовки» того или иного зверя, оставляют угощения для зайца, белки и медведя. (Чем угостим? А почему?)
Загадки:
Угадаете, что за шапка:
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору,
У стволов грызет кору? (Заяц)
Какой зверь опасный,
Ходит в шубе красной,
Снег разгребает,
Мышек хватает. (Лиса)
Кто зимой холодной,
В лесу ходит злой, голодный. (Волк)
Кто с высоких, темных сосен,
В ребятишек шишку бросил,
И в кусты через пенек
Промелькнул как огонек? (Белка)
Птица – звонкая певичка,
Желтобрюхая сестричка,
Суетится невеличка,
Наша быстрая ... (синичка)
Воспитатель. Дети, посмотрите, здесь следов нет, а воздух теплый идет. (Дети подходят к большому сугробу - «берлоге медведя»).
Кто там в шубе меховой,
Спит холодною зимой,
Он большой, но вот беда,
Лапу в рот берет всегда.
Дети. Медведь.
Воспитатель. Почему медведь спит зимой? Какие еще звери впадают в спячку?
( Ответы детей).
Медведь, когда выйдет из спячки весной будет очень голодный, совсем без сил. Давайте оставим и ему угощение. Пусть порадуется нашему сюрпризу.
- Ребята, каких зверей и птиц мы встретили во время прогулки. (Лиса, белка. волк, синичка…)
Воспитатель. Холодно зимой в лесу. А вы не замерзли? Давайте поиграем в подвижную игру:
«Перелет птиц»
Дети бегают по площадке – это «птицы». По сигналу воспитателя: «Ветер, буря!» дети забегают в домики (круги ), в каждом домике живёт определённое количество птичек. Затем воспитатель говорит: «Солнце выглянуло». Дети выбегают на площадку . Игра повторяется 4–5 раз
«Охотники и зайцы»
С помощью считалки выбирают двух "охотников", которые берут в руки по маленькому резиновому мячику. Остальные дети - "зайцы", они сидят в "норке" - на противоположной стороне площадки за начерченной чёрточкой. Охотники обходят площадку, притворяясь, что ищут добычу, потом прячутся за двумя стульчиками или просто приседают в уголке площадки.
На слова воспитателя "Зайчик прыг-скок в зимний лесок" зайцы выбегают на середину площадки, начинают прыгать. На сигнал "Охотники!" зайцы убегают в свои убежища, а охотники охотятся на них - целятся мячиками под ноги. В кого попадут - те дети становятся охотниками.
- Создать необходимые условия для самостоятельного катания детей с горки.
- Индивидуальная работа: метание снежка в цель.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста по теме: "Классификация одежды: зимняя, летняя, демисезонная".
Закрепить знания детей об обобщающем понятие "одежда".Познакомить детей с классификацией одежды по сезонам.Воспитывать интерес....
Методическая разработка занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Путешествие в зимний лес»
Конспект занятия в детском саду по теме «Путешествие в зимний лес»...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Прогулка по Санкт-Петербургу"!
ПРЕЗЕНТАЦИЯ для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Прогулка по Санкт-Петербургу"!...
Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме «Прогулка в лес»
Расширять представления детей о разнообразии растительного мира....
Конспект занятия с использованием ИКТ для детей старшего дошкольного возраста на тему: « Путешествие в зимний лес»
Конспект занятия с использованием ИКТ для детей старшего дошкольного возраста на тему: « Путешествие в зимний лес»...
Конспект занятия с использованием ИКТ для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие в зимний лес»
Конспект занятий по окружающему миру с использованием ИКТ технологии....
Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме «Прогулка в лесную сказку»
Знания о видовом разнообразии лесов: лиственный, хвойный, смешанный....