Занятие НОД по опытно -экспериментальной деятельности "Песок природный фильтр"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
расширение знания детей о свойствах песка и его применении через исследовательскую деятельность, используя опыты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elisheva_t.v._pesok_prirodnyy_filtr.docx | 317.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение дошкольного образования детей детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей «Сказка»
Конспект НОД по опытно- экспериментальной деятельности
по теме самообразования
Тема: « Песок природный фильтр»
Возрастная группа: подготовительная
Воспитатель: Елишева Т.В
Цель: расширение знания детей о свойствах песка и его применении через исследовательскую деятельность, используя опыты
Задачи:
Образовательные:
1. Обучать навыкам проведения лабораторных опытов.
2. Упражнять детей через игры и опыты определять физические свойства песка и делать выводы по результатам обследования
Развивающие
1. Упражнять в умении сравнивать, анализировать;
2. Формировать у детей познавательную и речевую активность;
3. Развивать общую и мелкую моторику у детей.
Воспитательные задачи:
1. Формировать коммуникативные навыки в работе парами;
2. Воспитывать бережное отношение к природным материалам
Предварительная работа:
рассматривание книг, иллюстраций с изображением гор, песка на берегу моря, рек, озёр и пустыни.
Виды деятельности:
беседа, опыты, показ
Материалы и оборудование:
Сухой песок, две стеклянные емкости, вода чистая и грязная, трубочки, лупы, воронка, ватные диски, листы бумаги, посуда с водой, пластиковые ложечки, посуда для песка, салфетки.
Ход занятия.
1.Орг. момент
Сюрпризный момент (воспитатель вносит «Волшебный мешочек», предлагает детям засунуть в него руку и на ощупь определить, что там находится. Выслушиваются предположения детей: сахар, мука, песок, соль)
Воспитатель: Послушайте загадку:
Из камней он появился,
Зёрнами на свет явился:
Жёлтый, красный, белый
Или светло-серый.
То морской он, то – речной.
Отгадайте, что же это?
Дети: Песок
2. Беседа «Как появился песок»
Воспитатель: Как вы думаете, откуда появился песок в природе?
Дети: ответы
Воспитатель: Когда-то очень давно, много тысяч лет назад, на земле горы были значительно выше. Под воздействием воды, ветра, холода и жары эти горы и камни разрушались и в течение многих лет камни превращались в песок. Довольно много песка можно встретить по берегам рек, морей, озер и в пустыне.
Воспитатель: Где используют песок?
Дети: Песок используют для очистки воды, в строительстве, посыпают дороги зимой, песочнице, песочных часах.
3. Экспериментирование
Воспитатель: сегодня вы будите исследовать песок, познакомитесь с его свойствами. Чтобы лучше узнать свойства песка нужно как любым ученым составить план исследований.
Я предлагаю вам пройти к столам и прежде, чем приступить к исследованию, давайте вспомним правила безопасности в работе:
1. Нельзя бросаться песком и обсыпаться.
2. Нельзя брать песок в рот.
3 Нельзя сильно дуть на песок.
4. После опытов вымыть руки с мылом.
«Свойства и качества сухого песка».
Опыт №1.
Воспитатель: Что у вас в посуде?
Дети: Песок.
Воспитатель: Наберите песок в ложечку и медленно высыпайте обратно в посуду. Что вы заметили? Какое свойство песка?
Дети: Песок сыпется.
Воспитатель: песок сыпется – значит, он какой?
Дети делают вывод.
Дети: Песок сыпучий.
Воспитатель просит повторить нескольких детей ответ.
Выставляет соответствующую картинку на доску.
Опыт №2
Воспитатель: Насыпьте немного песка на лист бумаги.
Возьмите лупу, рассмотрите песок. Из чего состоит песок?
Дети: Песок состоит из песчинок, зернышек.
Воспитатель: Как они выглядят, похожи ли песчинки одна на другую?
Дети: Они разные, маленькие и чуть больше, темные и светлые.
Воспитатель: Песчинки скреплены между собой?
Дети: Нет, поэтому песок рассыпается.
Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу. Выставляет соответствующую картинку.
Опыт №3
Воспитатель: Песок может двигаться?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте проверим. Как это можно сделать?
Дети: ответы
Воспитатель: Возьмите трубочки, аккуратно подуйте. Что вы заметили?
Дети: Песок сдувается, двигается.
Воспитатель: Почему? Какой можно сделать вывод?
Вывод:(Дети) песок легкий.
Воспитатель: Где мы можем увидеть движение, сыпучесть песка?
Дети: Сыпучесть песка применяют в песочных часах.
Воспитатель выставляет картинку с изображением песочных часов.
Воспитатель: Слепите из сухого песка куличик.
Дети: Не лепится.
Воспитатель: Почему?
Дети делают вывод:
Вывод: из сухого песка нельзя лепить.
4.Физминутка
Мы устали, засиделись, нам размяться захотелось.
То на стену посмотрели, то в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот, а потом наоборот.
Приседанья начинаем, ноги до конца сгибаем!
Вверх – хлопок и вниз – хлопок
И в последний раз присели, а теперь на место сели.
Опыт №4 «Свойства мокрого песка»
Воспитатель: В посуду с песком налейте немного воды. Потрогаем песок.
Каким он стал?
Дети: Песок стал мокрым.
Воспитатель: Куда исчезла вода?
Дети: Вода впиталась в песок.
Вывод: Песок впитывает воду.
Воспитатель: А теперь попробуйте слепить из мокрого песка шарики, колбаски.
Воспитатель: Получается?
Дети: Да
Воспитатель: А вы знаете, почему мокрый песок лепится?
Дети: (ответы)
Воспитатель: Когда песок намокает, воздух между песчинок исчезает, мокрые грани песчинок слипаются и держат друг друга.
Воспитатель: Что произойдет с поделками из песка после высыхания?
Дети: Песок рассыплется.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Вывод: Из мокрого песка можно лепить.
Опыт 5 «Фильтр из песка».
Воспитатель: Сейчас я покажу вам как с помощью песка можно очистить грязную воду. Я беру воронку, в воронку вкладываю ватный диск и насыпаю песок до половины. Теперь медленно вливаю в воронку грязную воду. Внимательно смотрите. Что происходит?
Дети: ответы
Воспитатель: Быстро ли вода проходит через воронку?
Дети: Вода проходит медленно. Вода очищается, течёт чистая вода.
Воспитатель: Где остались грязь и мусор?
Дети: Грязь и мусор остаются на песке, ватном диске, а вода проходит сквозь песок.
Воспитатель показывает ватный диск.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Вывод: Песок-это природный фильтр, он пропускает воду, очищает.
Итог.
Воспитатель: Что же мы узнали сегодня о песке? (показывает на картинки)
Дети: Песок сыпучий, легкий и т.д.
Воспитатель: Сейчас я предлагаю подойти к доске и, если ему понравилось занятие, взять цветок красного цвета и приклеить его к нашему дереву. Кому не понравилось занятие возьмет цветок желтого цвета и приклеит его к дереву.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие с элементами опытно- экспериментальной деятельностью (старшая группа)
Занятие с элементами опытно- экспериментальной деятельностью(старшая группа)...
Конспект занятия по теме: "Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе".
Знакомство детей со свойствами магнита эмоционально-практическим путем, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, апробированию разных способов действия, поиск ответов на возникающие у нег...
Продуктивное занятие с использованием опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе
Опытно- экспериментальная работа...
Занятие в рамках опытно-экспериментальной деятельности "Секреты воды"
Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с водой (прозрачность, вода-растворитель, отсутствие формы)Развивать навыки проведения опытовВоспитывать бережное отношение к...
Конспект продуктивного занятия с использованием опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе
Предлагаю конспект продуктивного занятия с использованием опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе...
Конспект открытого занятия НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Юные экологи-исследователи» в подготовительной группе
Материал для воспитателей подготовительной группы детского сада....
Конспект НОД в подготовительной группе по опытно-экспериментальной деятельности "Природные явления: извержение вулкана, дождь, радуга"
НОД с использованием наглядных (мультимедийные слайды, схемы, видеоматериалы, словесных (беседа, рассказ, вопросы поискового характера) и практических (опыты) методов, которые направлены на применение...