Конспект проведения организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему"Юные исследователи"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Евтушенко Ольга Александровна

Методическая разработка ООД с детьми старшего  дошкольного возраста по экспериментальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_yunye_issledovateli.docx22.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Юные исследователи».

Составитель: воспитатель МДОУ

«Детский сад №8 «Солнышко»

Евтушенко О.А.

Дата проведения: 25.03.2021 г.

Заведующая МДОУ

«Детский сад №8 «Солнышко»                                                  О.Н. Бессарабова

Цель: Развивать стремление к поисково-исследовательской деятельности, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, сравнивать.

 Задачи: 

Образовательные: продолжить формировать у детей представления о свойствах воздуха и воды; формировать умение проводить несложные опыты.

Развивающие: развивать любознательность, пытливость ума, познавательный интерес.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование и материалы: столы, большие и маленькие пластиковые стаканчики, бутылочки с газированной и простой водой, пустые бутылочки, пластилин, емкость с холодной водой, чайник (ёмкость) с горячей водой, подставка под горячее, краски, кисти, соль, сахар, сода,   лимонная кислота, темный пакет, 2 апельсина (мандарина - один очищенный),2 сырых яйца, воздушные шарики, ложечки, соломинки для коктейля, пустая банка, предметы для игры «Тонет – плавает», макет гейзера (баночка, облепленная пластилином в виде горы с жерлом).

Предварительная работа: беседы о воде и воздухе, ее роли в жизни человека, рассматривание иллюстраций, чтение литературы.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Дети и воспитатель входят в лабораторию, здороваются с гостям.

В-ль: Здравствуйте, дорогие гости, здравствуйте профессор. Ой, где же профессор? Ну вот, ребята, профессор пригласил нас в гости, а самого то и нет, опять увлекся своими экспериментами и, наверное, совсем забыл про нас.

Из-за стойки появляется профессор Чудаков

П: Здравствуйте, дети! И ничего я не забыл, я здесь. Ребята, меня зовут Профессор Гений Евгеньевич Чудаков (П). Сегодня я пригласил вас в свою научную лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Дети отвечают)

П: Какие вы умные ребятки, да, лаборатория это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. А, вы любите экспериментировать? (Дети отвечают)

В-ль: Профессор наши ребята больше всего на свете любят экспериментировать, и проводит различные опыты, какие только мы с ними опыты не проводили, правда, ребята?

ПЧ: Молодцы, ребята. И сегодня мы вместе с вами займемся этим увлекательным занятием. Только вот я опять забыл что-то важное …(чешет затылок, держит в руках плакат с правилами по ТБ) 

Воспитатель подходит к П и показывает на листок

В-ль: Профессор (Гений Евгеньевич), может быть вы хотели напомнить нам правила безопасного поведения в лаборатории:

ПЧ: Ой, ну конечно же!

Обсуждают правила поведения в лаборатории

БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ЗАПРЕЩАЕТСЯ

- трогать оборудование, приборы и реагенты

- засовывать что-либо в нос, рот, уши;

- бегать и кричать.

В-ль: Скажите, дети, для чего ученые проводят опыты и эксперименты? (Дети отвечают)

В-ль: Конечно, ученые хотят разгадать загадки и тайны природы. И для вас у меня первая загадка: чего в этом зале очень много, но мы этого не видим? (Дети отвечают)

Опыт №1

П: Сейчас мы проведем такой опыт, что все смогут увидеть отгадку. Перед вами стакан с водой и соломинка для коктейля, возьмите соломинку, опустите в стаканчики с водой и  подуйте в неё.

Пока дети дуют, Воспитатель обращается к ним с вопросами.

 -Что мы видим? (Дети: Пузырьки воздуха, воздух)

- Откуда же берется этот воздух? (Дети: Мы вдыхаем  его и выдыхаем через трубочку)

-Куда исчезают пузырьки воздуха? (Дети: Всплывают из-под воды, и воздух возвращается в зал)

В-ль: Профессор, а почему пузырьки не остаются в воде?

П: Потому что воздух это смесь газов, главным образом кислорода и азота, а также углекислого газа и водорода, а газ легче воды. Это подтверждено множеством экспериментов. И несколько из них мы сегодня проведем.

Опыт №2 «Живой пластилин»  

 П: Перед вами стоят маленькие стаканчики и бутылочки с водой (с простой чистой водой и газированной).                                                                                                                              В-ль: Гений Евгеньевич, а как делают газированную воду?                                                             П: Обычную воду насыщают углекислым газом либо кислородом, которые находятся в воздухе и получаются вот такие воздушные шарики.                                                                   Давайте нальем 2 стакана воды, в первый - чистую воду, во 2- газированную.                     В каждый стакан бросьте по 5 маленьких кусочков пластилина. Что происходит в первом стакане? А во втором?  (Дети: В первом стакане — пластилин оседает на дно. А во втором,  кусочки поднимаются на поверхность, переворачиваются и снова идут ко дну) ПЧ: Почему так происходит? (Дети: так как здесь много углекислого газа - маленьких воздушных шариков, которые и облепляют пластилин, помогая ему подниматься вверх).                                                                                      

 В-ль: Интересно, а какого цвета воздух? (Дети: Никакого, воздух прозрачный)                   П: Ребята, а можно ли услышать воздух? (Дети: можно услышать ветер, вьюгу, музыкальные духовые инструменты)

Опыт №3 «Шарик певун»                                                                                                                      ПЧ предлагает детям надуть шарики, а затем выпустить воздух из шарика через щель так, чтобы получился звук.                                                                                                                                                            - Что мы слышим? (Дети: Воздух)

Опыт №4

П: Предлагаю вам, познакомится еще с одним свойством воздуха. Для этого проведем эксперимент – нагреем воздух, а потом охладим его.

В-ль: А как мы это сделаем?

П: Давайте, наденем шарик на горлышко бутылки, а теперь поставим бутылку в емкость с горячей водой (Дает детям убедиться, что вода горячая),  что происходит? Шарик наполняется теплым воздухом и принимает форму гриба.

- А теперь поставим бутылку в емкость с холодной водой. (Дает детям убедиться, что вода холодная) Что же происходит теперь? (Воздух в бутылке и шарике остывает, и шарик втягивается в горлышко бутылки) 

Дети пытаются вытянуть шарик из горлышка бутылки, но у них ничего не получается; дети помогают   объяснять, что происходит с воздухом в процессе опыта.

 П: Нагревшись, воздух расширился, его стало больше, он надул шарик. Когда воздух остыл, он сжался, его стало так мало, что шарик втянулся в бутылку. Итак, воздух при нагревании – расширяется, а при охлаждении – сжимается.

Дети повторяют это свойство воздуха, сопровождая слова движениями: на слова – расширяется – встать, руки в стороны, на слова сужается – сесть, опустить голову, подтянуть колени и обнять их руками.

В-ль: Профессор, еще один вопрос о свойстве воздуха – чем пахнет воздух?

П: Ребята, помогите мне ответить на этот вопрос.

Дети отвечают, воспитатель побуждает их называть разные запахи и ароматы, спрашивает, чем пахнет воздух в деревне, в городе, в лесу, на кухне и т. п., чем он пахнет в этом зале.

П: Да-а-а, много всего вкусненького можно унюхать а потом и слопать, но важно не забывать, что перед едой надо мыть ноги (Дети смеются) .

В-ль:Профессор. ноги?
П: А, что надо мыть? Уши? Шею? (Дети: руки). А а а а ну- да, руки

Опыт №5

П: А чем пахнет воздух в этом пакете? (Дети: апельсинами)

П: Значит, что лежит в этом пакете?(Дети: апельсин). Открываю пакет,  он пуст.  Апельсина в пакете нет, хотя, наверное, раньше и был. (ПЧ вытрясает корки в мусорное ведро, и опять дает детям понюхать воздух в пакете).
П: Апельсина нет, корочек нет, что же пахнет апельсинами? (Дети: воздух в пакете пахнет апельсинами).

П: Какой вывод можно сделать из этого опыта?
Все: 
воздух имеет свойство переносить запахи, хотя сам не имеет запаха.

Опыт №6                                                                                                                                                ПЧ достаёт два апельсина – один очищенный, другой с кожурой и бросает их в ёмкости с водой.                                                                                                                                  П: Смотрите, ребята, что происходит? (очищенный апельсин утонул, а в кожуре плавает на поверхности воды). Чем можно объяснить этот феномен?                                                      Вывод: Плавучесть зависит от воздуха, которого много в порах апельсиновой корки; этот эксперимент также подтверждает, что воздух легче воды.

Ребенок: (размышляя) Профессор, а зачем нужна вода?

П: Вода - это самое важное, и используемое вещество из всех существующих на нашей планете. Она нужна обсалютно всем живым существам - людям, животным, насекомым, растениям. Животные не только пьют воду и плавают в ней, некоторые из них живут в воде постоянно. Растениям тоже необходима вода для жизни и роста, иначе они бы просто засохли. Но больше всех используем воду мы - люди. Если все другие существа в основном только утоляют водой жажду и плавают в ней, то мы используем воду во многих целях: не только для гигиены и приготовления пищи, но и для изготовления лекарств, производства различных вещей необходимых человеку. Без воды невозможно обойтись ни на одном предприятии - фабрике или заводе.   От воды также зависит погода на Земле. Вода испаряется с поверхности водоемов и превращается в водяной пар, из которого потом образуются облака. Ветер переносит облака на сушу. Собираясь и накапливаясь в облаках, вода превращается в дождь.  Кроме того, вода поступая в почву с дождиком или при таянии снега, просачивается вглубь и образует полезное ископаемое – подземные воды.    Без воды у нас никогда не было бы урожая, а значит не было бы хлеба и многих необходимых продуктов - овощей, фруктов. Растения не могли бы расти и существовать без воды. Вода – это еще и удобная дорога: там, где невозможно проехать по суше, по морям и океанам плавают корабли. Электростанции, дающие нам свет - тоже используют воду, вернее силу, энергию большого количества воды для выработки электричества. Как видите без воды жизнь была бы невозможна. Поэтому ее нужно беречь и не тратить попусту - например, закрывать кран когда не пользуешься.

А вот вы знаете, каким цветом вода? (бесцветная.)

- А может она стать цветной? Что для этого надо сделать? (Добавить краску.Дети добавляют краску)

-А у воды есть запах? (Нюхают воду, убеждаются, что она ничем не пахнет.) Что можно сделать, чтобы появился запах (Заварить чай, кофе, растворить варенье.) 

-Какая вода на вкус? (Безвкусная) А если бросить в неё соль, сахар, перец, дольку лимона? (Дет добавляют соль, сахар)

П/и «Ходят капельки по кругу»

В-ль: Ребята, давайте немного поиграем. Я буду вашей мамой - тучкой, а вы все моими капельками (слышится шум дождя). Капельки вам пора отправляться в путь (капельки разбегаются, прыгают, танцуют), полетели капельки на землю, попрыгали, поиграли, скучно им стало поодиночке прыгать, собрались они с друзьями попарно и потекли маленькими веселыми ручейками (дети собираются попарно), встретились ручейки и стали одной большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла, текла  речка и попала в океан (дети перестраиваются  в хоровод и движутся по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки легким, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой будете,  она без вас так скучала.

     В заключении нашей встречи предлагаю вам устроить вулкан! Нет, вулкан нельзя, техника безопасности не позволяет… Тогда – водяной вулкан, т. е. гейзер! Мои помощники уже сконструировали кратер (достает макет гейзера), осталось, только его активировать!

Профессор  приглашает желающих, дети насыпают в кратер соду и лимонную кислоту, П выливает в кратер воду и, зал ахает от неожиданности – гейзер извергает шипучий фонтан) .

- Теперь подведем итоги сегодняшней встречи. Что вам, друзья мои, понравилось сегодня, что удивило, чему вы сегодня научились, что нового узнали? (Дети отвечают)

- На этом наше путешествие в мир опытов и экспериментов не заканчивается. Я желаю вам продолжить его вместе со своим воспитателями и родителями!

Наблюдайте за миром вокруг, задавайте вопросы и задавайтесь вопросами, экспериментируйте и открывайте законы природы и мироздания! До новых встреч, друзья! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОЙ ИТОГОВОЙ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «Юный пешеход»

Основная образовательная областьРечевое развитие и безопасностьИнтегрированные образовательные областиХудожественно- эстетическое развитие, чтение художественной литературы, речевое развитие, художест...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов на тему: «Организация и проведение организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»

Дошкольная дидактика исходит из положения о том, что полноценное развитие ребенка должно осуществляться в интересной, значимой для него деятельности. Поэтому педагогу, конструирующему образовательный ...

Методическая разработка организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Юные знатоки» приоритетная ОО «Речевое развитие»

НОД по речевому развитию. Систематизирование знаний детей о диких животных, через словесные и  дидактические игры....

Конспект открытой организованной образовательной деятельности с детьми среднего возраста на тему: «Снежинки за окном»

Конспект открытой организованной образовательной деятельности с детьми среднего возраста на тему:«Снежинки за окном»...

КОНСПЕКТ (СЦЕНАРИЙ) организованной образовательной деятельности с детьми старшего возраста на тему: «Русские народные игрушки »

Цель: Воспитать любовь к природе; к традициям своего народа,познакомить детей с разнообразием русских игрушек...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми младшего возраста на тему "Русская матрёшка"

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми на тему: "Русская матрёшка"...