Конспект НОД в подготовительной группе, с элементами детского экспериментирования и с учетом регионального компонента «Юные экологи»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Федина Оксана Николаевна

Вашему вниманию  представлена непосредственная образовательная деятельность по образовательной области «Познавательное развитие»

Форма организации – подгрупповая, занятие проводилось с детьми старшей  группы  .

Форма проведения – опытно-экспериментальная деятельность.

На занятии  поставлена  цель: создание  проблемной  ситуации для активизации познавательной деятельности обучающихся старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunye_ekologi.docx27.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Кадомский детский сад № 2

Конспект НОД в подготовительной группе, с элементами детского экспериментирования и с учетом регионального компонента
«Юные экологи».

Воспитатель старшей группы
         Тарасевич Е.Я.

Цель: создание  проблемной  ситуации для активизации познавательной деятельности обучающихся старшего дошкольного возраста.

Обучающая:

  • формировать знания детей о проблемах загрязнения окружающей среды (воды), о том, какие действия вредят природе, портят ее, а какие способствуют ее восстановлению;
  • формировать умения рассуждать, логически мыслить, совершенствовать умение экспериментировать;

Развивающая:

  • развивать познавательные способности детей, формировать умение проявлять самостоятельность при получении знаний во время опытов и экспериментов;
  • развивать произвольное внимание, речевую активность;
  • развивать общую и мелкую моторику;

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к воде, осознания необходимости беречь ее;
  • воспитывать экологическую культуру у дошкольников.

Интеграция областей: «Познавательное развитие»«Речевое развитие»«Социально-коммуникативное развитие»

 Предварительная работа: проведение опытов по изучению свойств воды, просмотр видео презентации: «Жизнь водоемов»« Реки», проведение НОД «Животный и растительный мир Кадомского района», чтение художественной литературы, дидактические игры о природе, труд в природе, разучивание стихотворения«Не мойте велосипед в реке!».

Методы и приемы:

  • Словесный — рассказ воспитателя;
  • Метод моделирования — создание «аварийной ситуации»;
  • Перемещение в лабораторию;
  • Практические – эксперименты по очищению воды;
  • Наглядный — интерактивная игра «Что вредно и полезно для природы (воды)?» (мультимедийная игра);

Словарная работа: эколог, экологическая катастрофа, корабли – нефтесборщики, окружающая среда, боны.

Оборудование:

 Слайды с изображением экологических катастроф, вредное и полезное воздействие человека на природу, мультимедийный проектор, экран, компьютер, наборы для экспериментирования (одежда для детей — спец одежда, стаканы-непроливайки, салфетки, трубочки, подносы, ватные диски, скрученные жгутики,  жидкость для удаления жира «Ферри», перья птиц, воронки, пипетки), музыкальное сопровождение «Звуки воды»,

Содержание непосредственно образовательной деятельности.

-  Ребята, давайте возьмемся за руки. Один, два, три, четыре, пять –

 становитесь в круг играть. Настал день новый, давайте встретим его с улыбкой. Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Сделайте глубокий вдох и вдохните в себя доброту, красоту, здоровье, а выдохните все обиды, огорчения.

Загадка:

-Загадаю вам загадку:

Она бежит струиться,

На солнышке сверкая,

Весело танцуют рыбки,

В глубине сверкая.

– Ребята, а вы знаете, откуда появляется речка?  

Дети: Да.( показ слайдов)

- Давайте, присядем возле речки и послушаем еще одну историю.

 

Сказка о речке.

Жила–была речка. Вода в нем была чистая, прозрачная, что даже можно было

 увидеть обитателей водоема. А в солнечный день в воде отражались деревья,

 облака. Однажды к ней пришли отдыхающие, спилили деревья, развели

костер. А уходя, оставили мусор, бутылки, консервные банки.

Потом к этой реке  приходили еще и еще. Мыли машины, канистры с

 бензином.  Со временем воды становилось все меньше и меньше, а мусора

 все больше.  Однажды в речку попало машинное масло. Уже нельзя было

увидеть, кто там живет. Как вы думаете это хорошо или плохо? Обитателям

водоема стало совсем неуютно жить в такой грязной воде. Ребята, я думаю,

что мы непременно должны помочь нашей речке. Как мы можем помочь?

 (Мы можем попробовать очистить воду). Для этого, я предлагаю пройти в

 нашу лабораторию. (Дети надевают фартуки и нарукавники).  Прежде чем пройти в  лабораторию нужно вспомнить правила  безопасности в  лаборатории.

Дети: нельзя шуметь, нельзя толкаться, бегать, без разрешения пробовать на

вкус, внимательно слушать и выполнять задания.

- Ребята, сегодня в лаборатории мы  проведем опыт: Что произойдет если

капнуть немного масла в воду и как очистить воду?

- Присаживайтесь все необходимые предметы для проведения опыта перед вами ( стаканчики с водой и маслом, воронки, пипетки и т.д.).

 Опыт №1 «Фильтрация воды»

-Дети возьмите с помощью пипетки масло и накапайте в воду.

Растворилось масло в воде или нет?

Дети: Нет, оно плавает в воде.

- Ребята, могут ли в такой воде обитать рыбы, могут ли дышать?

       - Ребята, посмотрите ещё раз на стаканчик, куда мы наливали масло. Оно так

        и осталось плавать на поверхности воды. Можно пить такую воду и почему?

       Дети: Нет. Она пахнет маслом и неприятная на вкус.

 Педагог:  Да, действительно, такая вода не пригодна для питья.

 Вспомните, каких вы знаете водоплавающих птиц, которые обитают на реках и озерах? (гуси, утки, лебеди).

- Давайте представим, что утки прилетели и опустились на воду в том месте, где образовалось масляное пятно.

Опыт №2

В воду с маслом детям предлагается, опустить перо птицы.

Результат — оно покрывается маслом, склеивается.

Дети делают вывод, что масло плохо влияет на птиц, они не смогут взлететь, а значит погибнут.

Педагог: Ребята, давайте вспомним водных обитателей рек. (Карась, красноперка,  сом, щука, плотва).

Опыт №3

Детям предлагается, взболтайте воду в стаканчике трубочкой.

Результат — увидели пузырьки – это кислород.

Педагог: Могут ли в такой воде жить рыбы и другие обитатели реки? Почему? (Ответы детей).

Вывод: Речные животные тоже погибнут, потому что сквозь масляное пятно не проникает воздух, необходимый для жизни).

(Педагог подводит детей к общему выводу, что разлившиеся нефтепродукты, губительно влияют на растительный и животные мир).

Педагог: Что нужно сделать, чтобы вода стала чище? (Ответы детей).

(С помощью специальных приспособлений – бонов (скрученные жгутики), масляное пятно огораживается, чтобы не происходил дальнейший разлив нефти. Эти приспособления помогают перенести нефтяное пятно в любое безопасное для животных место).

- Ребята, а как называется профессия, люди которой изучают и защищают природу? (Ответы детей).

(Экологи при экологических катастрофах, стараются найти наилучший способ выхода из сложившихся ситуаций, они могут работать в лабораториях, высаживать деревья, кустарники, очищать загрязненную почву, воду, воздух. Экологи любят природу, помогают ей и защищают её).

Педагог: Хотите быть юными экологами и научиться очищать воду?

- Как можно очистить воду? (Ответы детей).

-Вы все верно сказали

Опыт №4

В емкость с масляным пятном капается специальная жидкость – сорбент (жидкость для удаления жира «Ферри»).

Результат: масло расщепилось на множество мелких капель.

Вывод: применение специальных сорбентов помогает расщепить нефть на отдельные пятна.

- А что нужно сделать, чтобы она стала чистой?  

Дети: Её нужно очистить от масла.

 -  Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами из   обычной салфетки.

Посмотрите, как я  это сделаю (показать, как сделать фильтр из салфетки и

 установить его в стаканчик с воронкой).

Теперь попробуйте сделать фильтр самостоятельно.( Самостоятельная работа

 детей).

 У всех всё правильно получилось. Давайте попробуем, как работают наши

фильтры. Мы очень осторожно, по не многу, будем лить масленую  воду в

 стаканчик с фильтром. (Идёт самостоятельная работа детей).

 - Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала?

Дети: Вода стала чистой.

-  Куда же делось масло?

Дети: Всё масло осталось на фильтре.

- Я попрошу вас показать образование речки. Возьмите голубые ленточки.

   Игровое упражнение: « Родничок, ручейки и речка».

 (Дети берут голубые ленточки и выполняют движения под музыку ручья).

 - Жил- был родничок, чистый пречистый. ( Дети присаживаются в круг).

 - Однажды рано утром наш родничок проснулся, зазвенел, зажурчал, и

 потекли из родничка веселые  ручейки  (Дети с ленточками бегут по кругу).

 Бежали они, бежали и попали в широкую речку. (Дети из ленточек собирают

широкую речку).

  - Обрадовалась наша речка и побежала дальше к синему морю.

 - Ребята, давайте вспомним историю про речку, которую я вам рассказывала.

 Что делали люди на этой речке?

Проведение интерактивной игры «Что вредно и полезно для природы (воды)?» (можно заменить на мультимедийную игру с применением проектора).

На экране появляются слайды, на которых изображены действия человека, наносящие вред природе (воде) и слайды о применении воды в полезных целях.

Игровое действие: Отметить красным цветом отрицательное воздействие человека на природу. Зеленым цветом отмечается положительное воздействие человека на природу (воду).

3. Заключительная часть.

Рефлексия.

Педагог: Вы правильно справились с заданием. Теперь вы считаетесь юными экологами, скажите, что нового вы узнали? Какой опыт вам запомнился? И как будите вести себя, если увидите, что природе наносится вред? (Ответы детей).

(Научились очищать воду, экологи – защитники природы, природу нужно охранять и беречь) Ребята, вы очень хорошо помогали — в очищении воды, в уборке мусора. Вы, молодцы! Вы настоящие защитники и помощники природы.

Педагог: Грязная вода – это мертвая вода, чистая вода – живая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ – ПУТЬ К ПОЗНАНИЮ МИРА»

ЦЕЛЬ ПРОЕКТАРазвитие познавательной активности через исследовательскую деятельность. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА1.Организовать предметно-развивающую среду.2.Развивать интерес к исследовательскому поиску.3.Сти...

Конспект НОД в подготовительной группе, с элементами детского экспериментирования и с учетом регионального компонента. Тема: «Юные экологи».

Загрязнение почвы, воды и воздуха, вырубка лесов, нецелесообразное пользование природными ресурсами – все это ведет к резкому ухудшению не только природы в целом, а и ухудшению здоровья каждого ...

Конспект НОД в подготовительной группе в форме ритмической гимнастики с использованием национально- регионального компонента. «Спортивный калейдоскоп».

Цель: Способствовать укреплению здоровья, формированию правильной осанки, предупреждению плоскостопия и искривления позвоночника. Научить выполнять движения в соответствии с музыкой. Развивать внимани...

Сценарий конспекта для детей подготовительной группы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с участием родителей воспитанников с элементами квест игры «В поисках Царя дорожных знаков»

Цели:. разнообразить образовательный процесс, сделать его содержательно насыщенным и веселым посредствам использования инновационной педагогической технологии – КВЕСТ• обучающая: формироват...

Конспект НОД в подготовительной группе, с элементами детского экспериментирования «Юные экологи».

Конспект НОД в подготовительной группе, с элементами детского экспериментирования...

Конспект НОД в подготовительной группе с элементами детского экспериментирования «Юные экологи»

Цель: формирование у детей бережного отношения к природе.Задачи: Образовательные: учить находить причинно-следственные связи, ставить задачи, планировать деятельность, оценивать и анализировать п...

Конспект НОД в подготовительной группе с элементами детского экспериментирования «Продуктовые секреты»

Цель: создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста интереса к опытно – экспериментальной деятельности.Задачи:Образовательные:расширить знания детей о молоке и молочных...