Конспект по познавательному развитию "Нагревание-охлаждение"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Нагревание-охлаждение»
Цели: Формирование представлений о нагревании, охлаждении, плавлении и отвердевании. Развитие способностей к преобразованию. Формирование действий превращения.
Задачи:
Образовательные: Формировать представления о нагревании, охлаждения, плавления и отвердевания. Формировать действия превращения.
Развивающие: развивать умение наблюдать. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Развитие способностей к преобразованию. Развивать внимание, мышление, память. Познакомить со свойствами сахара.
Воспитательные: Воспитывать интерес к опытам. Проявлять терпение и дослушивать ответы товарищей до конца.
Словарная работа: Обогащать словарь детей словами: исследовать, отвердевает, плавление.
Индивидуальная работа: Следить за речью детей, оказывать помощь при ответах на вопросы.
Предварительная работа: Занятия детей в мини-лаборатории. Опыты с водой, льдом, парафином.
Материал. Картинки: Пятачок в постели, холодильник с открытой дверцей, плита с дымящейся кастрюлей. Символ нагревания (тепла) – кружок картона с изображением солнца, символ охлаждения (холода) – кружок картона с изображением белых снежинок на синем фоне. Сахар, пробирка или стакан, спиртовка.
Организационный момент. (Дети в белых халатах заходят в группу).
Воспитатель: Вокруг себя повернусь, в учёного превращусь. Опыт интересный нам создать, что – то новое познать.
Воспитатель: Коллеги, добро пожаловать в нашу лабораторию. Мы не раз здесь бывали. Сегодня мы продолжим научную работу, будем экспериментировать, делать опыты. Пожалуйста, коллеги присаживаемся (дети садятся за столы)
Воспитатель: Помните, недавно мы слушали историю о том, как Пятачок компот заморозил? Был у него компот жидкий, а стал… (Ответы детей – Твёрдый.)
Воспитатель: Пятачок хотел выпить этот компот разморозил его – компот опять стал жидким, но очень холодный. Пятачок не стал его дальше нагревать и попил холодный компот. А вы знаете, что холодное пить нельзя – можно заболеть. И Пятачок заболел. (Показ картинки Пятачок в кровати). Теперь он лежит в кровати, болеет, и, чтобы у него горлышко скорей прошло, ему надо пить горячее молоко. А как сделать молоко горячим? (Ответы детей - Согреть.)
Воспитатель: Правильно, надо согреть молоко и оно из холодного станет каким? (Ответы детей - Тёплым.)
Воспитатель: Ну, кто ответит, ребята, как из льда получить воду?
Надо нагреть лёд.
Что получится? (Ответы детей - Вода.)
Воспитатель: Твёрдый лёд превратится в жидкую воду. А кто знает, сахар твёрдый или жидкий? (Ответы детей - Твёрдый.)
Воспитатель: Можно твёрдый сахар сделать жидким? (Ответы детей.)
Педагог обращает внимание на то, что мнения разделились: «Так что же для этого надо сделать? Как мы проверим, можно ли твёрдый сахар превратить в жидкость?» (Ответы детей - Нагреть на плитке.)
Воспитатель: Молодцы. А теперь давайте посмотрим, получится превращение или нет - превратится ли твёрдый сахар в жидкий. (Педагог раздаёт кусочки сахара.)
Воспитатель: «Сахар твёрдый. Чтобы превратить сахар в жидкий, его нужно нагреть.»
Сахар плавим над пламенем спиртовки – появляется капелька (она жидкая, капелька застынет и превратится в твердый сахар.
Воспитатель: Так кто оказался прав? Правы те, кто говорил, что сахар можно превратить из твёрдого в жидкий. Твёрдое становится жидким, жидкое становится твёрдым!
Динамическая пауза.
Педагог предлагает поиграть в игру «Твёрдый – жидкий». Вы уже знаете, как можно показать твёрдый лёд – сжать кулачки и съёжится: «Бр-р! Холодно!», и жидкую воду – «плавать», делая движения руками в стороны. Только теперь вы должны внимательно слушать стихи и изображать лёд или воду тогда, когда услышите слова «Затвердевает» и «жидкий». Итак, все готовы? (В игре могут принимать 5-7 детей (остальные дети наблюдают за игрой)).
Воспитатель: (демонстрируя символ «холода»).
Вот и холод наступает
Замерзает, охлаждает.
Всё в ледышки превращает, Всё вокруг затвердевает!
Дети изображают лёд.
Воспитатель: А вот солнце теплое (демонстрирует символ «тепла»).
Греет – нагревает,
Нагревает, превращает….
Превращает всех ледышек
В быстрых жидких шалунишек!
Дети «превращаются в воду», «плавают».
Проводится игра «Твёрдый – жидкий». Педагог называет слово, обозначающее какое – либо вещество или предмет. Дети должны определить, к какому состоянию вещества это слово относится твёрдому или жидкому, и изобразить это состояние игровым движением – показать «твёрдое» (сжаться, руки к груди) или жидкое («плавающие» движения). Исходное положение: руки на поясе. Если слово обозначает вещество или предмет, которое нельзя отнести ни к твёрдому, ни к жидкому состоянию, то дети оставляют руки на поясе. Слова: компот, пар, кисель, суп, пуговица, кубик, гвоздик, бумага, пальто, волосы, одеяло, туман, дым, подушка, шапочка.
Физминутка «Снежки» Н. Нищева.
Воспитатель: Мы с вами слепим снежок.
Раз, два, три, четыре, пять! (загибать пальцы).
Мы с тобой снежок слепили. (лепить снежок).
Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую).
Но совсем - совсем не сладкий. (Грозят пальчиком).
Раз – подбросим (Подбрасывают),
Два – поймаем (Ловят),
Три – уроним (Роняют).
И… сломаем (Топают).
Воспитатель: Продолжим наше превращение. Проводится подвижная игра «Море волнуется раз!»
Воспитатель: Ребята, пока мы с вами играли, пришла телефонограмма. Пятачок просит помочь ему быстрее выздороветь. Что нужно пить Пятачку? (Ответы детей - Горячие молоко!)
Воспитатель: Работа в нашей лаборатории подошла к концу. Ребята, вам понравилась исследовательская работа, работать в лаборатории? Что вам больше всего запомнилось? Что нового вы узнали? (ответы детей).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nagrevanie_i_ohlazhdenie.docx | 889.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 "Радуга"
Кулундинского района Алтайского края
Провела воспитатель: Соколова И. А.
1квалификациооной категории
с. Кулунда – октябрь 2022 год.
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Нагревание-охлаждение»
Цели: Формирование представлений о нагревании, охлаждении, плавлении и отвердевании. Развитие способностей к преобразованию. Формирование действий превращения.
Задачи:
Образовательные: Формировать представления о нагревании, охлаждения, плавления и отвердевания. Формировать действия превращения.
Развивающие: развивать умение наблюдать. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Развитие способностей к преобразованию. Развивать внимание, мышление, память. Познакомить со свойствами сахара.
Воспитательные: Воспитывать интерес к опытам. Проявлять терпение и дослушивать ответы товарищей до конца.
Словарная работа: Обогащать словарь детей словами: исследовать, отвердевает, плавление.
Индивидуальная работа: Следить за речью детей, оказывать помощь при ответах на вопросы.
Предварительная работа: Занятия детей в мини-лаборатории. Опыты с водой, льдом, парафином.
Материал. Картинки: Пятачок в постели, холодильник с открытой дверцей, плита с дымящейся кастрюлей. Символ нагревания (тепла) – кружок картона с изображением солнца, символ охлаждения (холода) – кружок картона с изображением белых снежинок на синем фоне. Сахар, пробирка или стакан, спиртовка.
Организационный момент. (Дети в белых халатах заходят в группу).
Воспитатель: Вокруг себя повернусь, в учёного превращусь. Опыт интересный нам создать, что – то новое познать.
Воспитатель: Коллеги, добро пожаловать в нашу лабораторию. Мы не раз здесь бывали. Сегодня мы продолжим научную работу, будем экспериментировать, делать опыты. Пожалуйста, коллеги присаживаемся (дети садятся за столы)
Воспитатель: Помните, недавно мы слушали историю о том, как Пятачок компот заморозил? Был у него компот жидкий, а стал… (Ответы детей – Твёрдый.)
Воспитатель: Пятачок хотел выпить этот компот разморозил его – компот опять стал жидким, но очень холодный. Пятачок не стал его дальше нагревать и попил холодный компот. А вы знаете, что холодное пить нельзя – можно заболеть. И Пятачок заболел. (Показ картинки Пятачок в кровати). Теперь он лежит в кровати, болеет, и, чтобы у него горлышко скорей прошло, ему надо пить горячее молоко. А как сделать молоко горячим? (Ответы детей - Согреть.)
Воспитатель: Правильно, надо согреть молоко и оно из холодного станет каким? (Ответы детей - Тёплым.)
Воспитатель: Ну, кто ответит, ребята, как из льда получить воду?
Надо нагреть лёд.
Что получится? (Ответы детей - Вода.)
Воспитатель: Твёрдый лёд превратится в жидкую воду. А кто знает, сахар твёрдый или жидкий? (Ответы детей - Твёрдый.)
Воспитатель: Можно твёрдый сахар сделать жидким? (Ответы детей.)
Педагог обращает внимание на то, что мнения разделились: «Так что же для этого надо сделать? Как мы проверим, можно ли твёрдый сахар превратить в жидкость?» (Ответы детей - Нагреть на плитке.)
Воспитатель: Молодцы. А теперь давайте посмотрим, получится превращение или нет - превратится ли твёрдый сахар в жидкий. (Педагог раздаёт кусочки сахара.)
Воспитатель: «Сахар твёрдый. Чтобы превратить сахар в жидкий, его нужно нагреть.»
Сахар плавим над пламенем спиртовки – появляется капелька (она жидкая, капелька застынет и превратится в твердый сахар.
Воспитатель: Так кто оказался прав? Правы те, кто говорил, что сахар можно превратить из твёрдого в жидкий. Твёрдое становится жидким, жидкое становится твёрдым!
Динамическая пауза.
Педагог предлагает поиграть в игру «Твёрдый – жидкий». Вы уже знаете, как можно показать твёрдый лёд – сжать кулачки и съёжится: «Бр-р! Холодно!», и жидкую воду – «плавать», делая движения руками в стороны. Только теперь вы должны внимательно слушать стихи и изображать лёд или воду тогда, когда услышите слова «Затвердевает» и «жидкий». Итак, все готовы? (В игре могут принимать 5-7 детей (остальные дети наблюдают за игрой)).
Воспитатель: (демонстрируя символ «холода»).
Вот и холод наступает
Замерзает, охлаждает.
Всё в ледышки превращает, Всё вокруг затвердевает!
Дети изображают лёд.
Воспитатель: А вот солнце теплое (демонстрирует символ «тепла»).
Греет – нагревает,
Нагревает, превращает….
Превращает всех ледышек
В быстрых жидких шалунишек!
Дети «превращаются в воду», «плавают».
Проводится игра «Твёрдый – жидкий». Педагог называет слово, обозначающее какое – либо вещество или предмет. Дети должны определить, к какому состоянию вещества это слово относится твёрдому или жидкому, и изобразить это состояние игровым движением – показать «твёрдое» (сжаться, руки к груди) или жидкое («плавающие» движения). Исходное положение: руки на поясе. Если слово обозначает вещество или предмет, которое нельзя отнести ни к твёрдому, ни к жидкому состоянию, то дети оставляют руки на поясе. Слова: компот, пар, кисель, суп, пуговица, кубик, гвоздик, бумага, пальто, волосы, одеяло, туман, дым, подушка, шапочка.
Физминутка «Снежки» Н. Нищева.
Воспитатель: Мы с вами слепим снежок.
Раз, два, три, четыре, пять! (загибать пальцы).
Мы с тобой снежок слепили. (лепить снежок).
Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую).
Но совсем - совсем не сладкий. (Грозят пальчиком).
Раз – подбросим (Подбрасывают),
Два – поймаем (Ловят),
Три – уроним (Роняют).
И… сломаем (Топают).
Воспитатель: Продолжим наше превращение. Проводится подвижная игра «Море волнуется раз!»
Воспитатель: Ребята, пока мы с вами играли, пришла телефонограмма. Пятачок просит помочь ему быстрее выздороветь. Что нужно пить Пятачку? (Ответы детей - Горячие молоко!)
Воспитатель: Работа в нашей лаборатории подошла к концу. Ребята, вам понравилась исследовательская работа, работать в лаборатории? Что вам больше всего запомнилось? Что нового вы узнали? (ответы детей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Волшебный магнит Конспект НОД познавательное развитие, познавательно-исследовательская деятельность.
Данный материал будет полезен не только воспитателям старших групп, но и родителям, а также работникам групп дополнительного образования....
Конспект НОД. Познавательное развитие. ФЭМП НОД 19. Младшая группа. Вид деятельности – познавательно - исследовательская Форма организации – игры с правилами
Конспект НОД. Познавательное развитие. ФЭМП НОД 19. Младшая группа.Вид деятельности – познавательно - исследовательскаяФорма организации – игры с правилами...
Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.
Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...
Конспект ООД «Познавательное развитие» познавательно-исследовательская деятельность (экспериментирование) «Уголь - «чёрное золото» земли Назаровской» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Цель: дети включены в поисково-познавательную деятельность через опытно-экспериментальную работу; имеют представление об угле, как «черном золоте» земли Назаровской (его ...
Конспект ООД «Познавательное развитие» познавательно-исследовательская деятельность «Дерево и его свойства» в старшей группе комбинированной направленности №6«Ромашка»
Конспект ООД «Познавательное развитие» познавательно-исследовательская деятельность«Дерево и его свойства»в старшей группе комбинированной направленности №6«Ромашка...
Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».
Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....
Конспект НОД Познавательное развитие. Познавательно - исследовательская деятельность. Тема: "Удивительная бумага"
Конспект НОД Познавательное развитие. Познавательно - исследовательская деятельность. Тема: "Удивительная бумага" подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)...