Перспективный план по самообразованию "Формирование основ экологической культуры в процессе дидактических иго"
материал по окружающему миру (подготовительная группа)

формирование экологической культуры детей дошкольного возраста, способности осознавать последствие своих действий по отношению к окружающей среде и умением жить в гармонией с природой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrozovanie_ekologiya.docx47.16 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план работы по самообразованию на 2020-2025 г.г.


Воспитатель : Шаймарданова Елена Николаевна  группы № 3 МБДОУ «Детский сад № 68
Тема: «Формирование основ экологической культуры в процессе дидактических игр»

Проблема: Отсутствие экологической культуры является наиболее серьёзной, актуальной проблемой нашего времени. Тот или иной уровень экологической культуры - результат воспитания, главной функцией которого является подготовка подрастающего поколения к жизни в этом мире, а для этого необходимо знать, владеть системой нравственных норм по отношению к нему, в том числе и к природе.

Цель: Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умению жить в относительной гармонии с природой.

Задачи: 1.Формировать первоначальные системы ценностных ориентаций, восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы.

2.Развитие способностей детей к познанию мира природы.

3.Обучать элементарным нормам поведения в природе, формировать навыки рационального природопользования в повседневной жизни.

4.Воспитание гуманного отношения к живым организмам.

Предполагаемый результат: 1. Повышение экологической культуры родителей и их воспитанников.

2. Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.

3 Воспитание защитников природы.

4. Творческая активность воспитанников.

Литература: 1.«От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программы дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012

2.Журнал «Дошкольное воспитание».

3.Журнал «Ребенок в детском саду».

4.Журнал «Воспитатель ДОУ»

5.Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. С-П.: «Детство — пресс» — 2006г. 6. Кондрашова М. А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Методические разработки. Оренбург, 2005. — 116 с.

7.Лучич М. В. Детям о природе. М., Просвещение, 1990.

8.Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада: Пособие для воспитателя дошкольного образовательного учреждения. - М.: Просвещения, 2002.- 144с.

9.Новоселова С. Л. Игра дошкольника. — М.: Просвещение, 1989. — 188 с.

10.Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. — М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001. 

Раздел плана

Сроки

Форма работы

Практические выходы (памятки, доклады, консультации, открытый просмотр, выставка работ и т.д.)

1 этап - Организационно-ознакомительный.

Включает в себя детальное изучение ситуации по выбранной проблеме, соответствующей научно-методической литературы, определение темы самообразования, составление плана работы, подготовка практического материала.

 

2020-2021

 Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

Изучение образовательных технологий (выбор одной или нескольких технологий для получения прогнозируемых результатов)

Определение целей и задач темы.

1. Изучение научно-методической и учебно-методической литературы.

2.Изучение периодической печати.

3.Посещение библиотек.

4.Знакомство с работами других педагогов.

5.Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме.

2 этап – практический Предполагает внедрение в работу подготовленного материала. 

 Внедрение опыта работы.

Формирование методического комплекса.

Корректировка работы.

Исследовательская работа (применение выбранной технологии для работы в экспериментальной группе)

1.Создание основной образовательной программы в соответствии с ФГОС ДОУ.

2.Участие в неделях открытых дверей (показ открытых мероприятий, круглого стола для родителей)

3.Участие в конкурсах с детьми.

4.Публикации в социальной сети работников образования методических материалов, выступлений, творческих и практических работ, в том числе воспитанников.

5.Выступление на семинарах, конференциях воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

2021-2024

3 этап – заключительный Предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности.

2024-2025

Подведение итогов.

Оформление результатов работы.

Распространение опыта своей работы

1.Участие в работе городского МО педагогов, в городских семинарах.

2.Участие и результаты в муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсах.

3.Консультативная помощь воспитанникам и родителям.

4.Ведение профессионального портфолио.

5.Оформление результатов работы.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ (на учебный год 2020-2021)

Этап работы по
самообразованию

Содержание работы

Сроки выполнения

Результат

1 этап - Организационно-ознакомительный

1.Проанализировать свои профессиональные затруднения.

2.Планирование работы по самообразованию.

• определение содержания работы по самообразованию;
• выбор вопросов для самостоятельного углублённого изучения.

3.Изучить ФГОС дошкольного образования.

Сентябрь

2020

1.Разработка перспективного плана для младшего дошкольного возраста.

2..Оформление методической папки.

Изучение научно-методической литературы:

Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей.

Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию.

Октябрь

2020

1.Выставка игр, дидактических материалов, пособий для практической деятельности.

2.Изучение уровня экологических знаний детей.

1.Создание экологического уголка.

2.Подготовка и организация выставки: «Дары природы» (использование природного и бросового материала)

Октябрь-ноябрь

2020

1.Выставка детских рисунков, коллажей.

2.Выставка поделок из бросового материала.

1.Создание предметно-развивающей среды.

2.Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы.

Ноябрь-декабрь

2020

1.Оформление альбома «Насекомые».

2.Пополнение картотеки дидактических игр.

3.Организован центр воды и песка.

1.Дать родителям информацию о прогулках в детском саду, мероприятиях и видах деятельности на улице, подвижных играх.

2. Продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами (сорока, ворона, голубь, скворец, грач).

Январь

2021

1.Подготовка иллюстраций, анкет, памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей.

2.Изготовление кормушек для птиц вместе с родителями. Устройство птичьей столовой.

1.Анкетирование родителей.

2.Изготовление экологической газеты для родителей на тему: «Прикоснись к природе сердцем».

Февраль

2021

1.Подготовка анкет для родителей.

2.Оформление экологической газеты на темы: «Береги природу», «Братья наши меньшие».

Изготовление дидактических игр, пособий  по экологии.

Март

2021

1.Подбор методического оснащения.

2.Пополнение методической копилки.

3.Составление перспективного плана работы.

Выступление на педсовете «Экологическое воспитание детей в детском саду».

Апрель

2021

1.Творческий отчёт для педагогов ДОУ

1.Советы и рекомендации для родителей о важности активного отдыха на улице, участии родителей в играх, воспитывать заинтересованность к нуждам и потребностям ребёнка.

2.Отчет о проделанной работе на совете педагогов по теме самообразования

Май

2021

1.В родительских уголках отразить вопросы развития индивидуальных способностей детей в ДОУ и  семье.

2.Оформление отчета

Информационные листы в виде таблицы с результатами

1.Посетить занятия опытных педагогов, занимающихся данной проблемой.

2.Изучение работы педагогов региона: (через публикации в периодической печати, сайты).

3.Собрать банк данных по теме «Формирование основ экологической культуры в процессе дидактических игр»: презентации, статьи

4.Систематизировать накопленные и последующие материалы по теме «Формирование основ экологической культуры в процессе дидактических игр»

5.Разработать игровые занятия с учетом ФГОС

В течении года

Участие:

1. ГМО «Современные подходы к организации образовательного пространства ДОУ для познавательного развития детей дошкольного возраста». Д/с № 42

2. РМО «Современные педагогические технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста», на базе МБДОУ № 3, пгт Камские Поляны

3. ГМО «Формирование экологических знаний дошкольников посредством творческой деятельности» в рамках реализации международной программы «Эко-школы/Зеленый флаг», на базе МАДОУ № 86

4. Х Всероссийский фестиваль педагогических идей в рамках международной программы «Экошколы/Зеленый флаг».На базе 86 д/с Нижнекамск.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ (на учебный год 2021-2022)        

Этап работы по
самообразованию

Содержание работы

Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике)

Сроки выполнения

Результат

2 этап – практический

1.Корректировка плана работы по теме.

2.Изучить литературу «Сюжетно – дидактические игры с экологическим содержанием»

Сентябрь

1.Изучения учебной, справочной и научно-методической литературы;

2. Изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах, ознакомление с публикациями в печатных изданиях

Проведение и заполнение карты наблюдения за детьми, и выявление индивидуального уровня экологического развития детей на начало и конец учебного года.

Сентябрь, май

1.Мониторинг на конец учебного года, вывод по диагностики;

2. Родительское собрание : «Наши успехи!»

1.Пополнение предметно-развивающей среды в группе.

2.Оформить уголок природы: подбор комнатных растений.

Сентябрь, октябрь.

1.Оформление уголка природы: подбор комнатных растений.

2.Создание копилки «Подарки осени»

3.Изготовление эколого – дидактических игр:

-«Овощи и фрукты».

-«Животные и птицы».

4.Сбор цветочных семян, природного материала.

Привлечь родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду; сплочение детского и взрослого коллектива

Октябрь

1.Памятка: «В каких продуктах «живут» витамины»;

2.Участие конкурсах «Осенняя кладовая»

3.Памятка для родителей : «Синичкин день»

Приобщать семьи к сотрудничеству с детским садом, обучить родителей совместной продуктивной деятельности с детьми. Развивать творческие способности детей и родителей.

Ноябрь

1.Изготовлении кормушек.  В рамках экологической акции «Птичья столовая»:

2.Памятка: «Экологическое воспитание»;

3.Изготовление поделок с детьми «Рождественские чудеса»

Медиатека познавательно-экологического содержания «Звуки природы». Подбор DVD дисков по изучаемым темам.

Декабрь

1.Создание электронной версии методической копилки с использованием ИКТ – технологий;

2.Проведение открытого занятия

Разработать конспекты этических бесед по экологии «Ключи природы».

Дидактические игры по экологическому развитию

Январь

1. Разработка и проведение консультации для родителей: «Чистая планета Земля»;

2. Совместная работа по созданию альбома; «Берегите природу»; «Дикие животные России»

Дидактические игры: «Чудесный мешочек» - овощи, фрукты.

-«Найди листок, какой покажу»

Д/и «Узнай на вкус»

Подбор материала для оформления картотеки по теме: «Деревья», «Растения», «Птицы», «Насекомые», «Цветы»

Февраль

Пополнение экологического уголка.

Подготовка методического материала для родителей и воспитателей

Март

1.Разработка и проведение консультаций для родителей:  «Родители – пример для детей в соблюдении экологической культуры»;

Памятка: «Мы против мусора»;

Приобщить родителей к созданию в группе огорода, знакомству детей с растениями, уходу за ними.

Апрель

1.Проект «Огород на подоконнике»

Привлечь родителей к подготовке группы, участка к летнему периоду работы. Дать возможность проявить единство, творчество и заинтересованность в благоустройстве участка.

Май

1.Привлечение родителей к участию в экологической акции « Эковесна 2022»;

2. Памятка: «День Земли»; «День посадки деревьев»

3. Работа над проектом: «Цветущий участок»;

1. Составление картотеки публикаций по теме.

2.Организация для родителей дней открытых дверей, посещение игровых занятий, консультаций.

3.Участие в конкурсах, в т.ч. участие воспитанников.

4.Подготовка консультации для родителей по теме самообразования.

В течении года

Участие:

1. конкурс профессионального мастерства “Воспитатель года”,

2. семинар «Использование проектного метода в совместной деятельности педагогов и дошкольников»,на базе МБДОУ № 13, г.Нижнекамск;

3. семинар «Современные педагогические технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»,на базе МБДОУ № 3, Кам.Поляны;

4. Х Всероссийский фестиваль педагогических идей в рамках международной программы «Экошколы/Зеленый флаг».На базе 86 д/с Нижнекамск.

5. семинар-практикум «Речевое развитие дошкольников через современные технологии», на базе МБДОУ № 98, Нижнекамск

6. зональной семинар-практикум «Использование игровых технологий в коррекционно-педагогической работе с детьми ОВЗ», на базе МБДОУ № 68;

7. Методический вебинар «Ознакомление с окружающим миром в старшем дошкольном возрасте», на базе Международной педагогической Академии дошкольного образования (МПДАО)

8. Методический вебинар «Ознакомление с окружающим миром в младшем дошкольном возрасте», на базе Международной педагогической Академии дошкольного образования (МПДАО);

9. Творческий конкурс «Наши Пернатые друзья» Тат-конкурс

«Ознакомление с окружающим миром в старшем дошкольном возрасте», на базе Международной педагогической Академии дошкольного образования (МПАДО);ПАДО);

8.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ (на учебный год 2022-2023)        

Этап работы по
самообразованию

Содержание работы

Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике)

Сроки выполнения

Результат

2 этап – практический

1.Корректировка плана работы по теме.

2.Изучить литературу «Сюжетно – дидактические игры с экологическим содержанием»

Сентябрь

Разработка конспектов занятий по экологии

Сентябрь

октябрь

Открытое занятие для педагогов ДОУ.

Октябрь

Изучить статьи по теме самообразования.

Ноябрь

 Консультация для молодых специалистов "Дидактические игры и их влияние на экологическое воспитание детей дошкольного возраста"

Декабрь

Оформление выставки "Выставка дидактических игр и пособий по экологическому образованию дошкольников."

Январь

Опыты с комнатными растениями

Февраль

Консультация для коллег

Март

Итоговое занятие по экологии с использованием дидактических игр.

Апрель

Соотнесение полученных результатов с запланированными. Самоанализ.

Май

.1. Тематические фотовыставки:

-«Моя семья в лесу»

-«Моя семья на даче»

- «Мои домашние питомцы»

2. Выступление на педагогических советах, семинарах, педагогическом часе, проведение мастер-классов по теме.

3. Подготовка анкет, памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей.

В течении года

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ (на учебный год 2023-2024)        

Этап работы по
самообразованию

Содержание работы

Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике)

Сроки выполнения

Результат

2 этап – практический

Корректировка плана работы по теме.

Сентябрь

Подготовка статей для публикации в педагогических изданиях.

В течении года

Организовать вместе с родителями выставку поделок из листьев, овощей и фруктов «Дары природы».

Октябрь

Публикации в Социальной сети работников образования разработок занятий и внеклассных мероприятий, выступлений, творческих и практических работ, в том числе воспитанников..

В течении года

 Проведение тематических родительских собраний, консультаций, оформление уголков для родителей.

Ноябрь

Составление конспектов занятий, консультаций для родителей и воспитателей,
развлечений по экологическому воспитанию.

В течении года

Подготовка анкет, памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей.

Декабрь

Разработка дидактических и наглядных пособий для работы с детьми и пополнение методических пособий и  пакета материала в электронном виде, в том числе:

комплекта дидактики по обучению детей экологии (презентации)

комплекта раздаточного материала (карточки, задания и тесты)

Январь

Совместное изготовление родителями с детьми кормушек для птиц.

Февраль

 Принимать активное участие в работе педсовета, медико-педсовета в дошкольном учреждение.

Март

Изготовление эколого – дидактических игр:

-«Овощи и фрукты».

-«Животные и птицы».

Апрель

Пополнить картотеку дидактических игр

Май

Посещение открытых занятий коллег и участвовать в обмене опытом на разных уровнях.

Участие в конкурсах: районных, городских всероссийских.

Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

В течении года

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ (на учебный год 2024-2025)

Этап работы по
самообразованию

Содержание работы

Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике)

Сроки выполнения

Результат

3 этап – заключительный    

Корректировка плана работы по теме.

Сентябрь

Подготовка к аттестации. Изучение нормативной базы.

Изучение «Положения о порядке педагогической аттестации»

Сентябрь-январь

Оформить зону наблюдений за овощами «Мини – огород»

Октябрь

Открытое занятие, организованное для педагогов дошкольного учреждения.

Декабрь

Оформление папки с результатами новых разработок.

В течении года

 Продолжить работу над выбранной методической темой. Формулирование темы творческого отчёта.

В течении года

Распространение педагогического опыта работы через интернет.

В течении года

Отчет о проделанной работе на педагогическом совете по теме самообразования: «Формирование основ экологической культуры в процессе дидактических игр"

Март

Продолжить работу над выбранной методической темой.

В течении года

Изучать опыт работы лучших воспитателей района, города, по результатам конкурсов «Воспитатель года», через Интернет

В течении года

Фотовыставка «Лучшие места отдыха и прогулок с детьми в нашем городе!»

Май

Итоговое занятие по экологии с

использованием дидактических игр

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Формирование основ экологической культуры в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Консультация для воспитателей Формирование основ экологической культуры в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста...

Перспективный план работы формирование основ сенсорной культуры, как фактора развития познавательных способностей воспитанников 2-3 лет, посредством использования сенсорных дидактических игр.

маленький ребенок познает окружающий мир через ощущения, т.е. с помощью глаз, ушей. кожи, рта, носа. обследуя окружающий мир кроха постепенно накапливает и расширяет свои представления о различных сво...

«Формирование основ экологической культуры в процессе воспитания детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития основ экологической культуры, становления обуславливающих её экологического мировоззрения и сознания, нравственно-этических норм поведения. В этом...

Презентация "Формирование у дошкольников основ экологической культуры в процессе использования современных педагогических технологий"

Экологическое воспитание дошкольников - приоритетное направление дошкольного образовательного учреждения. Дошкольный возраст-самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. ...

«Формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с природой»

laquo;Формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с природой»...