ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ КАК СПОСОБ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
статья по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) по теме

Демина Галина Петровна

Материал о системе формирования у детей экологических представлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokladdyomina.doc62 КБ
Файл prezentatsiya.pptx2.4 МБ

Предварительный просмотр:

 ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ КАК СПОСОБ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Г.П. Дёмина

воспитатель МДОУ д/с №24 «Искорки»

ЗАТО г. Зеленогорска, Красноярского края

        Современный этап развития образования в целом и дошкольного в частности характеризуется тем, что одним из наиболее значимых направлений в его реформировании и модернизации является замена традиционных ценностей обучения ребёнка на ценности развития личности. В связи с этим особую актуальность приобретает задача достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного с созданием условий для всестороннего развития личности ребёнка, способной реализовать себя в социальном пространстве.

Так, согласно принятым 23 ноября 2009 г. Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, педагоги должны переориентироваться на работу с детьми в режиме развития. На первый план выступает обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников, организуемых на основе принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Федеральные государственные требования определяют в качестве обязательных десять образовательных областей, призванных обеспечить достижение воспитанниками необходимого и достаточного уровня развития.  

В качестве одной из значимых образовательных областей выделяется «Познание».

Содержание образовательной области "Познание" направлено на достижение  развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:

  - сенсорное развитие;

  - развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

  - формирование элементарных математических представлений;

  - формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Как показывает анализ современных программ, методик и технологий,  одной из приоритетных задач в данной области является  воспитание экологической культуры у детей. В условиях глобального экологического кризиса, переживаемого человечеством, возникла необходимость в непрерывном экологическом образовании, основная цель которого состоит в формировании нового типа отношения человека к природе.

        Нельзя забывать, что человек является частью природы. Познавая её, он приобретает гораздо больше, чем просто знания, он может правильно оценить своё место в природе и выстроить с ней отношения так, как ему необходимо. Но дети этого сделать не могут, поэтому задача взрослых (педагогов, родителей) состоит в том, чтобы дать детям достоверные правдивые знания о природе, научить любить её, уважать её законы. Ведь именно дошкольный возраст является периодом приобретения основы личностной культуры, её базис, соответствующий широкому кругу общечеловеческих ценностей.

        На начало 2010 – 2011 учебного года мы провели диагностику экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста (диагностика основана на методике О.Соломенниковой, кандидата педагогических наук, доцента института повышения квалификации и переподготовки работников народного образования Московской области. Журнал "Дошкольное воспитание № 7, 2004 г. стр. 21") и выявили, что:

Высокий уровень имеют 20% детей

Средний уровень – 55%

Ниже среднего – 25%

        Результаты диагностики послужили началом углублённой работы по развитию основ экологической культуры у детей нашей группы.

        Нами была разработана система формирования у детей экологических представлений, включающая в себя:

 -  создание особых условий в группе для самостоятельной деятельности детей,

 - совместную деятельность с родителями воспитанников,

 - изучение и внедрение разнообразных форм совместной деятельности педагогов с детьми, способствующих формированию основ экологической культуры:

  1. Наблюдения за живой и неживой природой.
  2. Элементарное экспериментирование.
  3. Проектная деятельность.
  4. Специально организованные игровые обучающие ситуации.
  5. Целевые экскурсии и прогулки – путешествия.
  6. Экологические праздники и развлечения.

В ходе реализации разработанной системы  возникла существенная проблема. Дело в том, что в старшем дошкольном возрасте воспитательно-образовательный процесс  характеризуется возрастанием объема и интенсивности учебно-познавательной деятельности.  Введение дополнительных видов специально организованной совместной деятельности неизбежно приводит к снижению и без того недостаточного  уровня двигательной активности детей во время пребывания в ДОУ, что, безусловно, оказывает отрицательное воздействие на их психическое и физическое состояние. В связи с этим должны быть обеспечены педагогические условия и разработаны организационно-методические подходы, которые позволили бы компенсировать негативное влияние повышенных интеллектуальных нагрузок.

        Один из путей решения проблемы – интеграция образовательных областей.  Данное решение является обоснованием методики занятий интегративного характера, обеспечивающих развитие познавательных способностей детей на фоне высокого уровня двигательной активности, т.е. интеграция области «Познание» и области «Физическая культура».

          Совместно  с  инструктором по физической культуре мы разработали  систему  непосредственно образовательной деятельности по  физическому развитию детей, предусматривающую сочетание  физических упражнений с формированием первоначальных знаний и представлений о природе и воспитанием основ экологической культуры. Это совместная деятельность интегративного типа, предусматривающая сочетание различных видов деятельности, в том числе двигательной, игровой и творческой.

        Особенностями разработанной системы, предназначенной для детей старшего дошкольного возраста, является следующее: один раз в неделю предусматривается проведение непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию детей на открытом воздухе (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.4.1.2660 – 1013.5. п. 13.5).,
которую мы проводим в форме физически активной прогулки по экологической тропе здоровья в естественных условиях природной среды. Маршрут экологической тропы определяется заранее (направление, продолжительность) и остается неизменным в течение месяца. Это позволяет на протяжении месяца фиксировать природные изменения, которые происходят в данный период времени.

         До начала прогулок по экологической тропе здоровья  знакомим детей с нормами поведения в природной среде, являющимися элементами экологической культуры.

    Содержание непосредственно образовательной деятельности интегративного типа, проводимой инструктором по физической культуре совместно с воспитателем, составляют физические упражнения, подбор которых обусловлен возрастом и уровнем физической подготовленности детей, а также временем года и погодными условиями. Наряду с выполнением физических упражнений в процессе занятий дети под руководством воспитателя проводят наблюдения за природными явлениями и сезонными изменениями.

     В качестве физических упражнений обычно используются следующие их разновидности:

 - дозированная ходьба в сочетании с бегом (объем нагрузки - время, длина дистанции, а также ее интенсивность - зависит от конкретных задач занятия);

 - упражнения дыхательной гимнастики (например, "Листья шуршат", "Морозко", "Одуванчик", "Радуга, обними меня" и т.п.);

 - общеразвивающие упражнения (например, "Листопад", "Поймай снежинку", "Подснежник", "Колокольчики" и др.);

 - подвижные игры (например, "Перелет птиц", "Льдинки, ветер и мороз", "Скворечники", "Цветы и ветерок" и т.п.);

 - эстафеты (например, "Сбор картофеля", "Слалом", "Бегущие ручейки", "Эстафета пчелок" и др.);

 - сезонные упражнения спортивного характера (например, зимой используется  ходьба на лыжах).

          Подбор упражнений определяется темой календарного плана и взаимосвязан с содержанием природоведческих наблюдений.

         Сочетание двигательной активности с формированием экологических знаний может быть различным:

1) наблюдения за природными явлениями проводим в начале, в сочетании с ходьбой в спокойном темпе по тропе здоровья, а затем используются физические упражнения в общепринятой последовательности в соответствии с рекомендуемыми принципами распределения физической нагрузки;

2) также физические упражнения могут предшествовать наблюдениям, проводимым в конце занятия при возвращении по тропе здоровья в детский сад;

3) в начале могут применяться физические упражнения (например, дозированная ходьба в сочетании с бегом по тропе здоровья), затем проводятся природоведческие наблюдения, которые заканчиваются подобранными в соответствии с темой упражнениями и подвижными играми. Прогулка завершается либо дозированным бегом в сочетании с ходьбой, либо наблюдениями в сочетании с ходьбой в спокойном темпе.

Формирование первоначальных знаний о природе проводим в игровой форме с учетом возрастных психологических особенностей детей (например, можно использовать традиционного героя    - Лесовичка , который проводит с детьми экскурсию по "своим владениям", доктора Травкина, который знакомит детей с лекарственными растениями, «Весёлый снеговик» знакомит детей с тайнами зимней природы). По результатам наблюдений дети создают «Книгу природы», где зарисовывают «что где растёт», «кто где живёт», придумывают и с помощью воспитателя записывают экологические сказки.

Знакомим детей с основами туризма и его роли в физическом развитии и расширении экологических представлений. Дети научились собирать и разбирать палатку, узнали, как можно разжечь костёр, что нужно брать с собой в поход, что сделать, когда покидаешь место привала. Как оценить собственное физическое состояние и оказать первую элементарную помощь другу.

Любая развивающая деятельность ребёнка и воспитателя не будет успешной без совместной работы с родителями. Родители  - активные участники в оформлении природных центров на участке и в группе, озеленении территории ДОУ. По инициативе родителей в детском саду создан «уголок живого леса» для наблюдений, экологических игр, праздников, развлечений, занятий спортивным туризмом.

Таким образом, при обеспечении определенных педагогических условий и использовании специальных организационно-методических приемов  могут быть успешно решены задачи познавательно-речевого, физического, социально-личностного и художественно-эстетического развития детей.

         Важно подчеркнуть, что указанные образовательные и воспитательные задачи решаются на фоне высокого уровня двигательной активности.

        В процессе педагогических наблюдений (за тем, как ведут себя дети во время прогулок в естественных условиях природной среды, насколько они самостоятельны во взаимодействии с объектами природы, в какой степени усвоили нормы правильного отношения к ним, какова их реакция на различные явления природы, включают ли они в игры сюжеты и объекты природоведческого характера), а также, применяя специальные методики, мы имеем возможность  оценить уровень экологической воспитанности детей.

        В конце старшей группы мы провели динамический срез, направленный на диагностику экологических представлений у детей группы и выявили:

Высокий уровень  - 35% детей

Средний  - 60%

Ниже среднего  - 5 %

        В заключение следует отметить, что нами представлен лишь один из организационно-методических подходов интеграции образовательных областей в воспитательно - образовательном процессе, позволяющий сочетать двигательную активность детей с формированием у них первоначальных знаний и представлений о природе и воспитанием основ экологической культуры.

Литература:

  1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.11.2009 г.)
  2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
    СанПиН 2.4.1.2660 – 1013.5
  3. Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников.
  4. Крылова Н.И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ
  5. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников.
  6. Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами.
  7. Шилкова И.К. и др. Здоровьеформирующее физическое развитие.
  8. Журнал "Дошкольное воспитание № 7, 2004 г. стр. 21


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование основ экологической культуры в процессе физического воспитания детей Подготовила: воспитатель МДОУ д/с №24 «Искорки» г. Зеленогорска Дёмина Галина Петровна

Слайд 2

РЕФОРМИРОВАНИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗАМЕНА ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА НА ЦЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОСТИЖЕНИЕ НОВОГО, СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА

Слайд 3

Программа должна: обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста; строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей П.2.4 ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Слайд 4

Содержание образовательной области "Познание" направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач: - сенсорное развитие; - развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; - формирование элементарных математических представлений; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей П.3.3.6 ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОЗНАНИЕ

Слайд 5

Актуальность экологического образования детей Человек - часть природы. Познавая природу, человек правильно оценивает своё место в ней. Дошкольный возраст - период приобретения основы личностной культуры. Роль взрослого – дать детям достоверные, правдивые знания о природе.

Слайд 6

Диагностика экологических представлений у детей (старшая группа, начало года)

Слайд 7

Система формирования у детей экологических представлений Создание условий в группе и на участке ДОУ для самостоятельной деятельности детей; Совместная деятельность с родителями воспитанников; Изучение и внедрение разнообразных форм совместной деятельности педагогов с детьми.

Слайд 8

Формы работы по формированию основ экологической культуры у детей Элементарное экспериментирование Наблюдения за живой и неживой природой Специально организованные игровые обучающие ситуации Целевые экскурсии и прогулки – путешествия Экологические праздники и развлечения 6. Специально организованные игровые обучающие ситуации

Слайд 9

В старшем дошкольном возрасте воспитательно – образовательный процесс характеризуется возрастанием объёма и интенсивности учебно – познавательной деятельности В ДОУ должны быть обеспечены педагогические условия и разработаны организационно – методические подходы для компенсации негативного влияния повышенных интеллектуальных нагрузок

Слайд 10

Интеграция образовательных областей Система совместной организованной деятельности по физической культуре, предусматривающая сочетание выполнения физических упражнений с формированием первоначальных знаний и представлений о природе, воспитанием основ экологической культуры

Слайд 11

Содержание системы работы 1 раз в неделю проведение непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию детей в форме прогулки по экологической тропе

Слайд 12

Содержание системы работы

Слайд 13

Физические упражнения с экологической тематикой Дыхательная гимнастика: «Листья шуршат», «Морозко», «Одуванчик», и т.п. Общеразвивающие упражнения: «Листопад», «Поймай снежинку», «Подснежник» и др. Подвижные игры: «Перелёт птиц», «Скворечники», «Цветы и ветерки» и т.п. Эстафеты: «Сбор картофеля», «Бегущие ручейки», «Эстафеты пчёлок» Сезонные упражнения спортивного характера: катание на санках, ходьба на лыжах.

Слайд 14

Примеры сочетания двигательной активности с формированием экологических знаний Наблюдения за природными явлениями в начале физкультурного занятия в сочетании с ходьбой в спокойном темпе. Физические упражнения, предшествующие наблюдениям. Дозированный бег в сочетании с ходьбой в начале и в конце прогулки.

Слайд 15

Игровые приёмы на интегрированных занятиях Введение традиционного героя (Лесовичок, Доктор Травкин) Создание «Книги природы» Сочинение экологических сказок

Слайд 16

Мы ребята - туристята

Слайд 17

Работа с родителями

Слайд 18

Образовательная направленность Формирование знаний экологического характера Приобщение ребёнка к общечеловеческим ценностям: познания преобразования переживания Совершенствование двигательных умений и навыков Формирование интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями. Развитие двигательных и познавательных способностей

Слайд 19

Диагностика экологических представлений у детей (старшая группа, конец года)

Слайд 20

УДАЧИ В РАБОТЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование основ безопасности у дошкольников в познавательно-речевой деятельности на основе интеграции образовательных областей ФГТ

Ребенок живет в огромном мире, где оказывается в различных жизненных ситуациях. И ему, чтобы не растеряться, необходимо получить осознанное представление о том, как выстроить свое поведение, чтобы обе...

Консультация для воспитателей Формирование основ экологической культуры в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Консультация для воспитателей Формирование основ экологической культуры в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей "Развитие творческих способностей детей посредством интеграции образовательных областей при осуществлении образовательного процесса".

В консультации говортся о преимуществах  интеграции образовательных областей при осуществлении образовательного процесса....

«Формирование основ экологической культуры в процессе воспитания детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития основ экологической культуры, становления обуславливающих её экологического мировоззрения и сознания, нравственно-этических норм поведения. В этом...

«Формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с природой»

laquo;Формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с природой»...