формирование основ безопасности у дошкольников в познавательно-речевой деятельности на основе интеграции образовательных областей ФГТ
методическая разработка (окружающий мир, младшая группа) на тему

Гаврисенко Анна Алексеевна

Ребенок живет в огромном мире, где оказывается в различных жизненных ситуациях. И ему, чтобы не растеряться, необходимо получить осознанное представление о том, как выстроить свое поведение, чтобы обезопасить себя. Решению этой задачи способствует правильно организованный образовательный процесс, эффективность которого зависит от выбора условий и педагогических средств. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sayt.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

     Ознакомление детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения.

 Знание и соблюдение правил дорожного движения помогает снизить процент дорожно-транспортных происшествий. Формирование дисциплинированности, организованности надо начинать ещё в раннем детстве, когда усвоенные правила становятся в дальнейшем нормой поведения. Исследования психологов показывают, что у детей дошкольного возраста наблюдается разрыв между теоретическими знаниями и их практическим применением. Дети не умеют управлять своим поведением. Вместе с тем их с ранних лет привлекает разнообразие окружающего мира: дома, улицы, движущиеся по ним пешеходы и транспорт. Но наблюдение за жизнью улицы само по себе не обеспечивает формирование правильных представлений о правилах дорожного движения. Поэтому дети, предоставленные самим себе, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Не умея правильно определять расстояние до ближайшего автомобиля и его скорость, они переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У маленьких детей отсутствует способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке.

     Всю работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения можно разделить на несколько этапов:

1.Анализ семейного воспитания по данному вопросу.

2.Уточнение представлений детей о правилах дорожного движения, то есть их личный опыт, на который можно опереться.

3.Расширение первоначальных детских представлений, накопление новых знаний о правилах дорожного движения.

4.Формирование сознательного отношения к соблюдению правил дорожного движения.

               

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе                                  «Как непослушный медвежонок оказался на дороге»

Интеграция образовательных областей ФГТ: «Безопасность», «Коммуникация», «Познание».

Программные задачи: Обучать правилам безопасного поведения на улице и дороге. Познакомить с понятием «улица», «дорога», «светофор», значением его сигналов. Воспитывать эмоциональный отклик на чужую беду.

Предварительная работа: Наблюдение за движением транспорта и пешеходов, рассматривание иллюстраций, плакатов из серии «Соблюдай правила дорожного движения!». Знакомство с макетом светофора. Прогулка по улице, к перекрёстку. Разучивание подвижных игр «Воробушки и автомобиль» и «Цветные автомобили».

Материал и оборудование: Настольный театр (фигурки  медвежонока, полицейского, взрослых и детей), макет дороги с перекрёстком и светофором, машины и автобусы,  ростовая кукла «медвежонок».

Активизация словаря: светофор, дорога, улица, красный, жёлтый, зелёный.

                                        Ход деятельности:

Воспитатель (используя показ настольного театра по ходу сказки): Послушайте, какая удивительная история, произошла с медвежонком. «Жил был в лесу медвежонок Топтыжка, очень любопытный мишка. Ему стало скучно играть с белочкой, зайчонком и лисичкой. Очень интересно было узнать, что происходит там, где заканчивается лес. Дедушка-медведь и мама-медведица говорили, что там живут люди, много дорог и машин. Но лесным зверятам появляться там опасно, так как они не знают правил поведения на дороге. Любопытный Топтыжка решил всё же узнать, что такое дорога, машины и как живут люди. Шёл, он шёл и вышел прямо к дороге. А по дороге тюда-сюда мчатся машины и автобусы, останавливаясь лишь на перекрёстке, у пешеходного перехода. По белым ллиниям дорогу переходили взрослые и дети. А светофор помогал регулировать быстрое движение машин, автобусов и людей. Но медвежонок не знал правил дорожного движения, растерялся и вышел прямо на проезжую часть. На дороге получился беспорядок, машины съехали в разные стороны, на обочины. Топтыжка испугался и расплакался. К нему подошёл полицейский и сказал: «Не переживай и не растраивайся, я отведу тебя в детский сад, там тебе расскажут о правилах дорожного движения».                        Педагог использует ростовую куклу, для дальнейшего проведения НОД.           Посмотрите, кто к нам в гости пришёл!                                                                Дети: К нам пришёл медведь. Мишка не знает как себя вести на улице.          Воспитатель: Ребята, что-то мишенька  загрустил, давайте его развеселим.                                                  Выходи-ка, Мишенька, попляши, попляши.                                                             Лапой, лапой, Мишенька помаши, помаши.                                                             А мы вокруг Мишеньки хороводом пойдём,                                                             Песенку весёлую, запоём, запоём!                                                                         Будем, будем в ладушки ударять, ударять!                                                                Будет, будет, Мишенька нам плясать, нам плясать.                                        Расскажи-ка  Мишенька, что тебя привело к нам в детский сад?                   Медведь: Я хочу научиться соблюдать правила дорожного движения, а особенно правильно переходить дорогу.                                                                               Воспитатель: Сейчас, мы тебе расскажем. Ребята, как нужно переходить дорогу?             Дети: Переходить дорогу нужно по пешеходному переходу. Он называется «зебра».  Воспитатель: С кем должны переходить дорогу дети?                                              Дети: Дорогу можно переходить только со взрослыми. С мамой и папой.          Воспитатель: Запомни, Мишенька, дети на улице до семи лет должны находиться только под присмотром взрослых.                                                                          Ребята, отгадайте загадку:  «У него глаза цветные, не глаза, а три огня.                                                                      Он по очереди  ими сверху смотрит на меня.                                                                     Разных три имеет глаза, но откроет их не сразу.                                                 Если глаз откроет красный: Стоп! Идти нельзя, опасно!                                         Жёлтый глаз погоди, а зелёный проходи».                          Дети: Это светофор.                                                                           Воспитатель: Светофор самый главный помощник на дороге. Он помогает регулировать движение и сохранять безопасность на дороге. Какие сигналы светофора вы знаете?  Дети: Красный, жёлтый, зелёный.                                                               Воспитатель: А сейчас, вместе с нашим лесным другом поиграем в игру «Светофор».          (Педагог называет сигналы светофора, а дети бросают мячи в цветную коробочку с соответствующим цветом)

Правила поведения во время пожара                                                              (памятка для родителей)                                        1.Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же потушить его, набросив плотную ткань или одеяло, или залив водой.                                        2.Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого позвони в пожарную охрану по телефону 01 или попроси об этом соседей.                                                                                                3.Если не можешь убежать из горящей квартиры (дома), сразуже позвони по телефону 01 и сообщи пожарным точный адрес: название улицы, номер дома и своей квартиры. После этого позови из окна на помощь соседей и прохожих.                4.При пожаре дым гораздо опаснее огня. Передвигаться к выходу нужно ползком – внизу дыма меньше.                                                                        5.Ожидая приезда пожарных, не теряй головы и не выпрыгивай из окна. Тебя обязательно спасут.                                                                                6.Когда приедут пожарные, во всём слушайся и не бойся. Они лучше знают, как тебя спасти.

                           Конспект интегрированного занятия в средней группе                                   «Как непослушный котёнок обжёг себе лапу»

Интеграция образовательных областей ФГТ: «Безопасность», «Коммуникация», «Познание», «Здоровье».

Программные задачи: Учить детей ориентироваться в мире предметов. Дать знания о правилах обращения с огнём. Воспитывать умение быстро действовать в опасной ситуации.

Предварительная работа: Наблюдение за движением пожарной машины, рассматривание иллюстраций, плакатов из серии «Соблюдай правила пожарной безопасности!». Беседы. Прогулка по улице, к перекрёстку. Чтение сказок К.Чуковского «Путаница» и С.Маршака «Кошкин дом». Сюжетно-ролевая игра «Пожарные».

Материал и оборудование: спичечный коробок, настольный театр (кошка, котёнок, макет комнаты), картины художника Ю.К. Школьника из серии «Детям о правилах пожарной безопасности».

Активизация словаря: спичка, обжёгся, пожар, огонь.

                                        Ход деятельности:                                                        Воспитатель: Огонь бывает разный:                                                                                         Бледно-жёлтый,                                                                                        Ярко-красный,                                                                                        Синий или золотой,                                                                                        Очень добрый, очень злой.                                                                                Скорее поудобнее                                                                                         садитесь по местам                                                                                        Историю о злом огне,                                                                                Сейчас расскажем вам.                                                                Жил-был котёнок по имени Пушок. Его мама, кошка Мурка пошла к своей соседке корове за молоком, чтобы покормить своего сынишку. Когда мама уходила, она сказала: Пушок, не открывай дверь своего дома незнакомым людям, а самое главное – не бери спички в лапки. Спички не тронь – в них огонь! Мама ушла, котёнок играл, играл, и стало ему скучно. Он прыгнул на подоконник окна, увидел спички и забыл о том, что ему говорила мама. Он стал играть с ними. Играл, играл, … и чирк, спичка зажглась. Ой, ой, больно, испугался котёнок и обжёг себе лапу. Сел у окна и плачет. А тут и мама пришла. Спрашивает сынишку: «Что случилось Пушок?» Котёнок рассказал о своей беде: «Мама, я тебя не послушал, зажёг спичку и обжёг себе лапу». Мой бедный малыш, - сказала кошка, - спички – это не игрушка! Давай я помажу специальной мазью и перевяжу твою лапку!        Вот какая история произошла с котёнком. Ребята, как избежать подобной ситуации?                                                                                              Дети: Нельзя брать спички для игры и играться с ними. Можно обжечься. Будет больно. Разгорится пламя и произойдёт пожар.                                                   Воспитатель: Ребята, наш котёнок повеселел и хочет научиться играть в интересные игры. Предлагаю вам поиграть в нашу любимую игру «Кот и мыши».                        Ребята, давайте вспомним как нужно себя вести, если вдруг произойдёт пожар.         Дети: Нужно позвать взрослых. Надо вызвать пожарных.                                                 Огонь и дым со всех сторон                

Нам срочно нужен телефон «01»                                                                               И адрес точный называют        

Примчится на помощь

Пожарный расчёт

И нашего котика быстро спасёт!                                                             Воспитатель: Ребята, огонь бывает ещё и добрым, попадут спички в хорошие руки – сто добрых дел сделают! Какую пользу приносят спички?                                                    Дети: Помогают вскипятить чайник, приготовить завтрак, обед и ужин. Испечь пирожки, печенье, пирог и торт.        

Это тесный – тесный дом:

Сто сестричек жмутся в нём.

И любая из сестёр

Может вспыхнуть, как костёр.

Не шути с сестричками

Тоненькими…

(спичками)                                                                             Воспитатель: К спичкам нужно относиться с осторожностью!                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ "ПРИШЛА ЗИМА".

  Данная методическая разработка совместной образовательной деятельности по познавательному развитию предназначен адля детей младшей группы ( 3 - 4 лет ). В данной образовательной дея...

Методические рекомендации к организации НОД с детьми подготовительной группы Досуг «Здравствуй Зимушка – зима» (образовательная деятельность на основе интеграции образовательных областей)

Методические рекомендациик организации НОДс детьми подготовительной группыДосуг «Здравствуй Зимушка – зима» (образовательная деятельностьна основе интеграции образовательных областей)...

Методические рекомендации к организации НОД с детьми средней группы досуг «Здравствуй, лето!» (образовательная деятельность на основе интеграции образовательных областей)

Методические рекомендациик организации НОДс детьми средней группыдосуг «Здравствуй, лето!» (образовательная деятельностьна основе интеграции образовательных областей)...