Практико-ориентированный, творческий, познавательный проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма».
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Белюсева Олеся Валерьевна

Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники? Ответить на эти и подобные вопросы - значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан этот проект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_izba.docx36.88 КБ
Файл proekt_izba.docx36.76 КБ

Предварительный просмотр:

Практико-ориентированный, творческий, познавательный проект

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма».

Подготовительная к школе группа компенсирующей направленности № 7

«Теремок «

ГБДОУ № 126 Невского района

Воспитатели:

Королева Л.В.

Белюсева О.В.

Санкт- Петербург

2022 год

«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,

пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы,

 в которых воплощается Родина»

В.А.Сухомлинский

Вид проекта:  практико-ориентированный, творческий, познавательный.

Продолжительность проекта: среднесрочный (01.02. 2023 -31.03.2023г.)

Участники проекта:

Дети старшей группы, воспитатели.

Образовательные  области:  Познавательное развитие, художественно - эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Проблема: В наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры. Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. В связи с этим мы посчитали необходимость проведения данного проекта с детьми подготовительной группы.

Актуальность темы:

Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники? Ответить на эти и подобные вопросы - значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан этот проект.

Цель проекта:

Формировать представления о строении русской избы, о ее внутреннем и внешнем убранстве. Создание в воображении ребенка целостных образов прошлого и настоящего жилища человека, развитие исследовательских навыков воспитанников, поддержка детской инициативы

.


Задачи:

Образовательные:

- знакомить детей с обрядами, ритуалами, играми, обычаями русской народной культуры.

- приобщить детей к традициям народной культуры.

Воспитательные:

-воспитывать любовь к Родине;

-воспитывать у детей любовь и уважение к традициям своего народа.

Развивающие:

- развивать художественный вкус;

-развивать индивидуальные личностные качества дошкольников;

- расширение понятийного аппарата в сфере народного творчества.

Гипотеза.

Приобщение детей к истокам народной культуры, знакомство их с устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством, предметами национального быта – будет способствовать развитию духовно-нравственных качеств, чувства патриотизма и любви к Родине.

Материально - технически ресурсы необходимые для выполнения проекта:

-- подбор методической и художественной литературы;

--подбор наглядного материала( иллюстрации, плакаты , фотографии, презентаций)

-- дидактические  и подвижные игры;

--подбор стихов, пословиц, поговорок, песен;

--выставка книг, рисунков, выставка творческих работ родителей и детей.

Методы проектной деятельности:

-игровые:  дидактические игры, подвижные игры, русские народные игры, хороводные игры.

-словесные: чтение и рассказывание  стихотворений, песен, отгадывание загадок, составление словаря, картотеки пословиц и поговорок, беседы с детьми.

-наглядные: рассматривание старинных предметов домашнего быта, просмотр альбома «Старинная одежда» и др.

Метод трех вопросов:

Что знаем? --- Что люди раньше жили не так как мы.

Что хотим узнать? --- Как жили, что изменилось с течением времени.

Как будем узнавать? --- Спрашивать у старших, рассматривать альбомы и фотографии.

Задачи по работе с родителями:

-Повысить уровень компетентности родителей по теме проектной деятельности.

-Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.

С помощью систематической работы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию мы надеемся достичь следующих результатов:

Ожидаемые результаты проекта:

-дети получат обширные знания об истории крестьянского жилища - избы,

о ее устройстве;

- со старинными предметами домашнего обихода;

-обогатится словарный запас названиями предметов русского быта;

-дошкольники приобщаются к истокам традиционной культуры, понимают и принимают народные игры, обычаи, традиции;

-изготовят макет русской избы;

-будет создан мини-музей «Русская изба».

-воспитание духовно - нравственной личности посредством приобщения к народным традициям.

Подготовительный этап:

Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;

Определение цели и задач проекта;

Подбор литературы, пособий, атрибутов;

Составление тематического планирования мероприятий.

Реализация проекта.

Создание игровой среды.

Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта. Обобщить скорректировать направление работы для продолжения реализации проекта.

На данном этапе был создан уголок-интерьер  «Русской избы», проведены занятия для знакомства с обрядами, праздниками, фольклорам, предметами быта того времени.

- организованны и проведены народные игры;

- проведены календарные праздники:«Калядки», «Масленица», «Пасха»;

- Использование русских народных сказок;

- Совместная деятельность по изготовлению посуды и утвари для посиделок.

Ожидаемый результат:

- дети, понимающие и ценящие русские традиции.

 -уважающие людей и имеющие богатую выразительную речь.

 -осознающие на доступном им уровне взаимосвязь понятий пословиц и поговорок с трудом и бытом людей;

 -видящие красоту русских традиций, праздников.

 -признают авторитетными качеств человека: доброжелательный, культурный, с хорошими манерами богатой образной речью, любящий свою Родину.

 -ведущие себя правильно и достойно в реальной жизненной ситуации.

Итог: приобщая детей к истокам русской национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

Перспективы проекта: В дальнейшем планируем разработать цикл занятий на тему «Удивительная глина», «Заозерские кружева», «Почему так называется улица?», «Мой дом».

Список литературы

1. Ветохина А. Я., Дмиренко З. С, Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. -СПб. : ООО Издательство «Детство – ПРЕСС». 2011-192с.

2. Газзаева З. Ш., Абрамочкина О. Ю. Воспитание ценностных ориентиров личности дошкольника. // Управление ДОУ. – 2010.№ 7. - 97с.

3. Доможакова Т. И. Воспитание патриотизма у детей старшего дошк. возраста: // Управление ДОУ. – 2006. - № 8. – 80с.

4. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 64с.

5. Качанова И. А. Роль народных игр в патриотическом воспитании. // Управление ДОУ. - 2010 № 7. – 70с.

6. Жирякова И. В., Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику. //Управление ДОУ. -2008.-4.-с. 77.

7. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования. Интернет ресурсы http://www.tc-sfera.ru

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Этап проекта

Сроки

Содержание работы

I Этап

Подготовительный

01.02.2023г. – 17.02.2023г.

Изучение литературы по данной теме;

Составление перспективно – тематического плана;

Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении;

Диагностика детей о русской культуре;

Обогащение развивающей среды:

Материальное:

  1. создание в группе мини-музея «Русская изба»:
  • Стол, полки, лавки, печь, люлька, сундук;
  • Самовар, чугунок, бочка, расписная деревянная посуда и т.д.;
  • Коромысло, прялка, швейная машинка; ухват и т.д. (предметы обихода);
  • Домотканые половики, кружевные салфетки, расшитые рушники;
  • Элементы народного костюма (кокошник, платок, косоворотка, сарафан, лапти); народные куклы.
  1. оформление книжного уголка «Русский фольклор» (сказки, потешки, прибаутки и т.д.).

Научно-методическое:

  1. подбор и разработка планов, конспектов занятий и консультаций;
  2. создание фотоальбомов «Русский национальный костюм», «Золотая хохлома», «Синь России», «Дымковская и Филимоновская игрушки», «Городецкие узоры», «Русские народные игры», «Народные праздники», «Персонажи русских сказок»
  3. Изготовление папки-передвижки «Правила поведения в музее»

II Этап

Основной

20.02.2023г. – 17.03.2023г.

  • Проведение с детьми экскурсий в мини-музей, занятий, бесед, народных игр, развлечений;
  • Чтение русско-народных сказок;
  • заучивание потешек, закличек, поговорок, считалок.
  • Проведение консультаций для родителей и педагогов;
  • Организация выставок детского творчества «Чудо – чудное, диво – дивное»;
  • Объявление конкурса для воспитанников и родителей на лучшую поделку «Ай, да умельцы!»

III Этап

Заключительный

20.03.2023г. – 31.03.2023г.

  • Диагностика полученных знаний детей;
  • Анализ полученных данных;
  • Презентация мини-музея «Русская изба»,
  • Итоговое мероприятие: развлечение «»
  • Выставка поделок «Ай, да умельцы!»


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ

Сроки

тема

Форма работы

цель

Знакомство с бытом русского народа, национальным костюмом.

Беседа «Русская изба»;

Сформировать представление об облике русской избы. Закрепить знания об элементах украшения избы (крыльцо, наличник, лобовая доска, ставни)

Создание  мини-музея «Русская изба»;

Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением; прививать детям культуру поведения в музее.

Чтение сказок «По щучьему веленью», «Гуси-лебеди», «Терёшечка», «Жихарка»

Развивать внимание, память детей, учить внимательно слушать и пересказывать

сказки.

Музейное занятие «Русская печь»

Дать понятия, для чего нужна была печь раньше. Объяснить его функции. Формировать у детей познавательные качества. Обогащать словарный запас детей: печь, кирпичный, железный, кормилица. Воспитывать интерес к прошлому.

Музейное занятие «Посиделки»

Дать детям возможность взглянуть на чудо-самовар по-особому, научить понимать, уважать и любить культуру своей страны.

Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и гостеприимстве.

Изучение малых фольклорных форм

Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта.

Расширять и обогащать словарный запас детей.

Аппликация «Русская изба»

Закрепить знания детей о многообразии предметов домашнего обихода.

Занятие «Бабушкин сундучок»

Рассматривание фотоальбома «Русский национальный костюм»; «Народные куклы».

Ознакомление детей с русскими национальными костюмами: историей, внешним видом, назначением, изготовлением. Расширять словарь детей названиями одежды, ее элементами

Проведение русских народных игр.

Знакомство с русскими хороводными играми, с устным творчеством русского народа. Развивать образное восприятие хороводов.

Ознакомление с образцами вышивки и кружев.

Знакомство с вышивкой и вязанием кружевных изделий.

май

Знакомство с декоративно-прикладным искусством.

Беседа «В гости к мастерам»

Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством – дымковской и филимоновской росписью.

Рассматривание игрушек и фотоальбома «Дымковская и Филимоновская игрушка»

Учить рассматривать глиняные игрушки, узнавать материал, из которого они сделаны, выделять украшения, особенности росписи, цветовую гамму, элементы узора.

Лепка «Дымковская игрушка»

Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой. Учить выделять украшения на игрушках. Закреплять умение составлять симметричный узор на круге, розетте, выделяя середину и кайму.

Разучивание стихов о Дымковской, Филимоновской игрушке, отгадывание загадок.

Закреплять интерес к русской народной игрушке. Развивать уважение к мастерам народных промыслов. Обогащать словарь детей.

Рисование «Дымковская барыня»

Учить рассматривать дымковских барынь, закреплять умение рисовать красками прямые линии, в разных направлениях, а в образовавшихся прямоугольниках – круги и точки. Развивать чувство цвета, ритма в узоре.

Лепка «Филимоновская игрушка»

Развивать желание лепить игрушку своими руками. Показать особенности конструктивного способа лепки. Учить соединять части фигурки, создавать образ, используя полученные навыки и приёмы лепки. Формировать умение работать с пластилином. Формировать эстетический вкус средствами народного искусства.

Беседа «В гости к гжельским мастерам»

Познакомить детей с искусством гжельской росписи. Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам

Рисование «Роспись гжельской посуды»

Продолжать знакомить детей с красотой и своеобразием гжельской росписи. Научить приёму в технике «мазка с тенью», «капелька» концом кисти, спирали, травинки, завитки, волнистые линии.

Рассматривание посуды, расписанной гжельской росписью, фотоальбома «Синь России»

Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами на примере гжельской керамики.

Чтение стихов, пословиц, поговорок, разгадывание загадок о гжели.

Обогащать словарь детей.

Дидактические игры «Угадай роспись», «Составь узор»

Формировать у детей обобщённое представление о народном искусстве.

Беседа «В гости к мастерам хохломской росписи»

Познакомить детей с одним из народных промыслов России – хохломской росписью

Рассматривание изделий хохломской росписи, фотоальбома «Золотая хохлома»

Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами на примере хохломской росписи. Учить выделять элементы узора Хохломы (листок, ягодка, травинка).

Беседа «В гости к Жостовским и Городецким мастерам»

Познакомить детей с народным промыслом, познакомить с историей их возникновения.

Роспись жостовского подноса

Продолжать знакомить детей с народным искусством на примере мастеров Жостово;

Закрепить умение вписывать узоры в силуэты жостовских подносов.

«Весёлый Городец» роспись разделочной доски

Познакомить с характерными особенностями городецкой росписи. Формировать представления об элементах городецкого узора. Учить расписывать разделочную доску, используя элементы городецкой росписи.

Дидактическая игра «Составь узор»

Ознакомление с названиями городецкой росписи;

Составление композиции на досках различной формы.

Выставка детского творчества

«Чудо чудное – диво дивное»

Традиции и обычаи русского народа

Беседа «Что такое обычай, обряд?»

Расширить представления детей о том, что такое обряд, обычай; обогатить словарь детей, развивать диалогическую речь.

Фольклорное занятие «Традиции россиян. Русские народные праздники на Руси»

Познакомить с традиционными русскими народными праздниками. Прививать любовь к традициям своего народа, развивать понимание народных праздников

Музейное занятие «Традиции русского гостеприимства»

Познакомить детей с русским обычаем – обычаем гостеприимства, хлебосольства.

Сюжетно-ролевая игра «Принимаем гостей»

Побуждать творчески воспроизводить в играх приём гостей. Совершенствовать умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку.

Чтение русских народных сказок

Рассказать детям о том, что «народ сочинял сказки» и это тоже традиция русского народа.

Викторина «Народный фольклор»

Закрепить знания детей о народном фольклоре.

Выставка поделок

«Ай, да умельцы!»



Предварительный просмотр:

Практико-ориентированный, творческий, познавательный проект

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма».

Воспитатель:

Белюсева О.В.

Санкт- Петербург

2022 год

«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,

пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы,

 в которых воплощается Родина»

В.А.Сухомлинский

Вид проекта:  практико-ориентированный, творческий, познавательный.

Продолжительность проекта: среднесрочный (01.02. 2023 -31.03.2023г.)

Участники проекта:

Дети старшей группы, воспитатели.

Образовательные  области:  Познавательное развитие, художественно - эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Проблема: В наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры. Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. В связи с этим мы посчитали необходимость проведения данного проекта с детьми подготовительной группы.

Актуальность темы:

Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники? Ответить на эти и подобные вопросы - значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан этот проект.

Цель проекта:

Формировать представления о строении русской избы, о ее внутреннем и внешнем убранстве. Создание в воображении ребенка целостных образов прошлого и настоящего жилища человека, развитие исследовательских навыков воспитанников, поддержка детской инициативы

.


Задачи:

Образовательные:

- знакомить детей с обрядами, ритуалами, играми, обычаями русской народной культуры.

- приобщить детей к традициям народной культуры.

Воспитательные:

-воспитывать любовь к Родине;

-воспитывать у детей любовь и уважение к традициям своего народа.

Развивающие:

- развивать художественный вкус;

-развивать индивидуальные личностные качества дошкольников;

- расширение понятийного аппарата в сфере народного творчества.

Гипотеза.

Приобщение детей к истокам народной культуры, знакомство их с устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством, предметами национального быта – будет способствовать развитию духовно-нравственных качеств, чувства патриотизма и любви к Родине.

Материально - технически ресурсы необходимые для выполнения проекта:

-- подбор методической и художественной литературы;

--подбор наглядного материала( иллюстрации, плакаты , фотографии, презентаций)

-- дидактические  и подвижные игры;

--подбор стихов, пословиц, поговорок, песен;

--выставка книг, рисунков, выставка творческих работ родителей и детей.

Методы проектной деятельности:

-игровые:  дидактические игры, подвижные игры, русские народные игры, хороводные игры.

-словесные: чтение и рассказывание  стихотворений, песен, отгадывание загадок, составление словаря, картотеки пословиц и поговорок, беседы с детьми.

-наглядные: рассматривание старинных предметов домашнего быта, просмотр альбома «Старинная одежда» и др.

Метод трех вопросов:

Что знаем? --- Что люди раньше жили не так как мы.

Что хотим узнать? --- Как жили, что изменилось с течением времени.

Как будем узнавать? --- Спрашивать у старших, рассматривать альбомы и фотографии.

Задачи по работе с родителями:

-Повысить уровень компетентности родителей по теме проектной деятельности.

-Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.

С помощью систематической работы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию мы надеемся достичь следующих результатов:

Ожидаемые результаты проекта:

-дети получат обширные знания об истории крестьянского жилища - избы,

о ее устройстве;

- со старинными предметами домашнего обихода;

-обогатится словарный запас названиями предметов русского быта;

-дошкольники приобщаются к истокам традиционной культуры, понимают и принимают народные игры, обычаи, традиции;

-изготовят макет русской избы;

-будет создан мини-музей «Русская изба».

-воспитание духовно - нравственной личности посредством приобщения к народным традициям.

Подготовительный этап:

Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;

Определение цели и задач проекта;

Подбор литературы, пособий, атрибутов;

Составление тематического планирования мероприятий.

Реализация проекта.

Создание игровой среды.

Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта. Обобщить скорректировать направление работы для продолжения реализации проекта.

На данном этапе был создан уголок-интерьер  «Русской избы», проведены занятия для знакомства с обрядами, праздниками, фольклорам, предметами быта того времени.

- организованны и проведены народные игры;

- проведены календарные праздники:«Калядки», «Масленица», «Пасха»;

- Использование русских народных сказок;

- Совместная деятельность по изготовлению посуды и утвари для посиделок.

Ожидаемый результат:

- дети, понимающие и ценящие русские традиции.

 -уважающие людей и имеющие богатую выразительную речь.

 -осознающие на доступном им уровне взаимосвязь понятий пословиц и поговорок с трудом и бытом людей;

 -видящие красоту русских традиций, праздников.

 -признают авторитетными качеств человека: доброжелательный, культурный, с хорошими манерами богатой образной речью, любящий свою Родину.

 -ведущие себя правильно и достойно в реальной жизненной ситуации.

Итог: приобщая детей к истокам русской национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

Перспективы проекта: В дальнейшем планируем разработать цикл занятий на тему «Удивительная глина», «Заозерские кружева», «Почему так называется улица?», «Мой дом».

Список литературы

1. Ветохина А. Я., Дмиренко З. С, Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. -СПб. : ООО Издательство «Детство – ПРЕСС». 2011-192с.

2. Газзаева З. Ш., Абрамочкина О. Ю. Воспитание ценностных ориентиров личности дошкольника. // Управление ДОУ. – 2010.№ 7. - 97с.

3. Доможакова Т. И. Воспитание патриотизма у детей старшего дошк. возраста: // Управление ДОУ. – 2006. - № 8. – 80с.

4. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 64с.

5. Качанова И. А. Роль народных игр в патриотическом воспитании. // Управление ДОУ. - 2010 № 7. – 70с.

6. Жирякова И. В., Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику. //Управление ДОУ. -2008.-4.-с. 77.

7. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования. Интернет ресурсы http://www.tc-sfera.ru

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Этап проекта

Сроки

Содержание работы

I Этап

Подготовительный

01.02.2023г. – 17.02.2023г.

Изучение литературы по данной теме;

Составление перспективно – тематического плана;

Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении;

Диагностика детей о русской культуре;

Обогащение развивающей среды:

Материальное:

  1. создание в группе мини-музея «Русская изба»:
  • Стол, полки, лавки, печь, люлька, сундук;
  • Самовар, чугунок, бочка, расписная деревянная посуда и т.д.;
  • Коромысло, прялка, швейная машинка; ухват и т.д. (предметы обихода);
  • Домотканые половики, кружевные салфетки, расшитые рушники;
  • Элементы народного костюма (кокошник, платок, косоворотка, сарафан, лапти); народные куклы.
  1. оформление книжного уголка «Русский фольклор» (сказки, потешки, прибаутки и т.д.).

Научно-методическое:

  1. подбор и разработка планов, конспектов занятий и консультаций;
  2. создание фотоальбомов «Русский национальный костюм», «Золотая хохлома», «Синь России», «Дымковская и Филимоновская игрушки», «Городецкие узоры», «Русские народные игры», «Народные праздники», «Персонажи русских сказок»
  3. Изготовление папки-передвижки «Правила поведения в музее»

II Этап

Основной

20.02.2023г. – 17.03.2023г.

  • Проведение с детьми экскурсий в мини-музей, занятий, бесед, народных игр, развлечений;
  • Чтение русско-народных сказок;
  • заучивание потешек, закличек, поговорок, считалок.
  • Проведение консультаций для родителей и педагогов;
  • Организация выставок детского творчества «Чудо – чудное, диво – дивное»;
  • Объявление конкурса для воспитанников и родителей на лучшую поделку «Ай, да умельцы!»

III Этап

Заключительный

20.03.2023г. – 31.03.2023г.

  • Диагностика полученных знаний детей;
  • Анализ полученных данных;
  • Презентация мини-музея «Русская изба»,
  • Итоговое мероприятие: развлечение «»
  • Выставка поделок «Ай, да умельцы!»


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ

Сроки

тема

Форма работы

цель

Знакомство с бытом русского народа, национальным костюмом.

Беседа «Русская изба»;

Сформировать представление об облике русской избы. Закрепить знания об элементах украшения избы (крыльцо, наличник, лобовая доска, ставни)

Создание  мини-музея «Русская изба»;

Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением; прививать детям культуру поведения в музее.

Чтение сказок «По щучьему веленью», «Гуси-лебеди», «Терёшечка», «Жихарка»

Развивать внимание, память детей, учить внимательно слушать и пересказывать

сказки.

Музейное занятие «Русская печь»

Дать понятия, для чего нужна была печь раньше. Объяснить его функции. Формировать у детей познавательные качества. Обогащать словарный запас детей: печь, кирпичный, железный, кормилица. Воспитывать интерес к прошлому.

Музейное занятие «Посиделки»

Дать детям возможность взглянуть на чудо-самовар по-особому, научить понимать, уважать и любить культуру своей страны.

Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и гостеприимстве.

Изучение малых фольклорных форм

Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта.

Расширять и обогащать словарный запас детей.

Аппликация «Русская изба»

Закрепить знания детей о многообразии предметов домашнего обихода.

Занятие «Бабушкин сундучок»

Рассматривание фотоальбома «Русский национальный костюм»; «Народные куклы».

Ознакомление детей с русскими национальными костюмами: историей, внешним видом, назначением, изготовлением. Расширять словарь детей названиями одежды, ее элементами

Проведение русских народных игр.

Знакомство с русскими хороводными играми, с устным творчеством русского народа. Развивать образное восприятие хороводов.

Ознакомление с образцами вышивки и кружев.

Знакомство с вышивкой и вязанием кружевных изделий.

май

Знакомство с декоративно-прикладным искусством.

Беседа «В гости к мастерам»

Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством – дымковской и филимоновской росписью.

Рассматривание игрушек и фотоальбома «Дымковская и Филимоновская игрушка»

Учить рассматривать глиняные игрушки, узнавать материал, из которого они сделаны, выделять украшения, особенности росписи, цветовую гамму, элементы узора.

Лепка «Дымковская игрушка»

Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой. Учить выделять украшения на игрушках. Закреплять умение составлять симметричный узор на круге, розетте, выделяя середину и кайму.

Разучивание стихов о Дымковской, Филимоновской игрушке, отгадывание загадок.

Закреплять интерес к русской народной игрушке. Развивать уважение к мастерам народных промыслов. Обогащать словарь детей.

Рисование «Дымковская барыня»

Учить рассматривать дымковских барынь, закреплять умение рисовать красками прямые линии, в разных направлениях, а в образовавшихся прямоугольниках – круги и точки. Развивать чувство цвета, ритма в узоре.

Лепка «Филимоновская игрушка»

Развивать желание лепить игрушку своими руками. Показать особенности конструктивного способа лепки. Учить соединять части фигурки, создавать образ, используя полученные навыки и приёмы лепки. Формировать умение работать с пластилином. Формировать эстетический вкус средствами народного искусства.

Беседа «В гости к гжельским мастерам»

Познакомить детей с искусством гжельской росписи. Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам

Рисование «Роспись гжельской посуды»

Продолжать знакомить детей с красотой и своеобразием гжельской росписи. Научить приёму в технике «мазка с тенью», «капелька» концом кисти, спирали, травинки, завитки, волнистые линии.

Рассматривание посуды, расписанной гжельской росписью, фотоальбома «Синь России»

Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами на примере гжельской керамики.

Чтение стихов, пословиц, поговорок, разгадывание загадок о гжели.

Обогащать словарь детей.

Дидактические игры «Угадай роспись», «Составь узор»

Формировать у детей обобщённое представление о народном искусстве.

Беседа «В гости к мастерам хохломской росписи»

Познакомить детей с одним из народных промыслов России – хохломской росписью

Рассматривание изделий хохломской росписи, фотоальбома «Золотая хохлома»

Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами на примере хохломской росписи. Учить выделять элементы узора Хохломы (листок, ягодка, травинка).

Беседа «В гости к Жостовским и Городецким мастерам»

Познакомить детей с народным промыслом, познакомить с историей их возникновения.

Роспись жостовского подноса

Продолжать знакомить детей с народным искусством на примере мастеров Жостово;

Закрепить умение вписывать узоры в силуэты жостовских подносов.

«Весёлый Городец» роспись разделочной доски

Познакомить с характерными особенностями городецкой росписи. Формировать представления об элементах городецкого узора. Учить расписывать разделочную доску, используя элементы городецкой росписи.

Дидактическая игра «Составь узор»

Ознакомление с названиями городецкой росписи;

Составление композиции на досках различной формы.

Выставка детского творчества

«Чудо чудное – диво дивное»

Традиции и обычаи русского народа

Беседа «Что такое обычай, обряд?»

Расширить представления детей о том, что такое обряд, обычай; обогатить словарь детей, развивать диалогическую речь.

Фольклорное занятие «Традиции россиян. Русские народные праздники на Руси»

Познакомить с традиционными русскими народными праздниками. Прививать любовь к традициям своего народа, развивать понимание народных праздников

Музейное занятие «Традиции русского гостеприимства»

Познакомить детей с русским обычаем – обычаем гостеприимства, хлебосольства.

Сюжетно-ролевая игра «Принимаем гостей»

Побуждать творчески воспроизводить в играх приём гостей. Совершенствовать умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку.

Чтение русских народных сказок

Рассказать детям о том, что «народ сочинял сказки» и это тоже традиция русского народа.

Викторина «Народный фольклор»

Закрепить знания детей о народном фольклоре.

Выставка поделок

«Ай, да умельцы!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"

Проект разработан для детей страшего дошкольного возраста.Цель: Пробуждение чувства любви к своей Родине, воспитание в детях патриотизма через приобщение детей ко всем видам национальной культуры: фол...

Проект "Приобщение детей к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма"

    Предлагаемый проект поможет систематизировать работу с детьми по приобщению к истокам русской народной культуры и позволит формировать необходимые для этого качества у детей ...

Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма»

Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма»в подготовительной группе № 9               ...

Проект « Приобщение детей к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма».

    Предлагаемый проект поможет систематизировать работу с детьми по приобщению к истокам русской народной культуры и позволит формировать необходимые для этого качества у детей...

ПРОЕКТ « ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК»

Приобщение детей к русской народной культуре является одной из актуальных задач дошкольного воспитания в детском саду. В народном сознании издревле большое место занимали представления о душе, стыде,...

Проект «Приобщение к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма у детей дошкольного возраста»

Приобщение детей  к истокам русской народной культуры способствует  повышению качества всей системы воспитательной работы дошкольного учреждения,  способствует воспитанию достойных буду...

Приобщение детей к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма

Использование в работе культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности....