Приобщение детей к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Сухих Александра Германовна

Использование в работе культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический проект

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма»

Авторы проекта: Сухих Александра Германовна и Демидова Анастасия Юрьевна

Продолжительность проекта: долгосрочный

Тип проекта: ознакомительный, групповой

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители детей

Возраст детей: 6 – 7 лет

Сроки реализации проекта: октябрь 2021г. - февраль 2022г.

Актуальность:

Использование в работе культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности.

Разнообразие форм народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения. Из элемента быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества складывается образ Родины. Ещё в недалёком прошлом в каждом доме жили народные образы, а из поколения к поколению передавалось почитание традиций, воспитывалось уважение к прошлому. «Уважение к прошлому – эта черта, отличающая образованность от дикости» - говорил А.С.Пушкин. Анализируя эти строки и окружающую действительность, становится ясно, что в работе с детьми необходимо стремиться вернуть истинное человеческое чувство. Ведь детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры; это самый благородный путь возрождения забытых ценностей.

В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своей деревни, не могут различать народные промыслы.

Цель проекта:

Развитие  патриотизма, интереса к жизни русского народа, его истории и культуре, а также творческих способностей у детей 6 – 7 лет.

Задачи проекта:

  • Знакомить детей с обрядами, праздниками, играми, обычаями русской народной культуры;
  • Приобщить детей к традициям народной культуры. Формировать интерес к русской народной культуре, патриотизм через знакомство с прошлым и настоящим;
  • Развивать художественный вкус, уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Широко использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т.д.), в которых сохранились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости и трудолюбии;
  • Обогатить знания детей с народными  декоративными  росписями, которые являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей;
  • Способствовать развитию чувства причастности к истории и обычаям родного города. Воспитывается гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше.

Этапы реализации проекта:

I этап – Подготовительный

II этап – Практический

III этап – Итоговый

Модель реализации проекта

Направления работы

Содержание деятельности

Срок исполнения

Педагогическая деятельность (подготовка к проекту)

  • Составление плана работы;
  • Сбор материала;
  • Включение в план проекта образовательной деятельности, игр и других видов детской деятельности;
  • Домашние задания для самовыполнения.

октябрь - февраль

Педагогическая деятельность с детьми

Интегрируемые области:

Речевое развитие;

Социально-коммуникативное развитие;

Художественно-эстетическое развитие.

Речевое развитие и социально – коммуникативное развитие

Ситуативные разговоры, свободное общение:

  • «Традиции русского народа»;
  • «О русских народных промыслах»;
  • «Русская матрёшка»;
  • «Устное народное творчество в России»;
  • «Русские народные музыкальные инструменты»;
  • «Богатыри земли Русской».

Коммуникативное развитие (развитие речи) :

  • Составление рассказов по пословицам и поговоркам;
  • Отгадывание и составление загадок о предметах быта, народных приметах, природных явлениях;
  • Пересказ русских народных сказок;
  • Викторина по русским народным сказкам.

Разучивание:

  1. Закличек: «Приходи, весна!», «Жаворонки»;
  2. Песенок-потешек: «Катя, Катя маленька», «Ранним-рано поутру.», «Ласточка-ласточка».

Сюжетно-ролевые игры:

  • «К нам гости пришли»;
  • «Ярмарка».

Дидактические игры:

«Найди лишнее», «Что изменилось», «Угадай игрушку», «Составь картинку», «»Узнай элемент узора», «Угадай и расскажи».

Русские народные подвижные игры и игры-забавы:

«Гуси-лебеди», «Сова», «Баба- Яга», «Волк и ягнята», «Карусель», «Пирог», «Колпачок», «Плетень», «У медведя во бору», «Гори-гори ясно».

Художественно – эстетическое развитие

Чтение:

1. Русский фольклор : «Николенька-гусачок.», «Как у бабушки козёл.», «Ранним-рано поутру.», «Грачи-киричи», «Ласточка-ласточка.», «Дождик, дождик, веселей.», «По дубочку постучишь».

2. Русские народные сказки : «Царевна-лягушка», «Хаврошечка», «Сивка-бурка», «Гуси-лебеди», «Жихарка», «Волк и семеро козлят», «Морозко», «Лиса и журавль», «Хвосты», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Лиса и рак», «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой».

Предметы художественных промыслов:

  • Предметы городецкой росписи;
  • Филимоновские дымковские игрушки;
  • Загорские и Семёновские матрёшки.

Репродукции картин художников:

  • А. М. Кучумов «Весна»;
  • И. Левитан «Весна. Большая вода»;
  • Б. М. Кустодиев «Масленица»;
  • А. К. Саврасов «Грачи прилетели»;
  • А. М. Васнецов «Родина».

Книги энциклопедического характера:

  • Энциклопедия для малышей. Чудо-всюду;
  • «Русские художественные промыслы»;
  • Альбом «Народная игрушка»;
  • Альбомы для детского творчества «Дымковская игрушка», «Городецкая игрушка», «Деревянная игрушка».

Иллюстрации:

  • О праздниках на Руси;
  • Устройство русской печи;
  • Иллюстрации старинных предметов;
  • Иллюстрации художника Ю. Васнецова к сказкам.

Музыка.

Попевки:

  • «Андрей-Воробей» обр. Е. Тиличеевой;
  • «Сорока» обр. Т. Попатенко; 
  • русские народные песни, прибаутки;
  • «Частушки», «Лиса», рус. нар. прибаутка, обр. Т. Попатенко.

Слушание:

  • П. И. Чайковский «Русская песня»;
  • «Танец пастушков»;
  • «Вдоль по Питерской», р. н. песня..

Лепка: 

  • «Дымковская барышня»
  • Посуда гжель.

Аппликация «Дымковский индюк»

Рисование «Жостовский поднос»

октябрь - февраль

Работа с родителями

  1. Семейный просмотр русских народных сказок, мультфильмов;
  2. Чтение художественной и познавательно-энциклопедической литературы по теме «Народная культура и традиции»;
  3. Консультация для родителей «Народная кукла как средство приобщения к народной культуре»;
  4. Приобщение детей к семейным традициям;
  5. Совместное проведение праздника «Масленица».

Работа с педагогами

Игры - забавы: «Осенины», «Рождественские посиделки», «Масленица», «Русская ярмарка», «Колядки», «Пасха»;

Мини- музей группы «Предметы народных промыслов».

Работа в социуме

Выставка детско - родительских работ, выполненных в различных техниках «Пасхальные композиции»;

Конкурс «Кормушка для пернатых».

Итоговые мероприятия

Выставка творческих работ;

Статья на сайте и в группе ВК детского сада по результатам проекта.

Ожидаемые результаты проекта.

Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма» позволит совершенствовать навыки сотрудничества воспитателей, родителей и ребенка по формированию и развитию реального патриотического мышления, интересов к знаниям народной культуры.

Для детей:

- Формируют устойчивый интерес к истории и культуре нашего народа;

- Расширяют представление о народных промыслах и умеют различать изделия разных народных промыслов;

- Развивают творческие способности и формируют уважение к историческому наследию: народные игры, танцы, песни, сказки;

• Пополняют словарный запас (реликвия, традиция, обряд.);

• Учатся быть экскурсоводом в музеи народных коллекций;

Для родителей:

• Расширяют знаний о народных традициях, праздниках;

• Познают  историю народных реликвий;

• Познают народные песни, поют их на праздниках;

Для педагогов:

• Пополняют личный репертуар народными песнями;

• Разрабатывают планы занятий, бесед для детей, консультации для родителей;

• Пополняют словарный запас детей;

• Создают копилку народных праздников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Приобщение детей к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма"

    Предлагаемый проект поможет систематизировать работу с детьми по приобщению к истокам русской народной культуры и позволит формировать необходимые для этого качества у детей ...

Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма»

Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма»в подготовительной группе № 9               ...

Проект « Приобщение детей к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма».

    Предлагаемый проект поможет систематизировать работу с детьми по приобщению к истокам русской народной культуры и позволит формировать необходимые для этого качества у детей...

Проект «Приобщение к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма у детей дошкольного возраста»

Приобщение детей  к истокам русской народной культуры способствует  повышению качества всей системы воспитательной работы дошкольного учреждения,  способствует воспитанию достойных буду...

Практико-ориентированный, творческий, познавательный проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма».

Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению...

Конспект открытого занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Художественно-эстетическое развитие. Тема: «Веселая матрешка»

Программные задачи:1. Образовательные:- познакомить дошкольников с игрушкой – Матрешкой путем восприятия её через народный фольклор, познакомить с русской народной деревянной игрушкой – ма...

Анализ занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Художественно-эстетическое развитие. Тема: «Веселая матрешка»

Данное занятие проводилось с детьми старшей группы. На занятии присутствовало 9 человек. Дети в моей группе активные, любознательные, непосредственные, увлеченные, доброжелательные, взаимоотношен...