Конспект ОД по познавательному развитию в старшей группе "Тайны деревянной ложки"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Познакомить детей с историей русской ложки, расширять представления детей о ложке как о столовом приборе и музыкальном инструменте, упражнять в ведении диалога, активизировать речь новыми словами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_od_tayny_derevyannoy_lozhki.docx19.94 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад № 104 «Золотая рыбка» г. Орска

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТЕМА: «Тайны деревянной ложки»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ -  ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Возраст: 4-5 лет

                                                                         

                                                                        Воспитатель 1кк:

Аляева Мария Тимофеевна

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Тайны деревянной ложки»

Цель: Прививать устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – ложке.

Задачи:

1. Познакомить детей с историей русской ложки, расширять представления детей о ложке как о столовом приборе и музыкальном инструменте, упражнять в ведении диалога, активизировать речь новыми словами.

2. Расширить кругозор детей об укладе, быте и традициях русского народа, нацелить на воссоздание культурных ценностей русского народа.

3. Продолжать работу по сплочению коллектива детей, совершенствовать коммуникативные качества, творческие способности.

4. Формировать навык творческой, познавательной и практической деятельности у дошкольников.

5. Развитие творческих способностей детей и познавательной активности.

     6. Воспитание интереса к изучению истории русского народа, любви и уважения к русскому народному творчеству, традициям русского народа.

Подготовительная работа: рассматривание альбома «Ремесла наших предков», рассматривание разных видов ложек на иллюстрациях, разучивание пословиц, игра на ложках.

Оборудование: ноутбук, презентация «История деревянной ложки»,  атрибуты: банка варенья, «волшебный платок», деревянные ложки по количеству детей, ложка, запелёнатая в лоскуток ткани; иллюстрации разных видов ложек, дидактическая игра «Разложи ложки по назначению».

Ход занятия.

Мотивационная технология - введение в ситуацию

Воспитатель: Ребята, я сегодня вам приготовила сюрприз! Давайте посмотрим, что же там внутри? Вынимаю из корзинки банку варенья. Варенье! Вкусное, ароматное, давайте будем угощаться!

Дети: Как кушать? Ложек-то нет!

Поисково-проблемная технология-постановка проблемы

Воспитатель: Ах, и правда, я забыла приготовить ложки. Мы ведь не сможем есть без них варенье! Как же быть?

Технология ТРИЗ - «Мозговой штурм» - Индивидуальные высказывания детей. Они предлагают разные способы решения этой проблемы - взять палочку, вилку, пальцам, перевернуть банку и т. п

Оказывается, ложка - очень важный предмет в нашей жизни, и без него невозможно обойтись! Правда? Почему вы так думаете? Вы знаете, про ложку то я неспроста забыла, а для того, чтобы мы узнали, когда появилась ложка на Руси и какими ложками люди ели в давние времена. Отправляемся в путь! Где наш волшебный платок из бабушкиного сундука? Он нам поможет перенестись на много-много лет назад. Возьмите платок за края.

Глазки вы сейчас закройте

И тихонечко постойте.

Платком ярким мы махнем

И все в сказку попадем.

В хороводе покружились,

Где сейчас мы очутились?

 Воспитатель обращает внимание детей на экран ноутбука, где  изображена русская изба. На столе лежат деревянные ложки. Воспитатель предлагает детям сесть на скамейки вокруг длинного стола.

Презентация «История деревянной ложки»

Коммуникативная и игровая технология - включение нового знания в систему знаний и умений.

Слайд 1. Воспитатель: Давным-давно у людей не было ложек, и они ели руками.

Слайд 2. Затем у них появились первые ложки, которые люди делали из глины, но эти ложки были непрочные, они часто ломались, крошились. (показываю образец).

Слайд 3. Люди решили делать каменные ложки. Эти ложки были тяжёлые, неудобные и тоже ломались.

Слайд 4. Прошло еще много лет, и человек сделал деревянную ложку, она получалась легкая, удобная, не нагревалась от горячей пищи и стоила совсем недорого!

Слайд 5, 6. И ложки стали появляться в каждой семье.

Слайд 7, 8. Богатые люди на Руси – бояре и князья за стол садились с серебряными ложками, эти ложки были очень дорогими, долго служили. В богатых семьях ложки украшали драгоценными камнями, резьбой, а бедные люди ели самой простой ложкой.

Слайд 9. У деревянной ложки стачивались быстро края, потому что ими задевали о дно посуды.

ВоспитательЛожками ели жидкую пищу, мясо – руками: вилок на Руси не было до очень позднего времени. После каждого зачерпывания ложку облизывали и клали на стол, лишь прожевав пищу, снова брали ложку со стола. Если кто-то плохо себя вел за столом, его наказывали, ударив ложкой по лбу. Лишь тщательно прожевав пищу, человек снова брался за ложку и черпал ею из миски.

     

      Физкультминутка: «Ложки»

Мы попали в странный лес!

В нем много сказок и чудес!

Слева – сосны, справа – ели,

Там березки побелели.

Дятел сверху тук да тук!

Огляделись мы вокруг.

Перед нами у дорожки

Ветхий дом на одной ножке.

В доме том Лешак живет,

Нашу ложку стережет.

Дверь тихонько открываем,

Ложку нашу забираем

И скорей домой бежать.

Ложку бы не потерять!

Слайд 10. У людей на Руси ложка всегда была при них, ее носили за поясом или голенищем сапога. В гости без собственной ложки не ходили, хозяин никогда не давал гостю ложку, а ждал, когда тот свою достанет. Даже царь, когда обедал в гостях, слуге приказывал с собой брать царскую ложку.

Воспитатель: А теперь я вам вот такую ложку покажу - она завернута в лоскуток, как малыш в пеленку. Зачем была нужна такая ложка? Как вы думаете? Такую ложечку делала мама для своего маленького ребенка, когда он плохо кушал или плохо засыпал. Ложка превращалась в игрушку, чтобы дать маме возможность заняться домашними делами. Игральная ложка делалась на скорую руку и в любой момент могла вернуться на стол.

Слайд 11. А как вы думаете, как называлась профессия человека изготовлявшего ложки? Таких мастеров называли «ложкари».

Слайд 12. Воспитатель: А еще деревянные ложки можно использовать как превосходный музыкальный инструмент, при соприкосновении они издают удивительно гармоничный, красивый, чистый звук. А музыкантов, играющих на ложках, называют «ложечники».

Игра «Ложки по кругу»

Все дети становятся в круг. По кругу под музыку передаются ложки. На ком остановилась музыка, тот играет на ложках, а дети танцуют.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на доску. Что вы видите? (ложки)

Воспитатель: Одинаковые ложки? (нет, разные по размеру: маленькие, средние, большие и сделаны из разного материала).

Воспитатель: Как вы думаете, где можно использовать эти ложки?

Воспитатель: Давайте поиграем с вами в дидактическую игру «Разложи ложки по назначению» (проходим за столы).

Рефлексивная технология-итог, осмысление, рефлексия.

Вам понравилось в гостях? О чем мы сегодня с вами говорили? Индивидуальные высказывания детей.

Воспитатель: Как много интересного и забавного узнали мы здесь про нашу привычную всем ложку. А теперь нам пора домой возвращаться! Беритесь все за волшебный платок!

Глазки вы сейчас закроете

И тихонечко постойте.

Платком ярким мы махнем

В детский сад попадем.

На этом наше путешествие закончилось, и мы все вместе пойдем кушать малиновое варенье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Соль на столе".

Программное содержание:1.     Дать первоначальные представления о соли, как о полезном ископаемом.2.     Развивать краеведческую любознательность; формиро...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе "В мире чувств"

Продолжаем знакомить детей с нашими органами чувств...

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Мастерами славится земля".

Знакомство детей с видами народно-прикладного искусства (Хохлома, Дымка, Гжель, Городец) на занятиях через наглядность, песни, пляски, игры, загадки. Изготовление дымковских игрушек....

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе

Конспект занятия по познавательному развитию.«Откуда к нам хлеб пришел?»(старшая группа) Программное содержаниеПознакомить детей с профессией агронома, хлебороба, тракториста, комбайнера, п...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Волшебный цветок» с учетом ФГОС ( старшая группа)

ЦЕЛЬ: Развитие у детей интереса к самостоятельному решению познавательных и творческих задач.ЗАДАЧИ:СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ• создать положительный настрой, желание взаимодействовать друг с ...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературы Тема: «Железная дорога по рассказу Б. Житкова "Что я видел"»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературыТема: «Железная дорога по рассказа Б. Житкова "Что я видел"»Ц...