Открытое интегрированное занятие в старшей группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Интегрированное занятие с элементами экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_starshaya_gruppa.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного  с элементами экспериментирования в старшей группе «Фильм о зиме»

Цель занятия: обобщить представления детей о зимней природе родного края при помощи познавательной, речевой и изобразительной деятельности;

Задачи:

Обучающие: уточнить и расширить знания детей о характерных признаках зимы;

- активизировать словарь детей по лексической теме «Зима»;

- уточнить знания детей о диких животных родного края, зимующих птицах, зимних забавах, новогоднем празднике;

- учить детей делать выводы;

 Развивающие: развивать связную речь детей, навыки исследовательской деятельности, художественное творчество и навыки рисования, мелкую моторику рук и логическое мышление;

Воспитывающие: воспитывать у детей чувство прекрасного, умение и желание наблюдать за красотой природных явлений, красотой родной природы.

Предварительная работа: наблюдение за приметами зимы в природе с воспитателем и родителями, беседы о диких животных, зимующих птицах, зимних забавах, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, составление описательных рассказов по картине, вырезание снежинок, рисование «морозного узора» свечой.

Оборудование: посылка, письмо, бумажные снежинки, стаканчики с водой, пустые стаканчики, тарелочки, кусочки пленки, камера, свечки, ножницы,  кисточки, листы бумаги, акварельные краски, салфетки.

                                                Ход занятия:

Здравствуйте, ребята. Давайте поздороваемся с гостями.

Игра «Друзья»

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмемся,

 И друг другу улыбнемся.

Дети садятся на лавочки на ковре.

Стук в дверь. Входит почтальон Печкин, в руках держит посылку.

Печкин: Здравствуйте, дети! Вы меня узнали? Кто я? (ответы детей) Я принес вам посылку, но ее вам не отдам.

Воспитатель: Это почему?

Печкин: А вы сначала назовите адрес вашего детского сада. Если назовете верно, то посылка ваша.

Воспитатель: Ребята, выручайте. Кто из вас может назвать адрес нашего детского сада?

Дети: Россия, Забайкальский край. с.Амитхаша, ул. 33-х Партизан 1 а, Детский сад «Номин», группа «Умники»

Печкин: Так, так. Все правильно. Теперь посылка ваша. Только надо расписаться вот здесь. Отдает посылку. До свидания, ребята, мне еще нужно много писем доставить.

Уходит.

Воспитатель: Откуда пришла посылка?

 Обратного адреса нет. (дети угадывают очертания Африки, называют ее)

 Чтобы открыть ее, нужно сосчитать до 10 и обратно. (дети считают хором)

- Ребята, здесь лежит письмо. Давайте его прочтем:

«Здравствуйте, дети! Пишут вам друзья из далекой и жаркой Африки. Недавно мы узнали о существовании вашей страны, нам рассказали о традициях и обычаях русского народа.

         А в интернете мы нашли много-много фотографий с изображением вашей природы. Но почему-то на этих фотографиях много чего-то непонятного белого.

 Это белое везде: на земле, на домах, на деревьях, на машинах, даже на людях. У нас в Африке такого не бывает.

          Пожалуйста, объясните нам, что же это такое? И еще расскажите, пожалуйста, о природе родного края.».

Воспитатель: Ребята, вы догадались, о чем идет речь? Что же это «белое»? (снег)

  - Когда выпадает снег?

  -  Какие еще времена года бывают в нашей стране?

             В Африке всегда жарко, всегда лето. Вот почему дети не узнали снег. Как мы можем рассказать детям о снеге, о зиме? (предложения детей)

 Мы «снимем» фильм, в котором расскажем африканским детям о зиме в нашей стране, о зимней природе. А как называется профессия человека, который снимает фильм? (оператор).

- Кто будет оператором? (Берёт камеру)          

Фильм № 1 «Зимний день» (зимняя картина)

 Воспитатель: Под голубыми небесами

                    Великолепными коврами,

                    Блестя на солнце, снег лежит;

                     Прозрачный лес один чернеет

                     И ель сквозь иней зеленеет,

                     И речка подо льдом блестит.

1 кадр: «Приметы зимы»

 -  О каком времени года говорится в стихотворении? (о зиме)

- Как вы узнали?

- А сколько зимних месяцев?

- Какой первый, второй, третий?

 -  А какие ещё приметы у зимы?

«Зимой на улице мороз. Снег лежит на земле, на деревьях, на крышах домов.  Снег укрыл землю белым пушистым одеялом. Река замерзла и покрылась льдом. Люди в домах топят печки.»

Кадр 2 «Снежинка - застывшая красота» (на экране)

Воспитатель: Какого цвета снег? Почему? Хотели бы вы узнать?

 Сейчас мы выясним это в лаборатории – там проведем эксперименты.

 Важное дело – эксперимент,

 в нем интересен каждый момент.

Сейчас превратимся в учёных, как настоящие ученые, сделаем маленькое научное открытие. (одевают халаты)

Дети садятся за столы.

_ Ребята, посмотрите. Что у вас на столах? (снег)

-  Какой он на ощупь? (холодный, мокрый)

- Что будет со снегом  если его занести в тепло? (растает)

Вывод: Вывод: снег - это замерзшая вода, он тает в тепле.

- Как называются мельчайшие частицы, из которых состоит снег?

Если дети затрудняются ответить, педагог загадывает загадку.

Воспитатель: Отгадайте загадку: Покружилась звездочка

                                               В воздухе немножко.

                                               Села и растаяла

                                               На моей ладошке.

Что такое снежинка? (это замерзшая капля воды)

Снежинка — снежный или ледяной кристалл, чаще всего в форме шестилучевой по концам звёздочки или шестиугольных пластинок.

Учёные утверждают, что снежные кристаллы бывают девяти основных форм: пластинка, звезда, столбик, игла, пушинка, ёж, запонка, оледенелая снежинка, круговидная снежинка.

- Попробуйте рассмотреть в комочке снега снежинки. Это сделать в подтаявшем снеге практически невозможно. Как же ученые рассматривают снежинки, наблюдают за ними? Проводить целый день на улице зимой, в мороз очень холодно, можно заболеть. Как же быть?

(Дети предлагают свои решения).

Воспитатель:

- Помогает ученым фотосъемка.

Показ фотографий снежинок.

Воспитатель:

- Но ведь снежинки крохотные. Как же рассмотреть их?

Предполагаемые ответы детей.

Воспитатель:

- Но мы можем рассмотреть их поближе. Есть оптические приборы. Давайте проведём опыт: посмотрим на снежинку через специальное стекло, которое увеличивает. Такое стекло называется линза.

Линза – это толстое стекло, выпуклое с двух сторон.

Когда свет проходит через линзу, то его лучи преломляются, и маленькое нам кажется большим.

А если к линзе прикрепить ручку, то получится – лупа.

Лупа – это научный прибор, который используют для рассматривания чего-то очень маленького.

Воспитатель раздаёт детям лупы и предлагает посмотреть на снежинки через лупу. Дети рассматривают снежинки.

Дидактическая игра «Найди пару для своей снежинки».

Воспитатель:

- Это лупа нам помогла как следует рассмотреть каждую снежинку. Сейчас предлагаю вам самостоятельно рассмотреть различные предметы с помощью лупы и рассказать своим друзьями, что же вы увидели. Можно рассматривать муравьев и червячков, камушки, травинки, исследуйте все, что вам интересно! Можно даже рассмотреть веснушки у друга на носу.

- Ребята, а как вы думаете, где еще используют линзу? В каких приборах и предметах? (Ответы детей)

- Если поставить две линзы в оправу, получатся очки. Линзу используют в биноклях и подзорных трубах. А так же в микроскопах и телескопах. (слайды)

- Вы рассмотрели снежинки. Какие они?

Предполагаемые ответы детей : белые, красивые, резные, круглые, разные, блестящие.

Воспитатель:

- Что делают снежинки?

Предполагаемые ответы детей : летают.

Воспитатель:

- Правильно, они лёгкие, воздушные.

Пальчиковая игра «Снежинка»

Маленькая снежинка села на ладошку

(Дети показывают снежинку)

Я ее поймаю, посиди немножко.

(Накрывают ее ладошкой)

Раз, два, три, три, четыре, пять

(Загибают пальчики)

Отпускаю полетать

(Дуют на снежинку).

Игра повторяется с другой ладошкой.

        Высоко в небе капли воды замерзают и превращаются в прозрачные кристаллы льда. Когда эти кристаллы соединяются друг с другом, получается снежинка.

Если снежинка прозрачная, почему же тогда снег белый? спросите вы.

 А дело вот в чём: с увеличением количества слоёв снижается прозрачность. Это можно продемонстрировать с помощью двух опытов.

Опыт с одноразовыми стаканчиками.

1. Берём прозрачный одноразовый стаканчик, опускаем в него любой маленький предмет, например, цветную пробку. Пробка видна сквозь стенки стаканчика, значит он прозрачный.

2. Берём несколько стаканчиков, вставляем их друг в друга, затем в верхний кладём всё ту же пробку. Становится заметно, что пробка едва видна, а цвет вместе сложенных стаканчиков стал белым.

Опыт с файликом.

1. Демонстрируем прозрачность файлика.

2. Нарезаем файлик на мелкие кусочки, складываем в одну кучку.

3. Наблюдаем получившийся "сугроб" белого цвета.

Вывод: Снег состоит из множества прозрачных кристалликов, когда они соединяются, то получается белый цвет.

Мы с вами, как настоящие ученые, сделали маленькое научное открытие.

Включается запись: скрип снега под ногами.

Воспитатель: Что это за звуки? (Кто-то идет)

Как вы догадались, что кто-то идет?

Вы же никого не видите? (Мы слышим, как скрипит снег под ногами.)

Почему скрипит снег?  Ответы детей.

Я предлагаю провести эксперимент, чтобы выяснить, почему скрипит снег.

                Важное дело – эксперимент,

                В нем интересен каждый момент.

Из чего состоит снег? (Из снежинок)

Послушайте, что будет, если сломать лучик у снежинки?

Оторвать лучик у бумажной снежинки.

Вы слышали звук? А теперь попробуйте вы.

Дети отрывают лучики от своих снежинок.

Что вы слышали? А почему же скрипит снег под ногами, когда мы по нему идем?

Ответы детей.

Вывод: Снег скрипит потому, что ломаются лучики у снежинок (кристаллы).

Мы с вами ломали сухую снежинку, какою она бывает в морозный день.

 Но бывает, среди зимы становится тепло.

Как называется это зимнее явление? (Оттепель)

В это время снег становится мокрым. Будет ли он скрипеть?

Сделаем наши снежинки мокрыми. Опустите лучик снежинки в воду, теперь оторвите его. Слышали ли мы скрип? Почему?

Вывод: Скрипит сухой морозный снег, а мокрый снег не скрипит.

- Что такое снег мы узнали, а чтобы показать красоту зимней природы, я предлагаю отправиться в зимний лес. Согласны?

- Но прежде чем отправимся в зимний лес, что нам нужно сделать? (одеться)

- А как называется одежда, которую одевают зимой? (зимняя)

Игра «Соберись на прогулку» (На интерактивной доске)

Ну вот мы и готовы, можем отправляться.

Физкультминутка:

Мы шагаем, мы шагаем

Выше ножки поднимаем,

Через камушки и кочки,

Через ямки и пенечки,

Раз, два, три, четыре –

Мы в лесу, а не в квартире.

Вот мы и на месте.

Кадр № 3 «Деревья зимой» На экране картинка зимнего леса.

- Ребята, а давайте расскажем, какой зимний лес?

Дети составляют рассказ по картине.

«Зимой деревья стоят голые. Они спят. Только ели и сосны стоят зеленые. Снег укрыл деревья. Они надели снежные шапки и шубки».

Кадр №4 «Птицы зимой»

- Ребята, посмотрите, кто это сидит на веточках?  А поему же они такие грустные?

Вьюга замела всё вокруг и бедным птичкам нечего кушать. Как мы можем им помочь? (покормить)

Дидактическая игра «Кто прилетит к кормушке зимой?»

Выбрать зимующих птиц, посадить их на кормушку к их любимой еде.

Воспитатель: Как называются эти птицы? (Зимующие) а какие еще бывают птицы? (Перелетные) Есть еще одна группа птиц. Это – кочующие птицы. Эти птицы перелетают с места на место в поисках еды. К ним относятся: снегири, синицы, дрозды.

- Птичкам мы помогли, идём дальше.

Мы шагаем, мы шагаем

Выше ножки поднимаем,

Через камушки и кочки,

Через ямки и пенечки,

Раз, два, три, четыре –

Мы в лесу, а не в квартире 

Кадр № 5 «Звери зимой.

 (подходим к коврографу, на нём следы).

 Ой. Что это ребята? (Следы) А кто же их оставил? (животные)

А какие животные живут в лесу? (перечисляют)

Как же узнать, кто оставил след? Давайте, ребята вспомним, как живут дикие животные в лесу зимой?)

 Дети составляют рассказ

Зимой у зверей мех теплый пушистый. Заяц стал белым. Ему так легче спрятаться в снегу от волка и лисы. Спят зимой медведь и ёж.

Дидактическая игра «Снежная азбука». Давайте же найдём зверей, которые оставили свои следы.

-Замёрзли?

Физкультминутка:

Вот на улице мороз!

Ну-ка, все потрите нос.

Ни к чему нам бить баклуши.

Ну-ка, взялись все за уши:

Покрутили, повертели,

Вот и уши отогрели!

По коленкам постучали,

По плечам похлопали,

Ножками затопали! Весело?  А вы любите веселится? Знаете ли вы зимние игры? (называют)

Кадр № 7 «Зимние забавы»

Пантомима.

Дети изображают зимние забавы и отгадывают их.

Отдохнули, поиграли, идём дальше.

Кадр №7 «Новый год»

          Посмотрите, какие красивые ёлочки, но почему-то они грустные. Скоро Новый год, давайте украсим их.

Но игрушки мы будем вешать не простые, на каждую ёлочку свои.

- а какие, мы прочитаем по схемам.

1 ёлочка                                             2 ёлочка                                3 ёлочка

 

  Схема                                                  схема                                     схема

Воспитатель: Вот мы и составили фильм о зиме.  Как вы думаете, африканские дети много узнают о нашей зиме, о снеге, о снежинках, о зимних развлечениях? Отгадайте загадку:

        Ветер ставнями стучит,

        А чудесный лес молчит.

        Не качает, как живой,

        Серебристою листвой.

        А весна дохнет теплом,

        Двор проглянет за стеклом.  (морозный узор)

Кадр № 8 «Морозные узоры»

Подготовка к практической части:

Воспитатель: Какие краски использует Мороз в своих работах?

Что изображает он в виде морозных узоров? (ответы детей)

Воспитатель: Создавать наши морозные узоры мы будем необычным способом, чтобы этой красотой мы могли любоваться в любое время. Я познакомлю вас с нетрадиционной техникой изображения «рисование свечей»

Затем с помощью акварели «проявить» рисунок.

Перед началом работы предлагаю размять наши пальчики и выполнить пальчиковую гимнастику.

Физкультминутка

И так приступим:

• берем альбомный лист и свечей рисуем узор

• после нанесения узора закрашиваем лист синей или голубой гуашью

• пока узор сохнет, намечаем на втором альбомном листе при помощи карандаша и линейки рамочку для нашего окошка

• вырезаем рамочку для окошка

• клеем рамочку на наше окошко с узором

Дети рисуют «морозные узоры».

Воспитатель: Какие красивые узоры у вас получились! Давайте отошлем их вместе с нашим фильмом.

 Ребята, африканские дети прислали нам фрукты.  Посмотрите, какие.

Мы сейчас соберем посылку, а вечером я отнесу ее на почту.

Вот и закончилось наше занятие.  О чем мы сегодня говорили? Что нового узнали?  Что вам понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое интегрированное занятие в старшей группе "Туристы"

Открытое интегрированное физкультурно - экологичекое занятие в старшей группе "Туристы"....

Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе "Сказка о звездочке"

Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе "Сказка о звездочке". (рисование + математика) Программное содержание: Уточнить знания детей о времени года, месяцах, послед...

Открытое интегрированное занятие в старшей группе по теме: "Полет в космос"

Открытое интегрированное занятие в старшей группе...

Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе «Как найти дорожку к дедушке в сторожку?»

Данная разработка интегрированного занятия по ознакомлению с миром природы и ФЭМП    "Как найти дорожку к дедушке в сторожку"  предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Она...

Открытое интегрированное занятие в старшей группе «Карусель народных игр»

Цель: Накопление и обогащение двигательного опыта детей.Задачи:1.     Создать позитивный настрой  и психологический комфорт на занятии;2.     Воспитывать д...

Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие - по сказкам». Воспитатель старшей группы: Азарнова Татьяна Борисовна

Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие - по сказкам».Воспитатель старшей группы: Азарнова Татьяна Борисовна...