Открытое интегрированное занятие в старшей группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Интегрированное занятие с элементами экспериментирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_starshaya_gruppa.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного с элементами экспериментирования в старшей группе «Фильм о зиме»
Цель занятия: обобщить представления детей о зимней природе родного края при помощи познавательной, речевой и изобразительной деятельности;
Задачи:
Обучающие: уточнить и расширить знания детей о характерных признаках зимы;
- активизировать словарь детей по лексической теме «Зима»;
- уточнить знания детей о диких животных родного края, зимующих птицах, зимних забавах, новогоднем празднике;
- учить детей делать выводы;
Развивающие: развивать связную речь детей, навыки исследовательской деятельности, художественное творчество и навыки рисования, мелкую моторику рук и логическое мышление;
Воспитывающие: воспитывать у детей чувство прекрасного, умение и желание наблюдать за красотой природных явлений, красотой родной природы.
Предварительная работа: наблюдение за приметами зимы в природе с воспитателем и родителями, беседы о диких животных, зимующих птицах, зимних забавах, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, составление описательных рассказов по картине, вырезание снежинок, рисование «морозного узора» свечой.
Оборудование: посылка, письмо, бумажные снежинки, стаканчики с водой, пустые стаканчики, тарелочки, кусочки пленки, камера, свечки, ножницы, кисточки, листы бумаги, акварельные краски, салфетки.
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята. Давайте поздороваемся с гостями.
Игра «Друзья»
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Дети садятся на лавочки на ковре.
Стук в дверь. Входит почтальон Печкин, в руках держит посылку.
Печкин: Здравствуйте, дети! Вы меня узнали? Кто я? (ответы детей) Я принес вам посылку, но ее вам не отдам.
Воспитатель: Это почему?
Печкин: А вы сначала назовите адрес вашего детского сада. Если назовете верно, то посылка ваша.
Воспитатель: Ребята, выручайте. Кто из вас может назвать адрес нашего детского сада?
Дети: Россия, Забайкальский край. с.Амитхаша, ул. 33-х Партизан 1 а, Детский сад «Номин», группа «Умники»
Печкин: Так, так. Все правильно. Теперь посылка ваша. Только надо расписаться вот здесь. Отдает посылку. До свидания, ребята, мне еще нужно много писем доставить.
Уходит.
Воспитатель: Откуда пришла посылка?
Обратного адреса нет. (дети угадывают очертания Африки, называют ее)
Чтобы открыть ее, нужно сосчитать до 10 и обратно. (дети считают хором)
- Ребята, здесь лежит письмо. Давайте его прочтем:
«Здравствуйте, дети! Пишут вам друзья из далекой и жаркой Африки. Недавно мы узнали о существовании вашей страны, нам рассказали о традициях и обычаях русского народа.
А в интернете мы нашли много-много фотографий с изображением вашей природы. Но почему-то на этих фотографиях много чего-то непонятного белого.
Это белое везде: на земле, на домах, на деревьях, на машинах, даже на людях. У нас в Африке такого не бывает.
Пожалуйста, объясните нам, что же это такое? И еще расскажите, пожалуйста, о природе родного края.».
Воспитатель: Ребята, вы догадались, о чем идет речь? Что же это «белое»? (снег)
- Когда выпадает снег?
- Какие еще времена года бывают в нашей стране?
В Африке всегда жарко, всегда лето. Вот почему дети не узнали снег. Как мы можем рассказать детям о снеге, о зиме? (предложения детей)
Мы «снимем» фильм, в котором расскажем африканским детям о зиме в нашей стране, о зимней природе. А как называется профессия человека, который снимает фильм? (оператор).
- Кто будет оператором? (Берёт камеру)
Фильм № 1 «Зимний день» (зимняя картина)
Воспитатель: Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
1 кадр: «Приметы зимы»
- О каком времени года говорится в стихотворении? (о зиме)
- Как вы узнали?
- А сколько зимних месяцев?
- Какой первый, второй, третий?
- А какие ещё приметы у зимы?
«Зимой на улице мороз. Снег лежит на земле, на деревьях, на крышах домов. Снег укрыл землю белым пушистым одеялом. Река замерзла и покрылась льдом. Люди в домах топят печки.»
Кадр 2 «Снежинка - застывшая красота» (на экране)
Воспитатель: Какого цвета снег? Почему? Хотели бы вы узнать?
Сейчас мы выясним это в лаборатории – там проведем эксперименты.
Важное дело – эксперимент,
в нем интересен каждый момент.
Сейчас превратимся в учёных, как настоящие ученые, сделаем маленькое научное открытие. (одевают халаты)
Дети садятся за столы.
_ Ребята, посмотрите. Что у вас на столах? (снег)
- Какой он на ощупь? (холодный, мокрый)
- Что будет со снегом если его занести в тепло? (растает)
Вывод: Вывод: снег - это замерзшая вода, он тает в тепле.
- Как называются мельчайшие частицы, из которых состоит снег?
Если дети затрудняются ответить, педагог загадывает загадку.
Воспитатель: Отгадайте загадку: Покружилась звездочка
В воздухе немножко.
Села и растаяла
На моей ладошке.
Что такое снежинка? (это замерзшая капля воды)
Снежинка — снежный или ледяной кристалл, чаще всего в форме шестилучевой по концам звёздочки или шестиугольных пластинок.
Учёные утверждают, что снежные кристаллы бывают девяти основных форм: пластинка, звезда, столбик, игла, пушинка, ёж, запонка, оледенелая снежинка, круговидная снежинка.
- Попробуйте рассмотреть в комочке снега снежинки. Это сделать в подтаявшем снеге практически невозможно. Как же ученые рассматривают снежинки, наблюдают за ними? Проводить целый день на улице зимой, в мороз очень холодно, можно заболеть. Как же быть?
(Дети предлагают свои решения).
Воспитатель:
- Помогает ученым фотосъемка.
Показ фотографий снежинок.
Воспитатель:
- Но ведь снежинки крохотные. Как же рассмотреть их?
Предполагаемые ответы детей.
Воспитатель:
- Но мы можем рассмотреть их поближе. Есть оптические приборы. Давайте проведём опыт: посмотрим на снежинку через специальное стекло, которое увеличивает. Такое стекло называется линза.
Линза – это толстое стекло, выпуклое с двух сторон.
Когда свет проходит через линзу, то его лучи преломляются, и маленькое нам кажется большим.
А если к линзе прикрепить ручку, то получится – лупа.
Лупа – это научный прибор, который используют для рассматривания чего-то очень маленького.
Воспитатель раздаёт детям лупы и предлагает посмотреть на снежинки через лупу. Дети рассматривают снежинки.
Дидактическая игра «Найди пару для своей снежинки».
Воспитатель:
- Это лупа нам помогла как следует рассмотреть каждую снежинку. Сейчас предлагаю вам самостоятельно рассмотреть различные предметы с помощью лупы и рассказать своим друзьями, что же вы увидели. Можно рассматривать муравьев и червячков, камушки, травинки, исследуйте все, что вам интересно! Можно даже рассмотреть веснушки у друга на носу.
- Ребята, а как вы думаете, где еще используют линзу? В каких приборах и предметах? (Ответы детей)
- Если поставить две линзы в оправу, получатся очки. Линзу используют в биноклях и подзорных трубах. А так же в микроскопах и телескопах. (слайды)
- Вы рассмотрели снежинки. Какие они?
Предполагаемые ответы детей : белые, красивые, резные, круглые, разные, блестящие.
Воспитатель:
- Что делают снежинки?
Предполагаемые ответы детей : летают.
Воспитатель:
- Правильно, они лёгкие, воздушные.
Пальчиковая игра «Снежинка»
Маленькая снежинка села на ладошку
(Дети показывают снежинку)
Я ее поймаю, посиди немножко.
(Накрывают ее ладошкой)
Раз, два, три, три, четыре, пять
(Загибают пальчики)
Отпускаю полетать
(Дуют на снежинку).
Игра повторяется с другой ладошкой.
Высоко в небе капли воды замерзают и превращаются в прозрачные кристаллы льда. Когда эти кристаллы соединяются друг с другом, получается снежинка.
Если снежинка прозрачная, почему же тогда снег белый? спросите вы.
А дело вот в чём: с увеличением количества слоёв снижается прозрачность. Это можно продемонстрировать с помощью двух опытов.
Опыт с одноразовыми стаканчиками.
1. Берём прозрачный одноразовый стаканчик, опускаем в него любой маленький предмет, например, цветную пробку. Пробка видна сквозь стенки стаканчика, значит он прозрачный.
2. Берём несколько стаканчиков, вставляем их друг в друга, затем в верхний кладём всё ту же пробку. Становится заметно, что пробка едва видна, а цвет вместе сложенных стаканчиков стал белым.
Опыт с файликом.
1. Демонстрируем прозрачность файлика.
2. Нарезаем файлик на мелкие кусочки, складываем в одну кучку.
3. Наблюдаем получившийся "сугроб" белого цвета.
Вывод: Снег состоит из множества прозрачных кристалликов, когда они соединяются, то получается белый цвет.
Мы с вами, как настоящие ученые, сделали маленькое научное открытие.
Включается запись: скрип снега под ногами.
Воспитатель: Что это за звуки? (Кто-то идет)
Как вы догадались, что кто-то идет?
Вы же никого не видите? (Мы слышим, как скрипит снег под ногами.)
Почему скрипит снег? Ответы детей.
Я предлагаю провести эксперимент, чтобы выяснить, почему скрипит снег.
Важное дело – эксперимент,
В нем интересен каждый момент.
Из чего состоит снег? (Из снежинок)
Послушайте, что будет, если сломать лучик у снежинки?
Оторвать лучик у бумажной снежинки.
Вы слышали звук? А теперь попробуйте вы.
Дети отрывают лучики от своих снежинок.
Что вы слышали? А почему же скрипит снег под ногами, когда мы по нему идем?
Ответы детей.
Вывод: Снег скрипит потому, что ломаются лучики у снежинок (кристаллы).
Мы с вами ломали сухую снежинку, какою она бывает в морозный день.
Но бывает, среди зимы становится тепло.
Как называется это зимнее явление? (Оттепель)
В это время снег становится мокрым. Будет ли он скрипеть?
Сделаем наши снежинки мокрыми. Опустите лучик снежинки в воду, теперь оторвите его. Слышали ли мы скрип? Почему?
Вывод: Скрипит сухой морозный снег, а мокрый снег не скрипит.
- Что такое снег мы узнали, а чтобы показать красоту зимней природы, я предлагаю отправиться в зимний лес. Согласны?
- Но прежде чем отправимся в зимний лес, что нам нужно сделать? (одеться)
- А как называется одежда, которую одевают зимой? (зимняя)
Игра «Соберись на прогулку» (На интерактивной доске)
Ну вот мы и готовы, можем отправляться.
Физкультминутка:
Мы шагаем, мы шагаем
Выше ножки поднимаем,
Через камушки и кочки,
Через ямки и пенечки,
Раз, два, три, четыре –
Мы в лесу, а не в квартире.
Вот мы и на месте.
Кадр № 3 «Деревья зимой» На экране картинка зимнего леса.
- Ребята, а давайте расскажем, какой зимний лес?
Дети составляют рассказ по картине.
«Зимой деревья стоят голые. Они спят. Только ели и сосны стоят зеленые. Снег укрыл деревья. Они надели снежные шапки и шубки».
Кадр №4 «Птицы зимой»
- Ребята, посмотрите, кто это сидит на веточках? А поему же они такие грустные?
Вьюга замела всё вокруг и бедным птичкам нечего кушать. Как мы можем им помочь? (покормить)
Дидактическая игра «Кто прилетит к кормушке зимой?»
Выбрать зимующих птиц, посадить их на кормушку к их любимой еде.
Воспитатель: Как называются эти птицы? (Зимующие) а какие еще бывают птицы? (Перелетные) Есть еще одна группа птиц. Это – кочующие птицы. Эти птицы перелетают с места на место в поисках еды. К ним относятся: снегири, синицы, дрозды.
- Птичкам мы помогли, идём дальше.
Мы шагаем, мы шагаем
Выше ножки поднимаем,
Через камушки и кочки,
Через ямки и пенечки,
Раз, два, три, четыре –
Мы в лесу, а не в квартире
Кадр № 5 «Звери зимой.
(подходим к коврографу, на нём следы).
Ой. Что это ребята? (Следы) А кто же их оставил? (животные)
А какие животные живут в лесу? (перечисляют)
Как же узнать, кто оставил след? Давайте, ребята вспомним, как живут дикие животные в лесу зимой?)
Дети составляют рассказ
Зимой у зверей мех теплый пушистый. Заяц стал белым. Ему так легче спрятаться в снегу от волка и лисы. Спят зимой медведь и ёж.
Дидактическая игра «Снежная азбука». Давайте же найдём зверей, которые оставили свои следы.
-Замёрзли?
Физкультминутка:
Вот на улице мороз!
Ну-ка, все потрите нос.
Ни к чему нам бить баклуши.
Ну-ка, взялись все за уши:
Покрутили, повертели,
Вот и уши отогрели!
По коленкам постучали,
По плечам похлопали,
Ножками затопали! Весело? А вы любите веселится? Знаете ли вы зимние игры? (называют)
Кадр № 7 «Зимние забавы»
Пантомима.
Дети изображают зимние забавы и отгадывают их.
Отдохнули, поиграли, идём дальше.
Кадр №7 «Новый год»
Посмотрите, какие красивые ёлочки, но почему-то они грустные. Скоро Новый год, давайте украсим их.
Но игрушки мы будем вешать не простые, на каждую ёлочку свои.
- а какие, мы прочитаем по схемам.
1 ёлочка 2 ёлочка 3 ёлочка
Схема схема схема
Воспитатель: Вот мы и составили фильм о зиме. Как вы думаете, африканские дети много узнают о нашей зиме, о снеге, о снежинках, о зимних развлечениях? Отгадайте загадку:
Ветер ставнями стучит,
А чудесный лес молчит.
Не качает, как живой,
Серебристою листвой.
А весна дохнет теплом,
Двор проглянет за стеклом. (морозный узор)
Кадр № 8 «Морозные узоры»
Подготовка к практической части:
Воспитатель: Какие краски использует Мороз в своих работах?
Что изображает он в виде морозных узоров? (ответы детей)
Воспитатель: Создавать наши морозные узоры мы будем необычным способом, чтобы этой красотой мы могли любоваться в любое время. Я познакомлю вас с нетрадиционной техникой изображения «рисование свечей»
Затем с помощью акварели «проявить» рисунок.
Перед началом работы предлагаю размять наши пальчики и выполнить пальчиковую гимнастику.
Физкультминутка
И так приступим:
• берем альбомный лист и свечей рисуем узор
• после нанесения узора закрашиваем лист синей или голубой гуашью
• пока узор сохнет, намечаем на втором альбомном листе при помощи карандаша и линейки рамочку для нашего окошка
• вырезаем рамочку для окошка
• клеем рамочку на наше окошко с узором
Дети рисуют «морозные узоры».
Воспитатель: Какие красивые узоры у вас получились! Давайте отошлем их вместе с нашим фильмом.
Ребята, африканские дети прислали нам фрукты. Посмотрите, какие.
Мы сейчас соберем посылку, а вечером я отнесу ее на почту.
Вот и закончилось наше занятие. О чем мы сегодня говорили? Что нового узнали? Что вам понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое интегрированное занятие в старшей группе "Туристы"
Открытое интегрированное физкультурно - экологичекое занятие в старшей группе "Туристы"....
Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе "Сказка о звездочке"
Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе "Сказка о звездочке". (рисование + математика) Программное содержание: Уточнить знания детей о времени года, месяцах, послед...
Открытое интегрированное занятие в старшей группе по теме: "Полет в космос"
Открытое интегрированное занятие в старшей группе...
Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе. Тема: «В поисках сюрприза»
Конспект интегрированного занятия в старшей группе....
Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе «Как найти дорожку к дедушке в сторожку?»
Данная разработка интегрированного занятия по ознакомлению с миром природы и ФЭМП "Как найти дорожку к дедушке в сторожку" предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Она...
Открытое интегрированное занятие в старшей группе «Карусель народных игр»
Цель: Накопление и обогащение двигательного опыта детей.Задачи:1. Создать позитивный настрой и психологический комфорт на занятии;2. Воспитывать д...
Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие - по сказкам». Воспитатель старшей группы: Азарнова Татьяна Борисовна
Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие - по сказкам».Воспитатель старшей группы: Азарнова Татьяна Борисовна...