Средняя группа . Прогулка.Октябрь.
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (средняя группа)
продолжать знакомить с осенью, выделяя характерные признаки и изменения, связанные с временем года; - воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2._progulki_na_oktyabr._srednyaya_gruppa.docx | 39.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Средняя группа Октябрь
Прогулка 1
Наблюдение за березой
Цели: продолжать знакомить с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные с временем года; - воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы.
Ход наблюдения
Воспитатель подводит детей к березе для беседы.
- Какое это дерево?
- Покажите ствол березы.
- Какой он — толстый или тонкий?
- Покажите ветки. Какие они — толстые или тонкие? Какого цвета?
Погладьте ствол березы.
- Какой он у нее? (Гладкий, шелковистый.)
- Какой по цвету? (Уточнить, что только у березы такой черно-белый ствол.)
- Какие изменения произошли с березой?
- Куда подевались листочки с дерева? Их много или мало?
- Где лежат листочки?
- Кто их срывает?
Предложить поднять листья, отметить, что на земле они уже завяли.
- Какое время года?
- Что происходит с деревом осенью? (Оно засыпает, готовится к зиме.)
Трудовая деятельность
Уборка территории.
Цель: приучать работать сообща, добиваться выполнения задания общими усилиями.
Подвижные игры: «Найди себе пару».
Цель: выбирать себе по сигналу разные пары.
«Беги к березе».
Цель: учить быстро выполнять действия по сигналу воспитателя.
Индивидуальная работа: «С кочки на кочку».
Цель: упражнять в прыжках на двух ногах.
«Перейди речку».
Цель: упражнять в ходьбе по бревну прямо и боком.
Средняя группа Октябрь
Прогулка 2
Наблюдение за погодой
Цели:
- обращать внимание на то, как изменилась природа;
- учить сравнивать природные изменения;
- развивать наблюдательность.
Ход наблюдения
В октябре, в октябре
Частый дождик во дворе.
На лугах мертва трава,
Замолчал кузнечик.
Заготовлены дрова
На зиму для печек. С. Маршак
Воспитатель загадывает детям загадки, предлагает ответить на вопросы.
Нахмурится, насупится, в слезы ударится —
Ничего не останется. (Туча.)
Блестит под солнцем после стужи
На асфальте сером... (лужа).
- Какие произошли в природе изменения?
- Какое стало небо?
- Как часто светит солнце?
- Идет ли дождь?
Трудовая деятельность
Уборка осенних листьев.
Цель: воспитывать желание трудиться.
Подвижные игры
«Гуси-лебеди», «Догони».
Цели:
- учить быстро действовать по сигналу;
— воспитывать дружеские отношения.
Индивидуальная работа
«Догони меня».
Цель: учить бегать в нужном направлении.
Средняя группа Октябрь
Прогулка 3
Наблюдение за состоянием погоды
Цели: формировать представление о природном явлении — тумане; учить наблюдению за сезонными явлениями; - подмечать особенности этого явления, делать выводы.
Ход наблюдения
Осенью над лесом и болотом
Туча пролетела самолетом.
Пролетела туча низко-низко,
Прыгнула с нее парашютистка.
А за ней сейчас же и другая,
И уже летит за стаей стая.
Туман — явление природы, причем самое обыкновенное, только неожиданное для всех. Стелется туман над самой землей. Кажется, будто низко-низко спустились облака и опутали землю белым густым покрывалом. А состоит туман из крохотных капелек воды. И в облаках, и на небе, и в туманах над землей эти капельки образовались из прозрачного водяного пара. Попадает он в поток холодного воздуха и начинает сгущаться, превращаться в капельки воды. Если капельки образовались высоко в небе, они стали облаками, а если низко над землей, то туманом. Бывают они во все времена года.
Воспитатель задает детям вопросы.
- Какое небо во время тумана?
- Как вам дышится?
- Какой воздух — влажный или сухой?
- Густой ли туман?
- Почему вблизи туман реже, а вдали гуще?
Трудовая деятельность
Уборка мусора на участке.
Цель: воспитывать желание трудиться сообща.
Подвижные игры: «Кто быстрее», «Коршун и наседка». Цели: - совершенствовать умение бегать, лазать, прыгать; развивать реакцию.
Индивидуальная работа: «Изобрази настроение».
Цель: учить пластичными движениями передавать внутренние ощущения
Средняя группа Октябрь
Прогулка 4
Наблюдение за перелетными птицами
Цели:
- расширять представления о перелетных птицах, об изменении
жизни птиц осенью, когда наступают холода;
- воспитывать любовь и заботу о птицах.
Ход наблюдения
Воды зашумели быстрого ручья,
Птицы улетают в теплые края.
Воспитатель задает детям вопросы.
- Какие птицы улетают в теплые края?
- Зачем они это делают?
Птицы собираются в стаи, летают низко над землей. Это значит, что скоро они улетят в теплые края. Первыми это сделают ласточки, так как с наступлением холодов исчезают насекомые, которых они ловят на лету. Последними улетают утки, гуси, журавли, поскольку водоемы начинают замерзать, и они не могут найти корм в воде.
Воспитатель предлагает детям закончить предложение:
- Воробей маленький, а журавль ... (большой).
- Утка серая, а лебедь ... (белый).
Трудовая деятельность
Сбор семян деревьев.
Цель: привлекать детей к сбору семян и закреплять название деревьев.
Подвижная игра
«Собачка и воробей». Цели:
- закреплять знания о характерных движениях птиц;
- учить имитировать их по голосу.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: закреплять умение в бросании мяча друг другу снизу.
Средняя группа Октябрь
Прогулка 5
Наблюдение за осенними работами на огороде
Цель: закреплять знания о сезонных изменениях в природе.
Ход наблюдения
Дуют ветры буйные,
Ходят тучи темные,
Не видать в них света белого,
Не видать в них солнца красного.
Воспитатель задает детям вопросы.
• Как изменились погода, природа?
- Что изменилось в огороде?
- Когда наступают холода, как вы одеваетесь?
- Как вы думаете, что будет с клубникой с наступлением холодов,
замерзнет ли она?
Чтобы клубника не только не замерзла, но и не вымерзла, а летом порадовала нас спелыми ягодами, нужно засыпать клубнику опилом, а сверху накрыть грядку прозрачной пленкой.
Трудовая деятельность
Засыпка грядок опилом. Цели:
- учить работать парами;
- воспитывать дружеские отношения.
Подвижные игры
«Найди, где спрятано».
Цель: учить ориентироваться в пространстве. «Пробеги — не задень».
Цель: добиваться улучшения техники бега, хорошей осанки, естественной работы рук.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: улучшать технику ходьбы, бега.
Средняя группа Октябрь
Прогулка 6
Наблюдение за воробьями
Цели:
- расширять знания о внешнем виде и повадках воробья;
- воспитывать внимание и наблюдательность.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
- Чем все воробьи похожи друг на друга?
- В чем их различие?
- Чем питаются воробьи?
Одни воробьи побольше, другие — поменьше. Одни более светлой окраски, другие темнее, одни нахальные, смелые, другие осторожные.
Воробей по лужице
Прыгает и кружится,
Перышки взъерошены,
Хвостик распустил.
Трудовая деятельность
Предложить детям собрать песок в песочницу. Цель: прививать любовь к труду в коллективе.
Подвижные игры
«Цветные автомобили», «Зайцы и волк». Цель: упражнять в беге врассыпную, прыжках.
Индивидуальная работа
«Кто дальше бросит?».
Цель: закреплять умение метать предмет на дальность.
Средняя группа Октябрь
Прогулка 7
Наблюдение за рябиной
Цель: познакомить с рябиной, показать ее строение: ствол, ветви, листья, ягоды; рассмотреть ее яркий осенний наряд.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку.
Прилетает в гости к ней Стайка алых снегирей, По ветвям они снуют, Красны ягодки клюют. (Рябина.)
У рябины листопад — Под ветвями листьев клад. Облетели листья, Но остались кисти Красные, яркие — Снегирям подарки.
Рябина — высокое стройное дерево, она растет не только в лесах, но и в парках, и садах. Часто рябину сажают вдоль изгородей домов, чтобы радовала людей разными золотисто-красными листьями, надела ожерелье из алых ягод. В народе говорят: «В сентябре одна ягодка, да и та горькая рябина». Если рябины уродилось в лесу много, то осень будет дождливая, а зима — морозная. Ранней осенью рябиновые ягоды горьковато-кислые и жесткие.
Трудовая деятельность
Сбор крупного мусора на участке, подметание дорожек. Цель: формировать умение трудиться подгруппой.
Подвижные игры
«Лохматый пес», «Солнышко и дождик».
Цель: учить бегать по всей площадке, выполняя команды по сиг. налу воспитателя.
Индивидуальная работа
«Брось дальше!», «Кто быстрее добежит до флажка?».
Цели:- учить выполнять упражнение с мячом;
- развивать глазомер, быстроту бега.
Средняя группа Октябрь
Прогулка 8
Наблюдение за птицами
Цель: учить находить различие во внешнем виде разных птиц, обращая внимание на величину, способы передвижения.
Ход наблюдения
Среди белых голубей Скачет шустрый воробей, Воробушек — пташка, Серая рубашка. Откликайся, воробей Вылетай-ка, не робей.
Воспитатель задает детям вопросы.
- Какая птица больше — голубь или воробей?
- Как передвигается воробей?
- Как передвигается голубь?
- Как кричат воробей, голубь?
Голуби ходят по земле, крыше, летают. Воробьи прыгают, как на пружинках, летают, сидят на деревьях.
Предложить детям попрыгать, как воробушки, и походить важно, покачивая головой, часто переступая ногами, как голуби. Покричать, как воробей «чик-чирик», как голубь «гуль-гуль-гуль».
Трудовая деятельность
Сгребание в кучи сухих опавших листьев.
Цель: приучать работать в коллективе, оказывать помощь взрослым.
Подвижная игра
«Перелет птиц».
Цели: упражнять в подлезании и лазанье;
- воспитывать внимание и ловкость.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: формировать умение катать обручи друг другу.
Средняя группа Октябрь
Прогулка 9
Наблюдение за сорокой
Цели: — формировать представления о внешнем виде сороки, ее характерных признаках, повадках;
— воспитывать потребность заботиться о зимующих птицах.
Ход наблюдения
Всюду я летаю,
Все на свете знаю.
Знаю каждый куст в лесу.
Может быть, меня за это
И зовут лесной газетой.
Воспитатель задает детям вопросы.
- Как выглядит сорока?
- Чем она питается?
- Как стрекочет?
Сорока имеет много прозвищ: сорока-белобока, сорока-стрекотуха, сорока-воровка. «Белобока» — потому что по бокам перышки у сороки совсем белые. Голова и крылья черные. Хвост тоже черный, нос очень красивый, с зеленоватым отливом, длинный и прямой, как стрела. «Стрекотухой» сороку величают за то, что она, перелетая с места на место, громко стрекочет «га-га-га!». Громким тревожным стрекотанием сороки предупреждают местных обитателей об опасности. А «воровкой» ее прозвали за то, что она любит все яркое, блестящее.
Сороки питаются гусеницами, мошками, жучками и комарами. Помимо насекомых, сороки клюют ягоды и фрукты, семена растений. Осенью сороки собираются в небольшие стаи, летают по садам и паркам, угощаются ягодками рябины, боярышника и облепихи. От нас она не улетает зимой, а перебирается поближе к людям.
Трудовая деятельность: Сбор осенних листьев.
Цель: учить выполнять трудовые поручения с желанием.
Подвижные игры: «Ворона и собачка», «Поймай мяч».
Цели: - учить подражать движениям и звукам птиц;
- ловить мяч двумя руками.
Индивидуальная работа: Развитие движений.
Цель: учить сохранять равновесие, стоя на одной ноге, руки на поясе.
Подвижные игры: «Лошадки», «Кот и мыши».
Цель: учить бегать врассыпную, соблюдать равновесие.
Индивидуальная работа: «Летят снежинки».
Цель: развивать пластику движений.
Средняя группа Прогулка 10
Наблюдение за растительным миром
Цель: знакомить со строением дерева; воспитывать бережное отношение к природе.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку.
Что же это за девица?
Ни швея, ни мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель.)
Рассказать о строении ели: ствол, покрыт коричневой корой, много веток, которые постепенно увеличиваются книзу. Все веточки покрыты жесткими, колючими иголками и коричневыми шишками. Предложить детям погладить ствол, прижаться к нему щекой, потрогать иголки, чтобы они получили не только зрительное, но и тактильное представление.
Колкую, зеленую срубили топором, Колкая, зеленая к нам приходит в дом.
Трудовая деятельность
Сбор опавших листьев вокруг деревьев.
Цель:- побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений.
Подвижные игры
«По ровненькой дорожке».
Цель: развивать согласованность движения рук и ног.
«Кролики».
Цель: формировать умение прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед.
Выносной материал
Маски-медали для подвижных игр, совочки, грабли, ведерки.
Средняя группа Прогулка 11
Наблюдение за птицами
Цель: расширять представление о птицах; формировать знания о том, какие птицы чаще всего прилетают к кормушке, чем их надо подкармливать; воспитывать доброе отношение к пернатым.
Ход наблюдения
Обратить внимание детей на нахохлившихся ворон, прыгающих воробьев. Рассказать, что птицы прилетают ближе к людям, надеясь, Что они их накормят.
Скачет, скачет воробей,
Кличет маленьких детей:
«Киньте крошек воробью,
Я вам песенку спою: Чик-чирик!»
Объяснить детям, что о птицах надо заботиться, кормить их хлебными крошками, пшеном. Вместе с детьми повесить кормушку для птиц. Пройти вокруг детского сада и посмотреть, где повесили дети кормушки.
Трудовая деятельность
Насыпание корма для птиц.
Цель: воспитывать желание ухаживать за животными, правильно их кормить.
Подвижные игры:
«Бездомный заяц».
Цель: упражнять в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга.
«Догони меня».
Цель: формировать умение быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве.
Выносной материал.
Корм для птиц, куклы, одетые по погоде, маски-эмблемы, карандаши, печатки, совочки, машинки.
Средняя группа Прогулка 12
Наблюдение за грузовым транспортом
Цель: дать знание о грузовом транспорте.
Ход наблюдения
Не летает, не жужжит —
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька.
Познакомить детей с машиной, на которой привозят продукты. Назвать ее основные части. (Кабина, кузов, руль, колесо, окна, кран.) Понаблюдать, как разгружают продукты из машины, объяснить, что продукты — это груз для нее. Рассказать, какую важную работу выполняет эта машина.
Трудовая деятельность
Наблюдение за подметанием дорожки, ведущей к участку.
Цель: формировать умение правильно, пользоваться веничками.
Подвижные игры:
«Автомобили», «Самолеты».
Цель: формировать умение соблюдать правила дорожного движения.
Выносной материал
Рули, совочки, формочки, игрушки, мел, машинки.
Средняя группа Прогулка 13
Рассматривание осеннего дерева
Цель: формировать знания об основных частях дерева, их высоте и толщине.
Ход наблюдения
Поспевает брусника, стали дни холоднее,
И от птичьего крика в сердце только грустнее. Стаи птиц улетают прочь, за синее море,
Все деревья блистают в разноцветном уборе.
Подвести детей к дереву, вспомнить его основные части. Дать детям наглядное представление, что деревья бывают разной толщины и высоты. Напомнить, что на ветвях растут листья, но с наступлением осени они опадают. Предложить погладить ствол дерева. Обратить внимание, что дерево высокое, и чтобы его рассмотреть, надо поднять голову. Предложить найти низкое дерево. Рассмотреть ствол молодого и старого дерева, сравнить. Предложить побегать по опавшим листьям деревьев.
Трудовая деятельность
Объяснить для чего обрезаются ветки и рыхлится земля.
Цель: воспитывать желание участвовать в уходе за растениями.
Подвижные игры
«Птицы в гнездышках».
Цель: формировать умение ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга.
«Зайцы и Жучка».
Цель: упражнять в метании в горизонтальную цель, пролезании под шнуром.
Выносной материал
Детские грабли, кубики для подвижной игры, игрушки для игр с песком, куклы, одетые по погоде, коляски для кукол, машинки.
Средняя группа Прогулка 14
Наблюдение за растительным миром
Цель: воспитывать бережное отношение к природе.
Ход наблюдения
На участке воспитатель предлагает детям найти дерево, послушав стихотворение.
Ее всегда в лесу найдешь — Пойдешь гулять и встретишь. Стоит колючая, как еж, Зимою в платье летнем.
Подвести детей к ели. Обратить их внимание на характерные особенности. (Вместо листьев иголки, всегда зеленая, ветви внизу длинные, вверху короткие.) Предложить пройти по всей территории детского сада и найти ели. Объяснить, чем выше ель, тем она старше.
Трудовая деятельность
Наблюдение за засыпанием листвы под дерево.
Цель: воспитывать желание участвовать в уходе за растениями.
Подвижные игры
«Встречные перебежки».
Цель: повышать двигательную активность.
«Ловкая пара»
Цель: развивать глазомер, достигая хорошего результата.
Выносной материал
Детские грабли, кубики для подвижной игры, игрушки для игр с песком, куклы, одетые по погоде, коляски для кукол, машинки.
Средняя группа Прогулка 15
Наблюдение за кошкой
Цель: воспитывать желание заботиться о животных.
Ход наблюдения
Беседа на тему «Кто из животных живет с человеком дома?».
Острые ушки, на лапках — подушки! Усы, как щетинки, дугою спинка. Днем спит, на солнышке лежит. Ночью бродит, на охоту ходит. Молоко пьет, песенки поет. Тихо в комнату войдет, Замурлычет, запоет.
Что есть у кошки и как она ходит? Рассказы детей о кошке и котятах. Дополнить: кошка — домашнее животное, живет с человеком, залезает на колени, мурлычет. Человек ее любит, заботится о ней, разговаривает с ней, угощает молоком.
Трудовая деятельность
Наблюдение за уборкой за кошкой.
Цель: воспитывать желание ухаживать за животными, правильно кормить их.
Подвижные игры
«Перебежки — догонялки».
Цель: согласовывать свои действия с действиями товарищей.
«Догони меня».
Цель: формировать умение быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве.
Выносной материал
Куклы, одетые по погоде, маски-эмблемы, карандаши, печатки, совочки, машинки.
Средняя группа Октябрь
Прогулка 16
Наблюдение за рябиной
Цель: познакомить с рябиной, показать ее строение: ствол, ветви, листья, ягоды; рассмотреть ее яркий осенний наряд.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку.
Прилетает в гости к ней Стайка алых снегирей, По ветвям они снуют, Красны ягодки клюют. (Рябина.)
У рябины листопад — Под ветвями листьев клад. Облетели листья, Но остались кисти Красные, яркие — Снегирям подарки.
Рябина — высокое стройное дерево, она растет не только в лесах, но и в парках, и садах. Часто рябину сажают вдоль изгородей домов, чтобы радовала людей разными золотисто-красными листьями, надела ожерелье из алых ягод. В народе говорят: «В сентябре одна ягодка, да и та горькая рябина». Если рябины уродилось в лесу много, то осень будет дождливая, а зима — морозная. Ранней осенью рябиновые ягоды горьковато-кислые и жесткие.
Трудовая деятельность
Сбор крупного мусора на участке, подметание дорожек. Цель: формировать умение трудиться подгруппой.
Подвижные игры
«Лохматый пес», «Солнышко и дождик».
Цель: учить бегать по всей площадке, выполняя команды по сиг. налу воспитателя.
Индивидуальная работа
«Брось дальше!», «Кто быстрее добежит до флажка?».
Цели:- учить выполнять упражнение с мячом;
- развивать глазомер, быстроту бега.
Средняя группа Октябрь
Прогулка 17
Наблюдение за птицами
Цель: учить находить различие во внешнем виде разных птиц, обращая внимание на величину, способы передвижения.
Ход наблюдения
Среди белых голубей Скачет шустрый воробей, Воробушек — пташка, Серая рубашка. Откликайся, воробей Вылетай-ка, не робей.
Воспитатель задает детям вопросы.
- Какая птица больше — голубь или воробей?
- Как передвигается воробей?
- Как передвигается голубь?
- Как кричат воробей, голубь?
Голуби ходят по земле, крыше, летают. Воробьи прыгают, как на пружинках, летают, сидят на деревьях.
Предложить детям попрыгать, как воробушки, и походить важно, покачивая головой, часто переступая ногами, как голуби. Покричать, как воробей «чик-чирик», как голубь «гуль-гуль-гуль».
Трудовая деятельность
Сгребание в кучи сухих опавших листьев.
Цель: приучать работать в коллективе, оказывать помощь взрослым.
Подвижная игра
«Перелет птиц».
Цели: упражнять в подлезании и лазанье;
- воспитывать внимание и ловкость.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: формировать умение катать обручи друг другу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию во второй младшей, средней группе Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию во второй младшей, средней группе
Рисование красками. (пальчиками)...
План-конспект занятия по физкультуре (средняя группа) по теме: Занятия с детьми в средней группе: «В здоровом теле – здоровый дух» Физкультурно-познавательное занятие.
«В здоровом теле – здоровый дух»Физкультурно-познавательное занятие...
Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа
Дорогие друзья! Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме — воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах города. Может возникнуть вопрос: зачем объяснять де...
Игры на прогулке (октябрь)
игры на прогулке...
Планирование образовательной работы с детьми группы кратковременного пребывания детей 3- го года жизни на прогулке. Октябрь 2021 учебный год.
Материал содержит таблицу с темами наблюдений за живой и неживой природой,социальными явлениями,экспериментированием и элементарной трудовой деятельностью детей,выносной материал....