Конспект открытой организованной образовательной деятельности в подготовительной группе "Встречаем весну"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Мельникова Зульфия Гамилевна

Формирование у детей интереса к народным традициям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkryt._v_podg.gr_._vesna.docx22.16 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытой организованной образовательной деятельности в подготовительной  группе.

Тема: "Встречаем весну"

Цель: формирование интереса к весенним народным традициям путем изготовления куклы «Веснянки».

Задачи:

Образовательные: закреплять знания о народных традициях,  об изменениях, происходящих весной в природе, умение выявлять простейшие причинно-следственные связи (солнце пригревает, тает снег, капают сосульки, появляются проталины, набухают почки и т.д.);  продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя полным ответом, строить сложные предложения. 

Развивающие: развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, зрительное восприятие, умение  отвечать на вопросы, участвовать в коллективном разговоре;  формировать интерес детей к творчеству.

Воспитательные: воспитывать у детей чувства любви и бережного отношения к народным традициям и обычаям, к окружающей природе.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о весне; чтение стихов, рассказов о весне: «Весна» Г.Ладонщиков, Н. Сладков «Медведь и солнце», «Весенние воды» Ф.Тютчев, «Снегурочка»; беседы о народных традициях на Руси; разучивание закличек; наблюдения на прогулке за признаками весны: капель, таяние снега, ручьи, набухание почек на деревьях, яркость солнца, появление перелётных птиц и др.

Оборудование: Магнитная доска, образец народной тряпичной куклы-оберега. 

Материал: демонстрационный: алгоритм изготовления куклы; раздаточный: лоточки на каждого ребенка с материалом для работы (разноцветные лоскуты ткани, шерстяные нитки, атласные ленты), ножницы.

Ход деятельности:

  1. Организационный момент

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня к нам пришли гости, давайте дружно поздороваемся с гостями (дети здороваются с гостями) и друг с другом.

Игра-приветствие  «Здравствуй, друг!»

– Здравствуй, друг!           Пожимают друг другу руки.

– Как ты тут?                      Ласково треплют за ушко.

– Где ты был?          Разводят руки в стороны, приподнимают плечи.

– Я скучал!                            Прикладывают правую руку к сердцу.

– Ты пришел?                       Постукивают по плечу.

– Хорошо!                             Обнимают друг друга.


Воспитатель: Все расселись по местам, никому не тесно, 
                       По секрету скажу вам: "Будет интересно!”

                        Мы будем отвечать активно,

                        Хорошо себя вести,

                        Чтобы гости дорогие

                         Захотели вновь прийти!

  1. Основная часть.

- Ребята, вот и закончилась зима. Назовите зимние месяцы (декабрь,январь, февраль)

- А какое время года наступает после зимы?(весна)

- В каком месяце начинается весна? (март)

- Какие еще весенние месяцы вы знаете? (апрель, май)

- На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету - красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.

    Весну закликали несколько раз. Закличку Весны в первый раз начинали тогда, когда это показывала сама природа. Ребята, а по каким признакам можно узнать о наступлении весны?

 (солнышко пригревает, снега тают, с крыш капает, птицы прилетают и начинают петь по-весеннему, у деревьев набухают почки, люди меняют зимнюю одежду, на более легкую, на реке начинается ледоход).

- Молодцы! Какие вы наблюдательные.  Но, тем не менее, существуют даты, которые считаются для заклички наиболее подходящими. Одна из таких дат – 22 марта, второй раз Весну звали-закликали именно в этот день. 7 апреля, на Благовещенье Весну звали в третий, последний  раз. Это уже поистине весенний праздник. Его проводили у живого дерева, которое наряжали, украшали.

- Ребята, давайте, и мы позовем в наш Сибирский край теплую и радостную весну.

(дети хором произносят закличку)

Вот пришла весна,
Весна красная,
Ай, люли-люли,
Весна красная.

Принесла весна
Золотые ключи,
Ай, люли-люли,
Золотые ключи.

Ты замкни, Весна,
Зиму лютую.
Отомкни, Весна,
Тепло летечко,
Ай, люли-люли,
Тепло летечко.
 

 - Встречая весну, в деревнях начинали водить хороводы, играть в подвижные игры.  В «Гори, гори ясно» раньше на Руси ребятишки играли ранней весной, когда начинал сходить первый снежок. Они всей гурьбой вываливали на улицу в горелки играть. Так, по-простому, называли эту игру.

Как весна идёт, вся земля гудёт.

Как весна пришла, вся земля расцвела.

Весна! Весна! Красным-красна!

Ты погляди туда-сюда!

А это что за голоса?

Играет детвора!

- Вставайте, будем играть в горелки!

(проводится игра «Горелки»)

 Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят:
— Дин-дон, дин-дон,
Выбегай скорее вон!

Раз, два, не воронь, а беги, как огонь!

-Молодцы, рассаживайтесь на места.  Посмотрите, какую замечательную куколку я принесла. Это непростая куколка. Это Веснянка.

- Как вы думаете, почему она так называется?

(ответы детей)

- Название куклы происходит от слова весна. Кукла Веснянка – это русская народная тряпичная кукла закрутка. Веснянка символ красоты и молодости - это веселая, задорная кукла. Когда приходила весна, девушки делали такую куклу и радовались вместе с ней теплому солнышку, пению птиц. Ростом куколка – с ладошку, а сколько в ней силы, радости. Традиционно она очень яркая, с волосами необычного цвета. Веснянка является оберегом молодости и красоты.  Русские куклы-скрутки  делали из мелких обрезков, лоскутков, а для веснянки брали  лоскуты особенно ярких весенних расцветок. Сегодня мы с вами будем делать Веснянку. Сделать такую куколку очень просто. Главное - иметь желание и немного терпения. Рассаживайтесь за столы.

- Рассмотрите внимательно, что лежит у вас в лоточках.

- Сейчас я покажу вам, как сделать куклу Веснянку. Обратите внимание на доску. На ней висит схема изготовления куколки.

(показ изготовления куклы с опорой на алгоритм)

- Прежде чем приступить к работе, давайте повторим технику безопасности. Вспомните правила безопасной работы с ножницами.

(дети рассказывают правила работы с ножницами)

– А сейчас можно приступить к изготовлению куклы.

(в середине работы проводится   физминутка )

- А теперь немного отдохнем. 

Физминутка «Портной»

-Идем в магазин за тканью (шагаем на месте);

-отмеряем ткань в магазине (разводим руки в стороны);

-отрезаем ткань («ножницы» руками);

-сматываем ткань в рулон («вертушка» руками перед грудью);

-раскладываем ткань на столе (гладим воображаемую поверхность);

-портняжными ножницами режем ткань («ножницы» руками);

-шьем (волны руками):

-кружимся перед зеркалом (кружимся на месте);

-бежим похвалиться маме (бег на месте).

- Ну, вот и готова наша кукла! Ребята, давайте поставим наших красавиц в хоровод и посмотрим, что же у нас сегодня с вами получилось.

Вот все куколки подружки,

Не похожи друг на дружку.

В сарафанах распрекрасных

Эти куклы наши!

- Своих кукол вы можете подарить тому, кому пожелаете.

3. Рефлексия.

– Что вы узнали сегодня нового на занятии? (Ответы детей)

– Какую обереговую куклу вы изготовили? (Веснянку)

– Испытывали ли вы трудности при ее изготовлении?

– Чему научились? (Ответы детей)

– Где вам это может пригодиться?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытой организованной образовательной деятельности по по образовательной области «Физическое развитие» по теме «В поисках ежат» с использованием здоровьесберегающих технологий

Конспект организованной образовательной деятельности по физкультуре с использованием здоровьесберегающих технологий по образовательной области «Физическое развитие» во второй младшей групп...

Конспект открытой организованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно¬-эстетическое развитие» Аппликация из геометрических фигур на тему: «Клоун» во второй младшей группе.

Конспекторганизованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно­-эстетическое развитие»Аппликация из геометрических фигур на тему:«Клоун» во в...

Конспект открытой организованной образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию с включением опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие капельки»

Программное содержание:Знакомить детей со свойствами воды.Рассказать о значении воды в жизни человека.Развивать речь, мышление и любознательность детей.Развивать умение давать полные ответы на вопросы...