Познавательно-исследовательский проект «Куда девается вода?»
проект по окружающему миру

Гусева Ольга Владимировна

Познавательно-исследовательский проект «Куда девается вода?»  для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pro_vodu.docx24.15 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательский проект «Куда девается вода?»

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Тип проекта: групповой

Длительность: долгосрочный.

Участники проекта: дети старшей группы (возраст 5-6 лет), воспитатель Гусева О.В., родители.

Образовательная область: познание, безопасность.

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовётся,

Лентой серебристой вьётся,

Мы привыкли, что вода

Наша спутница всегда.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить.

Н. Рыжова

Актуальность: 

Воспитание экологической культуры детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Именно поэтому нами был реализован данный проект. Участие в проекте позволит максимально обогатить знания и представления дошкольников о необходимости сбережения природных ресурсов и защите окружающей среды. Одним из направлений экологического воспитания и обучения является ознакомление детей с окружающей средой. У дошкольников формируются способности сосредоточивать внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять в предметах определенные свойства, группировать их. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе, а в частности –к воде -стали залогом выживания на нашей планете.

Вода занимает первостепенное место в жизни людей. Без воды невозможно существование всего живого. Без неё не обойтись никому и никогда, и заменить её нечем! Вода – бесценное богатство, которое дарит нам природа. К сожалению, люди не задумываются о значении воды для всего живого. Ведь если вовремя не принять меры, то нашей планете не избежать экологической катастрофы. Водные ресурсы не безграничны. По данным экспертов, запасы пресной воды на нашей планете катастрофически истощаются.

 Мы не случайно взяли за основу работы проект «Вода». Ведь именно в дошкольном возрасте создаются предпосылки для формирования бережного отношения, заботы, любви к природе, а в контексте нашей темы–и воде. Ознакомление детей с водой строится в ходе наблюдения, в процессе беседы об увиденном, во время чтения художественных произведений. Работа производится не только на занятиях, но и на прогулках, экскурсиях, при демонстрации документальных фильмов, во время трудовых действий в уголке природы. Обращаем внимание на ежедневные изменения погоды. Используем картины, серии картин, иллюстрации, художественную литературу, видеозаписи о воде.

Цель: Развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе ознакомления и экспериментальной деятельности с водой (свойства, агрегатные состояния, явления природы –иней, снег, лед, гололед, наст и т.д.)

Задачи:

Развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов.

Развивать умение наблюдать анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки явлений природы.

Уточнять представления детей о взаимосвязи признаков и закономерностей в окружающем мире.

Развивать творческую активность, художественный вкус у детей. Развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость.

Познакомить с составом воды (кислород).

Форма обучения: Нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей. Новизна проекта заключается в использовании компьютерных технологий.

Формы работы по реализации проекта:

Наблюдения и экологическая экскурсия на пруд «Коноваловский».

Просмотр документальных фильмов BBC.

Познавательная деятельность: музыкально-творческая, изобразительная, художественная литература.

Игры: подвижные, дидактические.

Опыты и эксперименты.

Создание альбома «Кто живет в воде».

Создание лэпбука «Круговорот воды в природе».

Этапы реализации проекта:

1 этап: подготовительный.

Первоначальная беседа для выявления представлений детей о воде. Заполнение карты представлений дошкольников о воде, что хотят узнать. Выделение задач, организация работы над проектом. Подбор литературы, иллюстраций, стихов, песен. Систематизация информации по теме. Составление плана работы по проекту. Выбор форм и методов реализации проекта. Создание визитной карточки проекта.

2 этап: основной.

Закрепление и углубление знаний о воде. Основные вопросы: Что такое вода и зачем она нужна? Где в природе можно встретить воду. Какой бывает вода? Свойства воды. Круговорот воды в природе? Экологические проблемы. Пути их решения.

Практическая часть:

Подтверждение свойств воды: вода меняет форму (текучесть, впитывание, стряхивание и счет капель); прозрачность, отсутствие вкуса и запаха; три состояния воды (Испарение. Конденсация. Замерзание.) Зависимость этих процессов от температуры. Испарение воды с поверхности разных продуктов: сыра, хлеба, яблока; растворимость веществ. Как разделить растворы. Фильтр. Очищение воды; Солёная вода. Температура замерзания, сила выталкивания; измерение температуры воды, смешивание горячей и холодной воды, наблюдение за таянием снега и льда, что легче лёд или вода, маленькие айсберги, замерзание пара на металлических предметах; вода хороший растворитель, вода сохраняет тепло (нагревание и смешивание воды); плавучесть, испытание разных материалов и форм. Сила выталкивания; измерение глубины и объёма разными мерками; потеря воды во время дыхания; собираем воду из воздуха; как сделать чистой воду из лужи;

Проблемные вопросы: Можем ли мы один день обойтись без воды? Как вода попадает в наш дом? Почему вода в водоёмах не заканчивается? Почему надо беречь воду? Разная потребность растений во влаге. Как растения приспосабливаются к обитанию в разной среде? Как животные приспосабливаются к обитанию в разной среде?

Создание экстремальных ситуаций: Как выжить в пустыне? «Затерянные» в океане? Как получить пресную воду? Экологическая акция «Берегиня». Задача: Сформировать у дошкольников первоначальные сведения о рациональном использовании природных ресурсов на примере бережного использования воды в быту.

Творческие задания: Создание экологических плакатов. Составление рассказа «О путешествии капельки воды». Сочинение рассказов о морских приключениях.

 

3 этап: заключительный

Проанализировать и оценить результаты продуктивной деятельности детей, совместных детско-родительских презентаций, исследовательских проектов, творческих работ, плакатов, кроссвордов, буклетов, книжек-самоделок.

СЕНТЯБРЬ:

 Тема: «Роль воды в появлении жизни на Земле».

Задачи: Дать детям представление о том, что планета Земля-это огромный мир. Большая часть земли покрыта водой, (океанами и морями). Вода -источник жизни. Воспитывать бережное отношение к природе. Просмотр документального фильма ВВС «Планета земля», «Перстная вода», «Великая тайна воды». Рассматривания с детьми воды на глобусе, географической карте. Опыты: Экспериментальная деятельность на прогулки «Ручеёк ,река , озеро, море». Чтение художественной литературы: «Океаны и моря». Художественное творчество: Лепка «Морское царство». Игры:« Море волнуется раз».

ОКТЯБРЬ:

Тема: «Где мы встречаем воду и какая она».

Задачи: Дать представление о некоторых видах природных водоёмов, рек, морей, озер. Уточнить знания детей о местонахождении воды в природе и быту. Понятие, что в водоемах вода бывает разной температуры, в зависимости от температуры воды в водоёмах живут разные растения и животные. Просмотр документального фильма ВВС «Великие озера». «Какие водоёмы на нашей планете ты знаешь?», «Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?», «Какие свойства воды ты знаешь?».

Опыты: «Фонтан». Чтение художественной литературы: «Сказки и были о морях и океанах», «Живая вода» (сказки народов Сибири). Художественное творчество: «Морское дно» (пластилинография). Игры: «Круги на воде». Музыка: Слушанье: шум прибоя, шуршание ручья, шум дождя.

НОЯБРЬ:

Тема: «Свойства и формы воды».

Задачи:  знакомить детей со свойствами: не имеет запаха и цвета, принимает различную форму. Учить детей последовательно излагать свой мысли, правильно строить свою речь, обогатить словарный запас. Совершенствовать представления о жидком, твёрдом, газообразном состоянии воды. Беседа: Вода прозрачная и не имеет собственной формы. В состав воды входит кислород. Опыты: «У воды нет вкуса и запаха», «Прозрачная вода», «Пар тоже вода», «Вода без формы», «Вода бывает холодной, теплой, горячей», «Как убедиться, что вода прозрачная». Чтение художественной литературы: Приключение в капле воды. С.Ю. Афонькин, р.н. сказка «Снегурочка. Заучивание стихотворения Н. В. Нуркеновой «Туман».

Художественное творчество: «Кувшин с водой». Игры: «Тонет, не тонет».

ДЕКАБРЬ:

Тема: «Свойства воды -вода растворитель».

Задачи: Выявить вещества, которые растворяются в воде. Познакомить со способами очистки воды -фильтрованием. Развивать наблюдательность, умение сравнивать. Познакомить с процессом растворения краски, сахара в воде. Фильтрования воды с разными веществами. Опыты: «Очищение воды», «Растворяется, не растворяется», «Где вода быстрее замерзает?», «Получим талую воду». Чтение художественной литературы: Загадки и стихи. Художественное творчество: Х.К. Андерсен «Снежная королева». Игры: «Сравнение льда и снега: что быстрее тает».

ЯНВАРЬ:

Тема: «Круговорот воды в природе»

Задачи: Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представления детей о значении воды для жизни человека, развивать социальные навыки у детей, умение работать в группе, договариваться, доказывать правильность своего мнения. Просмотр документального фильма «Путешествие капельки».

Опыты: «Снег -это вода», «Лёд легче воды», «Сосулька-лед». Чтение художественной литературы: Рассказ Н. Носова «Горка». Художественное творчество: коллективная работа –аппликация «Снежинки». Наблюдения за природными явлениями, связанными с водой (изморозь, иней, сосульки, капель, ручейки и т.д.). Заучивание стихотворения Ф.Тютчева. Игры: «Ходят капельки по кругу», «Зима, холод, снег», «Круговорот, как я его понимаю».

ФЕВРАЛЬ:

Тема: «Жизнь в воде».

Задачи: Познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни именно в водной среде. Разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания. Беседа: Чтение энциклопедии «Обитатели моря», «Жизнь в соленой воде». Опыты: «Живая вода». Чтение художественной литературы: А.С.Пушкин «Золотая рыбка», Х.Андерсен «Русалочка». Лиман Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду». Художественное творчество: «Рыбы –обитатели водоёмов», «Кто живет в реке» с элементами театрализации. Игры: «Караси и щука», «Разложи картинки».

МАРТ:

Тема: «Вода в жизни животных».

Задачи: Показать значение воды в жизни живой природы. Используя модели, закрепить знания детей о воде, как средство обитания некоторых животных. Беседа: «Жизнь воды и жизнь в воде». Опыты: «Выращивание коралловых рифов, создание подводного царства». Серия обучающих проектов «Исследуй это». Чтение художественной литературы: Н.Н. Авдеева, Г.Б. Степанова «Кто живет воде», Ю. Школьник «Подводный мир». Художественное творчество: «Берегите природу», «На пруду». Музыка: А. Верицева «Синяя вода». Игры: «Мы -водные животные».

АПРЕЛЬ:

Тема: «Вода в жизни человека».

Задачи: Расширить знания, что вода необходима для поддерживания жизни и обеспечения человека. Рассказать об использовании воды, о том, что воду нужно беречь. Дать представление как «путешествует» вода, прежде чем попадет к нам в дом. Формировать привычку бережно и разумно использовать воду. Беседа:«Вода у нас дома», «Сколько человеку нужно воды», «Кому нужна вода?». «Зачем человеку нужна вода?», «Что было бы, если бы с земли ушла вода?». Опыты: «Соединяющиеся сосуды», «Вода нужна всем», «Растения пьют воду», «У растения внутри есть вода» Чтение художественной литературы: К.И. Чуковский «Мойдодыр», Д. Я. Фащук «Лекарство от болезней моря». Чтение произведений Н.А. Рыжовой «История одного пруда», «Как люди речку обидели». Художественное творчество: Конкурс рисунков по произведению

С целью вовлечения еще большего числа родителей в проектную деятельность, для них было проведено открытое занятие «Путешествие Капельки».

В ходе образовательной деятельности дети учились определять, где в группе присутствует вода.

Также дети узнали, что вода в природе находится в постоянном движении. Вода под воздействием лучей солнца испаряется с поверхности растений, почвы, водоемов, накапливается в атмосфере в виде водяного пара (облака), концентрируется и затем выпадает в виде осадков, пополняя водные запасы океанов, рек, озер и т. п. Так происходит круговорот воды в природе. Дети посмотрели сказку В. Архангельского «Путешествие капли воды» о круговороте воды в природе.

Ресурсы планеты совсем не бездонны

И водный ресурс будем мы охранять.

Использовать воду с умом и законно.

Использовать так, чтобы не отравлять.

Чтоб в чистой, зеркальной, прохладной водице

Плескались детишки на радость себе.

Улыбка и счастье чтоб были на лицах.

Чтоб небо искрилось в кристальной воде!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по познавательно-исследовательской деятельности. Тема: «Куда снег убежал?»

Цель:   формировать представление о физических свойствах снега и льда;развивать интерес и стремление  к  познавательно - исследовательской  деятельности...

Познавательно-исследовательский педагогический проект «Влияние сезонных изменений на жизнь животных нашего края» в старшей группе детского сада.

Познавательно - исследовательський проект об изменениях поведении животных в осенне-зимний период проводился с детьми старшей группы с целью установить причинно-следственные связи между изменениями в ...

проект куда девается вода

проект о своествие воды...

Экологический проект «Секреты воды» Тип проекта: познавательно-исследовательский. Продолжительность проекта: краткосрочный (05.12 -20.12).

Муниципальное дошкольное образовательное  учреждениедетский сад № 18 «Рябинушка» города Кулебаки   [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14033891","at...

Познавательно – исследовательский творческий проект для детей средней группы «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность» на тему «Магия песка»

Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и создать развивающую, познавательную, безопасную предметн...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...