Проект «Своими руками – огород посадим сами». (2022 г.)
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Бурина Светлана Валерьевна

Тема: «Своими руками – огород посадим сами».

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, об условиях необходимых для их роста. Огород в группе – это отличный способ получить много новых, интересных и полезных знаний.

Создание огорода на подоконнике в группе детского сада – это не только познавательное занятие, но и очень приятное времяпрепровождение, особенно когда за окном ещё лежит снег. Очень приятно, когда первая весенняя зелень поспевает прямо на подоконнике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

ЭЛИТОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД

ПРОЕКТ 

«Своими руками – огород посадим сами»

(комбинированная подготовительная группа «Радуга»)

Воспитатели:

Бурина С.В.

Ларионова О.Н.

п. Элита

2022 г.


Паспорт проекта

Тема: «Своими руками – огород посадим сами».

Вид проекта: познавательно-исследовательский

Продолжительность: март – апрель.

Участники проекта: воспитатели, дети и родители воспитанников комбинированной группы «Радуга».

Актуальность.

Дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, об условиях необходимых для их роста. Огород в группе – это отличный способ получить много новых, интересных и полезных знаний.

Создание огорода на подоконнике в группе детского сада – это не только познавательное занятие, но и очень приятное времяпрепровождение, особенно когда за окном ещё лежит снег. Очень приятно, когда первая весенняя зелень поспевает прямо на подоконнике.

Используя различные методы и приёмы работы по проекту, можно добиться не только достаточного уровня освоения программного материала, но и изменения определённых качеств ребёнка, способствующих развитию трудовых навыков, формированию эстетических представлений и стремлению облагораживать своё окружение.

Проект направлен:

- на развитие познавательной деятельности детей; это дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе;

- на расширение и обобщение знаний о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития; научившись понимать состояние растений ребенок будет видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого в целом зависит от того, какой уход он получает.

Проблемная ситуация.

Недостаточные знания детей об овощных культурах, способах и условиях их выращивания, о пользе овощных культур для здоровья человека, нет практических навыков ухода за выращиваемыми овощными культурами.

Проектная идея. Создать в группе детского сада огород на окне.

Гипотеза. В условиях группы можно вырастить урожай на окне.

Объект исследования. Огород на подоконнике.

Предмет изучения. Процесс выращивания культурных растений в комнатных условиях.

Цель. Формирование у детей интереса к исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

Задачи.

Обучающие:

  • расширять знания детей о культурных и дикорастущих растениях;
  • познакомить детей с разнообразием семян растений;
  • систематизировать знания детей о способах посадки растений и ухода за ними;
  • расширять представления детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для благоприятного роста растений.

Развивающие:

  • развивать творческую, познавательную активность, устойчивость внимания, мелкую и общую моторику, композиционные умения;
  • развивать трудовые навыки, умение организовывать своё рабочее место;
  • развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, рыхление, прополка сорняков);
  • развивать наблюдательность, умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.

Воспитывающие:

  • воспитывать уважение к труду, желание производить трудовые действия, помогать взрослым.

Ожидаемый результат.

Для детей:

  • получены знания о разнообразии посевного материала, о необходимых условиях для роста и развития растений в комнатных условиях;
  • сформировано умение ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания;
  • оформлен дневник наблюдений за рассадой в огороде;
  • сформировано уважительное отношения к труду.

Для родителей:

  • повышен уровень экологического сознания;
  • активное участие в жизнедеятельности ДОУ (приобретение семян, оборудования, изготовление оформления для огорода).

Для педагогов:

  • повышение теоретического уровня и профессиональности педагогов;
  • внедрение инновационных технологий.

Для всех участников проекта:

  • повышение интереса к совместной познавательно-исследовательской деятельности;
  • получение положительных эмоций от выполненной работы и полученных результатов.

Практическая значимость работы.

Формирование познавательного интереса у детей, а также знание особенностей организации экспериментальной деятельности, позволяет целенаправленно строить обучающую и развивающую работу с детьми. Работа в данном направлении может быть адаптирована к любому дошкольному возрасту.

Этапы работы над проектом:

  1. Подготовительный: определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы, составление плана мероприятий по организации детской деятельности.
  2. Практический (этап реализации проекта): проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение).
  3. Заключительный: подводятся итоги, подготавливается презентация, итоговая беседа.

Этапы реализации проекта. Мероприятия по реализации проекта.

Деятельность педагогов

Деятельность детей

Взаимодействие с родителями

1 этап - подготовительный

- постановка цели и задач проекта.

- изучение методической и детской литературы;

- подбор книг, иллюстраций, наглядно-дидактических пособий, игр, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования;

- беседы с детьми (выявление знаний детей о растениях);

- рассказы детей, как они помогают родителям на огороде.

- подготовка семян овощных культур и необходимого инвентаря для выращивания и посадки семян и рассады.

- поисковая деятельность – смогут ли культурные растения вырасти в комнатных условиях и сможем ли мы получить урожай?

- изготовление атрибутов для оформления огорода;

- разбивка огорода на подоконнике в группе.

- рассматривание книг, иллюстраций о растениях.

- рассматривание посадочного материала (семян);  

- настольно-печатные и дидактические игры «Что растёт на огороде?», «Где прячутся детки?», «Вершки и корешки», «От семечка до овоща», «Опиши, я отгадаю», «Сад - огород», «Что, где растет», «Найди такое же», «Что растет на огороде?», «Что лишнее?»;

- подвижные игры: «Овощи в корзинку», «Догони»; «Картошка», «Огородники», «Зайцы в огороде», «Посади и собери картофель»;

- сюжетно-ролевые игры «На даче»; «Магазин овощей», «Агроном», «Механизатор»;

- музыкально-дидактическая игра «Огородная-хороводная»;

- чтение художественной литературы о растениях: рассказы, сказки, стихи, пословицы, экологические сказки, разгадывание загадок (Д.Родари «Чипполино», Н.Носов «Огородники», «Огурцы»,  Е.Благинина «Приходите в огород», В.Волина «Наша грядка», Е.Надёжкина «Огуречное семечко», Г.Юдина «Сказка о том, как овощи воевали, Г.Х.Андерсен «Пятеро из одного стручка», В.Сутеев «Бабушкин огород», «Дядя Миша», В.Коркина «Что растет на нашей грядке?», Г.Сапгир «Садовник»);

- продуктивные виды деятельности: раскрашивание растений в раскрасках, рисование (Как растут овощи», «Мой огород на окне, каким он будет», «Дневник наблюдений»), аппликация «Пугало огородное»), лепка («Овощи», «Наш урожай»), аппликация («Урожай», «Огород на окне»)

- помощь родителей в организации проведения проекта (семена, земля, контейнеры для посадки).

- консультации для родителей: «Мир природы глазами детей», «Игра и труд», «Как воспитать трудолюбивого ребёнка», «Зеленый мир на окне»

- рекомендации: вместе с детьми сходить в овощные магазины, на овощные базары; совместно приготовить блюда из овощей (щи, борщ, салаты и др.).

2 этап - практический (этап реализации проекта)

- беседы с детьми «Что мы знаем о растениях?», «Все начинается с семечка», «Что сначала, что потом», «Что нужно растениям для роста и развития», «Посев семян», «Первые всходы», «Орудия труда. Безопасная работа в огороде», «Как нужно ухаживать за овощными культурами»;

- составление загадок про растения;

- практическая деятельность: помощь детям в посеве семян;

- помощь детям в составлении дневника наблюдений за ростом растений в огороде;

- труд: составление графика полива огорода, организация дежурства, коллективные, индивидуальные трудовые поручения;

- организация наблюдения с детьми за ростом овощей;

- проведение опыта: наблюдение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях;

- совместный труд с детьми в уголке «Огород на окне».

- рассказ детей на тему, что нужно растениям для роста и развития;

- занятия с дидактическими играми: «Что растёт в саду и огороде», «Один – много», «Какое варенье». «От семечка до плода», «Назови растение», «Какой сок», «Подбери пару», «Чудесный мешочек», «Урожай»;

- разгадывание загадок о растениях;

- рассматривание тематических плакатов, фотографий и иллюстраций;

- рассматривание схем, моделей строения растений, составление схем их роста и развития;

- практическая деятельность: посев семян;

- наблюдение за всходами, ростом растений;

- заполнение дневника наблюдений за ростом растений в огороде;

- труд: полив огорода по графику, дежурство, коллективные, индивидуальные трудовые поручения;

- практическая деятельность: выращивание рассады (помидор, капусты, огурцов, дыни, кабачков…);

- наблюдение за ростом растений;

- наблюдение за ростом растений в благоприятных и неблагоприятных условиях;

- труд в уголке «Огород на окне»;

- оформление огорода атрибутами, игрушками.

- домашнее задание: вместе с детьми вырастить зелёный лук, петрушку, рассаду овощей (помидоры, перец и т.д.) дома;

- составить рассказ о том, как ухаживали за домашним огородом;

- беседы с детьми дома о пользе овощей и фруктов;

- чтение литературы о фруктах и овощах детям;

- участие в совместных играх с детьми;

- совместный труд детей и родителей в уголке «Огород на окне»;

- консультация родителей: «Чем полезен лук, укроп, салат».

3 этап – заключительный

- оформление огорода на подоконнике и уход за ним;

- помощь детям в оформлении дневника наблюдений;

- подведение итогов.

- оформлении дневника наблюдений;

- подведение итогов.

- консультация для родителей «Как сделать огород на окне»;

- создание фотоальбома «Огород на подоконнике».

Исследовательская деятельность: проведение опытов.

Опыты

Деятельность

Цель

«Выбор почвы»

Рaссматривание рaзличных видов почвы, из чего состоит, сравнение почв. В какой почве быстрее прoросли семена?

Создать условия для выявления влияние качества почвы на рост и развитие растений, выделить почвы, разные по составу.

«Выбор семян»

Рассматривание овощных семян. С помощью лупы определить, что помогает перезимовать семенам.

Дать понятие о том, что форма и количество семян у растений разные.

«Как быстрее»

Определение при каких условиях семена прорастают быстрее, где растение быстрее пускает корни – в воде или без неё.

Создать условия для выделения благоприятных условий для роста и развития растений. Выявить зависимость растений от почвы. Способствовать развитию внимательности, наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.

«Как питаются растения»:

Наблюдение за окрашиванием стебля и цветка, опущенного в подкрашенную воду.

Способствовать развитию интереса к экспериментированию, формированию познавательной активности, интереса к объектам живой природы.

«Растение и вода»:

Если долго не поливать рассаду, листочки увядают, а цветок падает. Что произошло с растением, когда его полили?

Создать условия для выделения факторов внешней среды, необходимых для роста и развития растений (вода, свет, тепло). Способствовать закреплению умения находить причинно-следственные связи, делать выводы, воспитывать бережное отношение к растениям.

«Где быстрее растут растения»:

Выращивание рассады из семян и наблюдение за их проращиванием и ростом (оформление дневника наблюдений).

Способствовать закреплению приемов посадки и выращивания рассады.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детский проект для старших дошкольников "Посадим сами своими руками"

Проект «Посадим сами своими руками» рассчитан на детей старшего дошкольного возраста. Задачи программного содержания направлены на формирование интегрированных личностных каче...

Проект кукольный театр своими руками "Мы сказку создаем сами"

Создание кукольного домика и кукол своми руками для постановки...

Проект кукольный теарт своими руками "Мы сказку создаем сами"

Создание кукольного домика и кукол своми руками для постанки....

Проект "Посадим цветы своими руками".

Проект «Посадим цветы своими руками». В январе мы с детьми старшей группы изучали комнатные растения, их строение и значение для людей. Дети с любопытством рассматривали каждое растение гр...

Дидактическая игра из фетра для малышей своими руками «Огород»

Обогащать и закреплять знания детей и речи в игровой форме....

Проект: «Огород своими руками» в подготовительной к школе группе.

Создание огорода на окне способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, помогает лучше узнать растительную жизнь. Он способен расширять представления детей о растениях как о живых ...