Славный город Москва
план-конспект занятия по окружающему миру

Зайцева Елена Игоревна

Славный город Москва

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slaven_gorod_moskva.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательное  занятие « Славен, славен град Москва!»

Задачи: познакомить детей с историей возникновения Москвы, жизнью москвичей; помочь детям понять и прочувствовать, что только сильные люди могли пройти испытания, которые выпали на их долю, что только сильные, умные и добрые люди могли построить такой город, как наша столица; воспитывать любовь к Родине, к своему народу.

Ход занятия

На фоне закрытого занавеса  звучит песня « Моя земля», слова и музыка Ю. Верижникова.

В центр зала выходят дети и по очереди читают стихи.

  1. Слава нашей стороне.

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

  1. Над Москвой-рекой, на круче,

Где стоит наш Кремль теперь,

Был когда-то бор дремучий,

А в бору водился зверь.

Ведущий. Поселялись люди редко на реке, в глуши лесной,

        Только предки наших предков появились тут весной.

(Появляется небольшая группа детей, они осматриваются.)

То ль в ладьях они приплыли, то ль верхами, то ль пешком.

Посидели, обсудили, осмотрели всё кругом.

(Дети присаживаются на корточки, переговариваются.)

        И решили…

Ребёнок. Места много, есть, что есть и есть что пить!

Ведущий. Всё обдумали немного, стали строиться да жить!  

Звучит музыка, открывается занавес, дети подходят к зрителям и имитируют различные движения( перешёптываются, грызут семечки, крутятся перед зеркалом, свистят в свистульки, носят воду из колодца).

Ведущий. Строил древний городок Юрий Долгорукий,

        Перекрёсток всех дорог послужил ему порукой.

Ведущий.  Ребята, Москва – город очень древний, старый. Но всё равно было время, когда на этом месте, где сейчас Москва, стоял дремучий лес. Садитесь поудобнее, сейчас я вам расскажу, как возник этот город.

Было это много-много лет назад. В городе Киеве жил-был князь Юрий по прозвищу Долгорукий. Однажды позвал он к себе мудрого старца и говорит: «Старею я, перед смертью хочу навестить родные места».

Собрал князь дружину и отправился в путь. Долго ехал князь со своею дружиною. И вот заехал в такие места, где густые леса чередовались с полянами, а по берегам реки раскинулись луга. В лесах много зверья и птицы, в реке много рыбы. Места холмистые, овраги глубокие… Залюбовался Юрий этой дивной красотой и подумал, что если построить здесь город, то врагам будет трудно преодолеть холмы, овраги и реки, а для жителей здесь есть всё необходимое.

Только подумал так Юрий и вдруг… видит между деревьями,  над лесной поляной, облако стало превращаться в какого-то неведомого зверя. Во многих походах бывала дружина, много диковин видывала, а такого зверя не видела: три головы, шерсть длинная, разноцветная. Не растерялся князь Юрий, поднял копьё, замахнулся на зверя, и чудо произошло: зверь начал таять и превратился в туман.

        Когда все пришли в себя, спросил у мудреца князь, что всё это значит. Задумался старец и молвил:

- Явление этого чудесного зверя есть знак того. Что быть на этом месте великолепному городу. Зверь был огромен, Значит, и город будет велик. У зверя много голов, значит, и город будет главным. Шерсть у зверя разноцветная, значит, и город будет очень красивым.

- А как же назвать этот город? – спросил Юрий.

- А назови его по имени вот той реки – Москва.

И приказал князь построить на этом месте город и имя ему дать – Москва.

Ребёнок. Вот он первый Кремль сосновый, за бревенчатой стеной,

        Так родился город новый и назвался он Москвой!

Ребёнок. Да не город, деревушка, на пригорочке – церквушка.

        Кучка княжьих теремов да десятка два домов!

Ведущий. Посмотрите, подивитесь, как в далёкие года

        Жили-были, поживали в княжестве Московском дети, дружная семья!

1

Ребёнок. Терем, терем, теремок, он затейлив и высок,

        В нём окошки слюдяные, все наличники резные,

        А на крыше – петушки, золотые гребешки!

Ребёнок. ( открывает ставенку из- домика).

        Божья коровка, улети вверх ловко,

        Принеси нам хлеба, ягодам рост,

        Редьке длинный хвост.

        Божья коровка, ветер или дождь?

         Если ветер, то лети, если дождик – посиди!

Ах, божья коровка, улетела, значит,  будет хорошая погода! Пойду-ка я на улицу играть!

Ведущий. У ручья в игру играли дети наших москвичей.

        Эти самые ребята, что в лесу росли когда-то,

        Сами строили потом на Москве за домом дом!

Русская народная игра «   Пора, бабушка, в пир»

Держась за руки, играющие образуют круг. В середину встаёт игрок с завязанными глазами – бабушка. Кто-нибудь из стоящих в кругу начинает диалог:

- Пора, бабушка, в пир!

- Не в чем!

- В рогоже.

- Негоже.

- В лукошке!

- Покато!

- На крылышках полетай!

При последних словах бабушка кружится и машет руками, приближается к стоящим в кругу, и, натыкаясь на кого-нибудь, старается его узнать. Если водящему это удаётся, то пойманный становится бабушкой, если нет – то игра продолжается с тем же водящим.

                     

Ведущий. (Приглашает детей присесть у берёзки).

        А вы знаете, детишки, про великий наш народ?

        И про то, как люди жили,

        Как татарам дань платили?

Как и у всей Руси, у Москвы были враги, и дольше всех терзали и мучили русских людей татаро-монголы. Много раз сжигали и разрушали враги нашу столицу. Людей мучили, грабили, в плен увозили. Казалось, все – нет больше сил у москвичей, не смогут они подняться. Погибнет Русь! Не будет больше Москвы! Но Москва снова и снова вставала из пепла, возрождалась.

        Да…Хан Батый наделал бед,

        Но прошло немного лет –

        И Москва назло всем ханам засияла красотой.

        Управлялась князь Иваном,

        Князь Иваном Калитой.

Ребёнок. Тут и стала мать Москва всем уделам голова.

Ведущий. Москва – всем городам мать!

        А какие вы знаете пословицы о Москве?

Пословицы о Москве

Говорят в Москве, а слушают по всей стране!

Из Москвы, как с большой горы, всё видно!

Кто в  Москве не бывал, тот красоты не видал!

Москва, что гранит, никто Москву не победит!

Ведущий. Крепнет, ширится Москва,

        И растёт о ней молва.

Солнце светит над столицей, разыгралась детвора,

А кремлёвские бойницы будут петь нам до утра.

Дети (хором). Славен, славен град Москва!

(Звучит колокольный звон).

Ребёнок. Красный звон гудит и льётся        

        К жизни новой, молодой,

        Всё, ликуя, к жизни льётся

        Перекатною волной.

Танец « Матрёшки»

Ребёнок. Славен город наших предков,

        В жизни многое изведал,

        Много войн и много бед,

        Много радостных побед

        И над всеми временами

        Древний Кремль, хранимый нами,

        Нас хранит  из года в год –

        Наша гордость и оплот!

Ребёнок. Ну-ка снимем шапки, братцы,

        Да поклонимся Кремлю:

        Это он помог собраться городам в одну семью!

Ребёнок. Умный, сильный наш народ

        Далеко глядит вперёд,

        Но преданья старины забывать мы не должны!

Ведущий. Ах, Россия, родная Россия!

        В твоём имени нежность берёз,

        И народная мудрость, и сила,

        В сверкании утренних рос.

В твоих песнях – разливы гармони,

В плясках – удаль и русская стать.

Я такой красоты не припомню,

Где б ещё мне такую сыскать.

Я хочу пожелать тебе счастья

Мирной жизни, покоя, тепла,

Чтоб тебя не коснулось ненастье,

Чтоб судьба твоя светлой была.      И. Поллак

Исполняется заключительная песня « Что такое Родина»

                

        

        

        

         

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад № 201

Славен, славен град Москва!

Познавательное занятие для детей подготовительной группы

                                                                   Подготовила              

                                                                   Зайцева Е.И.

                                                                           

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность. «Я живу в славном городе» Мой город над вольной Невой.

Непосредственно образовательная деятельность. «Я живу в славном городе.» Мой город над вольной Невой....

Город славный,город древний

Сообщение темы занятия 1."Знакомство с понятиями "детинец","посад","частокол"."...

Конспект ООД по ФЭМП в средней группе"Веселый паровозик"Автор: Полещук Елена Леонидовна, воспитатель, Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа с углубленным изучением иностранного

Цель: Закрепить умение считать от 1 до 5 в специально-созданной обстановке, пользоваться понятиями больше, меньше, равно. Продолжать учить различать и называть круг и квадрат. Дидактический материал: ...

Годовой план работы воспитательно-образовательной деятельности Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы СОШ № 2012 ЮВОУ ДО г. Москвы дошкольное подразделение на 2014-2015 учебный год

Годовой план работы воспитательно-образовательнойдеятельностиГосударственного бюджетногообразовательного учреждения города МосквыСОШ № 2012ЮВОУ ДО г. Москвы дошкольное подразделение на ...

Конкурс рисунков "Питомцы в моем городе". Департамент образования и науки г.Москвы. Восточный административный округ. Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Москвы "Центр творчества имени А.В.Косарева"

Работа Балахонской  Марии "Заботливая Маша" приняла участие в конкурсе рисунков, организатором корого являлся  Департамент образования и науки г. Москвы, восточный административный...