Мастер-класс «Познавательно исследовательская деятельность в экологическом воспитании»
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

Шаменкова Татьяна Алексеевна

Мастер-класс «Познавательно исследовательская деятельность в экологическом воспитании»

Цель: повысить уровень профессиональной компетентности у воспитателей дошкольного образования по экспериментально-исследовательской деятельности в экологическом воспитании

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mastenr_klass.docx22.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное  образовательное  учреждение

«Центр развития ребёнка - детский сад № 56 «Ромашка» города Рубцовска

(МБДОУ «ЦРР – детский сад № 56 «Ромашка» города Рубцовска) 

пер. Гражданский, 14-А, г.  Рубцовск, Алтайский  край 658200  

телефон 8(38557)4-67-83, 8(38557)4-58-73, эл. адрес: ds56@ngs.ru

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования

«Познавательно исследовательская деятельность в экологическом воспитании»

Воспитатель: Шаменкова Т. А.

Рубцовск 2022

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования

«Познавательно исследовательская деятельность в экологическом воспитании»

Цель: повысить уровень профессиональной компетентности у воспитателей дошкольного образования по экспериментально-исследовательской деятельности в экологическом воспитании

Ход мастер-класса

Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада встрече с вами. Сегодня мы поговорим с вами об познавательно исследовательская деятельность в экологическом воспитании.

Японская пословица гласит:
Расскажи мне – я услышу,
Покажи мне – я запомню,
Дай мне сделать самому – и я пойму.
Вот в этом мы с вами и будем убеждаться.

Уважаемые, коллеги, давайте для начала вспомним какую роль, играет познавательно исследовательская деятельность в развитии ребёнка - дошкольника?

(Опыты и эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса; развитию наблюдательности, мыслительной деятельности; творческих способностей, ребёнок учится анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи; расширению кругозора детей; поддержанию у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности; обогащению словарного запаса; воспитанию у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности.)

“В природе нет ничего бесполезного” – писал философ Мишель Монтень. Нельзя не согласиться с утверждением этого новатора своего времени. Воспитание детей, по его мнению, должно способствовать развитию всех сторон личности ребенка, а обучение должно осуществляться без наказаний, без принуждения и насилия. Современная педагогическая мысль основывается на тех же принципах отношения к детям, развивая и воплощая в жизнь идею всестороннего развития ребенка с момента его рождения.

Примечательно, что практически все выдающиеся философы и педагоги прошлого придавали большое значение именно природе, как средству воспитания детей. Так, Я.А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств, воли. К.Д. Ушинский призывал “ввести детей в природу”, чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. По мнению большинства выдающихся педагогов, ознакомление с природой играет огромную роль в умственном, эстетическом и нравственном развитии, а сенсорное воспитание является основным средством воспитания детей и их всестороннего развития. Сенсорное воспитание очень важный компонент, ведь знания о природе, существах, растениях усвоятся лучше, когда ребенку предложат не просто посмотреть на объект живой или неживой природы, но еще и потрогать его, погладить, то есть обследовать, поэкспериментировать. Природу, как неисчерпаемый источник форм, красок, звуков, широко используют и большинство современных педагогов и детских психологов.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста познавательно исследовательская деятельность наравне с игрой является ведущим видом деятельности, а проведение опытов и экспериментов с природным материалом способствует общему развитию и познанию дошкольников.

В форме экологической сказки сегодня хочу показать Вам эксперимент, который можно использовать при работе с детьми.

Сказка «Нефтяная рыбка»

Жили-были старик со старухой у самой красивой реки. Как-то раз забросил старик в реку невод, пришёл невод с одной рыбкой, да не с простой, Нефтью чешуя покрыта.

Заговорила рыбка человеческим голосом, взмолилась:

-Лучше отпусти меня в аквариум с чистой водою, нефть идёт по трубе через поле болото и речку, но вот случилось беда в трубе появилась дыра стала грязной река, гибнут рыбы, раки и птицы завтра всё может случиться. Мало кислороду поскорей спасайте воду не хочу быть рыбкой нефтяную, а хочу остаться рыбкой простую.

Почему рыбка поросилась в аквариум с чистой водой? Дети, прослушав сказку легко ответят на этот вопрос «Потому что вода стала грязной»

С помощью п эксперимента «Нефтяная речка» нам необходимо показать детям насколько сложно удалить нефтяное пятно с поверхности воды.

Эксперимент «Нефтяная речка»

Для эксперимента нам потребуется следующий материал: прозрачный пластиковый стакан, прозрачная пластиковая трубка, прищепка, растительное масло, стакан с водой, пустой стакан, контейнер с водой и маслом, вата, салфетки

Предварительная работа: в нижней части стакана делаем отверстие по размеру трубки вставляем трубке закрепляем пластилином, второй конец трубки закрепляем прищепкой.

В прозрачный контейнер наливаем воды, это будет наша река, затем добавим растительное масло, чтобы образовалась хорошо заметная плёнка – это и будет нашим нефтяным пятном. Если мы спросим, что же будет если контейнер накрыть пленкой, то дети ответят «рыбы погибнут им будет нечем дышать». То же самое у нас происходит с нефтяной пленкой, поэтому рыбка попросила воду очистить. Как вы думаете, как мы будем очищать воду?

Я предлагаю спустить воду, по пластиковой трубке, для этого нам необходимо убрать прищепку, и вода польется в свободный сосуд, как только в трубке появится растительное масло, необходимо свободный конец трубки снова зажать прищепкой. В стакане у нас оказалась чистая вода, а нефтяная плёнка осталась в прозрачном контейнере.

Возникает вопрос, скажите можно точно так же спустить воду по трубе из озера, реки, моля или океана в природе?  (ответы:….). Конечно же нет, потому что нет такой большой ёмкости, да и рыбы погибнут и все обитатели воды.

Поэтому мы свами используем другие способы убрать нефтяное пятно.

Нам понадобятся вата или салфетки, сначала попробуем при помощи ваты убрать нефтяное пятно, а затем и с помощью салфеток. Вата так же как и салфетки будет впитывать растительное масло, а поверхность воды остаётся чистой. Но, а в природе нефтяную плёнку убираю при помощи специальных насосов, откачивая её и поверхность воды остаётся чистой.

Исходя из данного опыта можно сделать вывод, что, разлив нефти очень опасен для рыбы и обитателей водной глубины, а так же для водоплавающих птиц.

В заключение хотелось бы сказать, что главным достоинством эксперимента является приобретением детьми необходимых знаний, активизация мыслительных процессов и приобретения способности как ставить правильно вопросы и находить на них ответы, делать выводы. При этом развиваются такие качества как самостоятельность, инициативность, познавательная активность и целеустремлённость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер - класс "Организация познавательно-исследовательской деятельности. Путешествие по карте"

Организация познавательно-исследовательской деятельности. Путешествие по карте"...

Мастер-класс по познавательно-исследовательской деятельности"Мыльные фантазии"

Мастер класс для педагогов по познавательно-исследовательской деятельности...

Конспект мастер – класса по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Волшебная экскурсия по окружающему миру»

Цель: ознакомление  педагогов  с методами и приемами формирования мышления дошкольников  на ТРИЗ-педагогики.Задачи:1.     Познакомить педагогов с методами:- круги Лу...

Конспект непрерывно – образовательной деятельности Познавательное развитие (Развитие познавательно - исследовательской деятельности) по экологическому воспитанию дошкольников «Играем в волшебников» С использованием технологий: развивающие игры, ИКТ, зд

Цель – создать целостное представление о воде как природном явлении, о её значении в природе и жизни человека. Расширить знания о животных, обитающих в воде.Задачи: Обучающие: учить детей правильно от...

Мастер-класс по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме "В гостях у волшебницы Воды"

Программные задачи:Уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни.Познакомить детей с некоторыми свойствами воды: жидкая, не имеет формы, цвета, запаха. Вода может растворять в себе некоторые в...

Мастер - класс «Организация познавательно - исследовательской деятельности с дошкольниками»

Повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитие  познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действ...

Презентация к мастер-классу по познавательно – исследовательской деятельности для педагогов «Фокусник – воздух»

Мастер-класс по экспериментированию по теме "Воздух" для воспитателей (старший дошкольный возраст)...