"Зачем зайцу длинные уши" конспект НОД.стимулирует детей к
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Смирнова Ольга Викторовна

Занятие предназначено для детей 5-6 лет. в конспект составлен с элементами эксперисентирования.в процессе занятия дети ставят познавательную задачу, проводят опыт и делают вывод по поставленно проблеме. Цель: способствовать формированию представлений детей о функции длинных ушей у зайца.

Задачи: Образовательные1.Формировать представления детей о функциях длинных ушей у зайца.

Развивающие:1.    Развивать умение  находить причинно-следственные связи, делать выводы и умозаключения.2.    Развивать умение строить сложноподчиненные предложения, отвечать полным предложением.        

Воспитательные:1.    Воспитывать умение работать в микрогруппе.Воспитывать доброжелательные отношения между детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zachem_zaytsu_dlinnye_ushi.docx18.96 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Конспект

непосредственно образовательной деятельности

Тема: «Зачем зайцу длинные уши?»

Деятельность: познавательно-исследовательская

Форма: экспериментирование

Интеграция ОО: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Цель: способствовать формированию представлений детей о функции длинных ушей у зайца.

Задачи:

Образовательные:

  1. Формировать представления детей о функциях длинных ушей у зайца.

Развивающие:

  1. Развивать умение  находить причинно-следственные связи, делать выводы и умозаключения.
  2. Развивать умение строить сложноподчиненные предложения, отвечать полным предложением.        

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение работать в микрогруппе.
  2. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

Материалы и оборудование: Мультимедийная установка, аудиосказка  «Зачем зайцу длинные уши», плоскостные фигуры диких животных, мерные стаканы, 2 емкости с узким горлышком, заготовки для изготовления конуса, клей – карандаш.

ХОД:

- Ребята, сегодня у нас в группе опять новость. Наш знаменитый Незнайка прислал нам новое задание. Хотите узнать какое?

- Как вы думаете, почему около ушей зайчика стоит знак вопроса?

- Что он имел в виду, когда ставил вопрос? (предположения детей: Незнайка хочет знать, что услышал заяц, что он хочет или зачем зайцу длинные уши).

Совместно сделать вывод о том, что Незнайка хочет узнать, зачем зайцунужны длинные уши.

- Сможем ли мы дать ему точный ответ?

- Как же нам об этом узнать? (можно прочитать в энциклопедии, посмотреть фильм, спросить у взрослых)

(аудиосказка)

- Я знаю одну сказку. Она называется «Почему у зайца длинные уши», может с ее помощью мы узнаем о том, зачем зайцу длинные уши.

- Послушайте:

«Застрял Заяц в болоте. Стал кричать, звать на помощь: Ай- ай-ай! Помогите, тону! Подошел к болоту Ежик. Протянул Зайцу палку: - Хватайся за палку, я вытяну тебя! Заяц в ответ: Не могу достать до палки. Ай-яй-яй!

Лапы зайца совсем в болоте увязли, одна голова торчит. Кричит заяц, зовет на помощь. Подошел медведь: Держись, я тебя вытяну! Хватил Медведь Зайца за уши. Еле-еле вытянул. Только уши у Зайца с тех пор длинные»

Поисковый этап

Беседа по сказке (Полные ответы.)

- Где застрял Заяц?

- Что он стал делать?

- Кто первым подошел к болоту?

- Почему Ежик не смог помочь Зайцу?

- Как Медведь стал выручать Зайца?

- Что случилось с заячьими ушами?

- Как вы думаете, мы можем рассказать эту сказку Незнайке?

- Что благодаря ей узнает Незнайка? (почему у зайца длинные уши).

- Дает ли нам сказка ответ на вопрос о том, зачем зайцу такие длинные уши?

- Значит, нам надо найти самим правильный ответ.

- Как вы думаете, длинные уши это необходимость или они нужны зайцу для красоты?

Дети, вероятно, скажут, чтобы лучше слышать.

Давайте порассуждаем.

- Если предположить, что зайцу нужны уши для того, чтобы лучше слышать, то сразу возникает вопрос. - А зачем ему нужен хороший слух?

- Где живут зайцы?

Игра: «Друг-враг»

Дети делятся на две команды и размещают животных в разные части доски.

-Какой же вывод мы из этого можем сделать?Уши помощники - они помогают зайцам услышать приближение хищных животных и птиц.

Обобщение  с сообщением нового познавательного материала:

-У зайца много врагов: лиса, и волк, и рысь, да ещё хищные птицы: совы и коршуны. Правда с взрослыми зайцами не всегда легко справиться – он и отбиться может. Да, этот трусишка умеет сражаться за свою жизнь: опрокинется на спину и отбивается мощными лапами с длинными когтями. Зайчиха защищает своих зайчат не хуже других зверей, а ведь ей для этого нужно, пожалуй, больше храбрости, чем волчице или львице.

-Но как нам точно определить, что размер ушей действительно влияет на остроту слуха.

- Кто знает, как можно доказать это?( ответы  детей)

Воспитатель: - Чем больше уши, тем животное лучше слышит. Доказать это можно проводя простой опыт. Хочу обратить ваше внимание на то, что форма ушей у зайца по своему строению очень похожа на рупор. У рупора один из концов широкий, а другой узкий Так и у зайца верхний кончик уха широкий, а другой узкий. Высота этого рупора такая же как и высота уха зайца. Что это дает зайцу, мы установим опытным путем.

Опыт.

Мне в помощники понадобятся две пары детей. Возьмем две одинаковые лейки с равным количеством воды, конус  и две емкости с узким горлышком. Один из детей первой пары будет лить воду из лейки, а другой будет пытаться собрать ее в емкость. Другая пара детей будет проделывать тоже самое, но собирать воду в емкость им будет помогать конус. Сравним количество воды в емкости: у второй пары воды в емкости оказалось больше. Почему? (ответы детей)Воспитатель подводит итог: в широкий конец конуса сразу попадает очень много капель воды, все они стекают в узкий конец, вот и бежит из рупора в емкость вода как из водопровода. А без конуса собрать воду в емкость было очень трудно. Так и в верхний кончик уха зайца попадает много звуков и все они собираются в нижнем кончике уха. Вот поэтому, заяц слышит много звуков, иногда неслышимые человеком. Говорят, что заяц очень чуткий

- Ребята, вы хотите узнать, как можно еще проверить, что большое ухо слышит лучше?

(На столах лежат заготовки для изготовления конуса).

- Я вам сейчас покажу, как сделать конус, чтобы увеличить ухо.

- Разделитесь на пары и  приступайте к работе.

- Все сделали? Посмотрите у своих соседей.

- Теперь нужно проверить, как вы слышите лучше:  с маленьким ухом или когда его увеличили. Для этого вы друг другу по очереди тихонько шепнёте своё имя.

-Молодцы!

- Ребята, какой вывод мы можем сделать? Какое ухо слышит лучше?

( спрашивает детей, стараясь спрашивать тех, которые еще не отвечали) А знаете почему? У рупора один конец широкий, звука в него попадает много, и весь он собирается в ухе. Значит у зайца уши тоже как две рупора. И поэтому заяц хорошо слышит.

 - Какой мы можем сделать из этого вывод: - Чем больше уши, тем слух острее.

Воспитатель:

- Ребята, мы с вами можем теперь дать точный ответНезнайке?

Зайцу нужны длинные уши ……(чтобы быстро слышать приближение врагов);

- Кому вы можете об этом рассказать? А кому вы можете показать, как проводить эксперимент? Кроме родителей, кому еще можно показать? (детей старшей группы, друзей)

- Вы у меня молодцы, много знаете, были внимательными в лаборатории  и запомнили, как можно проверить интересные факты о животных.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Почему у зайца длинные уши"

Примерный конспект занятия по речевому развитию. Старший дошкольный возраст....

Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе Тема: Иллюстрации к сказке Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца Длинные уши, косые глаза и короткий хвост»

Рисование иллюстраций  к сказке Д.Мамина-Сибиряка  «Сказка  про храброго зайца Длинные уши, косые глаза и короткий хвост»...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по речевому развитию. пересказ «Почему у зайца длинные уши»

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по речевому развитию. Старший дошкольный возраст.Тема: «Почему у зайца длинные уши»Цель: закреплять умение пересказывать текст....

Конспект образовательной познавательно-исследовательской деятельности в форме экспериментирования в подготовительной группе "Зачем зайцу длинные уши"

Деятельность: познавательно-исследовательскаяФорма: экспериментированиеИнтеграция ОО: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.Цель: способствовать формированию пр...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ «ПОЧЕМУ У ЗАЙЦА ДЛИННЫЕ УШИ»

совершенствование навыков звукового анализа методом составления схемы слова «заинька»; совершенствование грамматического строя речи с использованием образования существительного с уменьшит...

Образовательные области развитие речи, социально-коммуникативное развитие Тема занятия Выразительное чтение по сказке народов Западной Африки в переводе О. Кустовой «Чудесные истории про зайца по имени Лёк» история «Почему у зайца длинные уши и короткий х

Образовательные области развитие речи, социально-коммуникативное развитие Тема занятия Выразительное чтение по сказке народов Западной Африки в переводе О. Кустовой «Чудесные истории про зайца по име...