Как появился песок на планете
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Лидия Викторовна Матюхина

Цель: Развивать творческую исследовательскую активность дошкольников в процессе детского экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_poyavilsya_pesok_na_planete.docx23.28 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Акатовская основная школа» (дошкольная группа)

Гагаринского района  Смоленской области


                                       
воспитатель:

Матюхина Лидия Викторовна

Тема занятия 

 «Как появился песок на планете» (старшие дети)

Цель:

Развивать творческую исследовательскую активность дошкольников в процессе детского экспериментирования.

Задачи:

Обучающие:

-познакомить детей со свойствами песка;

- формировать представление о том, как добывают песок, как его использует человек.

Развивающие:

- развивать у детей представления о самоценности природы;

- развивать сенсорные ощущения, совершенствовать умения пользоваться приборами при проведении опытов и экспериментов;

- развивать воображение, ассоциативное и творческое мышление.

Воспитательные:

- воспитывать эмоционально-положительное отношение к природе;

- воспитывать интерес к явлениям неживой природы.

Оборудование: песок, лупа, стакан с водой и палочка, доски, разноцветный песок, ложки.

Ход занятия.

Этюд «Дружба»

(психологический настрой)

Воспитатель: Правда, ребята, сегодня хороший день?

Дети: Да.

Воспитатель: Скажите, ребята, а настроение у вас какое?

Дети: Хорошее, веселое.

Воспитатель: Мне очень хочется, чтобы хорошее настроение у вас сохранилось на весь день. Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу хорошее настроение.

Собрались все дети в круг,

Я - твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда я предлагаю вам отправить в научную лабораторию и стать настоящими исследователями. Вы знаете кто такие исследователи?

Дети: Люди, которые исследуют, изучают что-либо.

Воспитатель: Где находится лаборатория, я не знаю, но есть карта (воспитатель разворачивает карту и показывает детям). Карта укажет нам направление движения. Смотрите, путь в научную лабораторию определен стрелками красного цвета. Найдите, где в группе наше направление.

(Дети определяют направление. Идут по стрелкам и переходят из группы в экологическую комнату).

Воспитатель: Ребята, мы пришли правильно, это научная лаборатория.

(Воспитатель и дети подходят к столам, где приготовлено оборудование).

Воспитатель берет в руки стакан наполненный песком.

Воспитатель: Природный песок – это рыхлая смесь твердых песчинок, который образовывается в результате разрушения твёрдых горных пород. Где мы можем встретить песок?

Ответы детей: На пляже, на дне речки, добавляют в цемент и получают песок, изготавливают стекло.

Воспитатель: Совершенно верно песок можно встретить на пляжах, в пустыне, на дне водоемов. Я предлагаю, вам, как исследователям провести опыты с песком. Вы согласны?

Дети: Да.

Опыт № 1

Воспитатель: Берем стакан с песком, аккуратно набираем ложку песка и высыпаем на досточку. Берем в руку лупу и рассматриваем песок. Что мы видим?

Дети: мы видим мелкие песчинки.

Воспитатель: Какой они формы?

Дети: Форма разная. Квадратная, овальная, круглая.

Воспитатель: Возьмем песок в руку и почувствуем его сыпучесть. Какой можно сделать вывод?

Дети: Песок состоит из мелких песчинок, он сыпучий.

Опыт № 2:

Воспитатель: Берем стакан с водой и наливаем в сухой песок. Ложкой перемешиваем песок, чтобы он весь намок. Теперь берем в руки влажный песок и лепим «пирожки», получилось у всех?

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята, возьмите в руки сухой песок и лепим «пирожки». У всех получается?

Дети: Нет.

Воспитатель: Как вы думаете почему у вас не получается слепить «пирожки»?

Дети: Потому что сухой песок рассыпается и не держит форму.

Воспитатель: Теперь берем влажный песок и лепим «пирожки». Ребята, получается лепить «пирожки»?

Дети: Да.

Воспитатель: Какой можно сделать вывод?

Дети: Песок мокрый, хорошо лепится, сохраняет свою форму, а сухой песок — рассыпается, не держит форму.

Воспитатель: Ребята, пришло время отдохнуть. Выходим из своих рабочих мест и становимся в круг.

Физкультурная минутка.

Отдых наш – физкультминутка.

Занимай свои места:

Раз - присели, два – привстали

Руки к верху все подняли.

Сели, встали, сели, встали –

Ванькой – встанькой словно встали.

А потом пустились вскачь,

Будто мой упругий мяч.

Опыт № 3:

Воспитатель: Проходим на свои места (дети занимают свое рабочее место). Проведем еще один опыт, и выясним, растворяется ли песок в воде. Возьмем стакан с чистой водой и в него аккуратно с помощью ложки насыпаем песок, размешиваем. Отставили стакан с песком. Возьмем другой стаканчик с чистой водой и насыпаем в него ложечку сахарного песка и размешаем. Посмотрите на два стакана. Что мы видим?

Дети: Вода с песком помутнела, но песок не растворился в воде. А в стакане, куда насыпали сахарный песок, вода цвет не поменяла, но сахар растворился.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Дети: Сахарный песок растворяется в воде, а обычный песок нет.

Воспитатель: Ребята, вы были настоящими исследователями! Что вы сегодня узнали?

Дети: Мы сегодня узнали, что песок относится к не живой природе, песок можно встретить на берегу моря, на дне речки, в пустыне. Песок сыпучий, желтого и белого цвета. Песок состоит из крупинок. Песок не растворяется в воде. Мокрый песок хорошо лепит, а сухой не лепится.

Рефлексия «Песок настроения».

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня на столе разноцветный песок. Я предлагаю вам наполнить вазу разноцветным песком. Если вы считаете, что справились с заданием, вам легко было их выполнять, возьмите в руку песок красного цвета и высыпьте в вазу. Если испытывали затруднения – зеленый песок.

Дети выбирают цвет и наполняют песком вазу. Воспитатель уточняет у детей, с какими трудностями они столкнулся на занятии, если ребенок выбрал зеленый цвет.

Воспитатель:  Ребята, теперь если вам понравилось наше путешествие, в вазу насыпьте желтый песок, а если не понравилось – синий.

Воспитатель: Мне очень понравилось с вами проводить опыты, но наше путешествие подошло к концу и мы возвращаемся в группу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальные беседы на тему: «Что делать родителям, если у ребенка появилось появилось заикание, запинки?»

Что делать родителям, если у ребёнка появилось заикание, запинки? Зачастую соблюдение нижеследующих правил в течение двух недель – месяца способствует исчезновению запинок, предотвращению возникнове...

Презентация детско-взрослого проекта "Как появились Земля, Луна и планеты"

Удивительная история о том как зарождалась солнечная система......

Методическая разработка: мастер-класс – кинетический песок или «Живой песок»

Познакомить со способом изготовления  и внедрить использование кинетического песка в свою практику....

Н. А. САКОВИЧ Технология игры в песок н. А. САКОВИЧ Технология игры в песок Игры на мосту.

 Концептуальные источники песочной терапии• История и современные тенденции песочной терапии • Психотерапевтические достоинства песочной терапии • Роль психолога в...

Презентация "Природный материал - песок, глина, песок"

Закреплять представления детей о свойствах песка, глины и камня.Формировать умение исследовать свойства природных материалов.Уточнять знание о том, что песок, глина, камень – неживая природа....

Экспериментальная деятельность «Песок. Сухой и влажный песок. Их свойства»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25229583","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...