Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Как вода с воздухом спорили»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Грачёва Анастасия Андреевна

Занятие - экспериментирование  с детьми старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста

«Как вода с воздухом спорили»

Воспитатель: Грачёва Анастасия Андреевна

Программное содержание:

Цель: расширять знания детей о неживой природе (воздух, вода) через опыты.

Задачи: закрепить знания свойств воды, умение устанавливать связь между изменением температуры и состоянием воды, показать способ очистки воды;

  • развивать навыки учебной деятельности: умение логично отвечать на поставленный вопрос, доказывать свою мысль;
  • активизировать  речь и обогащать словарный запас, умение делать выводы,   развивать творческие умения детей, умение работать сообща;
  • вызвать интерес к совместному выполнению заданий, создать доброжелательный настрой;
  • воспитывать интерес к познавательной деятельности;
  • вызвать у детей бережное отношение к окружающему миру.

Материал:

Магнитофонная запись; трафарет капли; мешочки полиэтиленовые, зубочистки; трубочки для воды, стаканы; ёмкость с водой, пластмассовая коробочка; два одинаковых листа бумаги; ёмкость с водой, губки, кусочек кирпича, горсть земли; стаканы, воронки, марля, вата, салфетки; различные предметы для определения формы воды; замороженная вода в формочках; стакан с горячей водой, стёклышко; большой таз с водой; полотенца.

Ход занятия:

Под музыку в зал входят дети.

Воспитатель: Ребята сегодня к нам в гости пришли два друга: вода (показ капли) и воздух. Хоть они и хорошие друзья, но все время спорят, кто из них важнее. Давайте разрешим их спор, поможем в этом разобраться. Скажите, пожалуйста, для чего нужен воздух?

Ответы детей. (чтобы дышать)

Воспитатель: - А для чего необходима вода?

        - Может быть, мы с вами можем обойтись и без них?

        -  Так кто же их них важнее?

                              - Вы слышали, воздух и вода, дети считают, что вы оба важны для всего живого на Земле.

Стук в дверь, входит Буратино.

Буратино: Здравствуйте, ребята! Я за дверью подслушал ваш разговор и совершенно с вами не согласен! Подумаешь, воздух. Подумаешь, вода. И без них можно обойтись! Кто его, этот воздух видел-то? Может, его и нет вовсе. Я вот никогда не видел воздух. Да и вода не такая уж и важная!

Воспитатель: Погоди, Буратино, во-первых, подслушивать нехорошо, а во-вторых, зря ты продал свою азбуку и не пошёл в школу. Сейчас ты бы знал, что вода и воздух действительно нужны. А то, что ты не видел воздух, не беда, мы тебе его сейчас покажем и про воду много интересного расскажем. Усаживайся поудобнее.  

Буратино: Очень хочется узнать что-нибудь новенькое!

Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с некоторыми интересными явлениями, которые существуют в природе. Возьмите в руки мешочки и скажите: что в них?

Ответы детей. (ничего)

Воспитатель: А теперь скрутите мешочек. Что случилось? Что же его раздуло?

Ответы детей. (надулся, воздух)

Воспитатель: Давайте проверим, действительно ли там воздух. Возьмите зубочистки, проколите мешочек и направьте отверстием друг на друга. Что вы чувствуете?

Ответы детей. (струю воздуха)

Воспитатель: Правильно, в мешочке был воздух. Он не видим, но его можно  обнаружить. А теперь помашите рукой возле лица, что вы чувствуете?

Ответы детей. (ветерок)

Воспитатель: Это движение воздуха. Как вы думаете, можно ли его увидеть?  Что произойдет, если опустить трубочку в воду и подуть?

Опыт№1: с трубкой и стаканом воды.

Буратино: Ой-ой-ой! Почему эти пузырьки поднимаются вверх

Ответы детей. (воздух легче воды)

Воспитатель: А как вы думаете, что произойдет с  салфеткой, если её  положить в стакан, а стакан опустить вверх дном в воду? Давайте проверим.

Опыт №2: со стаканом и салфеткой.

Воспитатель: Что же не даёт салфетке намокнуть, а воде попасть в стакан? Просто волшебство какое-то. Почему вода не попадает  в стакан?

Ответы детей. ( значит там есть воздух, и он не пускает воду)

Воспитатель: Сейчас Никита, подойдёт и попробует опустить стакан, наклонив его на бок. Что происходит? Что за пузырьки поднимаются вверх?

Ответы детей. (вода попадает в стакан, воздух)

Буратино: У меня коробочка есть, как вы думаете, утонет она, если её опустить в воду? Можно я сам проверю?

Опыт №3: с коробочкой из пластмассы.

Воспитатель: И правда, не тонет. А как вы думаете почему?

Ответы детей. (коробочка легкая, наполнена воздухом)

Воспитатель: Правильно, внутри коробочки воздух, он то и держит её на воде, так как воздух легче воды. Вот поэтому огромные тяжёлые корабли, сделанные из железа, не тонут в воде: внутри них находится воздух.

Если взять два одинаковых листа бумаги, один из них скатать в шарик и оба листа бросить с одинаковой  высоты, какой из них быстрее упадёт? А может быть, они упадут одновременно?

Опыт №4:  с бумагой.

Буратино: Я понял! Это опять проделки воздуха. Когда мы скомкали бумагу, её поверхность уменьшилась, воздуху не во что было упереться, поэтому бумажный шарик упал быстрее, а лист бумаги, под которым воздуха больше, летит медленно, планирует. Так же воздух помогает парашютистам: он поддерживает парашют своими невидимыми руками.

Воспитатель: Итак, мы определили, что воздух невидим, но его можно почувствовать и обнаружить. Вам понравилось ребята, а тебе Буратино?

Ответы детей, буратино.

Воспитатель: Ребята рассмотрите эти предметы: губку, кусок кирпича,  комочек земли, потрогайте на ощупь. Как вы думаете, есть ли воздух в этих предметах?

Ответы детей. (мнения разделились)

Воспитатель: Давайте рассмотрим губку. В ней есть дырочки, отверстия. Как вы думаете, что находится в этих дырочках?

Ответы детей. ( не знаем, воздух)

Опыт №5: воздух есть во всех предметах.

    Воспитатель: Сейчас мы это проверим. Опустите губку в ёмкость  с водой,

что появилось?

Ответы детей. ( пузырьки воздуха)

    Воспитатель:  В губке тоже есть воздух. А есть ли воздух в кусочке кирпича, деревянном бруске, а также комочке земли? Давайте проверим.

Ответы детей. (да)

Воспитатель:  Мы с вами узнали, что  воздух есть везде, во всех предметах, которые нас окружают, что воздух легче воды, и что воздух невидим, но мы его можем почувствовать. А теперь, я предлагаю всем отдохнуть!

Физкультминутка:

К речке быстро мы спустились, (шагаем на месте)

Наклонились и умылись. ( наклоны вперёд, умываемся)

Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились. (встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе - раз, это брас. (круги двумя руками вперёд)

Одной, другой – это кроль. (круги руками вперёд поочерёдно)

Все, как один плывём как дельфин. (прыжки на месте)

Вышли на берег крутой, и отправились домой! (шагаем на месте)

Воспитатель: а теперь, Буратино, послушай, что мы знаем о воде.

Звучит фонограмма аудиозаписи.

Вы привыкли, что вода –

Ваша спутница всегда.

Без меня вам не умыться,

Не покушать, не напиться.

Смею я вам доложить:

Без воды вам не прожить!

Воспитатель: Назовите свойства воды, какая она по цвету, запаху, форме.

Ответы детей. (не имеет цвета, запаха, формы)

Буратино: Как это – не имеет формы? Она же всегда капля.

Воспитатель: Ребята, а может, Буратино прав? Тогда давайте докажем Буратино, что вода формы не имеет.

Опыт №6: с предметами разной формы и объёма.

Воспитатель: Ребята, посмотрите у нас на столе стоят разные формы. Давайте заполним их водой. Какой формы вода у тебя, Настя? А у Вани?

Ответы детей.

Воспитатель:  Ну конечно же, вода принимает форму того предмета, в который её наливают. А всегда ли вода в жидком состоянии? Когда она может быть в других состояниях?

Ответы детей. (если её заморозить и вскипятить)

Опыт №7: со льдом.

Воспитатель: Вы не забыли, что мы вчера вечером наливали в формочки воду и поставили на холод? Как вы думаете, что произошло с водой?

Ответы  детей. (замёрзла)

Воспитатель: Какой  на ощупь лед? Что с ним станет, если он полежит в теплом помещении?

Ответы детей. ( твёрдый, холодный, растает, снова превратится в воду)

Воспитатель: А когда вода бывает в парообразном состоянии?

Ответы детей. (когда кипит чайник)

Опыт №8:  с горячей водой.

Воспитатель: Ребята, давайте нальём в стакан горячей воды, накроем его стеклом. Что происходит с нашим стеклом?

Ответы детей. (запотевает, появляются капельки)

Воспитатель: Значит, вода бывает не только в твердом состоянии, но и в парообразном, давайте потрогаем их пальчиком и убедимся, что это вода. Пар - это тоже вода, только очень сильно нагретая.

Некоторые люди не берут воду, не думают о том, что вода может исчезнуть  совсем. Так произошло и в сказке, которую я хочу вам рассказать. Называется она «Сказка о  речке».

Рассказ воспитателя. (приложение №1)

Воспитатель: Посмотрите, Буратино заскучал, ему очень жаль речку. А вам?

Ответы детей. (высказывают своё мнение)

Воспитатель: Мне тоже жаль. Как бы ей помочь? Как можно очистить воду? Посмотрите, у меня в кувшине загрязнённая вода.

Ответы детей. (с помощью фильтра)

Опыт№9: фильтрация воды.

Воспитатель: Предлагаю попробовать использовать подручные средства, которые есть  у нас на столах: марлю, вату, бумагу. Возьмите воронки, поставьте их в стаканчики, уложите марлю, вату, салфетку. А теперь потихонечку лейте воду в наши фильтры. Что происходит, какая вода стала в стакане после фильтрации.

Ответы детей: (чистой, прозрачной)

Воспитатель: Ребята, какую воду можно пить?

Ответы детей. (фильтрованную, кипячёную)

Воспитатель: Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам, в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или из какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, непохожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод.

Опыт №10: отражение.

Воспитатель: Приглашаю всех подойти к моему столу. Посмотрите, что на нём стоит? Давайте все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели?

Ответы детей. (своё лицо)

Воспитатель: А где ещё можно увидеть своё отражение?

Ответы детей. ( в зеркале, в витрине магазина и т.д.)

Воспитатель: Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы своё отражение?

Ответы детей. (очень плохо, оно размытое)

Воспитатель: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода не спокойная, то отражение предметов нечёткое, размытое. Вы заметили, как стало тихо? Перестали вода с воздухом спорить, поняли, что они оба очень нужны и людям, и животным, и птицам, и растениям.

 Буратино: Да, я послушал вас, ребята, и понял, что не зря вы в детский сад ходите – много нового узнаёте.

Воспитатель: Я предлагаю поиграть в игру, которая так и называется

"Какая бывает вода?"

 Итог - игра: Дети встают в круг, воспитатель в центре круга, с мячом. Воспитатель задает вопросы и бросает мяч одному из детей. Тот ловит мяч, отвечает на вопрос "какая бывает вода?" и возвращает воспитателю мяч. (Варианты ответов: минеральная, безвкусная, без запаха, прозрачная, без цветная, морская, водопроводная, речная, болотная, родниковая, парообразная, ледяная).

Воспитатель: Здорово! Хорошие вы помощники.

Буратино: Ребята, мне так понравилось у вас в гостях, я столько много нового и интересного узнал. Спасибо вам. Для вас у меня есть сюрприз (достаёт коробочку с воздушными шарами и дарит детям). До скорой встречи!

Приложение №1.

«Сказка о речке».

Жил-был мальчик Петя. Жил он в маленьком городе. В этом городе был завод, а еще протекала рядом с городом река. Красивая, чистая,  речка - хрустальные воды. Рыбы в речке было видимо-невидимо. По берегам стелилась трава-мурава зеленая, шелковая, стояли сосны высокие.

На эту речку люди часто ходили рыбачить и купаться. Петя тоже был любителем порыбачить.

Вот однажды Петя пошел рыбачить с друзьями Колей и Сережей.      

Вначале они искупались, потом поели и начали рыбу ловить. Когда друзья ушили, после них осталось очень много мусора, хоть у реки стоял знак «Не сорить!»

На следующий день они снова сходили на рыбалку, и снова насорили. И на третий день опять пошли, река была неспокойная.

- Что-то волнуется сегодня речка, - заметил Коля.

- Да,- подтвердил Петя,- сегодня нам не порыбачить.

- Ну, давайте хоть искупаемся разок,- предложил Сережа.

Они искупались и съели по яблоку, а огрызки бросили в реку.

Река очень разозлилась и ночью решила затопить город.

На следующее утро ребята проснулись и увидели, что город был затоплен. Вода была везде: на улицах, в домах, в школах, на детских площадках.

Люди из города решили переселиться в соседний городок пока вода не отойдет. Но скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Так прожил весь народ два месяца. Потом узнали, что вода отошла. А когда переселились, то увидели, что реки нет. Стал народ тужить - горевать без своей речки.

Вот как-то в город пришел мудрый старик и сказал: «Не сберегли вы речку. Унес ее злой волшебник Черномор за тридевять земель. Смерть Черномора – на конце стрелы. Стрела та в голубе, голубь в зайце. А заяц в сундуке. Лежит сундук тот на ветвях волшебного дерева, а дерево – в дремучем лесу.

И решили Петя, Коля и Сережа вернуть речку. Снарядились в путь-дорогу и пошли. Идут день. Идут два. На третий день видят – идет старушка. Увидела мальчиков и спрашивает: «Куда добры молодцы, путь держите?»

-Мы ищем дремучий лес, в котором растет волшебное дерево, на дереве сундук, а в этом сундуке смерть Черномора, - ответил Петя,- Он унес нашу речку, а мы хотим ее вернуть.

- Помогу я вам. Есть у меня клубочек. Вы идите за ним, он вас и приведет к волшебному дереву, - сказала старушка и дала клубок.

- Спасибо!- поблагодарили ребята.

Клубочек катится, а ребята идут за ним, не отстают. Вот видят: течет другая река, а около нее лежит карась и говорит слабым голосом: «Киньте меня в реку, я вам тоже помогу». Ребятам стало жаль карася, они кинули его в реку, и пошли дальше. Идут, видят: лежит на земле орел с перебитым крылом и стонет: «Залечите, пожалуйста, крыло, а то меня  съедят. Я вам тоже пригожусь». Жалко стало птицу, и ей помогли. Пошли дальше. Идут и видят: бежит заяц. Подбежал к ребятам и говорит: «Спрячьте меня от лисицы, и я вам добро сделаю». Только его спрятали – выходит лисица.

- Не пробегал ли тут заяц? – спрашивает она.

- Нет, - ответили ребята.

Лиса ушла, а заяц поблагодарил ребят и убежал.

Вот, наконец, пришли ребята в дремучий лес и увидели волшебное дерево. Петя залез на него и открыл сундук. Вдруг выбегает из сундука заяц. «Был бы сейчас наш заяц, - подумал Петя, - он бы его быстро догнал». Только подумать успел – выбежал заяц, догнал другого и повалил на землю. Из зайца вылетел голубь. «Вот был бы сейчас наш орел, он бы мигом его догнал». Только Петя подумал – вылетел орел, догнал голубя и ударил его клювом. Выпала из голубя стрела и упала в реку. «Был бы сейчас наш карась, он бы сразу нашел стрелу», - подумал Петя. Тут же из реки показалась голова карася со стрелой во рту. Карась отдал стрелу. Ребята отломили кончик стрелы, и пошли искать речку.

Вот они увидели знакомую речку и стали просить у нее прощения. Река их простила, но только при уговоре, что больше никто не будет засорять ее.

Когда они пришли домой их встретили радушным приемом. Речка вернулась, и в городе все стало по-прежнему.  

С тех пор жители города берегут свою речку, очищают и охраняют ее. А мальчики Петя, Коля и Сережа стали экологами, защитниками природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Вода в природе. Свойства воды»

Ознакомление детей с тем, в каком виде вода существует в природе, с  различными явлениями (дождь, снег,  лед, пар, роса, туман и т. д.) с водоемами в окружающей среде; свойствами воды; приви...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию на тему: «Что такое воздух?»

Цель: Создать условия для развития любознательности детей, через ознакомление с особенностями и свойствами воздуха.Задачи:Развивать познавательную активность детей в процессе опытов.Сформировать предс...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста на тему "Сделаем воздух чище"

конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста на тему "Сделаем воздух чище"...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста на тему "Сделаем воздух чище"

конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста на тему "Сделаем воздух чище"...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста на тему "Сделаем воздух чище"

конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста на тему "Сделаем воздух чище"...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста тема: «Превращение воды при нагревании в пар, а пара при охлаждении в воду»

ТЕМА: «Превращении воды при нагревании в пар, а пара при охлаждении в воду» ЦЕЛЬ ОПЫТА: 1. Подвести детей к пониманию – что при сильном нагревании жидкость – вода превращается в пар, а при охлаждении ...