«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Курунова Екатерина Ивановна

Консультация для педагогов. Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

В пособии представлены методы экологического вопитания дошкольников. Приводятся разнообразные игровые задания. Занятия подобраны в соответствии с особенностями возрастного развития дошкольников, с учетом времени года. Пособие адресовано воспитателям дошкольного учреждения, родителям.

Оглавление

Введение………………………………………………......................................................................................3

Методы экологического воспитания детей………..........................................................................................4

Словесные методы…………………………………….....................................................................................5

                Беседа о природе…………………………........................................................................................7

Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения в младших группах……………………9

Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения в средней группе………………………11

Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения в старшей группе………………………13

Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения в подготовительной к школе группе….15

Примерный конспект занятия «Дежурство в уголке природы»……………..................................................17

Список литературы………………………………………………………………..............................................18

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskoe_vospitanie_detey_doshkolnogo_vozrasta.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №77 комбинированного вида Калининского района Санкт-Петербурга

Консультация для педагогов

Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

Подготовила:

Воспитатель

Курунова Екатерина Ивановна

г. Санкт-Петербург 2022 г.


Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

Методы экологического воспитания детей……………………………………..4

Словесные методы………………………………………………………………..5

                Беседа о природе……………………………………………………….7

Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения в младших группах…………………………………………………………………………….9

Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения в средней группе…………………………………………………………………………….11

Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения в старшей группе…………………………………………………………………………….13

Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения в подготовительной к школе группе……………………………………………..15

Примерный конспект занятия «Дежурство в уголке природы»……………...17

Список литературы………………………………………………………………18


Введение

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

использование словесных методов в разных возрастных группах

Экология – это взаимосвязь живых организмов и среды их обитания.

Цель экологического воспитания - воспитать ребёнка экологически ориентированного, привить ему элементы экологической культуры общества и сформировать у ребёнка экологическую воспитанность.

Задачи:

1.Формирование у детей элементов экологического сознания и чувства. Для решения задачи необходимо давать знания через чувства; знания необходимо уточнять, расширять, обобщать от группы к группе; знания формируют познавательный интерес – чем больше ребёнок знает, тем выше у него интерес к природе.

2. Формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе (познавательная, речевая деятельность и так далее); при этом деятельность детей должна носить природоохранительный характер.

3.Воспитание гуманного, бережного и заботливого, эстетического отношения к природе, любви к природе.

Экологическое воспитание требует решения всех перечисленных задач в единстве.

Реализация задач экологического воспитания возможна только при условии экологической культуры педагога и его готовности осуществлять эту деятельность.


Методы экологического воспитания детей

Методы обучения – это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которой осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру.

В экологическом воспитании детей используются различные методы: наглядные, практические и словесные.

Наглядные методы направлены на возможности познавательной деятельности, на формирование ярких, конкретных представлений о природе - это наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.

Практические методы направлены на уточнение и углубление представлений детей о природе, путём установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, а также на формирование знаний и упражнение дошкольников в их применении – это игра, элементарные опыты и моделирование.

Словесные методы направлены на расширение знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Они формируют у детей эмоционально-положительное отношение к природе – это рассказ воспитателя, чтение художественных произведений о природе, беседы.

Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель. Разнообразие самих объектов и явлений природы, которые должен познать ребёнок, также требует использования разнообразных методов.


Словесные методы

Рассказ воспитателя о предметах и явлениях природы

Рассказ – это вид творческой художественной деятельности воспитателя, требующий от него определённых знаний о природе, наблюдательности, умения сопоставлять явления природы, размышлять над ними. Не менее важна выразительность речи.

Воспитатель использует рассказы о природе на занятиях, экскурсиях и прогулках, в повседневном общении с детьми.

Основная цель этого метода – создать у детей точное, конкретное представление о наблюдаемом в данный момент или виденном ранее объекте, явлении природы. Рассказ используется и для того, чтобы сообщить детям о новых, неизвестных им фактах.

Рассказ должен привлекать внимание детей, давать пищу для размышлений, будить их воображение, чувства.

Требования к использованию рассказа о природе:

  • Необходимо учитывать, что детям известно и что неизвестно о сообщаемом явлении;
  • Важно учитывать интересы детей;
  • Опираться на возрастные возможности восприятия литературных текстов детьми.

Использовать рассказ как метод экологического воспитания можно уже в младших группах. Для малышей рассказ должен быть предельно кратким и тесно связанным сих жизненным опытом. Постепенно рассказы увеличиваются по объёму и усложняются по содержанию.

В старшем дошкольном возрасте используются не только рассказы, повествующие о каком-либо событии, но и такие, которые ставят перед детьми вопросы, заставляют их размышлять, делать выводы.

Рассказ хорошо сопровождать демонстрацией иллюстраций, фотографий, слайдов и так далее. Это помогает понять его смысл.

Использование художественной природоведческой литературы

Чтение художественной литературы детям дошкольного возраста помогает воспитателю обогащать их знаниями, учить глубже всматриваться в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Знакомясь с содержанием, дети переживают ход событий, мысленно действуют в воображаемой ситуации, испытывают волнение, радость, страх. Это помогает воспитывать этические представления – любовь и бережное отношение к природе.

Книга о природе учит и эстетическому восприятию окружающего, этому помогают образный язык произведений и иллюстрации художников.

Многие книги о природе для детей написаны учёными-биологами. Содержание их научно достоверно, помогает детям познать природу во всём её многообразии, закладывает основы материалистического миропонимания.

Так, Н.М.Павлова – учёный-растениевод – в течение 20 лет вела фенологические наблюдения, в результате которых появилась одна из детских книг – «Жёлтый, белый и лиловый».

В.Бианки – учёный-биолог – во всех своих книгах для детей («Лесная газета», «Как муравьишка домой спешил», «Чей нос лучше?», «Хвосты» и так далее) показывает сложнейшие явления в природе с высокой биологической точностью и вместе с тем в занимательной, высокохудожественной форме.

Множество увлекательных книг создал для детей Н.Сладков – топограф по специальности.

Каждый из писателей пишет только о своей области наблюдений, но в каждой книге о природе заложены идея ответственности человека за её сохранение, призыв к маленькому читателю (слушателю) беречь и защищать, изучать природу.

К выбору относиться очень серьёзно, ответственно книги для чтения детям следует. Прежде всего, нужно использовать литературу рекомендованную программой детского сада.

Детскую природоведческую литературу полезно использовать во всех возрастных группах. Общее для всех возрастных групп требование к методике использования книг – сочетание чтения с непосредственным наблюдением в природе.

В каждой возрастной группе методика использования книги о природе имеет свою специфику.

В младших группах перед началом чтения рекомендуется приготовить необходимый иллюстративно-наглядный материал. Малышам лучше не читать произведение, а рассказывать его наизусть, сопровождая рассказ демонстрацией иллюстративно-наглядного материала.

В средних и старших группах природоведческая книга используется для расширения, уточнения представлений детей о природе, углубления их. Чтение художественного произведения может предшествовать наблюдению, а может и сопровождать наблюдения в природе. Чтение природоведческой книги используется и как самостоятельный способ ознакомления с природой – интересным и ценным приёмом может служить подбор нескольких произведений разных авторов, в которых рассказывается об одних и тех же событиях для их сравнения.

После прочтения художественных произведений организуется беседа об одной или нескольких прочитанных книгах.


Беседа о природе

Цель беседы – помочь детям глубже осознать явления природы, обобщить и систематизировать знания.

Беседа используется воспитателем с разными дидактическими целями:

  • Для возбуждения интереса к предстоящей деятельности (перед наблюдением, экскурсией, просмотром кинофильма и так далее);
  • Для уточнения, углубления, обобщения и систематизации знаний детей о природе, формирования отношений к природе.

В каждой беседе решается задача развития речи детей.

В зависимости от дидактических целей, беседы о природе принято делить на следующие виды: установочные (или предварительные), эвристические и итоговые.

Установочная беседа помогает воспитателю собрать внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности, актуализировать имеющийся опыт, для того чтобы установить связь между знаниями, полученными ранее, и предстоящей экскурсией, наблюдением и так далее.

Эвристическая беседа предполагает установления причин разнообразных явлений природы с помощью рассуждений. Такая беседа строится на имеющихся у детей знаниях, полученных в процессе наблюдений. Она направлена на углубление знаний о взаимосвязях, существующих в природе, самостоятельное решение детьми познавательных задач, развитие речи-доказательства.

Итоговая беседа используется для обобщения и систематизации знаний детей о природе, полученных в процессе наблюдений, игр, чтения художественных произведений, труда, проведения опытов и так далее.

Эвристическая беседа используется в старшем дошкольном возрасте. Её содержание разнообразно. Наблюдая за явлениями природы, воспитатель находит такие, в которых содержатся некоторые противоречия, и предлагает принять участие в их решении. Таким образом, задачей воспитателя в руководстве эвристической беседой является обеспечение самостоятельности детей в формулировании выводов и точности высказываний.

Итоговая беседа организуется, воспитателем начиная со средней группы. Она требует предварительной работы по накоплению конкретных представлений, их расширению, углублению. В беседе обобщаются и систематизируются знания детей на основе выделения существенных признаков, связей и отношений, существующих между объектами и явлениями природы, как на основе частных связей, так и на основе общих закономерностей, показывающих детям связь живых организмов с окружающей средой. При этом учитываются возрастные возможности детей.

Важно продумать иллюстративные средства к итоговой беседе. Иллюстративно-наглядного материала не следует подбирать много. Цель его использования - оживить впечатления детей, помочь им припомнить известные факты, вокруг которых и будет разворачиваться беседа. Для осознания связей требуется особый вид наглядного материала – различные модели, в которых существенное в явлениях представлено в обобщённом виде: это календари природы, схематические изображения явлений природы.

В ходе беседы задаются различные вопросы – репродуктивные и поисковые. Используется сравнение по признакам различия и сходства. Важно опираться на опыт детей.

Беседа начинается с анализа имеющихся у детей знаний о природе. Воспитатель с помощью вопросов направляет внимание детей на сопоставление фактов, явлений, выделение их особенностей, общих признаков, связей и отношений.

Тема разговора подчинена определённой логике, которой необходимо придерживаться, не отвлекаться на несущественные для данной беседы моменты. Для этого воспитатель тщательно продумывает её план. Он выделяет основные части беседы, какие задачи можно решить и какие приёмы помогут это сделать наиболее успешно.

Педагогические приёмы должны обеспечивать активное участие в беседе всех детей, побуждать их к размышлению, решению познавательных задач, к самостоятельности в формировании выводов, к доказательству своих суждений, к переживанию событий.


Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения в младших группах

(словесные методы используются как дополнительные)

Осень

«Рассматривание осеннего дерева»

Цель - уточнить представления об основных частях дерева; ствол, ветви, листья, корни.

Задачи:

   1. Упражнять в различении листьев по цвету, величине. Формировать представление о том, что дерево живое (растёт). Используется рассказ воспитателя.

   2. Учить обследовательским действиям.

   3. Обогащать и активизировать словарь.

   4. Воспитывать эстетическое восприятие.

*  *  *        

«Рассматривание клумбы»

Цель – учить детей различать и называть два цветущих растения по цвету цветка, по высоте.

 Задачи:

    1. Учить обследовательским действиям.

    2.Воспитывать бережное отношение к растениям, желание рассматривать и любоваться ими (рассказ воспитателя).

    3.Активизироватьсловарь

Зима

«Целевая прогулка по участку детского сада»

Цель – уточнить представление о зиме; о снеге, о деревьях; холодно; тёплая одежда; зимние игры.

Задачи:

  1. Вызвать эстетические переживания от красоты зимней природы, радость от прогулки. Предварительно можно прочитать художественную литературу о явлениях зимней природы.
  2. Обогащать и активизировать словарь.

*  *  *

Рассматривание картины «Зимние забавы»

Цель – уточнить представление о зиме.

Задачи:

  1. Учить выделять существенные признаки зимы, используя рассказ воспитателя.
  2. Активировать употребление слов: зимний, хрустящий, белый, пушистый, холодный.

Весна

Рассматривание первоцветов

Цель – учить различать и называть 1-2 растения по цвету и форме цветка, по относительной высоте.

Задачи:

  1. Закрепить знание о частях растений.
  2. Учить обследовательским действиям.
  3. Обобщать и активизировать словарь.
  4. Вызывать радость от красоты растений, воспитывать бережное отношение к ним.

* * *

Рассматривание картины «Кошка с котятами»

Цель – закрепить представление о том, что у кошки есть детёныши – котята.

Задачи:

  1. Уточнить знание о внешнем виде и повадках кошки и котят.
  2. Воспитывать бережное отношение к животным и интерес к наблюдению.
  3. Ввести в активный словарь слова, обозначающие признаки и действия.

Лето

Рассматривание картины с изображением коровы

Цель – формировать представление о внешнем виде коровы.

Задачи:

  1. Дать знание о некоторых повадках.
  2. Обогащать и активизировать словарь.
  3. Воспитывать интерес к наблюдению.

* * *

Рассматривание жука или бабочки

Цель – учить отличать бабочку от жука.

Задачи:

  1. Учить обследовательским действиям.
  2. Активизировать словарь.
  3. Воспитывать бережное отношение к насекомым.
    Примерный перечень занятий, рекомендуемых для

проведения в средней группе

Осень

Экскурсия по участку детского сада

Цель – учить узнавать и различать деревья и кусты по характерным признакам.

Задачи:

  1. Формировать представление о корне как части растения, находящегося в земле.
  2. Расширять представление об осени как времени, когда созревают семена, расцвечиваются листья. Использование художественной литературы.
  3. Развивать умение сравнивать объекты по признакам различия и сходства.
  4. Воспитывать интерес к самостоятельным наблюдениям.

* * *

Экскурсия в парк в период поздней осени

Цель – обобщить первичное представление об осени.

Задачи:

  1. Упражнять в узнавании деревьев и кустов в осеннем уборе по листьям, плодам и семенам.
  2. Учить использовать в наблюдении художественное слово при помощи рассказа.
  3. Воспитывать умение любоваться красотой осеннего пейзажа.

Зима

Беседа о птицах местного края

Цель – уточнять и расширять представление о разнообразии птиц, формировать знание об их общих признаках и поведении.

Задачи:

  1. Закреплять умение сравнивать объекты по признакам, пользуясь элементами предметной модели.
  2. Развивать наблюдательность, умение отражать выделенные особенности в суждении сравнительного характера.
  3. Воспитывать заботливое отношение.

* * *

Рассказ воспитателя «Как зимуют дикие звери»

Цель – познакомить с образом диких животных зимой.

Задачи:

  1. 1.Формировать конкретное представление о том, что звери живые,     они приспособились к трудным условиям.
  2. Развивать умение устанавливать простейшие связи между средой обитания; условиями; и особенностями поведения зверей.
  3. Воспитывать интерес к жизни животных.

Весна

Беседа о птицах (обобщающая)

Цель – сформировать обобщённое представление о птицах (где живут и имеют общее строение)

Задачи:

  1. Учить делать обобщения по существенным признакам, пользуясь моделью.
  2. Воспитывать умение отвечать на вопросы доказательно.
  3. Воспитывать заботливое отношение.

* * *

Беседа о весне (обобщающая)

Цель – обобщить и углубить представление по существенным признакам сезона.

Задачи:

  1. Учить устанавливать связь между состоянием живой и неживой природы.
  2. Развивать умение в точной речи выражать свои мысли.
  3. Воспитывать интерес к весенним наблюдениям в природе.

Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения в старшей группе

Осень

Беседа об овощах (обобщающая).

Цель – формировать обобщённое представление об овощах.

Задачи:

  1. Формировать умение обобщать по существенным признакам, пользуясь простейшей моделью.
  2. Учить отражать результат обобщения в развёрнутом речевом суждении.
  3. Воспитывать умения внимательно слушать собеседника, точно и полно отвечать на поставленный вопрос.

* * *

Беседа об осени (обобщающая)

Цель – формировать обобщённое представление об осени (явления в неживой природе, состояние растений, особенности жизнедеятельности животных).

Задачи:

  1. Закрепить знание о труде людей осенью.
  2. Упражнять в установлении связей между знакомыми фактами.
  3. Развивать навыки учебной деятельности: умения логично отвечать на поставленный вопрос, доказывать свою мысль.

Зима

Беседа о зимующих и перелётных птицах (формирование обобщённого представления).

Цель – формировать обобщённое представление о зимующих и перелётных птицах.

Задачи:

  1. Углублять представление о причинах отлёта птиц.
  2. Учить классифицировать птиц на зимующих и перелётных, на основе установления связи между характером корма и возможностями его добывания.
  3. Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях.

* * *

Беседа о домашних животных (формирование понятия).

Цель – обобщить конкретное представление о домашних животных и сформировать понятие «домашние животные».

Задачи:

  1. Учить устанавливать существенные признаки для обобщения (где живут, какую пользу приносят человеку).
  2. Формировать умение отражать ход размышлений в речи.
  3. Воспитывать умение дополнять ответы сверстников.

Весна

Беседа о том, кто где живёт

Цель – систематизировать представление о местах обитания диких зверей, насекомых, домашних животных.

Задачи:

  1. Учить применять конкретные знания о поведении, потребностях, повадках животных для доказательства.
  2. Воспитывать умения рассуждать, отражать суждения в развёрнутой речи.
  3. Воспитывать интерес к жизнедеятельности животных весной.

* * *

Беседа об уходе за комнатными растениями (обобщающая)

Цель – обобщить представление об уходе за комнатными растениями.

Задачи:

  1. Закрепить знание об основных потребностях комнатных растений.
  2. Обобщить представление о направленности способов ухода.
  3. Закрепить умение выбирать вид ухода.
  4. Воспитывать бережное отношение к комнатным растениям, ответственность за их жизнь.

Лето

Беседа о лете (обобщающая)

Цель – обобщить и систематизировать представление о лете по основным, существенным признакам.

Задачи:

  1. Уточнить представление о некоторых видах сельскохозяйственного труда летом.
  2. Учить устанавливать связь между комплексом условий и состояний растений и животных.
  3. Развивать связную речь, умение говорить ясно, понятно для окружающих.
  4. Воспитывать желание делиться своими знаниями и воспоминаниями.
    Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения в подготовительной к школе группе

Осень

Беседа «Какие бывают насекомые»

Цель – систематизировать представления детей о многообразии насекомых.

Задачи:

  1. Закрепить знания об общих признаках насекомых.
  2. Учить устанавливать простейшие связи.
  3. Воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним.

* * *

Беседа «У воды, на воде, в воде»

Цель – углубить и обобщить представление детей о водоёме как среде обитания животных и растениях.

Задачи:

  1. Учить устанавливать конкретные взаимосвязи между живущими у воды и в воде животными и растениями.
  2. Уметь замечать приспособление животных и растений в разных условиях.
  3. Воспитывать интерес к обитателям водоёмов.

Зима

Беседа «Гололёд»

Цель – сформировать у детей элементарное представление о гололёде как явлении природы.

Задачи:

  1. Учить устанавливать связь между температурой воздуха и агрегатным состоянием воды.
  2. Уточнить представления о труде людей по борьбе с гололёдом.
  3. Воспитывать умение вести себя при гололёде, стремление помочь людям, попавшим в беду, уважение к труду дворника.

* * *

Беседа «Как растения приспособились зимовать»

Цель – закрепить представление об основных потребностях растений в условиях среды их обитания.

Задачи:

  1. Научить сравнивать состояние растений летом и поздней осенью, выявлять причины различий, используя простейшие модели.
  2. Конкретизировать и углубить представления о способах приспособления растений к изменениям условий существования.
  3. Воспитывать интерес к жизни растений, бережное отношение к ним.

Весна

Беседа «Путешествие за капелькой воды»

Цель – обобщить представления детей об агрегатном состоянии воды в разные времена года.

Задачи:

  1. Учить устанавливать зависимость состояния воды от температуры воздуха.
  2. Различать и называть явления природы, связанные с различным состоянием воды.
  3. Уточнить значение воды для жизни растений и животных.

* * *

Беседа «Все нужны друг другу в лесу»

Цель – Обобщить представления детей о лесе как сообществе, в котором живут вместе растения и животные.

Задачи:

  1. Конкретизировать представления о типичных для леса жителях.
  2. Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи, раскрывающие необходимость совместного произрастания растений и проживания животных.
  3. Сформировать обобщённое представление о том, что лес – дом для животных и растений.
  4. Учить детей правильно вести себя в лесу.
    Примерный конспект занятия

«Дежурство в уголке природы»

(беседа с показом приёмов работы во второй младшей группе)

Программное содержание

Цель - уточнить и закрепить знания детей о приёмах ухода за растениями, о последовательности выполнения работы.

Задачи:

1. Уточнить знания об инвентаре для работы и месте его хранения.

2. Объяснить устройство доски дежурных.

3. Воспитывать ответственность за порученное дело и умение довести его до конца.

Ход занятия

        1 часть. Дети сидят полукругом на ковре. Воспитатель, обращаясь к ним, говорит: «Дети, сегодня мы поговорим о том, как мы ухаживаем за растениями, что делаем (дети перечисляют)».

        2 часть. Далее воспитатель задаёт вопросы:

  • Как узнать, что растение нужно поливать? (Земля сухая на ощупь, светлая).
  • Какой водой нужно поливать растение? (Тёплой водой, которая стоит в лейках со вчерашнего дня).
  • Кто покажет, как нужно правильно поливать?
  • Правильно ли Ваня полил растение? (Правильно, он держит носик леечки над самым горшком, поливает осторожно и аккуратно).
  • А что мы делаем, прежде всего, поливаем или протираем горшок, блюдце и подоконник?
  • Почему нужно сначала полить растение? (Потому что можно набрызгать на блюдце и подоконник, и придётся протирать ещё раз). Ребёнок показывает, как надо протирать горшок.
  • Когда все растения политы, что нужно ещё сделать? (Налить в лейки воды и поставить на завтра, чтобы вода согрелась).
  • Что ещё нужно для ухода за растениями, кроме их полива? (Тряпочки, миски, клеёнки).

       3 часть. Воспитатель подводит итоги: «Ребята, что нужно сделать после того, как работа закончена?» (Клеёнки вытереть, тряпочки выполоскать и высушить). «Где хранится всё, что нужно для ухода за растениями?» (В столике под аквариумом, всё на своих местах). Молодцы!


Список литературы

  1. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В. И. Логинова, Т. И. Бабаева и другие. Изд. 2-е, переработанное. – СПб, 1996 год.
  2. Как знакомить дошкольников с природой/Под ред. П. Г. Саморуковой. – М.,1983 год.
  3. Кондратьева Н. Н. Программа экологического образования детей. «Мы». – Азбука экологии. – СПб, 1996 год.
  4. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. – М., 1989 год.
  5. Методика ознакомления с природой/Под ред. П. Г. Саморуковой. – М.,1992 год.
  6. Мир природы и ребёнок. Методика экологического воспитания дошкольников/Под ред. Л. М. Маневцовой. Изд. 2-е, переработанное и дополненное. – СПб, 1998 год.
  7. Николаева С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей. Методические рекомендации для дошкольных учреждений. – М.,1993 год.
  8. Николаева С. Н. Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста. – М.,1996 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема: "Формирование экологической культуры у дошкольников"

Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема выступления: Формирование экологической культуры у дошкольников"...

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Дети и их экологическое воспитание. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

В последнее время мы часто слышим такие слова, как «экологическое воспитание», «экологически чистые продукты». Что же это такое?...

Образовательная среда детского сада как ресурс экологического воспитания детей дошкольного возраста. Экологические игры в дошкольном образовании

Сборник посвящен вопросам экологического воспитания детей дошкольного возраста и представляет собой антологию тематических статей и разработок экологических игр. Представленные материалы могут оказать...

Консультация для родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Экологическое воспитание дошкольников»

В данной статье раскрыта актуальность проблемы настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофи...

Мастер – класс для педагогов ДОУ на тему: «Использование экологических игр в формировании экологического воспитания детей дошкольного возраста». «Путешествие по временам года»

Познакомить педагогов с экологическими играми, которые способствуют в развитие экологического  воспитания дошкольников....