Конспект по ознакомлению с окружающим миром"День народного единства"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Федорова Галина Александровна
Интегрированные задачи: 1. Образовательные: познакомить детей со Всероссийским праздником - День Народного Единства, расширять знания и представления детей о России, о флаге, гербе и гимне, народах и национальностях, знание об истории возникновения праздника «День народного единства», формирование дружеских отношений в детском коллективе. 2. Развивающие: развивать память, логическое и творческое мышление, воображение, речь, мелкую моторику. 3. Воспитательные: воспитывать чувство гордости за свой народ, за его подвиги; воспитывать дружеские взаимоотношения в детском колле

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt-_den_narodnogo_edinstva.docx21.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе № 3


Тема: «Дружба. День народного единства»

Образовательная область: «познавательное развитие»

Интеграция областей: «речевое развитие», «физическое развитие», «социально-коммуникативное развитие», «художественно – эстетическое развитие»

Интегрированные задачи:

1. Образовательные: познакомить детей со Всероссийским праздником - День Народного Единства, расширять знания и представления детей о России, о флаге, гербе и гимне, народах и национальностях, знание об истории возникновения праздника «День народного единства», формирование дружеских отношений в детском коллективе.

2. Развивающие: развивать память, логическое и творческое мышление, воображение, речь, мелкую моторику.

3. Воспитательные: воспитывать чувство гордости за свой народ, за его подвиги; воспитывать дружеские взаимоотношения в детском коллективе.

Словарная работа: Родина, Российская Федерация, россияне, тюбетейка, кумыс, черкеска, ополчение, иноземный, захватчик.

Предварительная работа: чтение стихов и служение песен о Родине.

Материал и оборудование: карта России, картинки с изображение разных народов, населяющих Россию, макет Земли, заранее вырезанные шаблоны людей, цветные карандаши, вырезанные из цветной бумаги элементы одежы, клей, клеенки.

Ход занятия

1. Организационный момент

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

-  Ребята, Вы любите праздники? (Ответы детей)

- А какие праздники вы знаете? (День рождения, Новый год, 8 марта, День Защитников Отечества, День матери)

- Молодцы, дети, много праздников вы назвали. Но есть еще один замечательный праздник - День народного единства.  Вся наша страна отмечает его 4 ноября. Вы знакомы с этим праздником и историей его возникновения?

2. Основная часть.

 (Звучит в аудиозаписи песня о Родине)

- Ребята, а как вы думаете, что такое Родина? Что это слово значит для вас? (Ответы детей.)

- Правильно, Родина – это место, где вы живёте, где живут ваши родители, друзья; город, в котором вы живёте; страна, в которой вы живёте.

(Воспитатель читает стихотворение Е. Аксельрода «Наш дом»)

На карте мира не найдёшь

Тот дом, в котором ты живёшь.

И даже улицы родной

Ты не найдёшь на карте той,

Но мы всегда с тобой найдём

Свою страну, наш общий дом.

- Ребята, а как называется наша страна? (Россия, Российская Федерация)

Рассматривание карты России.

Словесная игра «Я начну, а вы продолжите»:

Наша страна называется … (Россия).

Наша страна очень … (большая, огромная).

В ней много … (рек, озёр, животных, лесов, городов).

Люди, которые живут в нашей стране, называются … (россияне).

- Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих.

- Люди каких национальностей живут в нашей стране? (Русские, башкиры, татжики, кыргызы, нэны,чукчи, ульчи и др.)

- Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции. Что такое народные традиции? (Ответы детей.) Рассматривание иллюстраций с изображением людей в национальных костюмах.

(Дети садятся за столы. Воспитатель читает стихотворение В. Степанова «Российская семья»)

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод.

Один кумыс готовит,

Другой готовит мёд.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех одна.

Игра «Клубочек»

(дети стоят в кругу)

- У меня сегодня есть клубок ниток, он не простой, а волшебный он поможет мне понять насколько наша группа дружная. Я передам клубочек Даше, а Даша передаст клубок тому, с кем она дружит, кто ей больше всего нравится, но сама не выпускает ниточку из рук. Например, Даша передает Вове, а Вова - Семенуи т.д.

(Таким образом все дети соединены ниткой в единую сеть)

- Ребята, посмотрите мы все объединены одной сетью. Это нас всех объединила дружба.

Рассказ о возникновении праздника.

- 4 ноября вся наша страна будет отмечать День народного единства. Давайте с вами узнаем, что это за праздник. Давайте возьмемся за руки и это будет символом нашего единства.

- Но не всегда, ребята, народы России жили в единстве. К сожалению, на протяжении всей истории, Россия много раз подвергалась испытанию на прочность, не раз переживала времена, когда нарушалось ее единство, когда в стране царили вражда и голод, была война. Послушайте мой рассказ….

- Давным-давно жили на нашей земле русичи. Жили они честно, трудились, растили детей. Но вот пришел недобрый день и час, и навалились на нашу землю русскую беды — несчастья — напали враги. Но, нашелся на земле русской добрый молодец — Козьма Минин. Стал он собирать силы и средства на освобождение Отечества.  Понял весь народ, что он крепко- накрепко связан одной бедой. Теперь нужно было выбрать воеводу. Чтобы он вел войско на врага. Выбрали воеводу - князя Дмитрия Пожарского. Тяжело было русским воинам, но всё же победила русская рать. Обессилел враг и сдался. 

- Позже в память о героях – защитниках Руси на собранные народом средства был поставлен в столице России — Москве памятник Козьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому.

(Рассматривание иллюстрации памятника)

- Бегут годы, текут столетья, но подвиг их не забыт. 

- Скажите мне, ребята, можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину? (ответы детей)

- Да, ребята, конечно можно, потому что впервые простые люди шли воевать за свою родную землю. И они победили, когда люди всех национальностей объединились.  

- Эта славная победа сделала навсегда незабываемым для нас день 4 ноября. В честь этого события мы празднуем теперь День народного единства как заслуженный праздник. Этот день отмечен красным числом в календаре. Над каждым учреждением поднимается государственный флаг России. В этот праздник у всех выходной день. Люди ходят друг к другу в гости, собираются вместе, на улицах и площадях проходят праздничные мероприятия, устраиваются народные гуляния. 

Физминутка

В нашей стране горы высокие, ( руки вверх на носочки)
Реки глубокие, ( присели)
Степи широкие, ( развели руки в стороны)
Леса большие, ( руки описывают круг)
А мы ребята вот такие! ( большой палец вверх)

- Каждая страна имеет свои государственные символы: флаг, герб и гимн. Какой флаг у России? (Трёхцветный, он состоит из трёх полосок - белой, синей, красной)

- Что же они обозначают? Белый – это цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает. Синий цвет - это вера, верность. Народ любит свою страну, защищает её, верен ей. Красный цвет - цвет силы. Это кровь, пролитая за Родину.

Дидактическая игра «Собери флаг России». 

(дети делятся на 2 команды, каждая команда собирает флаг из частей пазла)

Рассматривание герба России

- Что изображено на гербе России? Что вы видите в центре? Почему же на гербе России изображён орёл? Орёл на гербе обозначает силу, это значит, что государство, на гербе которого изображён орёл, сильное и непобедимое. Русское государство очень большое, и головы орла смотрят на запад и на восток, как бы показывая, что государство большое, но единое. В России живут люди разных национальностей, а не только русские. В центре изображён герб Москвы, так как Москва – столица нашей Родины.

- Ребята, а знаете ли вы пословицы о дружбе? (Ответы детей)

- Вот какие пословицы сочинил наш народ. Потому что понимал, что дружба – это великая силаНароды всех национальностей живут сплочённо, помогают друг другу, не ссорятся. А вы ребята, умеете дружить? (Да) А если вдруг поссоритесь? Что сделаете? (Помиримся)

Динамическая пауза «Мирилка» 

(дети берутся мизинчиками)

Хватит нам уже сердиться,

Веселятся все вокруг!

Поскорей давай мириться:

-Ты мне друг!

-И ты мне друг!

Мы обиды все забудем

И дружить как прежде будем!

Рисование с элементами аппликации «Все люди Земли-одна большая семья»

Ребята, как вы думаете, хорошо бы было, если бы все люди Земли помирились и жили дружно? (ответы детей). Давайте представим, что наша с вами мечта сбылась, сядем за стол и сделаем большую поделку, которая называется «Все люди Земли-одна большая семья»

(Дети дорисовывают, к заранее вырезанным фигурам, глаза, улыбки; разукрашивают костюмы в яркие цвета, чтобы получился действительно праздничный хоровод; приклеивают детали одежды)

Оформление работ в одной коллективной композиции.

 (приклеиваем все работы между собой)

3. Итог занятия.

(дети стоят в кругу держась за руки, воспитатель читает стихотворение)

- Давайте, друзья, мы за руки возьмемся,

Из песен и игр мы венок заплетем.

По нашей стране, по России пройдемся,

С друзьями большой хоровод заведем.

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по знакомству с окружающим миром "День народного единства"

К конспекту прилагаеся презентация, которую Вы можете скачать, перейдя по ссылке https://drive.google.com/file/d/0B1lN6jjyoRkIeV9IaEpzU2dLdFU/view?usp=sharing....

Ознакомление с окружающим миром "День народного единства"

Цель:1. расширять представления детей о территории России, народах ее населяющих;2. воспитывать уважение к различным национальностям России, их культуре, языку;3. знакомство детей с Всероссийским праз...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром «Русская народная игрушка-матрёшка».

Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой.Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки, как символ русского народного искусстваПознакомить детей с историей мат...

Конспект НОД по ознакомлению с социальным миром "День народного единства" (подготовительная группа)

Цель: Знакомство детей с праздником – День народного единства.Задачи:- Расширять представления детей о национальных праздниках, познакомить с историей возникновения праздника День народного един...

Конспект по ознакомлению с окружающим миром «День спонтанного проявления доброты» для детей старшего дошкольного возраста.

Данный материал поможет провести с пользой, интересно и забавно целый день в саду, а главное необычно....

Ознакомление с окружающим миром "День народного единства"

Цель: познакомить детей с праздником - «День народного единства», расширятьпредставление детей о родном крае, стране, в которой мы живем. Задачи:1. Развивать любознательность, умение ...