НОД "Весна пришла"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Кадочникова Светлана Николаевна

Конспект ООД по развитию связной речи в старшей группе
с использованием приемов ТРИЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_trits.docx23.36 КБ

Предварительный просмотр:


Конспект ООД по развитию связной речи в старшей группе
с использованием приемов ТРИЗ

Цель:

Развитие связной речи по теме «Весна пришла», закрепить признаки весны.

Задачи:

• учить выделять объекты, изображенные на картине

• продолжать учить детей отвечать на вопросы взрослого полным предложением,

• учить составлять предложения –сравнения со словом –как,

• составлять рассказ от имени живого и неживого предмета (с творческим заданием: рассказ от первого лица,

• развивать у детей эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами

Прием ТРИЗ “вхождение в картину,( придумывание предложений со словом, КАК ) методом ТРИЗ “мозговой штурм”. Метод мозгового штурма «Что было бы, если?».

Метод аналогий (личностная аналогия) прямая аналогия сходные процессы в других областях знаниййвертолет-стрекоза.Фантастическая аналогия-решение проблемы как в волшебной сказке

-прием эмпатии взгляни на вещи его глазами..

Ход занятия:

1. Орг. момент:

Воспитатель: То о чем мы будем говорить это маленький секрет, разгадать который вы сможете отгадав загадку :

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи,

В дом свой –улей –пчела

Первый мед принесла.

На ветках плотные комочки –

В них дремлют клейкие листочки.

Воспитатель: “Ребята, о каком времени года я рассказывала? (о весне). Сегодня мы поговорим о весне”. А давайте вспомним какими словами можно сказать о весне

Игра  «На что похожа весна?»

 Воспитатель: “А вы хотите побывать в весеннем лесу?” Давайте закроем гла за и переместимся в весений лес. Звучит весенняя музыка

Выставляется сюжетная картинка.

Ребята,какое время года изображено на картине? Значит мы с вами в каком лесу? .Что вы услышите…..

Прием ТРИЗ “вхождение в картину” - “Я слышу” (пение птиц, звон ручья, звон капели)

“Я ощущаю носом”,

 “Я ощущаю руками”(холодный мокрый снег, нежные клейкие листочки и т.п.

Я бы хотела, чтобы вы немного рассказали, что изображено на картине?

Какие признаки весны ?

 К картине прикреплен конверт.

Что это? Давайте посмотри

Д/ игра: “Найди приметы весны”. На столе лежат картинки с разными временами года. Дети должны выбрать весну

Воспитатель: “Ребята, давайте найдем картинки, на которых изображены приметы весны. Но, вы, взяв картинку, должны объяснить: почему вы ее взяли”.

Дети выставляют картинки на магнитную доску.

 А сейчас я предлагаю речевую игру: “Ассоциации” с вашими картинками

придумывание предложений со словом, КАК по схеме методом ТРИЗ “мозговой

штурм”.

Луч согревает как -одеяло, шарф,

В снегу ноги утопают как в –каше, болоте.

Ручей мчится как -автобус, ракета, поезд,

Шумит как –ребенок;

Листочки прилипают как –пластырь, смола,

Птицы шумят, ссорятся как –дети, листва на дереве, погремушка, ветер.

Почки набухают как –каша, губка, ранка после ожога,

Сосульки капают как –слезы,

Деревья покрываются листвой как –одеялом, шалью,

Воспитатель выбирает наиболее точный и понравившийся вариант.

Физкультурная минутка:

Солнышко, солнышко, в небе свети (дети тянутся руками вверх)

Яркие лучики к нам протяни! (вытягивают руки вперед ладонями вверх).

Ручки мы вложим в ладошки твои,

Нас покружи, оторвав от земли. (Кружатся, хлопают в ладоши).

Быстро шагают резвые ножки. (Быстро шагают на месте).

Солнышко скрылось, ушло на покой, (Приседают,

Мы же на место сядем с тобой. (Тихо садятся на свои места).

Ребята,а давайте с вами представим ( Метод мозгового штурма «Что было бы, если?»)

Весну похитила Снежная королева.

Постоянно длилась бы зима.

Люди постоянно бы ходили тепло одетыми.

Постоянно надо было бы отапливать помещения.

Дрова бы исчезли, потому что деревья при холоде перестали бы расти.

Растения прекратили бы рост: начался бы авитаминоз.

Появились бы страшные болезни: цинга, шатались бы зубы и выпадали бы. Изменился бы овал лица…

Речки были бы скованы льдом: погибла бы рыба, если бы ей вовремя не делали бы лунки.

Насекомые бы исчезли: не стало бы меда…

Птицам нечем было бы питаться, они погибли бы. Это было бы хорошо или плохо?

Воспитатель: Я предлагаю оживить нашу картину.

Вы –герои. Превратитесь во что –нибудь и опишите свое настроение и свое отношение к окружающим вас предметам” -прием эмпатии.

Рассказ от первого лица.

Выбирают картинки: лужа, трава, ель, прутик, ручей и т. п.

Солнце (луч) –Я –доброе, яркое, лучистое, ослепительное, теплое, желтое, круглое. Мне нравится дарить тепло, согревать землю. Мне не нравиться, что деревья скрывают от меня цветы и я не могу их согреть.

Ручей –Я чистый, лесной, быстрый, стремительный, шумный, звенящий. Я люблю петь песни, когда бегу, их напеваю. Мою воду ждут цветы и птицы. Я несу воду в большую реку.

Лужа –Я грязная, большая, темная. Я ничего не делаю, меня никто не беспокоит, все забыли обо мне.

Снег –я серый, мокрый, рыхлый, грязный. Не люблю солнечный свет,

люблю прятаться под деревьями

Игра с элементами ТРИЗ: “Давайте найдем самое удачное название картине”. Дети придумывают название картины,выбирается самое удачное.

Воспитатель: “Почему так назвали картину?”

3. Рефлексия. Релаксация: «Солнечный зайчик»

Хотите  поиграть  с "Солнечным зайчиком"?(Звучит музыка)

Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями на лбу, на носу, на ротике,

на щечках, на подбородке, поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги. Он забрался на живот — погладь животик. Солнечный зайчик не озорник, он любит и ласкает тебя, подружись с ним. Отлично! Мы подружились с "Солнечным зайчиком", глубоко вздохнем и улыбнемся друг другу. Как здорово, что мы с вами встретились!

Дети повторяют движения за педагогом согласно тексту.

- Какое задание было самым сложным?

- С каким заданием вы справились быстро?

Оценка деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-газета "Пришла весна, ой пришла красна!"

Материал для родителей о весне...

Пришла весна - пришла Победа!

Предлагаю сценарий учебно-воспитательного материала для детей средней и старшей группы.Цель: патриотическое воспитание.Чтобы мирно всем жилось,Чтобы мирно всем спалось,Каждый день и каждый часЗорко ох...

Интегрированная совместная деятельность воспитателя с детьми младшего возраста. "В гости к нам пришли друзья, угощать пришла пора".

Закрепить названия диких животных; сформировать представления об их внешнем виде, о качестве фруктов и овощей; активизировать в речи детей слова колючий, мягкий,пушистый, вкусное, сочное; воспитывать ...

Конкурс чтецов на военную тему: « Пришла весна- пришла Победа»

Конкурс    чтецов  на   военную  тему:  « Пришла   весна-  пришла  Победа»   Ведущий:     Праздник  Побед...

НОД "Пришла зима, пришла красна. Потешки-заклички, поговорки, колядки"

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 3-4 лет (восприятие художественной литературы и фольклора) Цель: формировать у детей первичные представления о русских традициях через в...