Конспект НОД « Извержение вулкана» (старшая группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Устинова Марина Георгиевна

Конспект НОД « Извержение вулкана» (старшая группа)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД « Извержение вулкана» (старшая группа)

Цель: ознакомление дошкольников с природным явлением - вулкан.

Задачи:

-Формировать представления о вулканах, опасностях, которые они представляют, а также их пользе.

-Продолжать формировать умение делать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные раннее знания.

-Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность.

Словарь: гора, вулкан, кратер, лава, минерал.

Предварительная работа:

Чтение детской энциклопедии «Земля», рассматривание фотографий, иллюстраций с различными вулканами. Беседы о вулканах. Изготовление макета вулкана из пластилина.

Материалы и оборудование: презентация «Вулканы», проектор, ноутбук, минерал вулканического происхождения, пемза по кол-ву детей, тазик с водой; лупы; макет вулкана, изготовленный из пластилина; поднос; пипетка, колбы, сода, красная гуашь, уксус, салфетки; посылка; листы бумаги; карандаши (по количеству детей), пластилин, геометрические формы – конус, шар, куб; карточки А.И Савенкова.

Орг.момент:

 — Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Сегодня нас ожидает много интересного, много новых открытий, а помощниками вам будут ваше внимание, находчивость, смекалка и любознательность (воспитатель находит посылку)

- Смотрите, ребята, стоит посылка, а давайте её откроем и посмотрим, что же в ней.

Основная часть:

Воспитатель и дети открывают посылку.

Воспитатель: - Да это же целая посылка камней! Давайте их исследуем. Кто же нам поможет? (звучит волшебная музыка и появляется Магистр Наук)

Магистр Наук: - Здравствуйте, ребята! Я Магистр Наук и смогу ответить на ваш вопрос.

-Для этого я вас приглашаю в свою волшебную лабораторию. Юные учёные здесь могут экспериментировать, делать открытия, узнавать много интересного. И сейчас вы сами в этом убедитесь! Но сначала вспомним, как нам помогут эти карточки? Свои наблюдения мы будем фиксировать на листах бумаги.

-Ну, что давайте исследовать! (показ карточки «наблюдаем») . Я предлагаю вам рассмотреть минерал под лупой. Что вы видите?

(Дети трогают, рассматривают с помощью лупы)

Дети: Этот камень весь в мелкую дырочку.

Магистр Наук: Правильно, на этом камне множество мелких пор.

Магистр Наук:  (показ карточки «думаем самостоятельно»). Это живой или не живой объект?

Дети: Не живой.

Магистр Наук: Почему?

Дети: Потому, что не двигается, не дышит, не питается, не летает.

Магистр Наук: - Давайте зафиксируем ответ на листе бумаги (показ карточки» провести эксперимент»).  Продолжаем наше исследование дальше. Этот объект твёрдый или мягкий? Сравним пластилин с минералом.

Дети: Этот минерал твёрдый (фиксируют наблюдения).

Магистр Наук: - Есть ли внутри воздух? Давайте проверим (дети  опускают минерал в воду и проверяют наличие пузырьков воздуха).

Магистр Наук: - Что произошло с камнем?

Дети: Когда камень опустили в воду, он не утонул, появились пузырьки. Значит, внутри камня есть воздух. Зафиксируйте своё наблюдение.

Воспитатель: - Какой можно сделать вывод о свойствах этого минерала?

Дети: (показ карточки «подумать сам-но») Он не живой, твердый, пропускает воздух.

Магистр Наук: - Этот минерал называется пемза, он вулканического происхождения.

Воспитатель:- А что такое вулкан?

Дети: Это большая гора, из которой сначала идет дым, а затем извергается лава.

Магистр Наук: - Давайте отправимся туда, где есть вулканы, оказывается, ребята, вулканы есть и у нас в России на Камчатке и Курильских островах. А рассматривать их лучше с высоты птичьего полёта, но у нас нет крыльев, как у птиц, самолёта я тоже не вижу… (смотрит на пол, видит ковёр)

)- А давайте, ребята, полетим на Камчатку на ковре-самолёте.

Физминутка: «Ковёр-самолёт»

Взять бы, сесть на ковер-самолёт (присаживаются все на ковёр)

И умчаться в волшебные страны,

Пусть нас он по ветру несет (руками машут в правую сторону, левую сторону)

Через  горы, моря, океаны (руки в стороны)

 И на загадочный полуостров

Смело мы летим вперёд,

Где вулкан уже нас ждёт.

Магистр Наук: (обращаясь к презентации)

- Вот мы пролетаем над вулканами, а хотите узнать легенду о происхождении названия вулкан.

«Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами».

Воспитатель: - А теперь давайте рассмотрим вулкан. Из предложенных геометрических форм выберите ту, на которую похож вулкан.

Дети: (демонстрирует конус).

Воспитатель:  - Только у вулкана как бы «отрезали верхушку» (показ макета). И в этом месте вулкана находится кратер. Это что такое?

Дети: - Кратер — это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне дыра, уходящая глубоко в землю — это жерло вулкана.

Воспитатель: - Когда вулканы «спят» то мало отличаются от других гор. Но иногда они «просыпаются», шумят, начинается землетрясение, из их вершин вырывается пламя, пепел, камни (показ презентации). Они окутываются дымом, звучат взрывы, а по склонам течет настоящий огненный поток – это что? (лава).

Воспитатель: - А что такое лава?

Дети:- Лава – это расплавленные, очень горячие камни.

 Воспитатель:- Лава поднимается из-под земли по жерлу вулкана. Когда куски лавы застывают, получаются новые камни. А в кратере вулкана образуется озеро. И так вулкан «засыпает» снова.

 - Ребята, как вы думаете, можно ли строить людям дома у подножия вулкана, представляет ли он опасность людям и животным? (ответы детей)

Воспитатель: - Ребята, хотите посмотреть, как по-настоящему извергается вулкан? Вернёмся в нашу лабораторию. Влево-вправо повернулись, в детский сад назад вернулись.

 Магистр Наук: - Сейчас наш вулкан «спит», в природе такие «спящие вулканы» могут спать долгие тысячи лет, но для того, чтобы наш вулкан стал действующим, нам необходимо: сода, красная краска, моющее средство, уксус( проведение опыта).

- Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается.

 Заключительная часть:

(раздаётся звонок сотового телефона)

Магистр Наук: - Алло! Хорошо, сейчас буду! Ребята, меня срочно вызывают в другую лабораторию! До свидания!

Воспитатель:

- Ребята, давайте вспомним, где мы сегодня с вами были?  Что нового вы узнали? Что понравилось больше всего?

-Я приготовила для вас звёздочки, возьмите по одной. Арина, как ты думаешь, кто на занятии был самый активный? Подари ему свою звездочку. Тимур, а кто сегодня был самый изобретательный? Подари свою звездочку. Егор, кто сегодня был самый сообразительный, и быстро справился со всеми экспериментами? Подари  ему. Остальные ребята подарите звездочки тому, кто их, по вашему мнению, сегодня их  заслужил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД "Извержение вулкана". Область "Познавательное развитие"

Вулкан - одно из самых страшных и в то же время завораживающих природных явлений на земле. Как в своей лаборатории воспроизвести это захватывающее явление? Что для этого нужно и как это сделать ...

Конспект НОД "Извержение вулкана"

Конспект с детьми старшей группы о вулканах...

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности. «Извержение вулкана» (подготовительная группа)

Познакомить детей с природным явлением – извержением вулкана;        2. Развивать познавательную активность детей  в  поисково – познавательной...

Конспект занятия "Извержение вулкана"

Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. В процессе экспериментирования развивать стремление к познанию нового, вызвать поло...

Конспект НОД "Извержение вулкана"

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшей группы "Извержение вулкана", где дети знакомятся с особенностями внешенего вида, причинами извержения, вредом и пользой...

Конспект НОД "Извержение вулкана"

Здравствуйте, ребята, сегодня я решила прийти к вам в гости. Мне сказали, что в этом детском саду есть очень умные, очень любознательные ребята, которые много знаю и хотят знать еще больше.Мы с вами ж...